Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

Методическое пособие.


Использование дидактических упражнений


на уроках обучения грамоте.


Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте





Павлодар

2014 год

Составитель: Суттор А.И.

Успенского района

Константиновской СОШ

Рецензент: Ведилина Е.А.

Магистр педагогики, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ПГПИ



Данное пособие содержит дополнительный материал к урокам русской грамоты при объяснении нового материала. Составлено в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Пособие предназначено для учителей начальных классов.




Пояснительная записка.

Обучение грамоте - важнейшее звено всей системы работы по обучению грамоте в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте - это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Дидактические игры, с одной стороны, спо­собствуют формированию внимания, наблю­дательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой - решают определенную дидакти­ческую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, трени­руют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учени­ков глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную актив­ность учащихся, вызывая у них положитель­ные эмоции в процессе учебной деятель­ности. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы, рационально используя время урока, научить всех обучающихся с разной дошкольной подготовкой, анализировать, синтезировать программный материал и развивать речь и активный словарь учащихся.

Использование дидактического материала на уроках русской грамоты в 1 классе является удачным решением проблемы развития интереса к обучению и пониманию значимости русского языка как средства общения и познания окружающей действительности.

Предлагаю методическое пособие, содержащее дидактический материал, необходимый на уроках обучения грамоте, соответствующий программному содержанию ГОСО РК к «Букварю» автором которого является Павленко В.К.

Изучение каждой буквы алфавита включает в себя комплекс упражнений и задач, способствующих ее успешному усвоению. Предлагаемые задания, систематизированы в разделе «Изучение нового».

Методическое пособие содержит большое количество удачно подобранного наглядно-иллюстрированного материала, что, несомненно, является его достоинством, активизирует познавательный интерес к предмету, развивает творческую активность и проблемно-поисковую деятельность учащихся..

Используемая система соответствует возрастному аспекту, учитываются индивидуальные возможности учащихся в овладении учебным материалом.

Данное дидактическое пособие окажет значительную помощь педагогам начальной

ступени образования в подготовке и проведению уроков обучения грамоте.

1

Тема. Аа Аа. Как мы ездили в аул

Цель: Формировать умение выделять звук [ а] из речи.; познакомить с буквами А,а; формировать навык чтения; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, логическое мышление, речь детей; прививать интерес к чтению. Учить детей писать строчную и заглавную буквы Аа.

Работа над изучением буквы.

Кто к нам пришел на урок?

Отгадайте загадку. Зимой белый, а летом серый.

Зайка. На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [А].Отгадайте, кто это мог быть? (заяц).
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [А].

Как вы думаете, что это за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки).
Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей - зайчат.

Как вы думаете, что это были за игрушки в названии которых был звук [А]? (машина, кукла, пирамидка….) Зайчатки были рады!

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

игра «Четвертый лишний»

Ребята, заяц предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.

Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.

Дети:Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука [ а ] , а зонт, со звука [ З ]

Самостоятельная работа «Найди и обведи».

Заяц приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А»

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте




2

Тема. Уу. Уу. Рано утром на прогулке.

Цль: формировать умение выделять звук [ у] из речи.; познакомить с буквами У,у; формировать навык чтения; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, логическое мышление, речь детей;

Работа над изучением буквы.

Ребята, перед уроками я получила письмо:
«Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я:

Удивительный ребенок,
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать».
- Кто же этот таинственный гость? утенок.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

- Как догадались, что это утенок?: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.

б) Выделение звука [у] из слова.
- Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.
Дети выделяют звук в слове УТЕНОК: [у]

Характеристика звука [у]
- Какой это звук: гласный или согласный?

в) Упражнение в умении слышать звук [у] в словах

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который
больше всего на свете боялся мух.. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем.«Надо доказать всем, что я не лодырь», - решил маленький паучок.
И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, - думал довольный паучок, - ведь это так красиво - красная паутина!» Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась. А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет… (Г.Юдин)

г) Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»: а, у, о, а, у, и, а,у, у, а. Улитка, книга, утюг, ухо, рис, тетрадь, уж, ус, улица, улыбка.



3 д) Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах». Учитель читает стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг - Электрический... (утюг)

Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может... (удочка)

Тема. ии. Ии. Любимые цветы.

Цель: Формировать умение выделять звук [ и] из речи.; познакомить с буквами И и; формировать навык чтения; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, логическое мышление, речь детей; прививать интерес к чтению. Учить детей писать строчную и заглавную буквы Ии.

Игра - знакомство с новым звуком.

Знает наша детвора

Прятки - лучшая … игра.

Всех ребят хотим собрать

в прятки будем мы - … играть.

У малышки погремушка

Очень шумная - … игрушка.

У сосны, у кедра, елки

не листочки, а … иголки.

Какой звук слышим первым во всех этих словах?

Произнесите несколько раз этот звук и дайте ему характеристику.

2. Слого - звуковой анализ слова ИГОЛКА.

