• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по литературному чтению по теме: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»

Урок по литературному чтению по теме: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»

Тема: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»

Первый урок по теме

Цель: Познакомить со стихами В. Берестова, развивать коммуникативные качества, толерантность, приёмы мыследеятельности.

Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух. (слайд 1)

Задачи:

1. Создать условия для совершенствования у обучающихся умений формулировать проблему, предлагать пути её решения.

2. Обеспечить развитие у обучающихся умений увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.

3. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения.

Оборудование:

- запись песни М. Пляцковского «Настоящий друг»

- запись песни М. Пляцковского «Улыбка»

- портрет Валентина Берестова

Ход урока

1. Самоопределения к деятельности

- Проверить готовность учащихся к работе на уроке.

Звучит песня М. Пляцковского «Улыбка»

- Какие главные слова в песне? (Дружба начинается с улыбки)

- Давайте и мы улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

Чтение эпиграфа урока (слайд 2)

Запись на доске:

Дружба - самое ценное для жизни, так

как никто не пожелает себе жизни без друзей,

даже если бы он имел все остальные блага.

Аристотель

2. Вступительная беседа.

- Кто такой Аристотель? (философ)

- Это высказывание философа, а что такое дружба для вас мы с вами ответим в конце урока.

- О дружбе размышляли во все времена. О ней размышляли поэты и писатели, учёные и философы.

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок: (слайд 3)

- Нет друга - ищи, а … (нашёл береги)

- Один за всех, … (все за одного)

- Человек без друзей, … (что дерево без корней)

3. Целеполагание

Так какая тема нашего урока? (Дружба в творчестве В. Берестова) (слайд 4)

У Владимира Высоцкого есть «Песня о друге». Какие там слова?

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Так какие цели мы поставим на уроке? (слайд 5)

- Что значит дружба?

Почему распадается дружба?

По каким причинам это происходит чаще всего?

Какие наиболее важные качества характера мы ценим в своих друзьях.

- Назовите наиболее важные качества характера, которые мы ценим в своих друзьях? (слайд 6)

-Доброта, внимание, отзывчивость, честность, верность, помощь и т.д. (запись на доске)

4. Решение учебной задачи

- Но ведь ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите ещё раз на слова внимательно и подумайте, какие черты присущи и вам. Каждый из вас пусть сделает вывод: Хороший я друг? (слайд 7)

Сегодня на уроке мы проведём некоторые исследования «Настоящая дружба. Преданный друг». (слайд 8) Результатом работы будут «Законы дружбы», которые вы сформулируете в конце урока. Помогут нам сегодня стихи замечательного поэта и интересного человека.

5. Усвоение новых знаний

1) Слово об авторе (слайд 9)

- Посмотрите на портрет. Это Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998). Начал писать стихи для детей только после рождения дочери, хотя поэтические способности у него обнаружились очень рано. В 8 лет он написал дразнилки на своих одноклассников, за что они его сильно побили. Берестов не перестал писать, только свои стихи теперь он записывал в тетрадь и прятал её в тайнике. Особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский, которому 14-летний поэт решил показать свою заветную тетрадь. Об этой встрече есть стихотворение, с ним мы познакомимся при чтении второй части учебника.

- Давайте прочитаем стихи Берестова и определим, какими качествами обладал лирический герой, можно ли его назвать настоящим другом (слайд --).

«Драконил» Анализ стихотворения.

Чтение стихотворения.

- Какие мысли возникли у вас, когда вы услышали стихотворение? (Свободные высказывания детей)

- Почему мальчика, о котором рассказывает лирический герой, он везде называет просто «он»? (Лирический герой не хочет называть «его» по имени, потому что с «ним» связаны самые неприятные воспоминания детства: «он»- провокатор, которому доставляло удовольствие подставить приятеля, поиздеваться над ним, а вся его фантазия уходила на то, чтобы изобрести очередную пакость. Его нельзя назвать иначе, кроме того имени, которое он сам изобрёл для журнала - Драконил)

- Прав ли лирический герой, называя «его» негодяем? Имеет ли он на это право? (Судя по тем эпизодам - с походом в кино, с теплицами, с любимыми журналами лирического героя, о которых рассказывает лирический герой, Драконил действительно негодяй)

Чтение стихотворения выразительно.

