Рабочая программма курса внеурочной деятельности ««Изучаем родной край»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рецензия на программу по внеурочной деятельности «Изучаем родной край».

Представленная работа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно - нравственного развития воспитания личности гражданина России. Программа по курсу «Изучаем родной край» предназначена для 2 класса общеобразовательных учреждений. Программа по курсу «Изучаем родной край», и рассчитана на 68 занятий в год , 2 занятия в неделю. Материал курса разбит на тематические блоки. В методическом обеспечении программы выделяются в рамках каждого блока определенные требования к знаниям, и содержание блоков. В программе рационально распределены учебные часы по разделам курса и логическую последовательность изучения тем и разделов внеурочной деятельности с учетом личностных метапредметных, предметных результатов обучения и освоения содержания курса. В пояснительной записке определены цели и задачи курса и требования к знания учащихся. - Программа состоит из 3 содержательных линий. Задачи: воспитывать чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям; формировать желание к преумножению богатств родного края; развивать интерес у учащихся о людях и культуре. Задачи: вызывать у детей чувства единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами; развивать у учащихся понимания того, что человек любой национальности уникален, неповторим, обладает равными правами и свободами. Задачи: Изучение природы родного края, народной культуры и традиции. Растить рачительного хозяина своей земли; учить вдумчиво, читать вечно молодую книгу природы; воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного гуманного отношения ко всему живому на Земле; прививать чувство уважения к национальной культуре и народным традициям. Эта программа разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников, второклассников.

Представленная программа по внеурочной деятельности «Изучаем родной край» может быть допущен к применению в образовательном учреждении соответствующего профиля.


Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности

«Изучаем родной край» по плану 68ч. 2 класс


Программа «Изучаем родной край» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Изучаем родной край» является основой к программе духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеурочной деятельности, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа по курсу «Изучаем родной край», и рассчитана на 68 занятий в год , 2 занятия в неделю. - Программа состоит из 3 содержательных линий. Задачи: воспитывать чувства уважения к истории родного края, к людям, труду, их достижениям; формировать желание к преумножению богатств родного края; развивать интерес у учащихся о людях и культуре. Задачи: вызывать у детей чувства единства и общности со своей семьёй, с народом нашей страны, их интересами, заботами; развивать у учащихся понимания того, что человек любой национальности уникален, неповторим, обладает равными правами и свободами. Задачи: Изучение природы родного края, народной культуры и традиции. Растить рачительного хозяина своей земли; учить вдумчиво, читать вечно молодую книгу природы; воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного гуманного отношения ко всему живому на Земле; прививать чувство уважения к национальной культуре и народным традициям. Эта программа разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников, второклассников.










Цель и задачи программы. Цель курса - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Совершенствовать все виды речевой деятельности детей. Воспитывать Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок. Сознательного человека, любящего свою родину. Чувство любви к родному краю, своей малой родине. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в крае, определять собственную позиции по отношению к окружающей реальности. Познавательные интересы. Освоение систематизированных знаний по краеведению, формирование целостно представления о месте и роли истории родного края в истории России. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа краеведческой информации. Стремление к познанию культурных традиций через творческую, исследовательскую деятельность. Формирование историко - краеведческого мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, давать характеристику краеведческому событию показывать роль личностей в истории края и страны. Разнообразных познавательных интересов. Представления о Росси как о родной стране. Задачи курса: Воспитательные. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей. Создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры. Воспитание патриота своей страны и гражданского мира. Нравственное развитие ребенка: его создания, чувств поведения. Формирование правовой культуры. Эстетическое развитие ребенка: воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Формирование элементов творческой деятельности и развития креативности. пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине. (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициями.). Образовательные. Развитие образного и логического мышления.Создание условий для социально-культурной адаптации детей на базе народной культуры. Ознакомление с основными сведениями по истории, культуре, национальными традициями России и Ульяновской области; Создание системных представлений о народной культуре России, ее связь с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России. Формирование понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции. - пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине. (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициями.); Развивающие. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя. Совершенствование всех видов речевой деятельности. Развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества. Привитие навыков прикладного труда и художественного творчества. Формирование навыков критического мышления в условиях пропагандистского воздействия.Создание системных представлений о народной культуре России, ее связь с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России. Особенности курса. Коррекционная направленность. Рабочая программа по истории ориентирована на усвоение обязательного минимума исторического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к истории. Распределение учебных часов курса произведено с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей, обучающихся с задержкой психического развития. Программа школьного курса по истории учитывает значительные трудности для детей с ЗПР в силу особенностей их познавательной деятельности. Для этих детей характерны недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно - следственных связей, запоминание большого количества фактического материала, снижения памяти, отставание в развитие речи. В связи с этим учащиеся замедленно овладевают необходимыми историческими представлениями и понятиями, плохо запоминают понятия, затрудняются в анализе и обобщении конкретных знаний. В понимании закономерностей исторического развития. На уроках имтории организуется специальная помощь, направленная на то, чтобы облегчить усвоение учебного материала, от излишней детализации. В программе заложена разгрузка программы за счет освобождения от слишком сложного учебного материала, от излишней детализации. Разнообразные виды деятельности, применяемые на уроке, такие как, игровые формы, работа в парах, решение логических задач, применение икт. Разнообразные методические приемы помогают в доходчивой форме усвоить учебный материал. Рабочая программа обеспечивает работу детей с ЗПР со значительной помощью учителя, так как ребенок, имеющий такие взаимоотношения со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Особенности курса. Коррекционная направленность:

Виды коррекционной работы с обучающимися СКК VII вида:


  1. Коррекция памяти через неоднократное повторение
  2. Коррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты.
  3. Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу
  4. Коррекция внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами
  5. Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых
предметов
  1. Коррекция речи через комментирование действий и правил
  2. Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения.
  3. Развитие слухового восприятия через лекцию
  4. Коррекция мышления через проведения операции анализа
  5. Коррекция умений сопоставлять и делать выводы
  6. Коррекция умений в установлении причинно-следственных связей
  7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу
  8. Коррекция волевых усилий при выполнении задания
  9. Осуществление межпредметных связей.
  10. Проведение урока воспитывающим и развивающим.
  11. Применение различных методов обучения.
  12. Проведение уроков в компьютерном классе.


Содержание программы 68ч.


Введение 5ч. - формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
2. Красота природы 7ч. - формирование гражданского отношения к планете Земля, к своей малой Родине. Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом». «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».


3. «Я и моя семья» 8ч.- формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «Д
4. «Моя малая Родина» 12ч. - формирование гражданского отношения к Отечеству, к родному краю. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

5. «Искусство народа, населяющего наш край» 7ч. - формирование отношения к искусству. Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН..
6. Я - патриот 4ч. - формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, рисунки на тему «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
7. «Красота» 4ч. -формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
8. «Самобытность слова» 8ч. - формирование отношения национальному искусству. Задачи: знакомства с писателями и поэтами. Проживавшими в Симбирском крае. Овременные писатели и поэты ульяновской земли. Их литературные произведения. -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, выставки книг, книжкина неделя, КВН. Население края. Писатели и поэты их литературные произведения. Конкурс рисунков. Приглашение гостей- студентов. Мои первые строки о родном крае. Экскурсия в школьную библиотеку. Какие книги Симбирских - Ульяновских писателей есть дома у детей. Викторина «Как я знаю литературных героев».
9. «Красота» 10ч. - формирование отношения к искусству. Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, организация выставок детского творчества и фотовыставок. 10. Итоговое занятие 3ч. Выполнение рисунков. Творческих работ. Экскурсии в музеи, библиотеки, организация праздника «последний звонок».
















Реализация данных задач и определяет гражданское образование в начальных классах. Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения курса
Принципы и основные идеи, реализуемые в программе. Личностные. Формирование школьников опорой на общечеловеческие ценности. Принцип гуманизация, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Принцип ненасилия предлагает развитие способности к принятию и понимания другого человека, формирование не насильственного отношению к природе, ко всему живому. Для социализации ребенка ему необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми, а также познавать самого себя. Это служит основной для самовоспитания и самосовершенствования, становление ребенка, как существа социального. Принципиальным при этом является включение детей в процесс самопознания, выявление особенностей собственного характера, интересов, чувств внимания. Идея сотрудничества, в соответствии, с которым образуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах. Предметные Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры как части мировой. Связи с общественными событиями. Многие темы приурочиваются к тем или иным событиям и праздникам нашего общества. Гражданское образование школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучение, взаимосвязь учебной и внеучебной, школьной и внешкольной жизни ребенка. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя. Знакомство со знаменитыми людьми края. Знать природу своей местности. Литературные, музыкальные произведения народов, проживающих на территории области. Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. Обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации, посредствам расширения представлений об окружающем мире, месте где человек родился. Чувствовать и осознавать себя частью большого этноса. Воспринимать красоту окружающего мир (людей, природу). Понимать ценность жизни, проявлять заботу и внимание к окружающему миру. Осуществляется уточнение и углубление знаний, полученных на дошкольной ступени обучения, оказывается помощь в самоопределении, выявлении смысла своей роли и своего назначения как в жизненном пространстве, так частично, и во времени. Для социализации ребенка ему необходимо учиться взаимодействовать с другими людьми, а также познавать самого себя. Это служит основной для самовоспитания и самосовершенствования, становление ребенка, как существа социального. Принципиальным при этом является включение детей в процесс самопознания, выявление особенностей собственного характера, интересов, чувств внимания. Получают представление о государстве и его признаках, но при этом не предусматривает обобщение этих признаков, заучивание определений. Поскольку понятие «государство» является достаточно сложным для осознания, оно вводится с пропедевтической целью и используется как синоним слова «страна». Детям дается представление о Конституции как главном законе страны, о справедливом (то есть правовом, демократическом) государстве. Содержание программы позволяет ребенку развитие творческой деятельности. Межпредметных связей с другими учебными предметами (обучение грамоте, русский язык и литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ), внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволяет более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания первоклассников, становление их мировоззрения, возникновения в них создании необходимых ценностных ориентаций.

