Духовно-нравственное воспитание в условиях ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Гончарова Ирина Викторовна

Приморский край, г.Дальнереченск
учитель начальной школы
МБОУ «Лицей»

Духовно-нравственное воспитание
младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

«Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся

и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)

Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования - с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Третий год коллектив учителей нашей начальной школы работает по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников - основа их успешности и сохранения здоровья». По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого разрабатывается программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.

Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил нам выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.

Суть нового в следующем определении: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности».

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал - «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :

  • в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

  • в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);

  • в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

  • в просветительской работе среди родителей;

  • в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  • ДНВ - сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);

  • ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

  • в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

  • при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;

  • духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Организуя социально открытое пространство духовно-нравственного развития и воспитания базовых ценностей, используем следующий инструментарий:

  • освоение основных предметных программ (через выбранный УМК);

  • программ формирования универсальных (личностных) учебных действий;

  • освоение программ внеурочной деятельности (целевые программы, программы дополнительного образования);

  • взаимодействие с социально-культурными объектами города и области;

  • средовое проектирование.

ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние.

Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Масленица широкая», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Лучше всех на свете - мамочка моя!»; спортивные состязания на приз Деда Мороза; Слёт отличников, урок мужества «Этих дней не смолкнет слава…», кругосветка «По следам героев произведений детских писателей и др.

Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:

  • «От сердца к сердцу» - проект взаимодействия с ветеранами;

  • «Чистый берег» - проект предполагает проведение экологических мероприятий по очистке прибрежной зоны р. б.Уссурка

  • «Встречи с интересными людьми» - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах;

  • «Школьный дворик» - проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;

  • «Искусство» - проект предполагает реализацию программы посещения музеев, театров, выставок и т.д.

Успешно реализуются в начальной школе следующие целевые программы:

- «Портфолио выходного дня» - целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

- «Школа - территория здоровья» - комплексная целевая программа, направленная на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, проходит сквозной линией через весь УВП, реализуется через апробированные эффективные формы работы.

- «Зелёные лёгкие школы» - программа экологической направленности, помогающая понять значимость чистоты окружающей среды для здоровья: создание зелёных уголков в школе, знание растений, которые очищают воздух.

- «Я - маленький гражданин России»» - целевая программа ознакомления с государственной символикой России, культурным и историческим наследием, национальными традициями и др.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур общественно - педагогической экспертизы.

Все вышеуказанные направления работы по духовно-нравственному воспитанию, апробированные программы, формы, методы, приёмы организации воспитательной работы свидетельствуют о хорошей готовности нашего образовательного учреждения к введению ФГОС.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  3. сайт: festival.1september.ru/articles/212640/.

Ж. «Завуч начальной школы, 2011г., №2, Новой школе - новый учитель.


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Лицей» Дальнереченского городского округа




Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов



Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.





Гончарова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов






Г.Дальнереченск

2015г.

© 2010-2022