Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.

Учитель:

Набиева Сирена Халиловна «АСОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» с.Актаныш Актанышский район РТ

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема:Звуки [д] и [д']. Буква Дд.

Образовательная система: «Перспектива».

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1

Учебник: учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова,, издательство «Просвещение », Москва, 2011г.

Цель:

Обучающая:

познакомить детей со звуками [д], [д']и буквой «Д»;

совершенствовать навык чтения;

вырабатывать навыки осознанного чтения.

Развивающая:

продолжить работу по развитию артикуляционного фонематического слуха (умение слушать и слышать звучащее слово, выделять в нём каждый звук по порядку, замечать разницу между произношением и написанием);

развивать произвольное внимание;

способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами.

Воспитывающая:

прививать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Форма работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация 29 слайдов ( POWER POINT), учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, тетрадь для печатания, карточки со звуковыми схемами, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука», 1 класс.

Презентация к уроку,для учителя- картинки с изображением различных предметов для выделения новых звуков, картинка для проведения дидактической игры по выделению новых звуков, карточки с буквами для проведения дидактической игры для узнавания новой буквы; для учеников - карточка слоговица для плохо читающих учеников, карточка для работы в парах, трафарет буквы для рефлексии.

В процессе обучения детей чтению, кроме привычных предметных учебных действий, формируют следующие УУД:
УУД:
Личностные - внутренняя позиция школьника;
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации;-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.


Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.Урок по обучению грамоте на тему Звуки [д] и [д’]. Буква Дд.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности Слайды 1-4 (2-3 мин.)



Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

1.-Здравствуйте , ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей и друг-друга.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Речевая разминка.

Цель: продолжить работу по подготовке речевого аппарата для правильного звукопроизношения, по постановке правильного дыхания.

-Ребята , скажите , пожалуйста, с чего вы начинаете свое утро?

-Правильно каждое утро нужно начать с физической зарядки. Наш с вами урок мы тоже начнем с зарядки, с разминки.

Сказка про язычок Слайд 5

Этот маленький дружок -

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка - вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок

- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение «Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.

Упражнение «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх- вниз, по кругу.Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.Упражнение на дикцию. Произнести скороговорку сначала медленно, затем убыстряя темп и быстро. Дед Данила делил дыню. Произнесите с разной интонацией, отвечая на вопрос . Кто делил дыню? Как звали деда? Что делал дед Данила? Что делил дед Данила? 1. Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять. - Что мы сейчас повторили? - Для чего нужно соблюдать эти правила? 2. Проговорить правила общения. - Нам сегодня предстоит поработать в группах. Давайте проговорим правила общения. - А следить за выполнением правил будут руководители. - Поднимите руки руководители (назначаются или выбраны детьми до урока). - Сегодня нам предстоит открыть новые знания.













- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 7 3. Составление плана учебной деятельности.

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Ты пришел?

Хорошо!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Утро начинается с зарядки ,с подъема, проветривания комнаты, умывания, с завтрака.)


























Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке. -Правила поведения на уроке. -Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали. Проговаривают правила общения.Читают девиз урока. Слайд 6 - Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

- Определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. На данном этапе урока формируются коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им



































Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).


2.Актуализация знаний. (5 мин) Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, развитие логических операций, подвести учащихся к формулированию темы урока. Cлайд с изображением 1 группа: кит, кот, дятел; 2 группа: дом, машина, малина.

- Назовите предметы в первой группе.

-Назовите предметы во второй группе.- С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

-Чем предмет отличается от слова?

-Исключите одно из слов первой группы по самостоятельно выбранному признаку.

Слайд 10

- Какое слово можно исключить из второй группы?


Слайд 8

1 группа: кит, кот, дятел;

Слайд 9

2 группа: дом, машина, малина.

-С помощью слов.

-Предмет можно потрогать и увидеть ,а слово услышать и произнести. Слайд 11

-Дятел, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных словах звуков3. В нем 2 слога, а в остальных словах 1 слог.

- Дом, т.к. в нём 3 звука,1 слог, слово оканчивается на согласный, а в остальных словах по 6 звуков, 3 слога и они оканчиваются на гласный.

Цель:

Актуализировать знания детей.

УУД: регулятивные

3.Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.Выявление места и причины затруднения

(5 мин) Цель: реализация идеи педагогического сотрудничества через самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока. На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создает у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность. - Произнесите первые звуки из исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.- Произнесите первые звуки из исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения. Слайд 12

Карточка.

научиться отличать……….

учиться читать……….

