Кружок Словотворчество ( Занятие Вежливо - Невежливо)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Кружок «Словотворчество»
Подготовила: Бирюкова Л.А., учитель начальных классов МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Занятие « ВЕЖЛИВО - НЕВЕЖЛИВО» - Я на доске написала тему нашего сегодняшнего занятия. - От какого слова образовано слово «приветствие»? Какое ещё однокоренное слово к словам «привет» и «приветствие»

вы знаете? Правильно, «приветливый», т.е. …какой? (Правильно, вежливый).

Значит, сегодня мы будем здороваться. А здороваться - это значит желать здоровья.

И мы скажем друг другу: « Привет!», «Здорово!»

- Я всё правильно сказала?

- А вы можете себе представить ситуацию, по коридору школы навстречу идут учи-

тель и директор и говорят: «Привет, Татьяна Викторовна!» Это наш уровень?

- Смешно? А почему?

Для каждого разговора, для каждой ситуации - свой уровень. И если мы их перепутаем, получится смешно и невежливо. И что могут сказать друг другу директор и учитель? -

- Доброе утро! Здравствуйте!

- Эти слова выражают пожелание того, чтобы, любой день даже хмурый, дождливый, принёс родным и близким людям радость, чтобы в этот день у мамы и папы не было никаких неприятностей, чтобы в семье всё было спокойно и радостно, да и говорящий

тем самым желает и себе хорошего дня.

- А как поздороваются Миша с Серёжей? «Привет!», «Здорово!»

- Это дружеский уровень?

- И если сегодня утром к Президенту страны приедет иностранная делегация, то пер-

выми словами Президента будут слова: «Разрешите вас приветствовать! Рад Вас приветст-

вовать! Я приветствую вас!» И это уже «королевский» уровень.

- Теперь давайте подумаем вот о чём…

Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот отве-

тил, что всё хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет.

Когда человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжить разговор, спро-

сить, что случилось?

- Посмотрите на эту рожицу. Кто это? Колобок? Нет. Это Смайли. Он не русский. Он родился в Америке. И его имя появилось от английского глагола «смайл» -

«улыбаться». Иногда я вижу его нарисованным на значках, на майках, на плакатах. Он на-

поминает нам об одном важном правиле международного этикета: «Не жалуйся на жизнь часто. Не жалуйся особенно тогда, когда здороваешься. Не нужно сразу говорить о своих неприятностях и бедах. Сейчас - улыбнись. А если твои дела идут не очень хорошо, найди

другое время поговорить об этом».

Вот почему на вопрос: «Как дела?», мы чаще всего отвечаем: «Спасибо, хорошо!»

И ещё я хотела сказать вам, что если встреча произошла неожиданно, то, поздоровавшись

можно сказать вот что: «Какая приятная неожиданность! Какая приятная встреча!»

Сто лет тебя не видела! Сколько лет, сколько зим!

- Давайте поиграем. Разделимся на пары. Один будет играть свою роль, ученика 1 класса. А второй превратится в директора школы. И вот Настя Мельникова уже не Настя, а Анастасия Дмитриевна. Утром у школы она встречает Кристину. Кристина, конечно, приветствует; Анастасия Дмитриевна отвечает и спрашивает: «Как дела?»

- Теперь отвечает Кристина. Давайте попробуем!

Ну, как, ребята, получилось? Давайте пригласим другую пару. Пусть это будут ученик и папа чей-нибудь. Как имя и отчество «папы»? Теперь возьмём наши куклы и представим себе, как утром или днём они приветствуют друг друга.

- «У меня зазвонил телефон…» Вы, конечно, хорошо знаете это стихотворение К.И.Чуковского. Помните, кто ему звонил? Как звери обращались с просьбой? Подумайте, чья просьба вежливее. Почему? Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Разыгрывание ситуаций.

1) Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку или карандаш.

2) Когда вы обращались с просьбой, как вы называли соседа? Послушайте стихотворение В.Масса и М.Червинского «Как его зовут?» и скажите, вежлив ли его герой:

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.


  1. Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?


  1. Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.


  1. Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.


  1. По телефону позвонили другу, но взяла трубку его мама. Как продолжите разговор?

У. Какие вы знаете слова благодарности?

Д. (Спасибо, большое спасибо, благодарю вас).

У. Как вы благодарите маму за очень вкусный обед?

Д. (Спасибо, мамочка, обед был очень вкусный!)

У. А вот что произошло на одном дне рождения: имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику?

Д. (Большое спасибо, у меня будут две машинки! Теперь мы вместе сможем играть в них!)

Кружок Словотворчество ( Занятие Вежливо - Невежливо)

сибо, у меня будут две машинки! Теперь мы вместе сможем играть в них!)

Кружок Словотворчество ( Занятие Вежливо - Невежливо)

© 2010-2022