Учебно - тематическое планирование.

внеурочной деятельности «Изучаем родной край» 68ч. 2 класс.




№ раздел Наименование тем. часы По план дата Фактич дата Содержание занятия коррекция 1 Введение 5ч. Праздник первого звонка. 1

Встреча детей после летних каникул. Беседа как я провел лето, Уборка классной комнаты, размещение наглядности. Рабочее место каждого ученика. Экскурсия на школьный огород, на площадку. Праздник первого звонка. Беседа о культуре поведения. Географическое пол воспитывать у детей сознательную принадлежность к школьному коллективу. К выбору профессии. Укрепление своего здоровья. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сотрудничеству. При выполнение общего дела. Осознанная принадлежность к своему школьному и классному коллективу. Выполнение возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли ученика. Формирование гибкости мышления, умения применять полученные знания на практике. Устанавливать причинно - следственные связи. Формирование полноценного усвоения знаний путем включения произвольного внимания. Развитие монологической речи.
Мой школьный дом.

1



Школа и ее традиции.

1



Самый красивый школьный двор.

1



Страна, в которой мы живем.

1


2 Красота природы. 7ч. Экскурсия по школьному двору. Что растет у нас во дворе? 1

Природные зоны, деревья средней полосы. Составление гербария. Проведение познавательной викторины на осеннюю тему. Воспитание бережного отношения к хлебу. Как нужно сохранять свою родную природу. Кормушки для птиц. Конкур «Самая красивая кормушка».
Познавательная игра «Откуда мы родом».




Рассказ о бабушках, прабабушках. Кем работают наши родители. Пословицы о доме. «Дома и стены помогают». Любовь к родине сильнее смерти».«На родной стороне и камешек знаком». Проведение семейного праздника «У самовара».
Формирование гражданского отношения к своей семье. Формировать уважение к членам семьи. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей; формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Формировать представление. представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; Викторина, приглашение родителей, чаепитие. Познавательная игра «Откуда мы родом».Объяснение происхождение фамилии, имени. Подготовить рассказ своем крае по плану: где находиться, какая природа. Сколько лет городу, чем славятся родные места.
Формирования умения анализировать, выделять особенности исторических событий. Коррекция речи и мыслительной деятельности.

Угадай дерево по листочку.

1



Осенняя викторина.

2



Откуда пришел хлеб на стол.

1



Нам этот мир завещали беречь.

2


3 Я и моя семья. 8ч. Мои близкие родственники.

1


Формирование гибкости мышления, умения применять полученные знания на практике. Устанавливать причинно - следственные связи. Формирование полноценного усвоения знаний путем включения произвольного внимания.

Развитие монологической речи.

Формирование произвольного внимания, увеличение времени на продуктивную деятельность.

Тайна имени.

1



Давайте познакомимся.

1



Как мы общаемся.

1



Откуда берутся фамилии.

1



Загляните в семейный альбом.

1



Профессии, моих близких. Конкурс рисунков.

1



Семейные посиделки. «У самовара». Презентация национальных блюд.

