Программа по внеурочной деятельности на уровне начального общего образования «Умелые руки. Радуга»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
"Рассмотрена"

" Утверждаю"

на Методическом совете

протокол № ___ от _______20__г.

___________ Т.В.Журило

Директор МОУ СОШ №5


«__»________2014г.





Программа по внеурочной деятельности

на уровне начального общего образования

«Умелые руки. Радуга»

возраст детей: 7 - 8 лет


нормативный срок освоения программы - 1 год











Разработчик:

Т.А. Учаева

учитель начальных классов






г. Гусев





Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности «Интеллектуальные игры. Почемучка» разработана в соответствии с положением о внеурочной деятельности, разработанного в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 N373, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиНами 2.4.2.№2821-10», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 года №189, Уставом МОУ СОШ №5. Декоративная работа (аппликация) состоит в изготовлении различных плоскостных изображений - узоров, орнаментов, рисунков, картин - путем вырезания и укреплении на поверхности бумаги, ткани, коже, древесины, пластмасс разнообразных по форме, материалу, цвету и фактуре деталей из тех или иных специально подобранных материалов: цветной бумаги, тканей, кожи, засушенных листьев, соломы, бересты, шпона и т.п. Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Задачи программы: Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей. Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма. Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству.

Педагогическая целесообразность программы Ручной труд занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. Ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данного курса. При работе с аппликацией разрабатывается мелкая моторика рук, что помогает развитию интеллекта, способностей ребенка. Развивается наблюдательность, фантазия, творческое мышление и речь. Прививаются навыки трудовой профессиональной деятельности. Работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Радуга» - прекрасное средство развития конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного и воспитательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени - до 90%.

Направленность дополнительной образовательной программы Цель программы будет достигнута, если ребенок на занятии займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». Занятия строятся по принципу «от действия по образцу - к самостоятельному творческому поиску» Более сложные поделки выполняются по методу прямого показа, пока прием не будет надежно усвоен. В задачу руководителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Поделки, изготовленные руками детей, могут стать хорошим подарком и принести радость друзьям, родным и самому ребенку. Программа 1 года является вводной: она позволяет подготовить ребенка к последующей, более качественной работе с материалом. Необходимо ввести детей в мир разумного, интересного, увлекательного творческого труда. На первых занятиях дети учатся вырезать детали по шаблону. Позже ребенок самостоятельно выбирает детали, которые понадобятся ему для изготовления поделки. Практические занятия носят игровой характер, но игра используется лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Она позволяет ребенку воспринять серьезную и трудовую работу как интересную и понятную. Занятия в данном кружке способствуют всестороннему развитию каждого ребенка. На занятиях используются разнообразные материалы. Работа с ними развивает воображение ребенка, его творческую фантазию, обогащает его восприимчивость к прекрасному и углубляет знания о народном творчестве. Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.

Возраст детей, участвующих в данной программе Возрастные границы программы довольно подвижны, что зависит как от индивидуальных различий между детьми, так и от разнообразия материала. Программа рассчитана на детей 6 - 8 лет. Работу кружка организую с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть второму классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Формы и режим занятий Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год). В первом классе введены дополнительные каникулы в феврале, поэтому количество часов сокращается до 60ч. Длительность занятия - 40 минут. Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, образцы поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее - сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

​ интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

​ познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

​ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

​ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

​ выраженной познавательной мотивации;

​ устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

​ планировать свои действия;

​ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

​ адекватно воспринимать оценку учителя;

​ различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ проявлять познавательную инициативу;

​ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

​ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

​ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

​ формулировать собственное мнение и позицию;

​ договариваться, приходить к общему решению;

​ соблюдать корректность в высказываниях;

​ задавать вопросы по существу;

​ контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

​ владеть монологической и диалогической формой речи;

​ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

​ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

​ высказываться в устной и письменной форме;

​ анализировать объекты, выделять главное;

​ осуществлять синтез (целое из частей);

​ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

​ устанавливать причинно-следственные связи;

​ строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

​ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

​ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

​ использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

​ развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

​ расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

​ познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

​ использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

​ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

​ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

​ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

​ достичь оптимального для каждого уровня развития;

​ сформировать навыки работы с информацией.


По окончании программы обучения воспитанники должны уметь:

  • соблюдать технику безопасности;
  • выполнять основные приёмы при аппликации из ткани и бумаги;
  • составлять рисунок по эскизу;
  • вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предметов;
  • размечать фигуры по шаблону;
  • правильно наносить клей на бумагу;
  • наклеивать фигуры на бумагу по образцу;
  • составлять орнамент из геометрических фигур;
  • составлять композицию;
  • размечать фигуры по линейке;
  • доводить работу до конца;

Формы подведения итогов реализации программы Итогом кружка должна стать выставка работ на родительском собрании, подарки родным к Новому году, 8 Марта и 23 февраля, участие в школьных выставках детского творчества.

