Конспект урока по русскому языку в 3 класе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Цели урока: - расширять представления учащихся о роде имён существительных; - совершенствовать умение распознавать род имён существительных путём подстановки местоимений и по окончанию в процессе выполнения практических заданий; - формировать умение строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, обосновывать высказанное суждение; - способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать; - способствовать развитию творческих способностей; навыков самооценки и самоконтроля; - формировать орфографическую зоркость, развивать речевой слух учащихся; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственность





Оборудование: таблица по русскому языку «Род имён существительных»; раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы); наглядный материал в виде картинок и иллюстраций



Тип урока: урок изучения нового материала





Ход урока
І. Организационный момент.
Мы многое знаем! Мы многое умеем! У нас всё получится!
ІІ. Мотивация учебной деятельностm
1.Работа над загадкой
Кто угадай-ка? Седая хазяйка! Тряхнёт перинки Над миром пушинки?
Что это? ( Дети отвечают) правильно, это зима.
Конспект урока по русскому языку в 3 класе
Сегодня гостей нашего урока будет Зимушка-зима. Ведь вот уж она на пороге у нашего двора. Она вам принесла очень много интересных заданий. Готовы? 2. Прочитайте запись.
библиотека берег хозяйство дорога металл путешествие экскурсия комбайн электричество подруга телефон зеркало
-К какой части речи относятся эти слова? -Почему эти существительные записаны в три столбика? -Имена существительные какого рода представлены в каждом столбике? -Как определить род имён существительных? Зимушка-зима приготовила для вас стихотаорение - памятку. Давайте её выучим.
Женский род запомню я И скажу: « Она-моя». И запомню род мужской И опять скажу: « Он-мой». Средний род: « Оно-моё» Это правило твоё! -Глядя на правило, давайте запишем начальные буквы слов на доске и выучим его ЖРЗЯ ИСОМ ИЗРМ ИОСОМ СРОМ ЭПТ!
- Запишите слова в трёх столбиках в тетради, выделите окончания. Сделайте вывод, какие окончания имеют имена существительные мужского рода, женского рода, среднего рода.
-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища.

ІІІ.Сообщение темы и задач урока Сегодня мы поговорим о том, что имена существительные относятся к одному из трёх родов - мужскому, женскому или среднему и будем учиться определять род имён существительных.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
-Зимушка приготовила вам следующие задания

1. Тренировка в определении рода имён существительных на материале упражнения 196( с.94 учебника).

2.Работа по таблице (устно).

3. Ознакомление с правилом ( с.95 учебника)

V.Обобщение и систематизация знаний


1.Позанимались неплохо. Можно и в игру поиграть. Зима предлагает вам собрать зимние букеты. ( У учителя находятся цветы-снежинки, на обратной стороне которых написаны загадки, на доске находятся рисунки ваз. На первой вазе указан мужской род, на второй женский род, на третьей - средний род. Загадки: необходимо отгадать и поставить цветы в нужные вазы)
Загадки на цветах:
-Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо. -Я землю копала, ничуть не устала. -То я в клетку, то в линейку. Написать по мне сумей-ка. Можешь и нарисовать, называюсь я … -Сосуд, в котором кипятят воду или кипятят чай. -Какой это мастер на окна нанёс и листья, и травы, и заросли роз? -Помещение, где стоят машины. -Не вода и не суша. На лодке не уплывёшь, и ногами не пройдёшь. -Ко дню рождения Кати мама сшила … -Съел сластёна в воскресенье всё вишнёвое…
-Если мы выполнили задание Зимушки правильно, то в каждой вазе должно оказаться по три цветка. Давайте запишем отгадки в тетради и выделим окончания.
( Дети записывают слова-отгадки, выделяют окончания)
2.Работа в парах.
- Молодцы, ребята. Но строгая Зима не унимается, ещё хочет вас проверить, хорошо ли вы поняли тему нашего урока. Она просит вас посмотреть на доску( на доске висят иллюстрации: мячей, ракеток, яблок, книжек, игрушек, слонов, яиц, облаков)
-Дети, определите, какого рода данные имена существительные. Возможно ли это сделать сразу? ( Дети отвечают, что нет. Необходимо поставить существительные в единственное число). - Поработайте в парах и определите род имён существительных, изображённых на картинках.
3. Работа по карточкам разного уровня сложности. -Никак не успокоится наша Зимушка. Приготовила она для вас ещё задания. Хочет посмотреть, как это испытание вы выдержите. Сейчас мы будем работать по группам.
1-я группа( карточка зелёного цвета).На карточке у вас записаны слова, которые обозначают разные части речи. Вы должны найти только существительные и определить их род.

Лежит, красивая, озеро, читает, белый, красит, море, урожай, волшебный, мелкий, строгий, река, кричит, глубокий, чистый, огурец, помидор, крупный, лук, горький, посадить, лебеди, сосиски, солнце.




2-я группа работает по схеме ( карточка жёлтого цвета) прилагательное + прилагательное - антоним+существительное. Но существительное должно подходить по смыслу к обоим прилагательным. Определить род . Слова для второй группы:
Маленький- Низкая- Кислое- Горячий- Узкая- Тёмный- Чистый- Новый- Длинная-





4. Наблюдение за именами существительными общего рода. Игровое задание « Закончи строку».
- Довольна Зимушка. Поэтому одну забаву- игру вам предложила.
- Вставьте слова, обозначающие дни недели. Определите их род.

( На доске стихотворение)
Лежебока В … я проснулся, А во … я зевнул, В … сладко потянулся, А в … опять заснул. Спал я в …, в … Не ходил я на работу, Но зато уж в … Спал весь день без пробужденья!
( Дети вставляют существительные, определяют их род)
Конспект урока по русскому языку в 3 класе
-Скажите, к какому роду относится существительное лежебока? Почему?
- Какие ещё вы знаете существительные, которые обозначают лиц как мужского, так и женского пола? ( Сирота, умница, неряха, выскочка, ябеда, непоседа, забияка, тихоня, глупышка) -Такие имена существительные имеют общий род.
-Допишите окончания имён прилагательных.
Ваня-больш.. умница. Лена-известн.. тихоня.

VI. Итог урока
Беседа
-Что помогла понять нам сегодня Зимушка-зима? -Какого рода могут быть имена существительные? -Как определить род имени существительного? -Всегда ли род можно определить по окончанию? -К какому роду относятся существительные няня, дядя, имя? Как вы определили род этих существительных? - Что значит имена существительные общего рода?
Конспект урока по русскому языку в 3 класе
Довольна Зимушка, хорошо вы справились с заданиями. Молодцы.

VII. Домашнее задание
Выписать словарные слова-имена существительные. Определить их род. Выделить окончания.

© 2010-2022