3. Звук И очень интересный звук. Если добавить к некоторым словам звук и, то получится не одно слово , а несколько. Например: мяч - мячи, конь - кони, рука - руки, сапог - сапоги, а еще звук и превращает предметы в маленькие: дом - домик, стол - столик, лист - листик.

4. Раскрасить букву.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

4

5. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра

6. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а

Тема. Оо оо. Много - один. Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой О; упражнять в определении места звука О в словах; развивать речь, внимание, память, творческое воображение.

Работа над изучением звука и буквы.
1. У Матушки Земли есть 4 дочери.(Зима, Весна, Лето, Осень). Которая дочь сейчас гостит у Земли? (Осень) Почему вы так считаете? (дети называют приметы осени). Какой звук слышите в начале этого слова? Какой он, гласный или согласный? Докажите свое предположение. Когда мы произносим этот звук? (охает больной, когда удивляемся) 3. Читаю стихотворение: Осинку Окрасила Осень. Осинка мне нравится Очень. Она позолотой блистает, Одно только жаль - Облетает. (Разбрасываю листья). В каких словах вы услышали звук О? Приглашаю в путешествие с кленовым листом, (в руках красивый лист) - «Жил-был кленовый листик. У него было много братьев - листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце». - Покажите, как удивился листик? - Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из проволочки какую форму имеет ваш ротик, когда произносите звук О. - Это получилась буква О. 2. Знакомство с буквой. Показываю картинку. В старом дереве дупло Ну совсем как буква О.
Показываю букву печатную. - Найдите букву в Букваре.


5
4. Налетел ветерок, и с деревьев посыпались желтые, красные, оранжевые листья, они плавно летели, мед­ленно кружились, поблескивали на солнце золотисты­ми боками. 5. Физминутка. - Покажите как падают листья, (звучит оркестровая ме­лодия «Золотая осень»). - Как красиво вы кружитесь - сказал кленовый листок. Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими ли­стьями. (Дети кружатся, Бегают, плавно поднимая и опус­кая руки). 6. Учитель: Но вот ветер стих и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород. А что у крота на огороде выросло?


7. Отгадывание загадок про овощи. Если есть в отгадках звук О, хлопайте в ладоши. (По ходу работы на доске поя­вляются картинки с овощами). 1) Посадили зернышко, Вырастили солнышко, (подсолнух) 2) Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимой в бочке - желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (огурцы) 3) Круглая, да не мяч. Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостом, да не мышь (репка)

4) Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли, Ели да хвалили, (картошка)



6

Тема. Лл Лл. Лисичка со скалочкой.

Цель:. создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву "л" в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков. развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.

II. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года -схема слова "лес" А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами. На доске схемы слов "лось" и "лиса" Загадки:

Т

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотерав копытами касаясь Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

Х

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? …. (Лиса)

Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока. Что общего? Слово "лось" начинается со звука [л], а слово лиса и лес - со звука [л,], значит тема сегодняшнего урока: "Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает"

Сформулируйте цели урока.

I

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеIІ. Работа над темой. Итак, мы в лесу. Назовите деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.

Лиственница, липа, тополь, ель, клён

7



5.2. А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего квадратика будете определять, какой в них звук - мягкий или твёрдый:

Ландыш, малина, клюква, жимолость, калина, голубика, волнушка

1. Давайте сделаем анализ слова лиса.

- Сколько слогов в этом слове? (2)
- Назовите первый слог. (ли)
- Назовите второй слог. (СА)
- Ударение на какой слог падает? (2)
- С какого звука начинается слово лиса? (л*)
- Какой он согласный или гласный? ( согласный)
- Почему? (звуку при произношении мешает язычок, не поётся)
- Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко).

2. Произнесите слова, где звук [л], [л,] мягкий? (люк, ель, лестница, лебедь, вертолёт, лилипут, …)

3. Игра. «Договори словечко» (луна, лужа, лужайка, лак, ладошка, ложка, и т. д.)

Тема. Сс Сс. Сом.

Цель:. создать условия для формирования представления о звуках [с], [с,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [с], [с,], букву "с" в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков. развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.

Работа над изучением звука и буквы.

1

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте. -Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова).

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеСова предлагает отгадать загадку:
Верещунья, белобока,
И зовут её …………..(сорока)

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте- Что объединяет сову и сороку? (птицы)
-Что общего в словах «сова», «сорока»? (Слова начинаются на звук «с»)
- Охарактеризуйте звук [c]. (Согласный, глухой, твёрдый).
- Посмотрите, а что за птица прилетела?
8

Загадка:
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (синица)
-Назовите первый звук в этом слове. Охарактеризуйте его. (Согласный, мягкий).

2. Чтение слогов с буквой с.
са со су сы си
3. Чтение чистоговорок:
Са-са-са - в лесу бегает лиса
Со-со-со - у Вовы колесо
Су-су-су - было холодно в лесу 4. Учитель произносит слова выделяя интонацией звук с: собака, капуста, лиса, самолёт, сорока. 5. Придумайте слова со звуком [с]: санки, сосна, сон, стон, … . 6. Придумайте слова со звуком [с,]. Село, красивые, синий, Семён, … .