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Итоговое занятие. Инструктаж по технике безопасности

3

2

Экскурсия в парк

2

3

Аппликация из природного материала

2

4

Аппликация из геометрических фигур

6

5

Аппликация из пластилина и на пластилиновой основе

11

6

Мозаика

10

7

Аппликация из ваты

6

8

Аппликация и оригами

13

9

Аппликация из бумажных полос. Квиллинг

3

10

Тематические аппликации к календарным праздникам.

4

Итого: 60 часов

Содержание тем

Тема

Кол-во часов

Наглядные пособия

Дата

1

Вводное занятие «История возникновения аппликации. Виды аппликации»

Инструктаж по технике безопасности.

1

презентация

03.09

2

Экскурсия в парк. Сбор природного материала, листьев, семян.

2

04.09

11.09


Инструктаж по технике безопасности. Виды аппликации.

1

презентация

12.09

3

Аппликация из природного материала (листьев, цветов)

1

образец педагога

18.09

4

Аппликация из листьев «Русская берёзка»

1

образец педагога

19.09

5

Изготовление аппликации из бумаги. Аппликация из кругов. «Гусеничка».

1

образец педагога

25.09

6

Изготовление аппликации из бумаги. Аппликация из кругов. «Гусеничка».

1

образец педагога

26.09

7

Аппликация из геометрических фигур. «Котенок»

1

образец педагога

02.10

8

Аппликация из геометрических фигур. «Белочка»

1

образец педагога

03.10

9

Аппликация из геометрических фигур. «Белочка»

1

образец педагога

09.10

10

Аппликация из геометрических фигур. «Лисичка»

1

образец педагога

10.10

11-13

Аппликация из пластилина способом растягивания.

«Слонёнок», «Петушок»

3

образец педагога

16.10

21.10

23.10

14-17

Мозаика. Мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Собачка», «Жар-птица»

4

образец педагога

28.10

06.11

11.11

13.11

18-20

Мозаика из ватных шариков. Ёлочная игрушка «Гномик». Беседа «Волшебный праздник - Новый год!»

3

презентация образец педагога

20.11

25.11

28.11

21

Аппликация «Дед Мороз»

1

образец педагога

02.12

22-24

Аппликация из бумажных полос.

3

презентация образец педагога

04.12

09.12

12.12

25

Аппликация из ватных шариков

1

образец педагога

16.12

26

Аппликация «Новогодняя открытка»

1

образец педагога

18.12

27

Аппликация «Новогодняя открытка»

1

образец педагога

23.12

28

Вырезание снежинок

1

образец педагога

25.12

29

Техника торцевания. Инструктаж по технике безопасности

1

презентация

13.01

30-34

Мозаика в технике торцевания

5

образец педагога

15.01

20.01

22.01

27.01

29.01

35-36

Аппликация из ваты

2

образец педагога

03.02

05.02

37

Аппликация из крупы на пластилиновой основе

1

образец педагога

17.02

38

Открытка к 23 февраля.

1

презентация

образец педагога

19.02

39-40

Открытка к 8 марта. «Подарок маме»

2

образец педагога

03.03

05.03

41-43

Аппликация из крупы на пластилиновой основе

3

образец педагога

10.03

12.03

17.03

44-45

Объёмная аппликация и оригами. Творческий проект «Рыбки в аквариуме»

2

образец педагога

19.03

02.04

46-47

Аппликация из разных материалов «Пасхальная радость»

2

образец педагога

07.04

09.04

48

Аппликация из пластилина «Котик Барсик»

1

образец педагога

14.04

49

Аппликация из пластилина «Бабочка»

1

образец педагога

16.04

50

Аппликация из пластилина «Дятел»

1

образец педагога

21.04

51

Аппликация из пластилина «Замок»

1

образец педагога

23.04

52-53

Аппликация ко дню Победы «Вечный огонь»

2

презентация

образец педагога

28.04

30.04

54-55

Объемная аппликация «Звезда»

2

образец педагога

05.05

07.05

56

Аппликация из спиралек «Весна.Май»

1

образец педагога

12.05

57

Аппликация и оригами «Нарциссы»

1

образец педагога

14.05

58

Объемная аппликация и оригами «Бабочки на цветочной поляне»

1

образец педагога

19.05

59

Заключительное занятие. Выставка лучших работ. Награждение участников.

1

Выставка детских работ

21.05

Литература 1.А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение, 2005г. 2.Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г. 3.Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение,2006г. 4. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. - 144 с. 5. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. - 255 с. Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 128 с. 6. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 288 с.

© 2010-2022