ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ в системе общего развития школьников Л. В. Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

в системе общего развития школьников Л.В. Занкова

И.Н.Ежунова

г.Когалым

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В последнее десятилетие XX века в России произошли как важные позитивные перемены, так и, к сожалению, негативные явления,

оказавшие деструктивное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, а также на отношение людей к обществу, государству, закону и труду и на отношение друг к другу. Эти перемены повлекли за собой разрушение системы ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

На рубеже XX и XXI вв. в г.Москве было проведено социологическое исследование об отношении к различным национально-государственным символам, в котором приняли участие «постсоветские дети» - ученики первых-шестых классов. Рейтинг ответов выстроился в таком порядке: чувство гордости испытывают по отношению - к Гербу Москвы (25,7%), к Гербу России (21,65%), к Московскому Кремлю (16,2%), к храму Василия Блаженного (14,2%) [1]. Вызывает тревогу то обстоятельство, что 14,8% не испытывают чувство гордости ни к одному из этих символов. И только 6,8% отметили, что все перечисленные национально-государственные символы вызывают у них чувство гордости за свою страну.

На современном этапе развития общества российское государство заинтересовано в патриотическом воспитании младших школьников. Педагогика выявила изменчивый характер отношений детей и взрослых, который вызван социальными переменами, расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских и нравственных ценностей.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» на основе национального воспитательного идеала сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях

нашего государства - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2].

Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций» [3].

Cистема общего развития школьников Л.В. Занкова ориентирована на достижение требований ФГОС. Все обучающие курсы системы Л.В.Занкова связаны идеями воспитания младшего школьника - гражданина и патриота; очень обновленное, содержание учебников отражает историческую картину развития мира, связь далекого и недавнего прошлого с современностью.

Уже в первом классе в системе общего развития Л.В.Занкова на уроках обучения грамоте начинается постепенное введение понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Работа над воспитанием указанных качеств у детей осуществляется комплексно на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Для развития нравственного сознания учеников учитель должен помогать им осмыслить как собственный опыт, так и опыт других (друзей, товарищей, взрослых родственников, также это - примеры из прочитанных дополнительно разножанровых произведений). Определяющее значение здесь имеет личный пример учителя - дети стремятся быть во всем похожими на своего учителя, и тут на первом плане должны выступать такие качества педагога, как душевность, отзывчивость, заботливость, избегание общих оценок личности каждого ученика. Немаловажное влияние на нравственное развитие школьника оказывают домашняя обстановка и отношения взрослых в семье между собой. Об этом приходится часто говорить на родительских собраниях, чтобы неоднократно подчеркнуть важность воспитания нравственности.

Для формирования чувства патриотизма важно обогатить младших школьников знаниями о Родине, базисными представлениями о стране, народе, обычаях, истории, культуре. Учебники окружающего мира системы Л.В.Занкова (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) знакомят обучающихся с культурой народов мира и народов России, проводят идею равенства и значимости; младшие школьники узнают о героизме людей разных национальностей во времена великих открытий и великих войн; виртуально в своих чувствах проживают судьбу своей Родины, а также и своего края, с древнейших времен до современности; осмысливают место семьи в обществе, свое место в окружающем мире; узнают символы российского государства. Тексты учебников окружающего мира знакомят обучающихся с текстами патриотического содержания. В этих произведениях описывается, как человек, покинув родину, тоскует по ней, по родному языку, по друзьям.

Аналогичная работа с углублением знаний о родине организовывается и на занятиях внеурочной деятельности по краеведению, где используются занимательные материалы, просматриваются информационные познавательные фильмы, проводятся викторины, соревновательные конкурсы в командах (эстафеты, путешествия по станциям, т.е. применяются те формы, на внедрение которых необходимо больше времени).