Тема. Рр Рр. Арман и Ира.

Цель:. создать условия для формирования представления о звуках [р], [р,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [р], [р,], букву "р" в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков. развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.

Работа над изучением звука и буквы.

Вот еще гигантский кот, полосатый обормот. С ним заводить не стоит игр, потому что это …..(тигр).

Выделите в слове последний звук. какую букву будем сегодня изучать? Тигр - лучший звук тигра. Как рычит тигр? А какой это звук?

I

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеIІ. Работа над темой. 1. Еще загадка. За лугами, за водой, хлынул дождик проливной. А потом повисло над рекою коромысло, ребятишек радует Цветная …( радуга). (вывешивается картинка радуга).

Кто из вас видел радугу? какая она? Назовите первый слог в слове. Первый звук в этом слоге. Назовите его. Повернитесь к соседу и произнесите еще раз. Охарактеризуйте звук (Р). Прочитайте слово по схеме. Как вы думаете каким цветом будем обозначать Этот звук? (синим). 9

2

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте. Загадка. Сидит на грядке крепко

Оранжевая … (репка).

(вывешивается картинка).

Произнесите слово. Как слышите первый звук? Прочитайте слово по схеме. Каким цветом обозначим? Повернитесь к соседу по парте и произнесите звук. Что изменилось при произношении?

2

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеНахождение звука в ловах. Я сейчас буду произносить слова, а вы если есть звук хлопните в ладоши. Рак, картина, солнце, радоваться, город, Ваня, первый, рядом. 3 А теперь задание усложняется. Если звук твердый, поднимите синюю карточку, если мягкий - зеленую. Рябина, ранец, дорога, рисунок, рыба, руль, помидор, рис, ребята, ракета, октябрь, тетрадь. 4. Знакомство с буквами Рр. Вывешивается картинка.

Тема. Шш Шш ши Малыши.

Цель:. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «ша», со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог - постановку проблемы в группе.

. Работа над темой урока. 1. На доске прикреплены картинки: шар, шина, Шапокляк, шишки, шляпа. Назовите эти предметы, какой одинаковый звук есть в этих словах? 2. Сформулируйте тему урока. Поставьте цель на сегодняшний урок. 3. Какое слово лишнее? Шапокляк - кто?. 4. Кто такая Шапокляк? Кто автор произведения? Э. Успенский. «герой произведения «Крокодил Гена и его друзья» 5. Выделите звук и дайте характеристику. 6. Составьте схему слова 1 вариант - шляпа, 2 вариант - шина. 7. Знакомство с буквой. Шапокляк спрятала среди букв новую букву. Найдите ее. Н У А С Ш Т Р. 8. Зная тему урока ответьте на вопросы.

Какие фрукты любит Шапокляк бананы, груши, яблоки?

Что купила она в магазине пальто или шубу? 9. Чтение слогов, слов с буквой «ша». Ребята, а Шапокляк думает, что мы не умеем читать с буквой «ша». Давайте покажем ей как нужно читать.

10

10. Игра «Капитан». Один ребенок читает, а остальные повторяют прочитанное.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

Тема. Кк Кк. Кот и сорока.

Цель:. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «ка», со звуками [к к′ ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог - постановку проблемы в группе.

Работа над темой урока.

Предлагаю отправиться в кинотеатр и посмотреть мультфильм, а затем ответить на вопрос: Кто герои этого мультфильма?

Просмотр мультфильма «Кит и кот»

-

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Кто герои этого мультфильма? (кот и кит)

- В чем загадка мультфильма?

Составим схемы слов кот и кит. (1 ученик у доски) 1) Выделение звуков [к], [к']. Составление схемы слов.

__________ _________ К О Т К И Т - Произнесем слово кот. - Сколько в слове гласных? - Значит, сколько в слове слогов? - Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, твердый, синий) _ Почему согласный? - Второй звук? Каким цветом? - Третий звук? - Послушайте и произнесите сами слово кит. - Сколько в слове гласных?

11
- Значит, сколько в слове слогов? - Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, мягкий, зеленый) -Почему согласный? - Второй звук. Каким цветом? - Третий звук? - А какие новые звуки в этих словах вы услышали? [к к′ ] - Дайте характеристику этим звукам.

2) Обозначение звука буквой.

- Какую букву обозначает этот звук? (К)

- Посмотрите на букву в учебнике и на доске.

- На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

- Сравните печатную и письменную буквы К.

- Что напоминает буква К?




12

Тема. Пп Пп. Как мы пили кумыс.

Цель:. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «ПЭ», со звуками [п п′ ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог - постановку проблемы в группе.

. Работа с чистоговорками: Послушайте чистоговорки и скажите какой звук чаще встречается? - уп - уп - уп - какой же вкусный суп; - пу - пу - пу - мы включили лампу; - па - па - па - ура, приехал папа.

Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой П.