1


4 Моя малая родина. 12ч. Ульяновск. Флаг. Герб. 2


Герб Ульяновска, история создания, назначение. Посещение музея. Исторические места в Ульяновске презентация. К нам пришли знаменитые гости., конкурс рисунков о родном крае. Посещение музеев города. По плану. Чтение книг об истории Ульяновска, работа с иллюстрациями, при прочтении книг.
Выполнение творческих работ на тему: «Наш любимый город». «Я люблю свой город». Награждение по результатам конкурса.
Коррекция речи и мыслительной деятельности. Формирование гибкости мышления, умения применять полученные знания на практике. Устанавливать причинно - следственные связи. Формирование полноценного усвоения знаний путем включения произвольного внимания. Развитие монологической речи

Достопримечательности нашего края. Экскурсии в музей.

4




Исторические места Ульяновска.

2




Конкурс рисунков «Мой родной край».

1




Встреча с людьми, прославившими наш город.

3


5 Искусство народа. населяющего наш край. 7ч. Национальные традиции народов нашего края. Какие народы живут в нашем крае.
4

Искусство народа, населяющего наш край. Особенности культуры, национальные традиции, русских, татар, чуваш, цыган, обычаи передаваемые потомкам. Приглашение родственников на праздник. Национальные костюмы. Рисунки. Выполненные с помощью родителей. Организация выставки «Мы вместе дружная семья». Развивать умения работать с учебной литературой, делать выводы, умозаключения. Решать проблемные задачи занятия. Формирование произвольного внимания, увеличение времени на продуктивную деятельность.

Игры народов нашего края.

1



Семейные посиделки.

2


6 Я патриот. 4ч. Маленький герой большой войны. 1

Патриотическое воспитание. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. Рассказ о защитниках государства. Формирование убежденности в необходимости защиты своей Родины. Уважительное отношение к людям. Чей жизненный путь связан с защитой отечества. развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, рисунки на тему «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

Формирование произвольного внимания, увеличение времени на продуктивную деятельность.
Формирование гибкости мышления, умения применять полученные знания на практике. Устанавливать причинно - следственные связи. Формирование полноценного усвоения знаний путем включения произвольного внимания. Развитие монологической речи.
Они защищали родину.

1



Конкурс рисунков ко дню защитника Отечества.

1



Викторина ко дню защитника Отечества.

1


7 Красота 4ч. Загляните в мамины глаза.
2

Воспитание уважения и любви к маме, бабушке. Поздравление с праздником. Изготовление поделок празднику к « 8 марта». Воспитывать чувство ответственности к старшему поколении. Сформировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью»,
Развитие монологической речи, гибкости мышления. Умения применять полученные знания на практике. Формирование произвольного внимания, увеличение времени на продуктивную деятельность. Умения работать с учебной литературой, делать умозаключения и выводы. Коррекция речи и мыслительной деятельности.

Сказки моей бабушки.

1




День «Восьмое марта».

1


8 Самобытность слова 8ч. Культура речи. Как мы говорим? 1

Население края. Писатели и поэты их литературные произведения. Конкурс рисунков. Приглашение гостей- студентов. Мои первые строки о родном крае. Экскурсия в школьную библиотеку. Какие книги Симбирских - Ульяновских писателей есть дома у детей. Викторина «Как я знаю литературных героев». Конкурс рисунков «Мои любимые герои книг».
Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного Умения работать с учебной литературой, делать умозаключения и выводы. Коррекция речи и мыслительной деятельности. Формирование гибкости мышления, умения применять полученные знания на практике. Устанавливать причинно - следственные связи. Формирование полноценного усвоения знаний путем включения произвольного внимания. Развитие монологической речи.

Печатные издания нашего края. Экскурсия в библиотеку.

1




Симбирские писатели и поэты.

3




Читаем стихи о родном крае.

2




Печатные издания нашего края. Чтение художественной литературы.

1




Конкурс рисунков.

1


9 Красота 10 ч. День птиц. 2

Природа своей местности. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива, первоцвет, полынь. Плодовые и ягодные кустарники. Перелетные птицы. Птицы на нашем пришкольном огороде. Уход за школьной территорией. Уборка мусора на школьном дворе. Коррекция речи и мыслительной деятельности. Формирование гибкости мышления, умения применять полученные знания на практике. Устанавливать причинно - следственные связи. Формирование полноценного усвоения знаний путем включения произвольного внимания. Развитие монологической речи

Первоцвет.

2




Кто живет рядом снами? Экскурсия.

3




День чистоты и порядка.

3


10 Итоговые занятия. 3ч. Защита творческих проектов.
2

Подготовка презентации. Выполнение рисунков. Организация выставки творческих работ учащихся. Проведение праздника «Последний звонок». Приглашение родителей.

