- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению по теме: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»
Урок по литературному чтению по теме: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова И.В. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»
Тема: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»
Первый урок по теме
Цель: Познакомить со стихами В. Берестова, развивать коммуникативные качества, толерантность, приёмы мыследеятельности.
Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух. (слайд 1)
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования у обучающихся умений формулировать проблему, предлагать пути её решения.
2. Обеспечить развитие у обучающихся умений увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.
3. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения.
Оборудование:
- запись песни М. Пляцковского «Настоящий друг»
- запись песни М. Пляцковского «Улыбка»
- портрет Валентина Берестова
Ход урока
1. Самоопределения к деятельности
- Проверить готовность учащихся к работе на уроке.
Звучит песня М. Пляцковского «Улыбка»
- Какие главные слова в песне? (Дружба начинается с улыбки)
- Давайте и мы улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.
Чтение эпиграфа урока (слайд 2)
Запись на доске:
Дружба - самое ценное для жизни, так
как никто не пожелает себе жизни без друзей,
даже если бы он имел все остальные блага.
Аристотель
2. Вступительная беседа.
- Кто такой Аристотель? (философ)
- Это высказывание философа, а что такое дружба для вас мы с вами ответим в конце урока.
- О дружбе размышляли во все времена. О ней размышляли поэты и писатели, учёные и философы.
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок: (слайд 3)
- Нет друга - ищи, а … (нашёл береги)
- Один за всех, … (все за одного)
- Человек без друзей, … (что дерево без корней)
3. Целеполагание
Так какая тема нашего урока? (Дружба в творчестве В. Берестова) (слайд 4)
У Владимира Высоцкого есть «Песня о друге». Какие там слова?
Если друг оказался вдруг,
И не друг, и не враг, а так…
Так какие цели мы поставим на уроке? (слайд 5)
- Что значит дружба?
Почему распадается дружба?
По каким причинам это происходит чаще всего?
Какие наиболее важные качества характера мы ценим в своих друзьях.
- Назовите наиболее важные качества характера, которые мы ценим в своих друзьях? (слайд 6)
-Доброта, внимание, отзывчивость, честность, верность, помощь и т.д. (запись на доске)
4. Решение учебной задачи
- Но ведь ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите ещё раз на слова внимательно и подумайте, какие черты присущи и вам. Каждый из вас пусть сделает вывод: Хороший я друг? (слайд 7)
Сегодня на уроке мы проведём некоторые исследования «Настоящая дружба. Преданный друг». (слайд 8) Результатом работы будут «Законы дружбы», которые вы сформулируете в конце урока. Помогут нам сегодня стихи замечательного поэта и интересного человека.
5. Усвоение новых знаний
1) Слово об авторе (слайд 9)
- Посмотрите на портрет. Это Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998). Начал писать стихи для детей только после рождения дочери, хотя поэтические способности у него обнаружились очень рано. В 8 лет он написал дразнилки на своих одноклассников, за что они его сильно побили. Берестов не перестал писать, только свои стихи теперь он записывал в тетрадь и прятал её в тайнике. Особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский, которому 14-летний поэт решил показать свою заветную тетрадь. Об этой встрече есть стихотворение, с ним мы познакомимся при чтении второй части учебника.
- Давайте прочитаем стихи Берестова и определим, какими качествами обладал лирический герой, можно ли его назвать настоящим другом (слайд --).
«Драконил» Анализ стихотворения.
Чтение стихотворения.
- Какие мысли возникли у вас, когда вы услышали стихотворение? (Свободные высказывания детей)
- Почему мальчика, о котором рассказывает лирический герой, он везде называет просто «он»? (Лирический герой не хочет называть «его» по имени, потому что с «ним» связаны самые неприятные воспоминания детства: «он»- провокатор, которому доставляло удовольствие подставить приятеля, поиздеваться над ним, а вся его фантазия уходила на то, чтобы изобрести очередную пакость. Его нельзя назвать иначе, кроме того имени, которое он сам изобрёл для журнала - Драконил)
- Прав ли лирический герой, называя «его» негодяем? Имеет ли он на это право? (Судя по тем эпизодам - с походом в кино, с теплицами, с любимыми журналами лирического героя, о которых рассказывает лирический герой, Драконил действительно негодяй)
Чтение стихотворения выразительно.