Работа над темой урока.

Характеристика звука "П":

- согласный (преграда - губы);

- глухой.

3. Назовите слова, которые начинаются со звука "П" ( на доске картинки)

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

4. Деление слов на слоги (индивидуальная работа с картинками).

5. Какие профессии, начинающиеся со звука "П", вы знаете?

- повар, он работает в …..(столовой)

- продавец, он работает в …..(магазине)

- почтальон, он работает на …..(почте) - печник - пастух - пильщики

К нам пришел почтальон Печкин, он принес нам письмо.

В каких произнесённых словах встречается звук "П"?

Физминутка. "Пильщики".

Мы пилили доску.
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.
Мы сейчас бревно распилим
Пилим- пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.



13

6. Загадки:

От цветка к цветку летает,
Мёд душистый собирает.
(пчела)

Раньше всех стаёт,
"Ку-ка-ре-ку!" поёт.
(петух)

Посадим зёрнышко,
Вырастит солнышко.
(подсолнух)

Хвост крючком,
Нос пятачком.
(поросёнок)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней…
(помидора)

Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Там лежат в порядке
Книжке и тетрадки.
(портфель)

Учащиеся составляют предложение со своим словом и вывешивают его на магнитную доску. Картинки находятся на полосках разной длины. В результате получается пирамида.


Тема. Гг Гг. У нас гости.

Цель:. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «ГЭ», со звуками [г г′ ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог - постановку проблемы в группе.

Работа над темой урока. Работа над звуком [г]. 1) Отгадывание загадки. (грибы) По дорожке, по тропинке В лес за ними мы пойдем. Если место попадется, То лукошко наберем. (грибы) -Значит сегодня к нам на урок пришел царь грибов - гриб Боровик.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте


14 А какой звук он нам принес? 2) Выделение звука [г] из слова «грибы». -Какой звук мы слышим в начале отгадки? -Поучимся произносить звук [г]. 3) Характеристика звука [г] -Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный). -Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук. -[г] какой согласный? (звонкий согласный) 4) Звуко-буквенный анализ слова грибы -Произнесем слово - отгадку грибы. -Сколько в слове слогов? (2) -Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его? -Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]? 5) Составим схему слова -звук [г] твердый или мягкий. -звук [г] может быть мягким. Например: гитара - [г′ ] 6) Вывод: г - звонкий согласный, может быть твердым или мягким.

Тема. Дд. Дд. Дина у Даши. Цель: − познакомить детей с согласными звуками [д], [д'], буквой д; − вырабатывать навыки осознанного чтения; − продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений; Развивающая: - способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; - развивать произвольное внимание;

Работа над новой темой. 1. Учитель: Помогите мне закончить предложения. На появляются картинки. Тут наш... (дом). Над домом ... (дым). У дома … (дерево). На дереве... (дупло). У дупла... (дятел). К дому ведет ... (дорожка). У дома сидит … (дед). − Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста? − Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием. − Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли. − Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

15 2. Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка. − Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? Произнесите слово - дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре. Проверка. − Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? − Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? 3. Игра "Поймай звук". [Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки. Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дерево.

4. В песне «Если с другом вышел в путь» подчеркните слова с буквой «д». (1 куплет)

Если с другом вышел в путь, веселей дорога
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной.

5. Чтение по ролям. Дина у Даши.

Тут дом. А около дома Дина.

- Тук-тук!

-Кто там?

-Даша дома?

- Дома, дома!

Дина у Даши.

Тема. Жж Жж жи. Как дружили суслик и мышка.

Цель: Закрепить навык произношения звука «ж» в слогах, словах. Познакомить с буквой Ж. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, звуковой анализ. Учить составлять звукобуквенный анализ заданного слова. Воспитывать самостоятельность, умение слушать сверстников и воспитателя.

Работа над темой.

  1. Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт Слышите топот шустрых ножек? Это наш приятель… ежик!

2.Дети, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще встречается? Был жаркий денек. Женя с Жорой шли лесом. На дорожке лежал ежик. Женя пожалел ежика. Он принес ежика домой. Так и живет ежик у Жени.

- Какой звук повторялся? -А кто - нибудь назовет из этого текста слово со звуком «ж»?

Сегодня с вами отправляемся в путешествие по стране знаний, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания и конечно игры. Но чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как произносится звук Ж.

16 Давайте произнесем «ж-ж». На что похож этот звук? Да, на жужжание жука. Как произносится звук? Его можно петь? Нет, значит, этот звук - согласный. Звук «ж» - согласный, звонкий. Звук «ж» всегда твердый и обозначается синим цветом.

- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).


- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далек (жираф)



-Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит (журавль)

Тема. Ее Ее. Белка. Про енота.

Цель: познакомить с буквой Е и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква Е имеет два звука; учить писать строчную и заглавную Ее.

Задачи: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова; развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас.