Особое значение Л.В.Занков придавал урокам литературного чтения. Ученики-читатели размышляют над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, над проблемами правды-неправды, дружбы-любви, счастья-несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» воспитывает маленького школьника ненавязчиво, пробуждая в нем чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как и он, детям, к существам животного мира, воспитывая чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Этой установкой продиктован подбор текстов. В учебнике (для первого класса) много текстов о ровесниках первоклассника и тех, кто младше его (замечательные стихи известных детских писателей-классиков В.Берестова, А.Барто, Б.Заходера, С.Михалкова; отрывки из рассказов и повестей - о детях, животном мире).

Учебники математики системы общего развития школьников Л.В.Занкова (авторы И.И.Аргинская,Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина) знакомят обучающихся с элементами истории математики. Так, например, в первом классе есть такие темы, как «Как люди учились считать и записывать числа», «История счета», «Почему в математике используют буквы латинского алфавита». Эти уроки истории математики проводятся в начале изучаемой темы или введения новых для обучающихся математических понятий. А на страничках «Математического калейдоскопа» для закрепления полученных знаний детям предлагаются занимательные задания из классических и старинных сборников задач, что является эффективным методом сообщения исторических сведений и приобщения к национальной культуре. На период летних каникул дети разъезжаются по различным регионам нашей необъятной родины, где есть еще селения, деревни, в которых употребляют в повседневной речи устаревшие слова, и детям можно предложить специальное задание - составить словарик по старинным мерам длины по рассказам бабушек и дедушек. В подтверждение полученных детьми знаний от родственников учитель в начале следующего учебного года на уроках математики и во внеурочное время может предложить обучающимся измерить длину, ширину кабинета, двери, окна, классной доски, парты, учебника, применяя старинные меры длины. Это и занимательно, и имеет прямую связь с историческим прошлым нашей страны. Язык математики является международным языком, он построен на достижениях различных цивилизаций, он не подвластен национальным религиозным различиям, он сближает нации народов.

Уроки ИЗО и технологии в системе общего развития школьников Л.В.Занкова нацелены на выполнение рисунков и поделок, связанных с героическими страницами истории России, с государственными праздниками. Тексты о трудолюбии, приведенные в учебниках по всем курсам системы, помогают понять младшему школьнику, зачем это качество необходимо человеку; дети узнают, какие качества присущи первооткрывателям, великим ученым, воинам, людям художественных профессий, что приводит таких людей к успеху в труде.

Л.В.Занков придавал большое значение и внеурочной занятости детей. В связи с рекомендациями ученого и требованиями ФГОС в системе общего развития школьников Л.В. Занкова был разработан комплекс примерных программ внеурочной деятельности, среди которых выделяется курс « Я - гражданин России» (автор Н.Я.Чутко), ориентированный на обучающихся 3-х классов, но он также может реализовываться на протяжении всей начальной школы (с обучающимися 1-х классов изучается краеведение). Цель данного курса - способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. В начале изучения курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности [4].

Темы занятий в первом классе связаны с первоначальными представлениями о России, родном крае, месте рождения (малой родине), архитектуре города, героях России и родного края, дружбе детей разных национальностей предполагают развитие и углубление знаний этой линии в следующих классах. Формируя и развивая в сознании младших школьниках чувство патриотизма, взрослые должны учить их уважать символы, традиции и обычаи не отдельно взятого русского народа, но всех народов, населяющих и многоликую Россию, и другие страны мира. Тогда в цепочке «нравственность - патриотизм - интернационализм» патриотизм займет центральное, а значит, и самое важное, ответственное место.


Список литературы

1. Рыков С. Государственная символика и воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2007 - №1.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М ., 2010.

4. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ /Сост. Е.Н.Петрова. 2-е изд., испр. и доп. - Самара, 2012.

5. УМК системы Л.В.Занкова. - Самара, 2012.

(Статья опубликована в сборнике «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ, ХМАО-ЮГРЫ» в разделе «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ». Материалы Всероссийской научно-практической конференции г.Нижневартовск, 26 марта 2014 года, Издательство Нижневартовского государственного университета, 2014.)

3


© 2010-2022