- Определите общее настроение стихотворения.
- Почему детство лирического героя, несмотря на такого Драконила рядом, можно всё-таки назвать безоблачным и счастливым? (Несмотря на такого Драконила рядом, детство лирического героя - счастливое. Ведь его никто не заставлял насильно общаться с таким Драконилом, никто не заставлял и участвовать в тех рискованных незаконным мероприятиях, которые придумывал Драконил)
- Почему лирический герой всё-таки играет с Драконилом и прощает все его пакости? (Раз лирический герой всё же дружил и играл с Драаконилом, зачит его привлекала - пусть и напрвленная на разные козни - изобретательность Драконила, его неуёмная фантазия)
Работа в парах
- Запишите качества лирического героя, о котроых вы узнали из этого стихотворения? (Умение прощать) (слайд 11)
«Разлука». Анализ стихотворения
- Что является для лирического героя основой детской дружбы? (Игра) (слайд 12)
- Во что вы любите играть с друзьями?
- Есть пословица (слайд 13) «Друг познаётся в беде», а что будет обозначать такое выражение: «Друг познаётся в игре»?
Друг уехал далеко,
Мне без друга нелегко.
День прошёл, потом неделя,
Три недели пролетели.
Летом дождь, зимою вьюга.
Очень скучно мне без друга.
- Поделитесь впечатлениями.
У В. Берестова есть стихотворение «Разлука». Послушайте рассуждения лирического героя о разлуке с другом.
Чтение стихотворения.
В игре выясняется всё: и подвижность мышления, и наличие или отсутствие фантазии, и двигательные способности и навыки, и нравственные качества человека. Игра - способ жизни юного человека, поэтому и отношение к ней должно быть серьёзным.
- Какие выводы сделал лирический герой? (Дети всегда подчиняются воли взрослых, основа детской дружбы - игра) (слайд 14)
Работа в парах
- Вы согласны с этими выводами? (Свободные высказывания детей)
Вывод: Для настоящей дружбы расставание не помеха, можно написать письмо, позвонить, отправиться вслед за другом.
- Какие новые качества вы увидели у лирического героя? Запишите. (Друг - тот, кто рядом, с которым можно поиграть) (слайд 15)
Физминутка (по выбору учителя)
«Фантики», «Девочка». Анализ стихотворения
Иногда люди бывают так дружны, что им даже снятся одинаковые сны. Их крепкая, верная и долгая дружба держится на одинаковых интересах, вкусах, им нравятся одинаковые игры, занятия. У них похожие характеры.
- Прочитайте стихотворения «Фантики» и «Девочка» самостоятельно и решите, на чём держится дружба лирического героя этих стихотворений. (слайд 16)
6. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа
- Что оказалось самым важным для лирического героя? (Общение, собирать и копить ему уже надоело)
- Чем привлекает лирического героя девочка-командирша? (Храбростью, фантазией, богатым воображением) (слайд 17)
7. Рефлексия
Работа в парах
- Запишите, какие черты характера ценит лирический герой (слайд 18). (Общительность, храбрость, сообразительность, выдумка, увлечённость)
- Сравните черты лирического героя всех стихотворений. Как вы думаете, это один лирический герой или разные? (Один)
- Расскажите о лирическом герое В. Берестова, используя только свои записи.
Законы дружбы (слайд 19)
«Драконил» - умеет прощать
«Разлука» - любит играть
«Фантики» - главным считает общение
«Девочка» - ценит храбрость, увлечённость, выдумку
- Как лирический герой понимает дружбу? (Дружить для лирического героя (которому всего десять лет, в отличие от взрослого автора) - это постоянно общаться, видеться, играть вместе, участвовать в совместных выдумках и рискованных предприятиях)
Что же такое дружба, каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно.
Ну, а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
(По Л. Измайлову)
8. Домашнее задание.
Выучить стихотворение (по выбору учащихся) (слайд 19)
7