Конспект урока по обучению грамоте на тему Буквы ж-ш (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интегрированный урок по обучению грамоте(окружающий мир, развитие речи) по программе «Гармония»для 1 класса


Тема: Звуки [ж, ш ] и буквы Ж,Ш. Дикие животные







Составитель: Митрофанова М.М.

учитель начальных классов





с.Черноусово

2010г.

Пояснительная записка.

В методической разработке представлен интегрированный урок по обучению грамоте, развитию речи и окружающему миру для 1 класса по программе «Гармония»
Интеграция предметов: обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Тема: Звуки [ж,ш] и буквы Ж,Ш. Дикие животные Тип урока: объяснение нового материала Вид: интегрированный Триединая цель урока: формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение); формирование навыка правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом; формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза. Обучающая: закрепить знания парных согласных звуков [ж,ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш. Продолжить формирование понятия «дикие животные». Учить выразительному чтению.

Развивающая: развитие внимания и наблюдательности над написанием слогов жи-ши, тренировки в обнаружении «опасных мест»; развитие познавательных процессов; развитие творческих способностей учащихся. Воспитывающая: воспитание заботливого отношения к животным; привитие любви к родному языку; интереса к окружающему миру; духовно-нравственное воспитание ребенка; формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Методы: эвристическая беседа, проблемно-иллюстративный, психолого-лингвистический, творческое чтение, ролевые игры.

Дидактические средства: «Азбука»: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. - Смоленск: Ассоциация ХХ1в., « Ознакомление с окружающим миром», карточки для парной работы, мультимедиа. Формы организации учебного занятия: парная, индивидуальная, индивидуальная
Ход урока.
I. Организация класса. Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам совершить путешествие в зоопарк, и узнать о жизни животных. 1 слайд Зоопарк, научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. Самые старейшие и большие зоопарки в Москве и Санкт-Петербурге. 2 слайд Правила поведения в зоопарке. II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Чтобы попасть на территорию зоопарка необходимо ответить на вопрос. Назовите недостающие парные согласные. Произнеси звуки. Скажи, какие из них звонкие? 3 слайд б ? г ? ж ? ? ф ? т ш с Назовите признаки «опасных» мест для согласных: конец слова, перед парной согласной.






III. Усвоение новых знаний. На нашем уроке именинница буква Ж, узнаем какой звук обозначает эта буква и дадим характеристику звуку. Отгадайте загадку: Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъемный, Только этот кран живой, С настоящей головой. Тот из, конечно, прав Кто узнал, что он … (жираф) 4 слайд

  • Произнесите это слово, назовите 1-й звук, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ж.
  • Назовите парный по звонкости и глухости, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ш.
  • Прочитайте пару по звонкости глухости: Ж-Ш.
Давайте прочитаем слоги: 5 слайд жа ша жо шо же ше жё шё жу шу жи ши Какие буквы гласных звуков не образуют слогов с буквами Ж, Ш? (Я, Ю, Ы,Э) 6 слайд «Фотоглаз» ужи жили жесть уши шили шесть
Назовите в каждой из этих пар слов буквы, из-за которых получились разные слова. Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами.
  • В древнерусском языке звуки [ж,ш] произносились мягко, поэтому на письме в слогах -жи - ши- писали букву И. Так пишут эти слоги в ударном положении и сейчас, хотя произносятся твердо и в обозначении мягкости не нуждаются. Подчеркнем их как «опасное место» при письме. А кто понял, почему они еще «опасные»?
7 слайд Прочитайте слова: ежи, лягушка, моржи, мыши, ужи.
  • Как называют этих животных? (Дикие животные)
  • Укажи стрелками, где они обитают.

Лес поле море болото
Укажите «опасные» места для согласных. Чем различается жизнь диких и домашних животных? 8 слайд Дикие животные обитают в лесах, на лугах, в водоемах, в почве. В отличие от домашних животных, они сами устраивают себе жилища, добывают пищу, спасаются от врагов. Помогает им отличное зрение, чуткий слух, острое обоняние Физминутка «Бегает, прыгает, летает». Воробей - прыгает, летает, карась - плавает, муха - летает, заяц - прыгает.
IV. Проверка понимания учащимися нового материала С карточки прочитайте названия диких животных. Отметь + названия диких животных, которые обитают в твоей местности.
лось олень морж тигр заяц суслик лиса белка синица медведь дятел павлин волк крот лебедь
Каких диких животных тебе приходилось наблюдать в природе?
Давайте подойдем к клетке с животным и прочитаем о нем. Я - экскурсовод, а вы дети. 9 слайд Ёж, лось, волк, лиса
Чтение хоровое диалога «Лиса и ёж». Чем ежиный мех хорош? Как вы поняли? Назовите слова, в которых есть один и тот же звук? (ёж, хорош) Назовите, какой буквой обозначается звук? Назовите признаки опасных мест. Выразительное чтение диалога в парах.
V. Закрепление нового материала Ситуация для обсуждения «Лесные жители» Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата. Ты не выдержал испытания и принес зверька домой. Что ждет его у тебя дома? Ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают: почему это зверек, несмотря о заботе о нем, вдруг гибнет? Не находят люди лесных животных, а похищают. Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, его никто не потерял и само оно тоже не потерянное. 10 слайд Поле, лес, луг - это родной дом животных, к жизни в котором они приспособились. Запомните: красть из природы животных нельзя!
Хоровое чтение рифмовки с сочетание ЖИ-ШИ. Назовите слова с ударными «опасными» слогами в тексте. VI. Информация о домашнем задании. Составить ребус о диком животном.
VII. Итог урока. Назовите, какие парные по звонкости и глухости изучили? Назовите признаки «опасных» мест для этих согласных. О каких диких животных вы узнали на уроке? Где обитают эти животные? Чем они отличаются от домашних животных?
© 2010-2022