Работа над темой урока. Как вы думаете почему мы начали урок с разговора о гласных буквах? 1. Знакомство с новым звуком. На каком дереве растут шишки? На ели. Какие вы знаете имена на букву е? Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина. Какие вы знаете животных на букву е? Енот, ехидна. Что говорит мама, когда тебя кормит? «Ешь». Кто ездил на печи? Емеля. Отметка, которую не любят школьники. Единица. 2. С какого звука начинаются все слова? А какой буквой обозначим? Еле-еле, еле-еле От вокзала поезд едет. Средь лесов и средь полей Поезд едет все быстрей. Подчеркнуть букву е в словах.

3. Характеристика звука.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеПесня от улыбки станет всем светлей… (из мультфильма «КРОШКА ЕНОТ») Сведения о еноте - очень любит чистоту. Рассказ «Про енота».

17

Тема. Ёё Ёё. Про ёжика и ёлку.

Цель: узнавать печатный образ буквы Ё,
- соотносить звук и букву Ё,
- выделять искомый звук на фоне полного слова, характеризовать его (гласн./согл.) и обозначать на схеме наряду с ранее изученными звуками и буквами,
- читать слова и предложения, в которых встречается буква Ё.

Отгадайте загадку. Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Это же я - мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! Ответьте на несколько моих вопросов.
Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные). - Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем? А чем отличаются звуки от букв?
III. Работа над темой урока. 1. А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука. Произносим мы два звука, Но одну лишь пишем букву! [й] да [о], а вместе Ё. Не забыть бы про неё! 2. - Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё? 3. - Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? 4. Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки - ой, нет! - две точки. - Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение) • ЁЛКА • ТВОЁ • ЁЖИК • ПЕНЁК • КОТЁНОК • ВЕСЁЛЫЙ Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение. - А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов) Игра « Как зовут малыша». Гусь - гусёнок кошка - котёнок Утка - утёнок лось - лосёнок Коза - козлёнок олень - оленёнок

«Про ёжика и ёлку»

Идёт ёжик по мосту. Идёт песни поёт. И вдруг упал! И грибы уронил! У ёжика слёзы.

18


Кто ему поможет? (ёрш).

Тема. Зз. Зз. Как слон стал зонтиком.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с буквой «З», со звуками [з з′ ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке через побуждающий диалог - постановку проблемы в группе.

Работа над темой урока.

1. Работа над звуками в словах. Игра «Придумай слово на звук [з ], Педагог читает текст, останавливается в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [з ].

«Зина утром встала, постель … (заправила), сделала … (зарядку), почистила … (зубы). Паста, которой она чистила, называется … (зубная). Зина причесалась, косички … (заплела), бант … (завязала) и пошла на кухню … (завтракать).»

- Назовите действия, которые выполняла Зина утром. С какого звука они все начинаются?

- Дайте характеристику звуку [з ] - согласный, твердый, звонкий.

- А как звали девочку? С какого звука начинается имя?

- Дайте характеристику звуку [з′ ] - согласный, мягкий, звонкий.

2. Игра «Раздели картинки «Симе и Зине».

- Надо разделить картинки между девочками. С каким звуком ты дашь картинки Симе, а с каким Зине?

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

3. Чтение. «Как слон стал зонтиком».

Слон Зимка был добрым. Он думал: «Кого бы спасти?» а тут гроза, гром. Подошла лиса и попросила:

- Подними ушки! Они будут зонтиком!

Так слон стал зонтиком. Он спас лису от грозы.


19

Тема. Вв Вв. Про вола.

Цель: познакомить учащихся с буквами "В", "в" и звуками [в], [в']; научить писать букву "в"; закреплять умение писать изученные буквы, продолжать формирование понятий "ударный" и "безударный" гласный; развивать речь, логическое мышление, внимание; обогащать словарный запас; воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение употреблять слова вежливого обращения.

  1. О

    Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотетгадайте загадку:
    Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    В теплый край не улетаю,
    Здесь под крышей обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый … (воробей).
    (На доске появляется рисунок этой птицы)


- Произнесем слово "воробей" еще раз. Сколько слогов в этом
слове?
- Назовите первый слог.
- Сколько звуков в этом слоге?
Какой первый звук слышим в этом слоге?
Какой это звук? Согласный или гласный? Почему?
Звонкий или глухой этот звук?
Почему?
Твердый или мягкий? А есть ли ему пара - мягкий звук?
Давайте поиграем в игру "Твердый - мягкий". Я называю слова, а вы показываете карточку нужного цвета (у детей карточки зеленого и синего цвета). Слова: вагон, вечер, весна, волк, волосы, вязали, вулкан, ветка, вата, вид.
Какой парный звук имеет [в]? 2. Игра «Кто внимательнее?»
Я буду показывать картинки, вы - называть, что там изображено, а затем скажете, какой одинаковый звук услышали в словах. Василёк, велосипед, ворона, волк телевизор. (Звуки [в], [в'].)
3. Про вола. Вол вёз сено. А на возу Иван сидел. Он пел песни. Вдруг воз попал в канаву. Трудно волу. Вот и говорит вол Ивану: - Спрыгни с воза да помоги мне! Помог ли Иван волу?

