Календарное планирование по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторских программ В.Г. Горецкого, В.А Кирюшкина «Обучение грамоте» и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России». Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Межпредметные связи. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам: литературное чтение и т.д. Особенности организации учебного процесса: Наряду с традиционными формами и методами работы на уроках русского языка предполагается работа в парах, в группах. Игровые упражнения позволяют оживить учебный процесс, усилить интерес к предмету. Предусмотрено создание проектов, которые выполняются индивидуально. Защита проекта проводится на уроке. Уроки проводятся с использованием средств ИКТ.

Учебно-методический комплект: Программа «Русский язык». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М.В. Бойкина, М.: Просвещение, 2011 г. Учебник В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука. 1 класс. Части 1, 2.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1-4 классы. : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014. Дидактические средства для учащихся В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова. Прописи. 1 класс. Части 1, 2, 3, 4.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (4 ч в неделю) выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения обучающимися умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах. Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 КЛАСС Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия
  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы
  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:
  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:
  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й'];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком - показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1-2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:
  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология Обучающийся научится:
  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис Обучающийся научится:
  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация Обучающийся научится: - применять изученные правила правописания:
  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; - безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40-50 слов; - писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30-40 слов. Обучающийся получит возможность научиться:
  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, парные - непарные твёрдые - мягкие; согласные глухие - звонкие, парные - непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);


Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных - род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных - род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме - лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов - время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме - лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик - ключика, замочек - замочка);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой; в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами; е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами; ж) безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов); з) писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания:
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек, -ик;
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных; г) объяснять правописание личных окончаний глагола; д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах; е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря; ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.



Содержание учебного предмета


Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.


Повторение (1 ч)

2 КЛАСС (170 ч)

Наша речь (4 ч) Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст (5 ч) Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (12 ч) Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (22 ч) Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (34 ч) Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29) Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (47 ч) Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

1.

Наша речь

4



2.

Текст

5



3.

Предложение

12



4.

Слова, слова, слова

22



5.

Звуки и буквы

34



6.

Правописание буквосочетаний с шипящими

29



7.

Части речи

47



8.

Повторение изученного

17




Итого:

170





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Сроки выполнения

Название разделов, тем уроков

Практическая часть

Формы и темы контроля

Оборудование

По плану

Фактически

02.09

Наша речь (4 ч)

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?




03.09

Что можно узнать о человеке по его речи?




04.09

Как отличить диалог от монолога?




07.09

Проверка знаний. Тест «Наша речь»




08.09.

Текст (5 ч)

Что такое текст?




09.09

Что такое тема и главная мысль текста?




10.09

Части текста.




11.09

Диктант по теме «Текст»




14.09

Работа над ошибками.




15.09

Предложение (12 ч)

Что такое предложение?




16.09

Как из слов составить предложение?




17.09

Контрольное списывание по теме «Предложение».




18.09

Что такое главные члены предложения?




21.09

Что такое второстепенные члены предложения?




22.09

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.




23.09

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?




28.09

Как установить связь слов в предложении?




29.09

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине «Золотая осень».




30.09

Анализ сочинений.




01.10

Контрольный диктант по теме «Предложение»




02.10

Анализ диктанта. Работа над ошибками.




05.10

Слова, слова, слова…(22 ч)

Что такое лексическое значение слова?




06.10

Что такое лексическое значение слова?




07.10

Что такое однозначные и многозначные слова?




08.10

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?




09.10

Что такое синонимы?




12.10

Что такое антонимы?




13.10

Что такое антонимы?




14.10

Контрольный диктант по теме: «Слово».




15.10

Работа над ошибками.




16.10

Что такое родственные слова?




19.10

Что такое родственные слова?




20.10

Что такое корень? Что такое однокоренные слова?


21.10

Что такое корень? Что такое однокоренные слова?




22.10

Какие бывают слоги?




23.10

Как определить ударный слог?




02.11

Как определить ударный слог?




03.11

Как переносить слова с одной строки на другую?




04.11

Как переносить слова с одной строки на другую?




05.11

Обучающее сочинение по серии картинок.




06.11

Проверочная работа по теме «Слово».




09.11

Контрольный диктант «Зимой в лесу».




10.11

Работа над ошибками.




