Внеклассное занятие. Тема: Язык-душа народа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Язык-душа народа»

Цель: через учебно-игровую форму вызвать интерес у детей к изучению бурятского языка.

Задачи:

  • формирование понятия « государственный язык»

  • Развивать у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к родному народу.

Этапы:

  • Введение

  • Понятие « Государственный язык»

  • Многоязычность мира.

  • Язык-культура народа

  • Язык - душа народа

  • Рефлексия

Методы и формы:

  • Беседа

  • Практические задания

  • Игра

  • Мозговой штурм

Оборудование:

  • Картинки: разные национальности, первобытного человека, животные, профессии, разные цвета, знаки вопросов;

  • Карты, глобус;

  • Карточки: «язык», «душа народа», «государственный язык», «почему в мире много языков?», «может ли язык говорить о культуре народа?», « какие бывают люди?»;

  • Картинки и записи национального(бурятского) характера к практическим заданиям;

  • Ватман, маркеры;

  • Бланки для рефлексии.

(Предполагается записи с бурятским ёхором или песней, мультимедийный материал)

1. Введение.

- О чём будем говорить, вы догадаетесь сами, посмотрев на картинки (на картинках -представители разных наций)

- Что общего?

- Что разного? ( обычаи, одежда, разные интересы, у каждого свой язык)

-Сегодня мы будем говорить об языке ( карточка или запись ЯЗЫК)

2. Понятие о государственном языке.

Язык- можно рассматривать как орган и как речь. Язык, как речь может быть каким? (иностранным, родной).

Есть ещё понятие - государственный язык. Как вы думаете, что мы называем государственный язык?(ответы детей).

(необходимо наглядно показывать по ходу объяснения на схематичных картах ).

Наше государство - это Россия. Значит, язык - русский.

Мы живём в республике? - Бурятия. Получается, что у нас государственный язык- русский и бурятский? Обратимся в словарь. Государственный язык является для всей страны и для отдельных регионов. Например, если я бы жила в Татарстане, то для меня тоже было бы два государственных языка: русский и татарский. У нас в Бурятии названия учреждений, изданий и т.п. пишутся на двух языках- русском и бурятском. ( показать наглядно). Какой пример приведёте вы? (учебные предметы- есть русский язык и бурятский)

А нужно ли знать два государственных языка?

Игра « Переводчик» (показ картинок, дети называют по - бурятски, потом можно сгруппировать , например, животные, профессии, цвета)

3. Почему в мире много языков? (ответы детей)

Давайте попытаемся вместе ответить, сочинив рассказ ( показ на глобусе или на карте)

Давно это было. Человек научился говорить (картинка первобытного человека). Он постепенно развивался. Но только ли в одном месте был человек? Нет, он был на другом конце света, в другом месте. И у каждой группы, племени были свои порядки, свои жесты, внешность и речь была разной. Она отличалась определенным диалектом, наречием. Даже в нашей стране русский язык звучит с диалектом, некоторые окают, мы акаем.

Игра « Давайте познакомимся!»( знакомство по-бурятски « Меня зовут…»)

4. Может ли язык говорить о культуре своего народа?

Рассмотрим понятие « культура»

  • Обычаи, традиции

  • Праздники национальные

  • Искусство

  • Литература

  • Национальная кухня

  • Национальная одежда

  • Быт людей.

Можно добавить ещё многое.

( практические задания)

-Кто знает бурятские обычаи?( уважение к старшим, помощь близким и родным)

( можно показать как поздравляют старших на Сагалгане)

Выберите названия бурятских праздников

Какие произведения бурятских детских писателей мы недавно узнали?

Найти национальную посуду, национальную еду, национальную одежду примерить на модель куклы и т. п.

По всем признакам мы можем говорить, что перед нами бурят.

5. Люди разные.

Какие бывают люди по характеру?( ответы детей) По характеру можно сказать о душе человека: открытая, отзывчивая, злобная. О душе народа тоже можно сказать. Что можно сказать о душе бурятского народа по его культуре? ( открытая, гостеприимная, уважительная )

Например, если вы будете в другом регионе и вдруг услышите бурятскую речь, то какие будут ваши действия? ( ответы детей)

Вывод: Можно ли сказать, что язык - это культура народа, его традиции?

Язык - душа народа ( карточку прикрепить). Сегодня мы попытались об этом поговорить.

Рефлексия ( на листах дети заполняют ответы).



© 2010-2022