Внеурочная деятельность в школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дуван

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан












Выступление

на тематическом педагогическом совете


Тема педсовета: «Формы внеурочной деятельности обучающихся»


Тема выступления с презентацией: «Внеурочная деятельность в школе»





Подготовила учитель музыки высшей категории

Кузьминых Галина Ильинична
















Слайд 1
Слайд 2







Слайд 3














Слайд 4





Слайд 5













Слайд 6














Слайд 7















Слайд 8


















Слайд 9











































Слайд 10

















































































Слайды 11, 12, 13

























Слайды 14,15, 16, 17




Внеурочная деятельность в школе
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Таким образом, целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития обучающимся своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Таким образом, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ и выборе вида внеурочной деятельности. А на основе вида деятельности разрабатывать и реализовывать конкретные формы внеурочной деятельности обучающихся.
Формы организации ВУД

Экскурсии

Факультативы

Кружки и секции

Беседы, дебаты, диспуты

Школьные научные общества

Олимпиады, конкурсы, соревнования

Культпоходы в театры, музеи, концертные организации

Досугово- развлекательные акции (концерты, спектакли)

Поисковые и научные исследования

Общественно-полезная практика

Круглые столы и конференции

Интеллектуальные клубы

Библиотечные вечера

Викторины

Проекты

Результаты и эффекты ВУД При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, он не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания. Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности обучающегося достаточно занятий по изучению прав человека. Даже самый лучший урок граждановедения может дать лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности существенно возрастает.

Взаимосвязь результатов и форм ВУД

(на примере досугово-развлекательной деятельности)


Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеурочной деятельности. Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Достичь в досугово-развлекательной деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею. Впрочем, культпоход культпоходу рознь. Превращая культпоход в театр из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

  • вместе с учащимися обсудить заинтересовавшие их спектакли и выбрать наиболее привлекательный (при этом возникает ситуация личностного самоопределения школьников, формируется потребность и мотивация к просмотру спектакля);
  • организовать после окончания спектакля встречу школьников с актёрами, режиссёром, художником спектакля, где ребята смогут задать волнующие их вопросы, поделиться своими впечатлениями (диалог с другими участниками культурного события, особенно с его творцами - важнейшее условие позитивного самоопределения в культуре);
  • организовать итоговую коллективную рефлексию события в классе (это продолжение диалога, уже в «домашней» среде, которое должно углубить отношение школьников к культурному событию).
На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников. В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. Существует два способа организации концерта: «гастроль» (выездной концерт) и «витрина» (домашний концерт). Гастролировать могут не только детские хореографические студии, драматические кружки, но и самый обычный класс, когда школьникам есть что показать зрителям и есть желание куда-нибудь выехать, выйти с концертом. Концерт становится «витриной», когда в детский коллектив приглашаются гости. В этом случае концерт или спектакль показывают в помещении своего класса или в школьном актовом зале. Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. В практике работы многих хороших классных коллективов встречаются отчётные годовые концерты, когда все ребята демонстрируют свои успехи в художественном творчестве за прошедший год. В понятие «отчётный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развёрнутую программу, подготовленную собственными силами. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими. Школьники очень любят праздничные «огоньки» в классе. По-другому это мероприятие можно назвать вечером общения. Данная форма в первую очередь решает задачи обеспечения отдыха и приятного времяпрепровождения школьников. Воспитательные же задачи вечера общения состоят в оптимизации межличностных отношений в детском объединении, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени. Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (в качестве зрителей либо исполнителей). В вечеринке может присутствовать соревновательность, но конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Для того чтобы досугово - развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), ее необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких. Например, можно организовать для населения ярмарку, благотворительный концерт.
Вокальные ансамбли
В нашей школе созданы и успешно занимаются три вокальных ансамбля: «Ладушки», «Ваталинка» и «Родные напевы». Вокальные ансамбли объединяют тех, кто любит петь. Участники ансамбля не только развивают свои вокально-исполнительские и творческие способности, но и учатся общаться, дружить, понимать друг друга, чувствовать себя необходимой частичкой певческого коллектива. Песенный репертуар подбирается с учетом интересов, возрастных особенностей и индивидуальных творческих возможностей. В ходе вокальной работы над песенным материалом формируются и совершенствуются навыки двух, трех и даже четырехголосного исполнительства, эмоциональной выразительности, артистизма и сценического мастерства. Все эти ансамбли являются участниками, призерами и победителями конкурсов различного уровня: районного, зонального, республиканского, регионального. На репетиционных занятиях посредством знакомства с разножанровыми песнями дети получают неоценимый опыт работы в коллективе, что способствует более глубокому восприятию музыки. А в процессе развития у детей слуха и голоса, формирования объема певческих умений и навыков, проявляются партнерство, взаимоподдержка. Дети, занимающиеся в концертном коллективе, имеют возможность самореализации на сцене, возможность презентовать себя как личность незаурядную, как артиста ансамбля. Могут оценить уровень работы своего коллектива и себя на конкурсах и концертах, получают неоценимый опыт работы в коллективе, навыки исполнения многоголосной музыки.
Солисты То же самое можно сказать и о детях, занимающихся сольным пением. Они реализуют себя как одаренную личность, которая может самостоятельно выбрать собственный стиль исполнения песни, органично подобрать способ подачи ее замысла зрителям.
Подводя итог своей музыкально-педагогической деятельности, хочу отметить, что музыка - это один из немногих школьных предметов, который помогает найти свое место в жизни, сохранить искренность, доверие друг к другу, открытость миру, жизни. Внеурочные занятия музыкой помогают ребенку обратить внимание внутрь себя, создают все условия для того, чтобы каждый ребенок развивался творчески в гармонии с самим собой и миром.









7

© 2010-2022