11.11

Звуки и буквы (34 ч)

Как различить звуки и буквы?




12.11

Как мы используем алфавит?




13.11

Как мы используем алфавит?




16.11

Какие слова пишутся с заглавной буквы?




17.11

Как определить гласные звуки?




18.11

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».




19.11

Работа над ошибками.




20.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.




24.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.




25.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.




08.12

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.




09.12

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне




10.12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.




11.12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.




14.12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.




15.12

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».




16.12

Диктант. Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».




17.12

Работа над ошибками.




18.12

Как определить согласные звуки?




21.12

Согласный звук Й и буква И краткое.




22.12

Согласный звук Й и буква И краткое.




23.12

Слова с удвоенными согласными.




24.12

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси».


12.01

Наши проекты. И в шутку и в серьёз.




13.01

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.




14.01

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.




18.01

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?




19.01

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.




20.01

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.




21.01

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».




22.01

Проверочная работа по теме «Звуки и буквы».




25.01

Работа над ошибками.




26.01

Наши проекты. Пишем письмо.




27.01

Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы».




28.01

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ




29.01

Развитие речи. Обучающее изложение «Ласточки».




01.02

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».




02.02

Контрольный диктант «В лесу».




03.02

Закрепление знаний. Работа над ошибками.




04.02

Наши проекты. Рифма.




05.0208.02

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ




09.02

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ




10.02

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ




11.02

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?




12.02

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?




15.02

Проверка парных согласных в корне слова.




16.02

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.




17.02

Изложение повествовательного текста «Каток».




18.02

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.




19.02

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.




20.02

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.




24.02

Изложение повествовательного текста по вопросам плана.




25.02

Проверка знаний. Тест «Проверка парных согласных».




26.02

Диктант «Зяблик».




29.02

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.




01.03

Правописание слов с разделительным мягким знаком.


02.03

Правописание слов с разделительным мягким знаком.




03.03

Правописание слов с разделительным мягким знаком.




04.03

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.




07.03

Контрольное списывание «Кораблик».




09.03

Обучающее сочинение «Зимние забавы».




10.03

Проверка знаний по теме «Разделительный мягкий знак».




11.03

Обобщение изученного материала.




14.03

Части речи (47 ч)

Что такое части речи?




15.03

Что такое части речи?




16.03

Что такое имя существительное?




17.03

Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.




18.03

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.




21.03

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах, отчествах и фамилиях людей.




22.03

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.




23.03

Заглавная буква в написании кличек животных.




24.03

Заглавная буква в географических названиях.




25.03

Обучающее изложение «Люлька»




28.03

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.




29.03

Диктант «Главный город».




30.03

Работа над ошибками.




31.03

Единственное и множественное число имён существительных.




01.04

Единственное и множественное число имён существительных.




04.04

Единственное и множественное число имён существительных.




05.04

Обучающее изложение.




06.04
Проверка знаний. Тест «Имя существительное».




07.04

Диктант «Друзья».




08.04

Работа над ошибками.




11.04

Что такое глагол?




12.04

Что такое глагол?




13.04

Что такое глагол?




14.04

Единственное и множественное число глаголов.




15.04

Единственное и множественное число глаголов




18.04

Правописание частицы не с глаголами.


19.04

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».




20.04

Что такое текст-повествование?




21.04

Проверка знаний по теме «Глагол».




22.04

Что такое имя прилагательное?




25.04

Связь имени прилагательного с именем существительным.




26.04

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.




27.04

Единственное и множественное число имен прилагательных.




28.04

Что такое текст - описание?




29.04

Проверка знаний. Тест «Имя прилагательное».




02.05

Общее понятие о предлоге.




03.05

Раздельное написание предлогов со словами.




04.05

Восстановление предложений.




06.05

Проверка знаний по теме «Предлоги».




09.05

Диктант «Дети в лесу».




10.05

Работа над ошибками.




11.05

Что такое местоимение?




12.05

Что такое местоимение?




13.05

Что такое текст - рассуждение?




16.05

Проверка знаний по теме «Местоимение».




17.05

Контрольный диктант «Гроза».




18.05

Работа над ошибками.




19.05

Повторение изученного за год (17 ч)

Повторение по теме «Текст».




20.05

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».




23.05

Повторение по теме «Предложение».




