- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»
Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Латыпова Г.Т. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи урока:
-
Обобщить представления детей об однокоренных словах (двух признаках однокоренных слов);
-
Научить находить лишние слова в группе однокоренных слов, объединять однокоренные слова в группы, находить однокоренные слова с заданным корнем;
-
Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Формирование универсальных учебных действий
-
Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-
Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.
-
Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .
-
Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Проблемная ситуация строится на столкновении ранее изученного материала и незнания точного определения корня слова.
- Создание проблемной ситуации: детям предлагается практическое задание "на ошибку". Показываются разные варианты выполнения задания, недостаточность знаний для точного определения понятия.
- Метод постановки учебной проблемы - побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Поиск решения - подводящий диалог
- Тип знания - понятие (корень слова)
Планируемый результат: научатся находить и выделять корень в группе однокоренных слов. Осознают значимость этой морфемы.
В перспективе: Формировать навыки правописания однокоренных слов, развивать орфографическую зоркость.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД, (технология оценивания учебных успехов)
Деятельность учителя
Деятельность учителя
Ι. Актуализация знаний.
1. Мотивация
- Доброе утро, ребята! Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу и нашим гостям.
Сядут тихо те ученики 2-го класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя.
2. Откройте тетради. - Что надо записать? (Дату.) 9 декабря. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 1 3 3 4. Словарная работа. Звонит
5. Актуализация знаний. - Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.) - Что такое корень слова? - Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя - внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) - Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова? - Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?
Пишут в тетради
Они однокоренные
- у них есть одинаковая часть
- близки по смыслу
Многозначными.
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
Создание проблемной ситуации. (практическое задание "на ошибку")
Детям выданы карточки со словами:
Вода, водица, водитель, проводить, пар, водяной, дождик
Проделайте то же самое, найдите однокоренные слова среди всех предложенных слов. Для этого вам нужно будет:
-
Прочитать слова
-
Найти слова, близкие по смыслу
-
Вычеркнуть лишние
-
В остальных выделить общую часть - корень
Задание выполняется индивидуально.
- Давайте посмотрим, как вы выполнили задание.
Разные ответы детей, их варианты фиксируются на доске. - Почему? В словах одинаковые части, а смысл разный. Надо проверять оба признака. После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос: - Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему? - Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.) - Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с корнем сходным по звучанию? - Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл. - В корне заключён общий смысл однокоренных слов. Составим план урока.
- Какие слова можно назвать однокоренными?
- Нахождение по заданному корню однокоренных слов.
Повторяют правило. Читают правило на стр. 87
Корень слова.
Планировали свою деятельность
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений - применение знания.
3 5 3 1 4 1. Работа в группах. Подбирают однокоренные слова. I группе - слово лес; II группе - слово дом, III группе - бег IV группе - слово ёлка V группе - слово лук
-
Первичное закрепление
Гусь и гусыня со своими гусятами гуляют.
- Га-га-га! - гогочет гусь, -
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу - не нагляжусь. (Н. Костарев)
Гусь, гусыня, гусята
Но и вредители-ошибки всё время норовят в сад пробраться.
Вон навстречу им гусеница ползёт.
А я ваша родственница - говорит. Права ли гусеница? Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?
-
Физкультминутка
- Работа по учебнику.
Работа в парах
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и познавательной деятельности.
ΙV. Рефлексия
- Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень - это общая часть всех слов». Буратино: «Корень - это главная часть предложения». Золушка: «Корень - это общая часть однокоренных слов». 4 4
Рефлексия: - Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
-
Вы считаете, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой. Вы научились и
можете помочь другим.
-
Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.
-
Вы считаете, что было трудно на уроке
V.Домашнее задание. 1. Упр. 118 2. Вырастить дерево с любым корнем :пар, снег, зим, дом и др.
4