20

Тема. Йй Йй . Айтыс.

Цель: дать представление учащимся о звуке [й], научить находить и выделять этот звук в словах, давать его характеристику, обозначать буквой и.

Развитие речи, мышления, памяти.

Воспитание навыков личной гигиены.

РМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеабота над новым материалом. К нам на урок сегодня пришли карапузы. А зовут их вот как. Одного зовут так, когда вы поранитесь- вы вскрикните - ай! Другого мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем. (Ой). Третьего - когда сердимся и бурчим. (Уй). Четвертого, - когда кого-то окликаем. (Эй)

Что общего в названии этих имен и чем они отличаются? (Общее - буква и, заглавная буква; отличаются - первыми звуками.) Сколько звуков в каждом имени? (2). Произнесем первые звуки. Что это за звуки? (Гласные). Почему? Знакомы мы с этими звуками? А о каком звуке пойдет сегодня речь? Назовите общий звук во всех именах, [й]. Сегодня на урок я принесла необычный мешочек. А необычный он потому, что там лежат хорошо знакомые вам вещи. Вам нужно опустить руку в мешочек и, не доставая предмет, определить, что это. (ПОЛОТЕНЦЕ, МЫЛО, ЗУБНОЙ ПОРОШОК, ГРЕБЕШОК). Для чего нужны эти предметы? Кто из вас дружит с этими предметами? Откуда эти вещи? (Из сказки «Мойдодыр»). Портрет Мойдодыра. Кто такой Мойдодыр? Что вы можете рассказать об этом слове? Мойдодыр (имя существительное, одушевленное, в единственном числе, мужском роде, собственное). Какое отношение Мойдодыр имеет к нашей теме урока? А как произошло название этого сказочного героя? Мой до дыр!_ Что это? (Предложение). Докажите. Какое это предложение? А что значит «мыть до дыр»?

Кто придумал Мойдодыра? (Чуковский). Показать книгу «Мойдодыр».

Как начинается сказка? («Одеяло убежало,...»). Почему все вещи убежали от

мальчика? Вернулись ли они к нему? Почему? Когда нужно умываться? (утром и вечером).

Как об этом говорит Чуковский? «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам». Что прославляет Чуковский в этой сказке? Какие вещи?

21

Тема. Ь Ь. Лесные разговоры.

Цель: ознакомление с новой буквой Ь, новым языковым явлением.

формирование навыка чтения,

развитие интереса к чтению и желания читать,

Работа над темой урока.

- Сегодня у нас праздник новой буквы. Сейчас отправимся в сказочную страну Азбуковедения.

- Посмотрите и ответьте: почему в этой стране домики красные и синие? Кто в них живет? Назовите гласные, обозначающие твердость согласных. Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных. Какие из этих звуков особенные? Почему?

На какие 2 группы можно разделить согласные? Назовите звонкие! Назовите глухие! Чем интересны звуки ж и ш? Чем отличен звук ч? Какие парные согласные вы знаете?

2.Открытие новых знаний.

- Посмотрите и скажите: какие ещё домики есть в сказочной стране? Как вы думаете, почему они отличны от других -белые? Давайте сочиним сказку о ь.

-Жили-были в стране Азбуковедения буквы, разные- гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог ..(ся), Л к Е..(ле), Д к И..(ди). Какими эти согласные стали? Почему?

- Буквы жили -не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы.

-Сейчас на ваших глазах появится эта буква . Возьмите в руки букву ы, перегните листок по вертикали пополам и получилась буква..(ы) Давайте присмотримся к букве и подумаем- на что она похожа?

а) Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

б) Мягкий знак живет беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

в) Нарисуем Ь

Нежно, капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит,

Словно мягко прозвучит..

- Кто произнесет звук этой буквы?

- С этой буквой никто не дружил, не разговаривал. Буквам не нравилось то, что она не обозначает звука. Она не умела говорить, молчала и поэтому у неё не было друзей. Жилось Ь очень одиноко.

-Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это были за слова. А эти слова-названия животных, которые могут прийти на праздник Ь.

Трав копытами косаясь,

Ходит по лесу красавец,

22

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Лось)

-Стали буквы составлять слово ЛОСЬ..Но получается ЛОС..

- Что-то у нас не получается, - говорили буквы. Звук С в слове ЛОСЬ мягкий, а у нас твердый.

- Ребята, помогите буквам, назовите какие из них нужно поставить, чтобы С стал мягким? (И,Е,Ё,Я) Стали буквы составлять слово..Но получалось…ЛОСИ,ЛОСЕ, ЛОСЁ,ЛОСЯ..

-У нас опять ничего не получается..

-Что же делать? Ребята, подскажите!

-Иди к нам, Ь!- позвали буквы. Он с радостью согласился и стал быстро в конец слова. Что получилось?

-Развеселились буквы, подружились с Ь .И решили провести праздник буквы Ь.

