Урок по русскому языку на тему Частица как часть речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пепенина Лариса Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 9»

г.Белгорода

Урок по русскому языку в 3 классе

Система Л.В.Занкова

Тема:Частица как часть речи. Стиль, употребление, значение, правописание частиц.

Цель: - создание условий для знакомства с частицей как частью речи.

Задачи:

Предметные:способствовать развитию умения распознавать частицы в разговорной речи, определять их смысловые оттенки, познакомиться с раздельным написанием частиц.

Личностные:содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: строят сообщения в устной и письменной речи; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока:

I.Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку, кто готов работать, садитесь.

-*Запись числа, классная работа.

II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1) Работа в группах.

- Разделите предложенные части речи на группы и подпишите каждую группу.

(и, а, от, на, не, же)

* Вывешивают работы на доску. Проверка сигнальными карточками.

- Согласны с делением на группы? (оценивание работы в листах самооценки)

Лист самооценки

ФИ __________________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

  1. Работа в группах

Без ошибок - 3б

1-2 ошибки (не подписаны группы) - 2б

Более 3 ошибок - 1б


  1. Работа в парах

Сделали правильный вывод - 3б

Ошибка в выводе - 2б

Не сделали вывод - 1б


  1. Самостоятельная выборочная работа

Без ошибок - 3б

1-2 ошибки- 2б

3-4 ошибки - 1б


Итого

9-8 б - «5»

7-5 б - «4»

4-3 б - «3»

Оценка за урок ___________

2) Фронтальная работа.

- Как назвать группы слов общим определением? (служебные части речи)

- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи? (своей несамостоятельностью)

- Для чего они служат?

- Что связывают предлоги? (Слова в словосочетании, в предложении)

- Что связывают союзы? (слова в предложении, части предложения)

- Какие именно слова? (Отвечающие на один и тот же вопрос)

- Как назвали третью группу? (частицы)

  1. - О чем пойдет речь на уроке, какова тема нашего урока?

+ Частицы

- Какую цель поставим? (Что хотите узнать о частицах?)

- Чтобы достичь поставленной цели, что нам предстоит сделать на уроке?

III. Этап актуализации знаний.

  1. - Итак, мы выяснили, что частица - это служебная часть речи. Как вы думаете, для чего служит частица?(ответы детей)

- А нужны ли частицы в речи? (ответы детей)

- Как вы думаете, в каком стиле речи чаще всего употребляются частицы? (ответы детей)

- Давайте мы сейчас все вместе выясним, для чего же нужны частицы в нашей речи, для этого проведем небольшое исследование. (упр.218 - работа в парах)

- Какое задание нужно выполнить?

* Первичное чтение текста по ролям у доски.

- В каком стиле написан текст? (в разговорном)

- Возможна ли замена предложенного предложения? Почему? (поменяется стиль)

- Так в каком стиле чаще всего употребляются частицы? (в разговорном)

- Сколько героев участвуют в разговоре? (двое)

- Значит, это… (диалог)

- А теперь в парах еще раз прочитайте этот текст, исключив из него все выделенные слова.

- Что-то изменилось?

- Какой сделаем вывод, для чего нужны частицы? (сделать речь яркой, эмоциональной)(оценка работы в листе самооценки)

  1. Работа с информацией. (сведения о языке, с.126)

- Прочитайте сведения о языке, пользуясь опорой.

- Кто хочет поделиться информацией? (ответы детей)

- Как пишутся частицы со словами? (раздельно)

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

  1. Первичное закрепление знаний.

- Частицы несут в себе различные смысловые оттенки. А вот какие, мы с вами определим, выполнив следующее задание. У вас на партах лежат частицы. Ваша задача - вставить подходящие по смыслу частицы в предложения и определить, какой смысл несет эта частица. (Предложения на слайдах, по мере выяснения смысла частицы на доске появляются таблички)

  • Это _____ молоко, а кефир. (не, ОТРИЦАНИЕ)

  • ____ прелесть эти сказки! (что за, ВОСКЛИЦАНИЕ)

  • К сожалению, я _________приеду вовремя. (вряд ли, СОМНЕНИЕ)

  • Такое _____ представить страшно! (даже, УСИЛЕНИЕ)

  • Говоришь ___ ты на английском языке? (ли, УТОЧНЕНИЕ)

  • Ему может помочь _________ друг. (только, ОГРАНИЧЕНИЕ)

- На самом деле смысловых значений частиц намного больше, продолжим об этом разговор после физминутки.

Физминутка

- Я буду называть глаголы с частицей НЕ, а вы выполняйте действия наоборот:

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь!

V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.

1) - На самом деле смысловых значений частиц намного больше. Попробуйте теперь самостоятельно применить полученные знания. (Самостоятельная выборочная работа).

- Из предложенного текста выписать частицы и надписать их смысловое значение. (текст на доске)

Только (ограничение) пошел спорый дождь, а почти (ограничение) по всей реке стоит стеклянный звон. Именно(уточнение)по высоте этого звона догадываешься, набирает ли (уточнение) дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не (отрицание ) звенит, лишь (ограничение) шепчет что-то свое, усыпительное.

*Взаимопроверка (оценка в листе самооценки)

2) Дифференцированная работа по карточкам.

1 группа: Вставьте орфограммы, подчеркните частицы, обозначьте их смысловое значение.

Ложь чел…века (не) красит.

Неужели это правда?

Да здра…ствует со…нце. Да скроется тьма!

Пусть всегда будет со…нце!

2 группа: Вставьте подходящие по смыслу частицы, обозначьте их смысловое значение.

______у птиц встречаются забавные имена. ______ поверишь, что водится птица поганка. ____птичка завирушка есть. Или ___ юла. И ____ совсем милые имена: овсянка, просянка и ____ чечевица. А _____ плохое название чиж или чечетка? ____ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, бололобик? ____ названия-прозвища лучше всего!

Слова для справок: и, едва ли, даже, вот, уж, разве, неужели, все-таки.

3 группа: Вставьте подходящие по смыслу частицы.

- _____играть в футбол, - предложил Миша.

- _____вратарем будет Олег! - решили все.

-______ он придёт сегодня, - сказал Алеша.

- ______он заболел? - недоумевали ребята.

- ______он «двойку» получил! - вспомнили друзья.

-______ тогда Витя будет вратарем, - предложил Игорь.

VI. Этап подведения итогов урока.

- Чем вас показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне «Частица» (зачитывают работы)

- Посчитайте итоговый балл на листе самооценки и выставите себе оценку за урок.

VIII. Этап рефлексии.

- Наш урок подошел к концу, достигли мы цели урока?

- Кто доволен своей работой на уроке?(поднимают руки)

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Д/З: упр.220


© 2010-2022