Итоговое повторение курса. 1

Викторина о родном крае. Приглашение родителей. Выставка работ учащихся.. Награждение по результатам викторины. Умения работать с учебной литературой, делать умозаключения и выводы. Коррекция речи и мыслительной деятельности.


Количество часов за год 68




























Методы и формы проведения занятий с детьми. Методы реализации программы определяются возрастными особенностями детей. 1. Игровая. Ведущей деятельностью ребенка 8-9 лет является игра, поэтому она занимает основное место в реализации программы. Преимущество отдается ролевой игре. Необходимость введение ролевой игры объясняется тем, что эта деятельность остается актуальной. 2.Групповые формы работы. Изготовление поделок, просмотров видеофрагментов, экскурсии, прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятий могут проводиться не только в классе, но и на улице, в музее, библиотеке в зависимости от формы проведения и цели занятия. организации занятий могут включать: рассказ, беседу, экскурсии, устные сочинения - миниатюры, беседы - рассуждения, выставки, вернисажи, экскурсии, воспитывающие ситуации, 3. Подготовка и участие в конкурсах и викторинах, создание творческих работ, введение летописи класса, игры-открытия, игры-фантазирования. 4. Индивидуальные формы работы. Чтение произведений детской литературы и фрагментов статей периодической печати, сочинение сказок, загадок.

Ожидаемые результаты.

Знать.Географическое положение Ульяновской области, показывать на карте место положения Ульяновска. Основные географические и природные объекты родного края. Символику области, города, гимн. Природно - климатические особенности. Национальные традиции народов Ульяновской области. Знаменитых земляков прошлого и настоящего. Культурно - исторические центры. Знать. - имена, отчества и фамилии своих родителей, бабушек, дедушек; - свой адрес; - название своей страны, ее столицы; - государственную символику России - флаг, герб, узнавать гимн; - историю возникновения различных праздников; - особенности одежды Симбирской губернии; - традиции и обряды России; - иметь представление об осенних праздниках; - иметь представление об осенних изменениях в природе; о труде людей осенью; - иметь представление о соотношении сезонного труда и развлечения; - иметь представление о растении лен; - правила наблюдения за птицами; - иметь представление о главном зимнем празднике - святках; - о труде людей зимой; - иметь представление о народном празднике «Масленица»; - стихи о зиме; - иметь представление о весенних работах; - Иметь представление о музыкальном инструменте, свистулька; -определять птицу «жаворонок» по описанию; Уметь: - общаться со сверстниками в учебной, игровой и трудовой деятельности; - взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих дел; - быть доброжелательным, вежливым, выдержанным в общении с родственниками, одноклассниками, соседями и другими взрослыми людьми; - делать выбор модели поведения в конкретной ситуации; - анализировать и оценивать свои поступки и других людей; - пользоваться словами благодарности, извинения, приветствия, прощания, приглашения; - увидеть, почувствовать, когда другому плохо, выразить сочувствие, оказать помощь; - не причинять другому огорчения; - находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость; - сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов; - пользоваться некоторыми источниками информации: составлять сообщения на основе текстового и иллюстративного материала; - правильно вести себя в общественных местах; - выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор; - наблюдать за весенними изменениями в природе;
- иметь представления о лекарственных растениях;
- различать понятия «война», «мир»; - иметь представление о празднике «День Победы» - различать национальные праздники Уметь Вести поиск, сбор информации, описание объектов своей местности. Вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края. Представлять информацию в виде презентации, творческого отчета. В доходчивой форме излагать полученные сведения. Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповых работ. Вести диалог, аргументировать свою собственную точку зрения.

Литература.

Ульяновск - Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 -х томах.

Ульяновск - Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 -х томах.

«Симбирский - Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».

Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей….» Издю 2 - е Ульяновск: 1997г.

Буров Г.М. «Каменный век Ульяновского Поволжья». Путеводитель по археологическим памятникам. Приволж. кн. изд. Ул. отд., 1980г.

Кузминский Н.А. «Край наш родной». Учебное пособие. приволж. кн.изд. Ул. отд., 1985г.

«Родной город Ильича». Редакционная коллегия: Гайдашенко К.П., Гнутов М.А., Никитин М.И. Приволж. кн. изд. Ул. отд., 1986г.

«Ульяновцы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Ульяновск, ИПК ПРО, 1994г.

Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 1, 2002г.

Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 3, 1999г.

Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 4, 1999г.

Журнал «Мономах». Изд. обл. типограф. «Печатный двор» № 2, 2008г.

Историческая застройка Симбирска - Ульяновска (обзор). Составитель Свешникова О.А., Изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск 2001г.


© 2010-2022