- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Частица как часть речи (3 класс)
Урок по русскому языку на тему Частица как часть речи (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пепенина Л.Г. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пепенина Лариса Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 9»
г.Белгорода
Урок по русскому языку в 3 классе
Система Л.В.Занкова
Тема:Частица как часть речи. Стиль, употребление, значение, правописание частиц.
Цель: - создание условий для знакомства с частицей как частью речи.
Задачи:
Предметные:способствовать развитию умения распознавать частицы в разговорной речи, определять их смысловые оттенки, познакомиться с раздельным написанием частиц.
Личностные:содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: строят сообщения в устной и письменной речи; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку, кто готов работать, садитесь.
-*Запись числа, классная работа.
II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
1) Работа в группах.
- Разделите предложенные части речи на группы и подпишите каждую группу.
(и, а, от, на, не, же)
* Вывешивают работы на доску. Проверка сигнальными карточками.
- Согласны с делением на группы? (оценивание работы в листах самооценки)
Лист самооценки
ФИ __________________________________
Вид работы
Критерии
Баллы
-
Работа в группах
Без ошибок - 3б
1-2 ошибки (не подписаны группы) - 2б
Более 3 ошибок - 1б
-
Работа в парах
Сделали правильный вывод - 3б
Ошибка в выводе - 2б
Не сделали вывод - 1б
-
Самостоятельная выборочная работа
Без ошибок - 3б
1-2 ошибки- 2б
3-4 ошибки - 1б
Итого
9-8 б - «5»
7-5 б - «4»
4-3 б - «3»
Оценка за урок ___________
2) Фронтальная работа.
- Как назвать группы слов общим определением? (служебные части речи)
- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи? (своей несамостоятельностью)
- Для чего они служат?
- Что связывают предлоги? (Слова в словосочетании, в предложении)
- Что связывают союзы? (слова в предложении, части предложения)
- Какие именно слова? (Отвечающие на один и тот же вопрос)
- Как назвали третью группу? (частицы)
-
- О чем пойдет речь на уроке, какова тема нашего урока?
+ Частицы
- Какую цель поставим? (Что хотите узнать о частицах?)
- Чтобы достичь поставленной цели, что нам предстоит сделать на уроке?
III. Этап актуализации знаний.
-
- Итак, мы выяснили, что частица - это служебная часть речи. Как вы думаете, для чего служит частица?(ответы детей)
- А нужны ли частицы в речи? (ответы детей)
- Как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего употребляются частицы? (ответы детей)
- Давайте мы сейчас все вместе выясним, для чего же нужны частицы в нашей речи, для этого проведем небольшое исследование. (упр.218 - работа в парах)
- Какое задание нужно выполнить?
* Первичное чтение текста по ролям у доски.
- В каком стиле написан текст? (в разговорном)
- Возможна ли замена предложенного предложения? Почему? (поменяется стиль)
- Так в каком стиле чаще всего употребляются частицы? (в разговорном)
- Сколько героев участвуют в разговоре? (двое)
- Значит, это… (диалог)
- А теперь в парах еще раз прочитайте этот текст, исключив из него все выделенные слова.
- Что-то изменилось?
- Какой сделаем вывод, для чего нужны частицы? (сделать речь яркой, эмоциональной)(оценка работы в листе самооценки)
-
Работа с информацией. (сведения о языке, с.126)
- Прочитайте сведения о языке, пользуясь опорой.
- Кто хочет поделиться информацией? (ответы детей)
- Как пишутся частицы со словами? (раздельно)
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
-
Первичное закрепление знаний.
- Частицы несут в себе различные смысловые оттенки. А вот какие, мы с вами определим, выполнив следующее задание. У вас на партах лежат частицы. Ваша задача - вставить подходящие по смыслу частицы в предложения и определить, какой смысл несет эта частица. (Предложения на слайдах, по мере выяснения смысла частицы на доске появляются таблички)
-
Это _____ молоко, а кефир. (не, ОТРИЦАНИЕ)
-
____ прелесть эти сказки! (что за, ВОСКЛИЦАНИЕ)
-
К сожалению, я _________приеду вовремя. (вряд ли, СОМНЕНИЕ)
-
Такое _____ представить страшно! (даже, УСИЛЕНИЕ)
-
Говоришь ___ ты на английском языке? (ли, УТОЧНЕНИЕ)
-
Ему может помочь _________ друг. (только, ОГРАНИЧЕНИЕ)
- На самом деле смысловых значений частиц намного больше, продолжим об этом разговор после физминутки.
Физминутка
- Я буду называть глаголы с частицей НЕ, а вы выполняйте действия наоборот:
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь!
V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.
1) - На самом деле смысловых значений частиц намного больше. Попробуйте теперь самостоятельно применить полученные знания. (Самостоятельная выборочная работа).
- Из предложенного текста выписать частицы и надписать их смысловое значение. (текст на доске)
Только (ограничение) пошел спорый дождь, а почти (ограничение) по всей реке стоит стеклянный звон. Именно(уточнение)по высоте этого звона догадываешься, набирает ли (уточнение) дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не (отрицание ) звенит, лишь (ограничение) шепчет что-то свое, усыпительное.
*Взаимопроверка (оценка в листе самооценки)
2) Дифференцированная работа по карточкам.
1 группа: Вставьте орфограммы, подчеркните частицы, обозначьте их смысловое значение.
Ложь чел…века (не) красит.
Неужели это правда?
Да здра…ствует со…нце. Да скроется тьма!
Пусть всегда будет со…нце!
2 группа: Вставьте подходящие по смыслу частицы, обозначьте их смысловое значение.
______у птиц встречаются забавные имена. ______ поверишь, что водится птица поганка. ____птичка завирушка есть. Или ___ юла. И ____ совсем милые имена: овсянка, просянка и ____ чечевица. А _____ плохое название чиж или чечетка? ____ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, бололобик? ____ названия-прозвища лучше всего!
Слова для справок: и, едва ли, даже, вот, уж, разве, неужели, все-таки.
3 группа: Вставьте подходящие по смыслу частицы.
- _____играть в футбол, - предложил Миша.
- _____вратарем будет Олег! - решили все.
-______ он придёт сегодня, - сказал Алеша.
- ______он заболел? - недоумевали ребята.
- ______он «двойку» получил! - вспомнили друзья.
-______ тогда Витя будет вратарем, - предложил Игорь.
VI. Этап подведения итогов урока.
- Чем вас показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне «Частица» (зачитывают работы)
- Посчитайте итоговый балл на листе самооценки и выставите себе оценку за урок.
VIII. Этап рефлексии.
- Наш урок подошел к концу, достигли мы цели урока?
- Кто доволен своей работой на уроке?(поднимают руки)
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Д/З: упр.220