Урок по русскому языку. Тема Чк, чн

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сочетание чн-чк.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Цель: Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч'] , [Щ'] - мягкие, сочетания пишутся без ь).

Задачи:

  1. Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование:

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;

  • установки на здоровый образ жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

  • производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;

  • применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);

  • выполнять основные гигиенические требования при письме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;

  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);

  • различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;

  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

  • находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);

  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.



I. Организационный момент Учитель: Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь II. Минутка чистописания. Актуализация знаний. Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! - Записываем число, классная работа. Обратите внимание на правописание слов. Подчеркните удвоенную согласную. - Определите какие буквы написаны у вас в тетради? Допишите элементы букв. Работаем цепочкой с использованием сигнальных карточек. - На какие группы их можно разделить? - Объясните написание букв Дл, Дв, До, пропишите. К нам на урок пришел Незнайка неунывающий и заводной непоседа.Он старается всему научится, но у не - Знаете, ребята, а ведь Крош принёс нам задание, которое выполнил сам: Чя, чю, чящя, чясы. Посмотрите, правильно ли он всё написал?! Допустил ли он ошибки?. . Какое же правило забыл Крош? Давайте поможем ему!? Работаем в парах. Исправьте ошибки, запишите, подчеркните правило.Сделайте фонетический разбор слова Чаща. Чаща - 2 слога, ча - ща ч [ч'] - согласный, глухой, мягкий а [а] - гласный, ударный щ[щ'] - согласный, глухой, мягкий. а [а] - гласный, безударный. 4б, 4зв. Проверяем с использованием сигнальных карточек. III. Введение новых знаний. - Ёжик и Крош написали слова. Посмотрите, что у них получилось. птички птичьки сказочный сказочьный сочный сочьный хищник хищьник мощный мощьный - В чем расходится написание слов? Кто прав? Почему? (Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т. к. [ч'] и [щ'] - всегда мягкие звуки. ) - Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока? Тема. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН - Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН. I V. Работа с учебником - Откройте учебник, на с. 54 и прочитайте правило, сравните с тем, что мы сформулировали. - Как написаны сочетания ЧК, ЧН, ЩН в словах? (Без ь знака. ) Спишите слова, подчеркните эти сочетания. Вывод: Звуки [ ч'] и [щ'] - согласные, всегда мягкие, непарные глухие, поэтому на письме их мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без ь знака! - Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН, ЩН. ) V. Физминутка: Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал. Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи, чи, чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) Будет всем по калачу (4 прыжка на месте) Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой) Осторожно, горячо (ходьба на месте). VI. Закрепление 1 задание: - Ёжик и Крош нам приготовили задания. Прочитаем его на стр 55 упр 4 Знаете ли вы из каких сказок эти строки? Найдите трехсложные слова с сочетание чн,ЧК? Как правильно нужно произносить чн в словах, прочитайте слова с сочетанием чн. Сделайте вывод. Прочитаем все вместе правило на стр 55 Выпишите трехсложные слова с сочетанием ЧК. Проговорим все вместе правило. 2 задание: (Слайд) Ребята, Крош не может справиться с заданием, помогите ему, вставьте пропущенные буквы. Работаем в группах. Дифференцированная работа по объему (2группы) Козлятушки, ребятушки, Отопритеся, отворитеся, Ваша мать пришла - Моло. . а принесла; Бежит моло. . о по выме. . у, Из выме. . а по копыте. . у, Из копыте. . а во сыру землю. Какой он - мир сказо. . ый? - Зачарованный, загадо. . ный, Шуто. . ый, игруше. . ый, Солне. . ый, красо. . ый, Добрый и серде. . ый, Мудрый и ве. . ый.

-Проверяем с использованием сигнальных карточек. Какое правило помогло вам выполнить это задание. Проговорим его хором.

VI. Гимнастика для глаз.

1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).

2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза).

3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое

движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.

Помогите выполнить задание Ежика. Работаем самостоятельно.(дифференцированная работа по степени сложности)

Iвариант:
- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн, щн. Самопроверка
Ре..ой, кирпи..ый, ово..ой, но..а, моло..ый.
IIвариант:
- Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.
Белка, молоко, сердце, свеча, собака.
IIIвариант:
- Исправить ошибки. Списать грамотно.

Клубничьный, прозрачный, печка, девочка, дочька, изящьный, прочьный.

Работаем самостоятельно каждый со своей карточкой.
Проверяем с использованием сигнальных карточек. Поднимите руку кто выполнил все без ошибок. Поднимите руку кто допустил 1-2 ошибки. Кто допустил 3 и более. Какое правило вам помогло в написании работы. Проговорим его.

VII. Работа над орфоэпией.

- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

Молодцы!

IX. Итог урока

- Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня?

- Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

- Давайте еще раз повторим правило , связанное с этими сочетаниями.

- Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пиши без мягкого знака. (Слайд)

Самооценка.

- Вы сегодня замечательно работали. Ёжик, Крош и я мы вами гордимся! А дома я вас попрошу выполнить моё поручение, рассказать родителям о нашем открытии.



© 2010-2022