Слово дятел начинается со звука [д,], а слово дом со звука [д]. Значит, тема урока «Звуки [д] [д,] и буква их обозначающая». Мы должны познакомиться буквой Дд, звуками [д][д']

Научиться отличать мягкий и твёрдый звук Учиться читать слова с этими буквами.


На этом этапе урока у учащихся формируются следующие УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД); оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД), определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)


4. Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю)Открытие нового знания.(10 мин.)



Выделение звуков. Знакомство с буквой Д, д.

Цель: познакомить детей со звонкими согласными звуками [д] [д,] и буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками.

Цель: артикулирование новых звуков.

Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

Слайд 13

Представьте, что вы видите вокруг себя чудесный лес, наполненный звуками, щебетанием птиц. На дереве виден дятел, он долбит носом сухой ствол. Все прислушиваемся, как дятел долбит дерево.

-Проговорим все вместе: «Дятел долбит дерево»

-Какие звуки повторяются? Оглянитесь вокруг.

- Какими другими словами со звуками наполнен лес?

Слайд № 5(дятел)

− Что видите на картинке?

-Можно ли дятла назвать лесным доктором? Почему?Произнесите слово - дятел, сделайте звуко-буквенный анализ этого слова.

Работа в паре. Проверка.(1 ученик работает у доски)

− Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?

− Сравните эти два звука.

-Представьте, что ваш язычок как бы стучит, «долбит» верхние зубы, как дятел: д-д-д. А теперь ударим языком помягче: дь-дь-дь.

- Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?

-Назовите её место в алфавите.

- Сейчас мы исследуем эти звуки. Сегодня исследователями будут ….. Их задача проанализировать слова и ответить на три вопроса: звуки [д] [д,] гласные или согласные, звонкие или глухие, какие бывают в словах твёрдые или мягкие?

Слайд 15

Составление плана работы

-Что хотите узнать об этой букве?

План на доске.

(1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Сколько работ выполняет.

4.Как пишется печатная буква

……. письменная буква.

5.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит)

-Что из предложенного плана уже узнали?

-Молодцы!

Кто из вас знает, как называется буква?

-Правильно. Это буква называется: дэ. Давайте найдём место буквы в алфавите. Что вы увидели?

(Буквы «дэ» две, для того, чтобы записывать её в начале предложения и имена собственные)

-Встаньте дети, для которых эта буква «родная».

-С чем сейчас познакомились?

(Мы узнали название буквы)

-У кого в классе есть эта буква? Слайд 16 Вывод: Звуки [д] [д,] согласные, потому что произносятся с трудом, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими. - Кто повторит вывод наших исследователей? -Посмотрите внимательно на картинку с изображением предметов, в названии которых есть новые звуки. Запомните их. Назовите предмет для своего товарища, а он определит, в какой части слова новый звук и какой он твёрдый или мягкий.

-У каждой буквы есть свой дом, но этот дом не совсем обычный (АЗБУКА). Откройте азбуку. В этом доме живёт новая буква Д, которая обозначает звуки [д],[д'].

- На что похожа эта буква?

Слайд17 («На что похожа буква»)

Слайд 14«Дятел долбит дерево»[д'], [д'].

дерево, дрозд, ландыш, дорога, дуб

-На картинке мы видим дятла.

д-д-д

дь-дь-дь

Дети составляют план изучения буквы, учитель оказывает помощь.

-Мы узнали, что новая буква обозначает два звука: согласный твёрдый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук [д*]; выполняет 2 работы, увидели печатный вариант буквы

-Есть в классе дети, которые скажут: дэ

Встают дети, чьи имена и фамилии пишутся с буквой «дэ», неважно место буквы в слове: начало, середина, конец слова

(Денис, Хайдаров, Диляра, Радмир,, Данил, Адиля, Аделя, Аделина,

Звуки [д] [д,] согласные, потому что произносятся с трудом, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими.

(ответы детей)

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: познавательные Регулятивные На данном этапе урока формируется следующие УУД: уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). На данном этапе урока формируется следующие УУД: уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

5. Физминутка (2 мин)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише.

Деревцо всё выше-выше



6. Первичное закрепление с комментированием (15 мин.)



Чтение слогов

-Много интересного на этих страницах. Но чтобы узнать обо всём, нужно сначала выйти из дома по ступенькам и не споткнуться.

Слайд 18 да

ду

ды

ди



де дё -В каких слогах согласный твёрдый, а где мягкий? От чего это зависит?

Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

-Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка

Чтение слогов, слов, предложений.

На этапе чтения слогов, слов и предложений организована дифференцированная работа по уровню подготовки детей к чтению.

