Изображение характера человека. Женский образ. Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.

МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области»

Изобразительное искусство

2 класс 3 четверть

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.

Тема:

«Изображение характера человека:

Женский образ».

Открытый урок проведён учителем первой

квалификационной категории

Мацаковой Надеждой Витиславной

2013год

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.



Планируемые результаты.

Предметные результаты. Обучающийся должен знать и уметь:

-видеть красоту внутреннюю и внешнюю; создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы, используя тёплые и холодные тона; анализировать и сравнивать разные образы, созданные художниками; правильно разводить и смешивать акварельные краски; работать кистью; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Личностные и метапредметные.

Познавательные УУД.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

Коммуникативные УУД.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;

- слушать и понимать речь других, вступать в диалог.

Личностные УУД.

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-формировать социальную роль ученика;

-формировать положительное отношение к учению.

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.

Ход урока.

1.Самоопределение.

- Приветствуем гостей нашего занятия! Садитесь, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок изобразительного искусства, так как на нём присутствуют гости. Я надеюсь, что сегодня вы себя проявите с лучшей стороны, будете внимательными, активными и, конечно же, старательными.

2.Постановка учебной задачи.

- Ребята, последнее время на уроках мы с вами пытались ответить на очень важные вопросы: «Умеют ли говорить произведения изобразительного искусства? О чем они могут нам рассказать? Что помогает поговорить с произведением изобразительного искусства?»

Мы уже рассматривали и пытались пообщаться с работами художников, где были изображены животные и природа. Мы сами изображали природу.

Посмотрите на выставку репродукций картин и рисунков детей. Давайте сформулируем тему урока.

-Все работы изображают человека.

-Да, правильно. А как называют художника, который изобразил человека?

-Портретист.

-Сегодня мы с вами обращаемся к картинам, где изображён человек.

Но сначала обратите внимание на оформление нашей классной доски. Почему она так выглядит?

-Потому что она разделена на две части, на каждой что-то изображено непонятное.

-Да. Мы будем рассматривать два образа, сравнивать их, сами создавать образы. Мы рассмотрим женский образ (на доске вывешиваю тему урока «Изображение характера человека: женский образ»).

А вот чьи образы помогут нам в творчестве, я вам сейчас подскажу. Загадаю загадку, отгадав её, вы поймете, каков первый образ.



Бабусю знает целый свет,

Ей от роду 300 лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках.

-Это Баба Яга!

-Правильно. Но это еще не все. Теперь я прочитаю строки из сказки.





…Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;

А сама-то величава

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

-Это царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»

-Правильно.

-А как вы думаете, почему мы взяли эти два образа?

-Они противоположные. Мы их будем сравнивать.

-Чтобы сравнить их, мы обратимся к уже созданным художниками картинам, внимательно их рассмотрим.

3. Открытие нового знания.

Вот первая картина. Это «Царевна-Лебедь».

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть. Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.

Написал её замечательный художник М.А. Врубель.

Из истории появления этой картины.

  1. А.С. Пушкин написал поэма-сказку «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина написана по мотивам народных сказок, которые поведала поэту его няня Арина Родионовна Яковлева. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, скорее всего заимствован Пушкиным из свадебных песен. Белая лебедушка - образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. Как известно, Пушкин в черновых вариантах намеревался изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь».

  2. Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Опера «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки. В опере от начала до конца царят светлое настроение, тон веселого и непринужденного сказочного повествования. А удивительным чудом остается Царевна-Лебедь, счастливая жена князя Гвидона. Вмешательство прекрасной и доброй волшебницы приводит к счастливой развязке: положительные герои торжествуют полную победу над завистью и коварством.



  1. М.А. Врубель (1856-1910). Картина «Царевна-Лебедь». Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. После выступления Забелы в роли «царевны-лебеди» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины.

4.Первичное закрепление.

Работа над картиной М. А. Врубеля «Царевна - Лебедь».

Включаю музыку (шум волн)

- Ребята, какая же она, эта женщина?

-Добрая, красивая, загадочная, грустная, холодная. -Давайте из слов, написанных на табличках, выберем те, которые охарактеризуют эту женщину.

Цвет и образ.

Ребята, а цвет может нам помочь ответить на вопрос какая она? Ребята, художник использует нежные, прозрачные, спокойные цвета или наоборот яркие, крикливые, насыщенные?

-Нежные, лёгкие, голубой, белый, розовый и т. д.

- Ребята, вот в русском языке существует такая частичка оват, которая поможет нам смягчить наши названия цветов, сделать их более нежными, называя их беловатый, голубоватый, розоватый, желтоватый и так далее. У вас на столе есть маленькие кружочки разных цветов. Выберите подходящие для такого образа цвета и положите на середину стола.

Глядя на эту картину создаётся ощущение, что всё овеяно прозрачной,

лёгкой дымкой.

- А присутствует ли свет на этой картине? А где именно?

-На одежде, на крыльях. А что ещё может нам помочь раскрыть этот образ?

Линия и образ.

