- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие. Тема: Язык-душа народа
Внеклассное занятие. Тема: Язык-душа народа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова С.Н. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час «Язык-душа народа»
Цель: через учебно-игровую форму вызвать интерес у детей к изучению бурятского языка.
Задачи:
-
формирование понятия « государственный язык»
-
Развивать у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к родному народу.
Этапы:
-
Введение
-
Понятие « Государственный язык»
-
Многоязычность мира.
-
Язык-культура народа
-
Язык - душа народа
-
Рефлексия
Методы и формы:
-
Беседа
-
Практические задания
-
Игра
-
Мозговой штурм
Оборудование:
-
Картинки: разные национальности, первобытного человека, животные, профессии, разные цвета, знаки вопросов;
-
Карты, глобус;
-
Карточки: «язык», «душа народа», «государственный язык», «почему в мире много языков?», «может ли язык говорить о культуре народа?», « какие бывают люди?»;
-
Картинки и записи национального(бурятского) характера к практическим заданиям;
-
Ватман, маркеры;
-
Бланки для рефлексии.
(Предполагается записи с бурятским ёхором или песней, мультимедийный материал)
1. Введение.
- О чём будем говорить, вы догадаетесь сами, посмотрев на картинки (на картинках -представители разных наций)
- Что общего?
- Что разного? ( обычаи, одежда, разные интересы, у каждого свой язык)
-Сегодня мы будем говорить об языке ( карточка или запись ЯЗЫК)
2. Понятие о государственном языке.
Язык- можно рассматривать как орган и как речь. Язык, как речь может быть каким? (иностранным, родной).
Есть ещё понятие - государственный язык. Как вы думаете, что мы называем государственный язык?(ответы детей).
(необходимо наглядно показывать по ходу объяснения на схематичных картах ).
Наше государство - это Россия. Значит, язык - русский.
Мы живём в республике? - Бурятия. Получается, что у нас государственный язык- русский и бурятский? Обратимся в словарь. Государственный язык является для всей страны и для отдельных регионов. Например, если я бы жила в Татарстане, то для меня тоже было бы два государственных языка: русский и татарский. У нас в Бурятии названия учреждений, изданий и т.п. пишутся на двух языках- русском и бурятском. ( показать наглядно). Какой пример приведёте вы? (учебные предметы- есть русский язык и бурятский)
А нужно ли знать два государственных языка?
Игра « Переводчик» (показ картинок, дети называют по - бурятски, потом можно сгруппировать , например, животные, профессии, цвета)
3. Почему в мире много языков? (ответы детей)
Давайте попытаемся вместе ответить, сочинив рассказ ( показ на глобусе или на карте)
Давно это было. Человек научился говорить (картинка первобытного человека). Он постепенно развивался. Но только ли в одном месте был человек? Нет, он был на другом конце света, в другом месте. И у каждой группы, племени были свои порядки, свои жесты, внешность и речь была разной. Она отличалась определенным диалектом, наречием. Даже в нашей стране русский язык звучит с диалектом, некоторые окают, мы акаем.
Игра « Давайте познакомимся!»( знакомство по-бурятски « Меня зовут…»)
4. Может ли язык говорить о культуре своего народа?
Рассмотрим понятие « культура»
-
Обычаи, традиции
-
Праздники национальные
-
Искусство
-
Литература
-
Национальная кухня
-
Национальная одежда
-
Быт людей.
Можно добавить ещё многое.
( практические задания)
-Кто знает бурятские обычаи?( уважение к старшим, помощь близким и родным)
( можно показать как поздравляют старших на Сагалгане)
Выберите названия бурятских праздников
Какие произведения бурятских детских писателей мы недавно узнали?
Найти национальную посуду, национальную еду, национальную одежду примерить на модель куклы и т. п.
По всем признакам мы можем говорить, что перед нами бурят.
5. Люди разные.
Какие бывают люди по характеру?( ответы детей) По характеру можно сказать о душе человека: открытая, отзывчивая, злобная. О душе народа тоже можно сказать. Что можно сказать о душе бурятского народа по его культуре? ( открытая, гостеприимная, уважительная )
Например, если вы будете в другом регионе и вдруг услышите бурятскую речь, то какие будут ваши действия? ( ответы детей)
Вывод: Можно ли сказать, что язык - это культура народа, его традиции?
Язык - душа народа ( карточку прикрепить). Сегодня мы попытались об этом поговорить.
Рефлексия ( на листах дети заполняют ответы).