-Лось пришел на праздник, а кто ещё может прийти? отгадайте!

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется..(медведь)

-Подумайте- кто ещё может прийти из зверей , в названиях которых один звук обозначается двумя буквами?(Львица, рысь, обезьяна)

3. Работа с текстом. А теперь прочтем слова с Ь в букваре. В каких из них букв больше, чем звуков? Почему?

-А теперь прочтем по букварю. «Лесные разговоры».Прочтем.

Стоит в лесу пень. Стоит и слушает:

- Пить! Пить!

- Спать! Спать!

- Есть! Есть!

«Кому пить? Кому есть? Кому спать?» - гадает и не может отгадать пень.

Угадай. Кто просит пить? Кому нужно спать? А кому - есть?

Зачем тогда она нужна?

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак,

Без него не написать 30,20, 10, 5..

Вместо шесть- получим шест,

Вместо есть - напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками- угольки.

Банька в банку превратится-

Вот что может получится,

Если будем забывать

Ь в словах писать!

4. Игра «Найдите слово»

- Оно обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень)

- Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось)

- Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь).


23

- Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень).

5. Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)

ЛЬ БЬ ЗЬ МЬ ВЬ СЬ РЬ ДЬ ПЬ НЬ ТЬ - Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме. Мягкий знак - настоящий фокусник

Тема. Ээ Ээ. Это наш дом.

Цель: познакомить учащихся с новым звуком[э] и буквой Ээ.

развивать умение выделять новый звук в словах ,читать с ним слоги , слова и предложения.

Развивать у детей связную речь , фонетический слух , творческие способности.

Изучение нового материала:

1.Чтение загадки учителем

Живёт без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.( эхо)

-Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?

2. Выделение нового звука из слова «эхо»

(на доске схема этого слова), анализ слова

-Произнесём первый слог, какой звук слышим? [э]

-Где мы уже встречали этот звук?

(в слиянии, обозначали его гласной -е.)

Артикуляция: рот открыт, язык находится внизу, слегка приподнят.

-Гласный или согласный?

3. Выделение звука[э] в словах . Если услышите этот звук в словах, сигнализируйте кружком красного цвета.

-Экран, ёлка, юбка, дятел, эврика, дети, ива, электричество, этот.

4. Чтение.

Дети пришли в лес за грибами. Катя отстала от товарищей и заблудилась. Она стала кричать своим товарищам: Ау!

Но её пока никто не слышит.

-Что в это время она могла услышать?

(эхо)

5. Поиграем. Для игры мы разделимся на две группы: девочки и мальчики.

Мальчики будут громко спрашивать, а девочки тихо повторяют.

Мальчики (поют): Оля!

Девочки (тихо поют): Оля!

Мальчики (поют): Где ты?

Девочки (тихо): Где ты?

Мальчики (поют): Я здесь.

Девочки (тихо): Я здесь.

24

-Давайте поменяемся ролями: девочки будут петь громко, а мальчики тихо.

Девочки (громко): Саша!

Мальчики (тихо): Саша!

Девочки (громко): Где ты?

Мальчики (тихо): Где ты?

Девочки (громко): Я здесь.

Мальчики (тихо): Я здесь.

6. Кроссворд.
- Посмотрите на рисунок и впишите слова в кроссворд.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

7. Добавьте [Й Э] в начало слов
___меля, ___фим, ___рши, ___сли, ___гор, ___ва, ___рунда, __жи.

Тема. Яя Яя. Яблоко.

Цель: Познакомить детей с буквой я в начале и середине слова; совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения и письма слов с буквой я; увеличивать и обогащать словарный запас детей. развивать фонематический слух, развивать речь учащихся и пополнять лексический запас, мелкую моторику рук. 1. Знакомство с буквами «Я я». «Яя» - «Яя» Буква «Я» шагает гордо. Всем на свете буква «Я» Доложить готова: - А вы знаете, кто я? Я не только буква, Я - Буква, слог и слово! 2. Слоговое чтение слов с доски: маяк высоко ярко море маяки высокая яркая морская

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте 25


3. Поэтическая страничка:

а). Каждый знает: буква «Я» -

Самая хвастливая.

б). Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички буква «Я».

4. Чтение. Яша.

Яше снятся якоря,

Океаны и моря.

Ялик с якорем у Яшки,

Якорь даже на тельняшке.

Тема. Юю Юю. Юрта.

Цель: Изучение функции букв Ю, ю обозначать два звука [йꞋ], [у] в определенных позициях: в начале слова, после гласных, развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей;

Работа над темой.

1. Отгадайте загадку:

Закружится на острой ножке.
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок. (Юла)

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

На доске предметная картинка с изображением юлы.

- Произнесем слово юла, разделим на слоги.
- Сколько слогов в этом слове?
- Определим, на какой слог падает ударение?
- Произнесем слово 2 раза по-разному.( ю'ла, юла')
- На какой слог падает ударение?

На доску вывешивается схема.