Ребята, а линия может нам о чём-то рассказать?

Объясните, пожалуйста, как она помогает?

Какие линии использует художник? ( Показываю рукой на лицо, на плавные, струящиеся линии шарфа, лебединых крыльев, подталкивая тем самым к размышлению над тем, что линии могут быть мягкими, волнистыми, льющимися). Детали и образ.

Как вы думаете, есть что - то в этой картине необычное, сказочное, таинственное?

А что в ней есть необычного?

-Крылья, перья, которые напоминают ангела, лебедя, глаза, одежда, украшения которые напоминают королеву.

Музыка и образ.

Ребята, а помогла ли вам музыка?

Скажите, а что вы почувствовали в тот момент, когда звучала музыка?

-Что этот образ неожиданно появился перед ними, что она как будто раскрылась перед ними, что она сейчас распрямится и улетит, что она танцует, ощущение лёгкости, плавности, спокойствия, грациозности.

-А какой была сама музыка?

-Лёгкая, нежная, спокойная, тихая, медленная, плавная, красивая. Сочетается ли эта музыка с данным образом?

-Молодцы ребята, вы всё правильно подметили перед нами действительно образ наполненный таинственностью, нежностью, сказочностью, грациозностью, загадочностью.

-А теперь второй тоже очень интересный образ. В жизни есть не только добро, но и зло. И художники его тоже изображают в своих работах, чтобы мы научились вовремя распознавать его, умело с ним бороться.

Посмотрите на репродукцию картины И.Я.Билибина.

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.

Работа над картиной И. Я. Билибина Баба - яга. Рассматривая следующую картину - иллюстрацию художника И. Я. Билибина, давайте попробуем с вами определить какой это перед нами образ добрый или злой?

-Ребята, а как вы считаете, какими качествами наделил художник свою Бабу - ягу? Выберите из карточек те, где написаны слова, характеризующие эту женщину.

-Хитрая, коварная, вредная, злая.

-Поговорим о ней?

Баба-Яга- сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу. «Сказка знает три разные формы яги».

Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п.

Второй тип - яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

Третий тип - яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, вырезающая у них из спины ремень.

Яга может быть слепой на один глаз.

Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами.

А что помогло художнику показать нам её именно такой?

Линии и образ.

Ребята, какие линии использовал художник в этой картине? Какие они? (Если дети затрудняются ответить, указываю им на лицо, нос, рот, руки, подталкивая тем самым детей к ответу -кривые, колкие, жёсткие, острые, колючие, ощетинившиеся, ломаные). Ребята обратите внимание на её позу, что она нам напоминает по линиям?

-Молнию, что - то страшное. -А какие вокруг деревья, что произошло с их веточками?

-Обломаны.

Цвет и образ. Ребята, а как в данном случае помогает нам цвет?

-Он тёмный, мрачный, создаёт напряжение, ощущение зла.

Разложите во второй ряд разноцветные кружки, которые показывают цвета, использованные в данной картине.

-А какой сам по себе лес?

-Тёмный, густой, мрачный.

Детали и образ.

Какие детали в картине указывают на то, что Баба - яга злая?

-Крючковатый нос, руки, кривой, злой рот, нахмуренные брови, сгорбленная, худая, вся в лохмотьях, небрежно одетая, волосы торчат дыбом.

-Ребята, обратите внимание на её метлу. Какая она? -Глядя на её метлу, складывается ощущение, что сделана она с нелюбовью, кое-как, полностью отражая внешний вид своей хозяйки.

Музыка и образ.

Сейчас я вам предлагаю прослушать ещё один музыкальный фрагмент.

Кто узнает его?

Да, это музыка М. Мусоргского «Баба - яга». Ответьте на вопрос, созвучна ли музыка с тем образом, который мы сейчас рассматривали? -А какими были звуки в этой музыке?

-Громкие, страшные, быстрые. Действительно ребята они как бы дополняют друг - друга (изображение и музыка). Звуки оказались такими же, как и линии, колкими, пронзительными, сама музыка очень ритмичная. Всё это ещё раз подтверждает, что эта Баба - яга злая.

5. Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Вариант 1. У вас на столе изображение зеркала. В нем должен отразиться тот образ, который мы сейчас рассматривали. Либо это образ Бабы Яги, либо прекрасной Царевны-Лебеди.

Вариант 2. У вас есть раскраски с изображением Бабы Яги. Вам их надо раскрасить.

Изображение характера человека. Женский образ.Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе. 3 четверть.

Ребята, посмотрите, как много нам сегодня рассказали две картины художника М. А. Врубеля и И. Я. Билибина.

6.Рефлексия.

У нас получились очень интересные работы, половину - добрый образ, вторая половина - злой образ. Хорошо, если добра будет больше. А добра у нас будет много в мире тогда, когда каждый будет стараться делать много добрых дел. И тогда обязательно добро возьмёт вверх над злыми силами. И поэтому в заключение сегодняшнего урока, я говорю вам: «Спешите делать добро!»



© 2010-2022