- Определите общее настроение стихотворения.

- Почему детство лирического героя, несмотря на такого Драконила рядом, можно всё-таки назвать безоблачным и счастливым? (Несмотря на такого Драконила рядом, детство лирического героя - счастливое. Ведь его никто не заставлял насильно общаться с таким Драконилом, никто не заставлял и участвовать в тех рискованных незаконным мероприятиях, которые придумывал Драконил)

- Почему лирический герой всё-таки играет с Драконилом и прощает все его пакости? (Раз лирический герой всё же дружил и играл с Драаконилом, зачит его привлекала - пусть и напрвленная на разные козни - изобретательность Драконила, его неуёмная фантазия)

Работа в парах

- Запишите качества лирического героя, о котроых вы узнали из этого стихотворения? (Умение прощать) (слайд 11)

«Разлука». Анализ стихотворения

- Что является для лирического героя основой детской дружбы? (Игра) (слайд 12)

- Во что вы любите играть с друзьями?

- Есть пословица (слайд 13) «Друг познаётся в беде», а что будет обозначать такое выражение: «Друг познаётся в игре»?

Друг уехал далеко,

Мне без друга нелегко.

День прошёл, потом неделя,

Три недели пролетели.

Летом дождь, зимою вьюга.

Очень скучно мне без друга.

- Поделитесь впечатлениями.

У В. Берестова есть стихотворение «Разлука». Послушайте рассуждения лирического героя о разлуке с другом.

Чтение стихотворения.

В игре выясняется всё: и подвижность мышления, и наличие или отсутствие фантазии, и двигательные способности и навыки, и нравственные качества человека. Игра - способ жизни юного человека, поэтому и отношение к ней должно быть серьёзным.

- Какие выводы сделал лирический герой? (Дети всегда подчиняются воли взрослых, основа детской дружбы - игра) (слайд 14)

Работа в парах

- Вы согласны с этими выводами? (Свободные высказывания детей)

Вывод: Для настоящей дружбы расставание не помеха, можно написать письмо, позвонить, отправиться вслед за другом.

- Какие новые качества вы увидели у лирического героя? Запишите. (Друг - тот, кто рядом, с которым можно поиграть) (слайд 15)

Физминутка (по выбору учителя)

«Фантики», «Девочка». Анализ стихотворения

Иногда люди бывают так дружны, что им даже снятся одинаковые сны. Их крепкая, верная и долгая дружба держится на одинаковых интересах, вкусах, им нравятся одинаковые игры, занятия. У них похожие характеры.

- Прочитайте стихотворения «Фантики» и «Девочка» самостоятельно и решите, на чём держится дружба лирического героя этих стихотворений. (слайд 16)

6. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа

- Что оказалось самым важным для лирического героя? (Общение, собирать и копить ему уже надоело)

- Чем привлекает лирического героя девочка-командирша? (Храбростью, фантазией, богатым воображением) (слайд 17)

7. Рефлексия

Работа в парах

- Запишите, какие черты характера ценит лирический герой (слайд 18). (Общительность, храбрость, сообразительность, выдумка, увлечённость)

- Сравните черты лирического героя всех стихотворений. Как вы думаете, это один лирический герой или разные? (Один)

- Расскажите о лирическом герое В. Берестова, используя только свои записи.

Законы дружбы (слайд 19)

«Драконил» - умеет прощать

«Разлука» - любит играть

«Фантики» - главным считает общение

«Девочка» - ценит храбрость, увлечённость, выдумку

- Как лирический герой понимает дружбу? (Дружить для лирического героя (которому всего десять лет, в отличие от взрослого автора) - это постоянно общаться, видеться, играть вместе, участвовать в совместных выдумках и рискованных предприятиях)

Что же такое дружба, каждый знает.

Может быть и спрашивать смешно.

Ну, а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

(По Л. Измайлову)

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение (по выбору учащихся) (слайд 19)





7


© 2010-2022