Цели: формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению, желания читать. Формирование умения читать открытый слог слитно, осознание роли новой буквы и её места в составе слова. (чтение слияний осуществляется группой плохо читающих детей под руководством учителя). Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.(вторая группа средне читающих учеников читает слова самостоятельно. В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления. Чтение слов, текста (выбор заголовка «Дубок») Слайд 19 Прочитайте слова с экрана: дубы, дубок, берегли, закрывали, увидели Слайд 20-Объясните значение слов. -Посмотрите на текст в учебнике страница12. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Чего не хватает? Слайд 21 «Дети», «Росток», «Дубок» (слова на экране) -Название текста нужно выбрать. Как правильно выбрать? Что нужно для этого сделать? -Читаем «цепочкой» по предложению. -Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать? -Так как же можно озаглавить текст? Почему именно? Работа по учебнику «Букварь», стр.62. Задания: 3 группа (плохо читающие дети) прочитать слоги по карточке- слоговице, прочитать слова в столбиках в учебнике; 2 группа (средне читающие дети) прочитать слова в столбиках, найти в тексте слова с новой буквой и прочитать их; 1 группа (хорошо читающие дети) прочитать слова в столбиках и текст. Проверка качества и осознанности чтения. -Прочитайте слова 1 столбика. (ученики 3 группы) -Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. -Прочитайте слово, в котором букв меньше, а предмет большой. -Прочитайте слова 2 столбика. (ученики 2 группы) - Можно ли их назвать родственными? Почему? - Что обозначают слова дубок ( молодой, маленький дуб) ; дубрава (дубовый лес) ; дубовый (то, что принадлежит дубу, сделано из него) лист, веник, стол, брус. -Прочитайте слова 3 столбика. - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? Кто? Какой? Работа в парах -Сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет читать первую загадку, кто вторую. Чтение и отгадывание загадок (учебник стр.12) Много рук, а нога одна. (дуб) Кто дом на себе носит? (улитка) Творческое задание. Работа в парах. Цель: развитие словарного запаса, умения работать самостоятельно, оценивать работу своего товарища. Задание на карточке. Соединить название домика с его обитателем. Слайд 22 1 вариант. Лисица------берлога мышка-------хатка Бобры-------логово медведь-------норка Слайд 23 2 вариант. Собака--------конюшня голуби--------конура Лошади------овчарня овцы---------голубятня Проверка работы в парах выборочно. Дополнительные вопросы: О каких животных шла речь в карточке 1 варианта? 2 варианта? Кто помогает разным животным обустраивать свое жилище? Игра «Наоборот». Слайд 24 Назвать слово-антоним, которое начинается со звука [ д], [ д']. Злой - добрый, домашний - дикий, короткий - длинный, бабушка - дедушка, город - деревня, враг - друг. Игра «День - ночь». Слайд 25 Читаем слово, «Ночь» - закрываем глаза, «День» - открываем глаза, читаем слово, называем, что изменилось. Дом - дым, дом - сом, доктор - диктор, дубок - кубок, комод - комок, доски - диски. Работа на карточках. Задание: вставить букву «д» в слова и прочитать полученные слова. Слайд 26 А…РЕС …ЕРЕВО ПО…НОС МЕ…УЗА …ОБРО СУН…УК ПОЕЗ… ПОМИ…ОР Игра «Где звук?»Слайд 27 Разложить игрушки: на первой полке должны быть игрушки, в названии которых есть звук [ д], [ д'], на второй - предметы, где нет звука.



















































Жужжащее чтение, чтение хором, чтение шёпотом.

Нет заглавия текста.

ответы детей

Знать начало и конец предложения, следить за чтение.

(Чтение текста хорошо читающими учащимися)

-В них есть общий смысл и одинаковая часть.

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания Оформлять свои мысли в устной, письменной форме

УУД: регулятивные, познавательные ,Коммуникативные .

На этих этапах урока формируются такие УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД); уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).







9) Рефлексия Слайд 28 (1-2 мин.)



Слайд29 -Расскажите по схеме. -Я запомнил, я знаю, я смог. Или продолжи высказывание: - Мне понравилось…

  1. - Какую цель вы поставили в начале урока?

  2. -Выполнили вы цель? Научились различать окончания у имён прилагательных в женском и среднем роде?

-Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:

- А если не поняли - такой знак


УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Использованные источники.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. 1)Методическое пособие «Обучение грамоте», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, М. «Просвещение»,2006 2)Учебник «Азбука», авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; М. «Просвещение», 2011



© 2010-2022