24.05

Повторение по теме «Предложение».




25.05

Повторение по теме «Слово и его значение».




26.05

Повторение по теме «Части речи».




27.05

Повторение по теме «Части речи».




30.05

Повторение по теме «Звуки и буквы».




01.06

Повторение по теме «Правила правописания».




02.06

Контрольное списывание «Родина».




03.06

Повторение и закрепление изученного материала.




06.06

Повторение и закрепление изученного материала.


07.06

Повторение и закрепление изученного материала.


08.06

Повторение и закрепление изученного материала.


09.06

Повторение и закрепление изученного материала.


10.06

Повторение и закрепление изученного материала.


11.06

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.











КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Количество слов в диктанте


Первое полугодие

Второе полугодие

2 класс

20-30 слов

30-40 слов


Оценивание диктанта

«5» («отлично») ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного, отсутствие ошибок.

«4» («хорошо») ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного, наличие не более 2 ошибок;

«3» («удовлетворительно») ставится, если достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок;

«2» («плохо») ставится, если уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, наличие 6 ошибок или более. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск, перестановка, замена и вставка лишних букв в словах; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; • неправильное написание словарных слов. За ошибку в диктанте не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: • два исправления; • две пунктуационные ошибки; • повторение ошибок в одном и том же слове; • 2 негрубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются следующие: • повторение одной и той же буквы в слове; • недописанное слово; • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая пропущена; • дважды записанное одно и то же слово в предложении. Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1 раз в 2-3 недели с целью осуществления текущего контроля и 2 раза в год с целью тематического контроля.


Объём словарного диктанта

Классы

Первое полугодие

Второе полугодие

2-й класс

6-8 слов

8-10 слов


Оценивание словарного диктанта:

«5» («отлично») ставится за безошибочное выполнение работы;

«4» («хорошо») ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

«3» («удовлетворительно») ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление;

«2» («плохо») ставится, если допущены 3 - 5 ошибки. Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.


Оценивание грамматического задания:

«5» («отлично») ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» («хорошо») ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» («удовлетворительно») ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» («плохо») ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Объём текстов для списывания

Классы

Первое полугодие

Второе полугодие

2 класс

30-40 слов

40-50 слов


Оценивание списывания:

«5» («отлично») ставится, если работа выполнена аккуратно, правильно, в ней нет исправлений;

«4» («хорошо») ставится, если в работе 1-2 исправления или одна ошибка;

«3» («удовлетворительно») ставится, если в работе 2-3 ошибки;

«2» («плохо») ставится, если в работе 4 ошибки и более. Алгоритм списывания 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение). 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом предложении. 4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение). 5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. 6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза. 7. Проверь написанное предложение.

Критерии оценки работ творческого характера К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык ещё не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2 классах рекомендуется ставить одну отметку - за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку. Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4 классы). Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляется одна отметка - за содержание. В третьем классе проводится 1 контрольное изложение в конце учебного года, в четвертом - 1 контрольное изложение в конце 2 четверти и 1 контрольное сочинение в конце 3 четверти. За контрольные изложения и сочинения в тетради выставляются две оценки: за содержание и грамматику, а в журнал выставляется одна оценка - за содержание.

Изложение

Изложение проверяет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложения предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, увеличиваются на 15-20 слов больше, чем в диктанте; тексты для 4 класса - увеличиваются до 25-30 слов. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажение при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки за изложение:
  1. Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).
  2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).
  3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и те же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учёта их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечивых слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).
Недочёты: - отсутствие красной строки; - незначительное нарушение логики событий авторского текста при написании изложений. Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Оценивание изложения

«5» («отлично») ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, за логически последовательное раскрытие темы, если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления);

«4» («хорошо») ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст, раскрывается тема, но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления;

«3» («удовлетворительно») ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста, некоторые отклонения от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления;

«2» («плохо») ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста, от темы: пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

Оценивание сочинения

«5» («отлично») ставится, если логически последовательно раскрыта тема; правильно построены предложения и употреблены слова; допускается не более одного речевого недочёта; нет фактических и орфографических ошибок; допущено 1-2 исправления;

«4» («хорошо») ставится, если последовательно раскрыта тема; незначительно нарушена последовательность изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;

«3» («удовлетворительно») ставится, если имеются некоторые отступления от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений; беден словарь; допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста; 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления;

«2» («плохо») ставится, если имеются значительные отступления от темы; пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствует связь между частями, отдельными предложениями; крайне однообразен словарь; 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Уроки развития речи проводятся в течение года на усмотрение педагога (ориентировочно 1 раз в две недели). Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Тестовые работы оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале.


