Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи урока:

  • Обобщить представления детей об однокоренных словах (двух признаках однокоренных слов);

  • Научить находить лишние слова в группе однокоренных слов, объединять однокоренные слова в группы, находить однокоренные слова с заданным корнем;

  • Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Формирование универсальных учебных действий

  • Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

  • Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.

  • Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .

  • Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Проблемная ситуация строится на столкновении ранее изученного материала и незнания точного определения корня слова.

- Создание проблемной ситуации: детям предлагается практическое задание "на ошибку". Показываются разные варианты выполнения задания, недостаточность знаний для точного определения понятия.

- Метод постановки учебной проблемы - побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Поиск решения - подводящий диалог

- Тип знания - понятие (корень слова)

Планируемый результат: научатся находить и выделять корень в группе однокоренных слов. Осознают значимость этой морфемы.

В перспективе: Формировать навыки правописания однокоренных слов, развивать орфографическую зоркость.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, (технология оценивания учебных успехов)

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Ι. Актуализация знаний.


1. Мотивация

- Доброе утро, ребята! Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу и нашим гостям.

Сядут тихо те ученики 2-го класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя.

2. Откройте тетради. - Что надо записать? (Дату.) 9 декабря. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 1 3 3 4. Словарная работа. Звонит

5. Актуализация знаний. - Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.) - Что такое корень слова? - Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя - внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) - Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова? - Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?

Пишут в тетради

Они однокоренные

- у них есть одинаковая часть

- близки по смыслу

Многозначными.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

Создание проблемной ситуации. (практическое задание "на ошибку")

Детям выданы карточки со словами:

Вода, водица, водитель, проводить, пар, водяной, дождик

Проделайте то же самое, найдите однокоренные слова среди всех предложенных слов. Для этого вам нужно будет:

  • Прочитать слова

  • Найти слова, близкие по смыслу

  • Вычеркнуть лишние

  • В остальных выделить общую часть - корень

Задание выполняется индивидуально.

- Давайте посмотрим, как вы выполнили задание.

Разные ответы детей, их варианты фиксируются на доске. - Почему? В словах одинаковые части, а смысл разный. Надо проверять оба признака. После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос: - Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему? - Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.) - Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с корнем сходным по звучанию? - Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл. - В корне заключён общий смысл однокоренных слов. Составим план урока.

  1. Какие слова можно назвать однокоренными?
  2. Нахождение по заданному корню однокоренных слов.
- Что мы сейчас делали?

Повторяют правило. Читают правило на стр. 87





Корень слова.





















Планировали свою деятельность

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

3 5 3 1 4 1. Работа в группах. Подбирают однокоренные слова. I группе - слово лес; II группе - слово дом, III группе - бег IV группе - слово ёлка V группе - слово лук

  1. Первичное закрепление

Гусь и гусыня со своими гусятами гуляют.
- Га-га-га! - гогочет гусь, -
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу - не нагляжусь. (Н. Костарев)

Гусь, гусыня, гусята

Но и вредители-ошибки всё время норовят в сад пробраться.

Вон навстречу им гусеница ползёт.

А я ваша родственница - говорит. Права ли гусеница? Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?

  1. Физкультминутка

  2. Работа по учебнику.
Упр. 119 - развивается умение находить общую часть однокоренных слов.













Работа в парах

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и познавательной деятельности.

ΙV. Рефлексия


- Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень - это общая часть всех слов». Буратино: «Корень - это главная часть предложения». Золушка: «Корень - это общая часть однокоренных слов». 4 4

Рефлексия: - Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

  1. Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

  1. Вы считаете, что научились выделять корень

в словах, можете подобрать однокоренные слова,

но иногда вам ещё нужна помощь.

  1. Вы считаете, что было трудно на уроке


V.Домашнее задание. 1. Упр. 118 2. Вырастить дерево с любым корнем :пар, снег, зим, дом и др.


Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».

4

© 2010-2022