Д. Мамин - Сибиряк «Медведко»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВКО г. Риддер КГУ «Средняя школа № 16»

Учитель: Циприс М.П.

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: У каждого своё место в природе. Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»
Цели урока:

1) познакомить с произведением Д.Мамина - Сибиряка «Медведко», показать важность правильного взаимоотношения человека и природы
2) способствовать развитию активного словарного запаса, образного мышления и представления, умения анализировать и обобщать;

3) воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную
отзывчивость, ответственность за свои поступки, чувство юмора.

Оборудование:

1) слайды с изображением - медвежонка, темы урока, портреты поэтов и писателя Д.Мамина - Сибиряка, схемы, таблицы, домашнего задания;

2)карточки для работы в группе,
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, работа в паре.
Методы: словесный, наглядный, иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы

Ход урока.
I Организационный момент.
II Повторение

- Для работы на уроке нам понадобится повторить следующие литературные термины. Перед вами лежит 1карточка на группу. Вам нужно ответить на вопросы, данные в карточке. Общим решением вашей группы вы поставите первую отметку за теоретический материал по литературному чтению

Ф.И.

Что такое тема произведения?

Что такое идея текста?

Что такое эпитет?

Что такое сравнение?

оценка

1)

2)


III Тема, цель урока

- Прочтите тему урока. Как вы её понимаете? Мы с вами ещё раз вернёмся к теме нашего урока, после анализа рассказа

IV Изучение нового материала


а) подготовительная работа

- С произведением, какого автора вы сегодня познакомитесь, сможете узнать, если выполните логическое задание. Перед вами портреты авторов, чьи произведения мы уже с вами изучали.( А.Пушкин, Н. Некрасов, Д.Мамин - Сибиряк, И. Бунин, А.Барто) Вспомните их творчество. А теперь попробуйте догадаться, чей портрет «лишний»? Докажите.(все авторы, кроме Д.Мамина - Сибиряка - поэты)

- Верно, вы узнали автора произведения, теперь попробуйте определить: о ком мы сегодня будем читать.

- Прочите загадку, отгадайте, о ком идёт речь.(слайд)

Ходит летом без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь).

(Одновременно на слайде картина медведя.)

- Что вы знаете о медведе, обсудите в группе. Выберите спикера, который будет представлять ответ на этот вопрос.

- Обратите внимание на заголовок рассказа. ( «Медведко»)

- Давайте попробуем проанализировать слово «Медведко».

- Найдите корень этого слова. Определите, к какой части слова относятся в слове «Медведко» - К, О. (суффикс). Докажите.

- От какого слова образовалось слово «Медведко» (медведь).

- Кем медведь является в природе? (хищник, зверь, хозяин леса)

- Назовите детёныша медведя (медвежонок).

- Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Маленький, беззащитный, слабый)

- Так ли это мы сегодня с вами выясним, почитав произведение Мамина - Сибиряка.

(На доске учитель оформляет запись по ходу анализа произведения)

^ ^

Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Медведко

Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»медведь медвежонок

детёныш зверя

зверь, маленький,

хищник, беззащитный,

хД.Мамин - Сибиряк «Медведко»озяин

Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»но - хищник

б) работа над произведением

  • Чтение 1 части. (предварительная словарная работа)

Работа в группе.

- Найдите в «Толковом словаре» С.Ожегова лексическое значение слов устаревших слов: барин, кучер, уездный город, рукавица, увалень

Музыкальная физминутка под песню «Где-то на белом свете»

- Прочитав самостоятельно 1 часть рассказа ответьте на вопрос:

- Как медвежонок появился у писателя в доме?

- Вам понравился Медведко?

- В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?



  • Осмысление прочитанного. Выборочное чтение (1 часть)

- Как выглядел медвежонок?

- Какие слова из его описания помогли понять отношение автора к малышу?

- С чем сравнивает Мамин-Сибиряк маленького медвежонка?

- Как вёл себя на новом месте Медведко?

- Как относились к нему гимназисты?

- Почему автор решил оставить медвежонка у себя?

- Сделайте вывод, какой характер был у писателя?

Задания группам.


1гр: записать эпитеты-словосочетания к главному герою.
2гр: записать глаголы, что делал медведь, попав в квартиру.
Проверка записи.

2) Работа над следующими частями текста.
а) Чтение текста «цепочкой»

б) Работа над содержанием.
Прочитав 2 часть произведения, изменилось ли ваше мнение о медвежонке? А мнение самого автора? Зверек по-прежнему «милый»?
- Что больше всего удивляло автора в этом животном? (Его необыкновенная подвижность)
- Кого мы называем «увальнем»? (Ответы учащихся) Что мы знаем про неуклюжесть медведей?
в) Работа по таблице.

- Давайте проследим поведение медвежонка и автора в 1 ночь. Данные занесём в таблицу

Место события

Действие человека

Поведение медвежонка

В комнате

Приготовился спать, стал засыпать, оттащил

Заснул, захотел отворить дверь

Столовая

Надоело вставать, хотел спать

Забрался в шкаф, загремел

Гостиная

уснул

Разодрался с собакой, стащил всё со стола, защищался

- Почему произошло недоразумение? (Медвежонок - не игрушка. Это зверь и он живёт по своим правилам. )

-Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»Д.Мамин - Сибиряк «Медведко» Проследите по тексту, как меняется представлении о медвежонке
Медведко медвежонок ребёнок увалень гость зверина разбойник поганый зверь

Д.Мамин - Сибиряк «Медведко»

отвратительный

- Почему так меняется отношение автора к главному герою? Приведите примеры.

- Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

- В чём он раскаивается?

V Итог урока

- Прочитайте формулировку темы нашего урока. Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?

Слово учителя: в этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

И сейчас я прочитаю, как заканчивает свой рассказ писатель.

Учитель читает из книги (без сокращений): «О дальнейшей судьбе «Медведко» знаю только то, что он околел месяца через два».

Реакция детей неоднозначная. Они невольно делятся своими мнениями.

VI задание на дом ( на выбор)


  • Прочитать другие рассказы. Д.Мамина-Сибиряка о животных. Кратко пересказать

1 произведение

  • Составить «диафильм», по нему передать содержание рассказа «Медведко»



© 2010-2022