Оценивание тестовых заданий

«5» («отлично») ставится, если верно выполнено более 3/4 заданий, 95%-100 %

«4» («хорошо») ставится, если верно выполнено 3/4 заданий, 75-95 %

«3» («удовлетворительно») ставится, если верно выполнено 1/2 заданий, 50-75 %

«2» («плохо») ставится, если верно выполнено менее 1/2 заданий, менее 50 %


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Литература для учителя. 1. Байкова Т.А. Словарь ударений. Как правильно произносить слова? 1-4 классы/Т.А. Байкова - М.: АСТ-Пресс, 2011. 2. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 класс/В.П. Канакина - М.: Просвещение, 2012. 3. Канакина В.П. Русский язык: 1-4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.П. Канакина, Г.С. Щеголева - М.: Просвещение, 2013. 4. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/В.П. Канакина - М.: Просвещение, 2013. 5. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс: рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко - М.: Просвещение, 2012. 6. Канакина В.П. Русский язык: раздаточный материал/В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2007. 7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/C.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2008. 8. Руднева А. В. Словарь - справочник школьника: 1-4 классы: русский язык/А.В. Руднева. - М.: Эксмо, 2010. 9. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/Н.М. Шанский, Т.А. Боброва - М.: Дрофа, 2004. 2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. КМ-школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы. - Режим доступа : km-school.ru 3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1septem-ber. ru/urok 5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 6. Начальная школа - детям, родителям, учителям. - Режим доступа: http:Nachalka.com 7. Детские презентации : коллекция. - Режим доступа : viku.rdf.ru 8. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа: rusedu.ru 9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». - Режим доступа: maro. newmail.ru 10. Этимологический словарь Фасмера. - Режим доступа : vasmer.narod.ru/ 11. ГРАМОТА.РУ - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа: gramota.ru/ 12. Таблицы по русскому языку в электронном виде. - Режим доступа: it-n.ru/ 13. Русская грамматика. - Режим доступа: rusgram.narod.ru/ 14. Русская фонетика. - Режим доступа: fonetica.philol.msu.ru/ 15. Пособие по орфографии русского языка. - Режим доступа: yamal.org/ook/ 3. Наглядные пособия. Таблицы. 1. Фонетика и орфоэпия. Гласные звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков. Шипящие согласные звуки. 2. Состав слова (морфемика). Значимые части слова. Словообразование. Порядок разбора слова по составу. 3. Самостоятельные части речи (морфология). Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Глагол. Местоимение. Наречие. 4. Падежи. 5. Развитие речи. Серия репродукций. 4. Информационно-коммуникативные средства. 1. Начальная школа. Наука без скуки. Математика. Русский язык. Чтение / авт.-сост. И. В. Блинова (и др.). - Волгоград : Учитель, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Диск с электронными плакатами, презентациями (электронный учебник) по русскому языку (1-4 классы). - Челябинск : Учтех-Профи, 2012. 5. Технические средства обучения. 1. Персональный компьютер (ноутбук). 2. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок. 3. Аудиоцентр (магнитофон). 4. Мультимедийный проектор. 5. Экспозиционный экран. 6. Фотоаппарат (в мобильном телефоне). 6. Учебно-практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2. Уголок для таблиц. 3. Ящики для хранения таблиц. 4. Ученические одноместные столы с комплектом стульев (антисколиозные парты). 5. Стол учительский с тумбой. 6. Детские столы и стулья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авторские программы В.Г. Горецкого, В.А Кирюшкина «Обучение грамоте» и В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». УМК «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 г. 2. В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука. 1 класс. Части 1, 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1-4 классы.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014 г.











ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы - проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Вариант 1

Корм для птиц Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.
Подлетела стайка синиц. А вот и пища! Грамматические задания 1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить. 2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

Зима Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы - проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Славный мороз Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Вариант 2

Снег С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.


© 2010-2022