- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей дошкольного возраста к первому классу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей дошкольного возраста к первому классу
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Столбовая Т.Е. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке детей дошкольного возраста к первому классу
по программе «Раз - ступенька, два - ступенька…» (78 часов).
Учитель МКОУ «СОШ №24», г.Удачный, Саха (Якутия): Столбовая Т.Е. Рабочая программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);
- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
- Учебному плану МКОУ «СОШ №24» г.Удачный;
- Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения);
- Образовательной системы «Школа 2100». Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Под научной редакцией Р.Н.Бунеева,. изд. 4-е, доп. - М.: Баласс, 2013.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса. Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью. Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризуется:
- ориентировкой ребёнка в окружающем мире, запасом его знаний;
- отношением к школе;
- самостоятельности ребёнка;
- его активности и инициативы;
- развитие потребности в общении;
- умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми.
Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и простых математических представлений. Ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму. ОБЖ.
Задачи:
-
Развивать устную и письменную речь;
-
Формировать вычислительные навыки;
-
Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
-
Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
Основные принципы работы:
-
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
-
уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-
комплексный подход;
-
систематичность и последовательность;
-
вариативность занятий;
-
наглядность.
- Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно - ориентированного) подхода к учащимся;
- Включение родителей в образовательный процесс.
1. Дидактический материал по обучению грамоте и письму.
2. Дидактический материал по математике.
3. Литература по предметам.
4. Компьютер, проектор.
ПЕРВЫЙ БЛОК: Развитие речи с элементами обучения грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» призван обеспечить:
- развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения:
- развивать интерес к учебным занятиям:
- расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
- развитие фонематического слуха.
- развивать у детей готовности к обучению чтению в первом классе;
- развивать фонематический слух и речевую активность;
- укреплять мелкую моторику.
- усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма.
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:
-
владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;
-
уметь различать звуки речи на слух;
-
уметь составлять простые предложения;
-
пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
-
конструировать буквы;
-
штриховать по образцу.
Метапредметными результатами изучения курса развития речи с элементами обучения грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
- находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебно-тематический план разделы № п/п Тема занятия К-во занятий
Наша речь. 1 Для чего мы говорим? Слово, предложение.
4 2 Описание картинки. Текст.
4
В мире звуков
и букв. 3 Для чего нужны звуки? Что такое буквы? Диалог.
4 4 Гласные звуки и буквы. Графическая речь. Печатание букв.
4 5 Согласные звуки и буквы. Особые обязанности звуков. Печатание букв.
4 6 Слоги. Слияния. Звуковой анализ слов. Штриховка.
4 7 Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.
4 8 Алфавит.
12
Чудеса
в стране слов. 9 Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу.
4 10 Родственные слова.
4 11 Ребусы, анаграммы, шарады, скороговорки. Составление рифмы к словам.
2 12 Конкурс знатоков. Речевой этикет.
2
Итого:
52зан.
ВТОРОЙ БЛОК: Развитие логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два - ступенька» призван:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; - раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
- устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- давать точный ответ на поставленный вопрос;
- подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
- называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
- пересчитывать элементы данного конечного множества;
- читать любое число от 1 до 10;
- называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- Учиться планировать учебную деятельность;
- Высказывать свою версию;
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний;
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других;
- Вступать в беседу на занятии и в жизни;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно-тематический план
разделы
№ п/п
Тема занятия
К-во занятий
Общие понятия
1
Выявление математических представлений у детей. Геометрические фигуры.
3
Признаки предметов. Отношения.
2
Классификация предметов по цвету, форме, размеру.
3
3
Сравнение предметов по расположению, материалу, назначению.
3
4
Пространственные и временные представления детей.
3
Числа от 1 до 10.
5
Счёт предметов. Порядковые числительные.
3
6
Сравнение количества предметов. «Один», и «много».
3
7
Соотнесение цифры и числа. Нумерация первого десятка (прямой и обратный счёт)
3
8
Состав чисел. Развитие логического мышления.
3
Действия с числами.
9
Развитие умения решать простые задачи.
3
10
Прием сложения по представлению числового ряда.
3
11
Формирование навыков сложения и вычитания.
3
12
Обобщение и систематизация знаний детей.
3
Итого:
26зан.