- Медленно произнесем первый слог слияния [ й? у]
- Какой вывод можно сделать? (буква ю обозначает 2 звука)
- Буква ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласных.




26

Игра на внимательность.

Отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юля, ландыш, яблоко. (Юля) На доске даны картинки

. Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

- С какого звука начинается слово Юля?

- Дать характеристику звуку. Что вы заметили?

- Какие слова с [ ю] вы знаете. (юбка, брюки, юла, Хрюша и др.)

2. Знакомство с печатной и прописной буквой Ю (показ карточки)

- На что похожа буква «ю»?

- Где мы можем увидеть печатную букву «ю», а где прописную?

3. Чтение слов с доски, объяснение значений слов

Юра, юный (очень молодой), Юрий, южный (край, ветер), юннат (натуралист).

- Что общего во всех словах? (начинаются с буквы «ю»)

- А с какого звука начинаются все эти слова? (со звука [й])

Буква «ю» (как и буквы е, ё, я), находясь в начале слова, обозначает два звука ([йу]).

Со звука [й] начинается много русских слов. А вот русских слов, начинающихся с буквы «й» нет. Поэтому нужно помнить, что если в слове в начале слова слышатся звуки [йу], то на письме их следует обозначать одной буквой «ю».

Послушайте такие слова.

юнга (юный матрос) юбка (женская одежда) юноша (молодой мужчина) юрта (жилище у жителей Севера, которое покрыто оленьими шкурами) юрок (певчая птичка)

7. Звуко-буквенный анализ слова «юла»

Два слога, 4 звука, з буквы

Тема. Хх Хх. «Хлеб растёт»

Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквой, научить давать характеристику; научить читать слова, предложения, рассказы с новым звуком; научить писать новую букву, слова, предложения с этой буквой;
развивать каллиграфические навыки письма, навыки комментированного письма, письма под диктовку, списывания с печатного текста; развивать способность формирования более быстрого и прочного навыка письма

27

1. Знакомство со звуками [х], [х'].)

- Сегодня новый звук нам принесла загадка. Она о самом главном в нашей жизни.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,
Он в зерно вдруг превратился.
А когда обмолотили,

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место. (ХЛЕБ)

2. Почему хлеб - самый главный? (ответы детей).
- Составим схему слова ХЛЕБ: 1слог, 4 звука
-Какой первый звук слышим в этом слове? ( Х )

3. Игра «Покажи слоги»:
Покажите слоги со звуком, который узнали (показ картинок)
Называются нужные слова и на полотне по ходу работы выставляются слоги.
ЛИСА (какая?) ХИТРАЯ, УЧЕНИК (какой?) ХОРОШИЙ, КТО ЭТО? ХУДОЖНИК, ЧТО ЭТО? (показ игрушки) ЧЕРЕПАХА.
- Каким может быть звук [Х] в слове?
Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

  1. Знакомство с буквой
    - Посмотрите на доску. Это буква Ха. На что она похожа? Что она вам напоминает? Какие элементы имеет?
    5. Сравнение печатной и письменной буквы, строчной и заглавной, их письмо. 6. Письмо слов и их анализ с комментированием:
    обязательный уровень:
    ХЛЕБ - ХЛЕБА - ХЛЕБНЫЙ (звонкая согласная на конце, подбираем проверочное слово)
    возможный уровень:
    - Где выращивают хлеб? (в поле). А поля где расположены, как называется эта местность? (колхоз). Как скажем, когда много предметов? Как скажите, отвечая на вопрос какой? Запишите эти слова самостоятельно:
    КОЛХОЗ - КОЛХОЗЫ - КОЛХОЗНЫЙ (после записи - проверка). -Кто же хлеб растит, трудится? ( ХЛЕБОРОБ - значение и звукобуквенный анализ слова)

Тема. Цц Цц. Цыплёнок Цып.

Цель: Формировать умение выделять звук [ц] в речи, умение слышать и слушать.

Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «ц».

Работа над изучением звука и буквы.

1.Проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

Как подзывают цыплят? (цып-цып)

Найдите одинаковый звук в словах : заяц, огурец, цель, цыпленок

28

В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему

- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?

2. Картинки: цапля, огурец, танцор.

- Составьте звуковые схемы этих слов

- Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука.

- Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ц] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

Цып -цып - цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

- Прочитайте слова, называющие птиц. (цапля, скворец, курица, птенец)

- Слово, где хранится сахар, мыло, салат?

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?

3. Чтение «Цыплёнок Цып».

Цыплёнок Цып вылупился из яйца первым.

-Пи-пи-пи, - сказал он и побежал на улицу.

- Ты куда - куд - куда? - спросила мама

Но цыплёнок Цып уже не слышал её.

Он выбежал на улицу.

- Ах, какое солнце! Ах, какие цветы! Как хорошо поют птицы!

4. Расскажи, какой увидел улицу цыпленок Цып.

Тема. Чч Чч. Морские животные и птицы (чайка, черепаха)

Цель: сформировать представление о звуке [ч'], как о мягком непарном согласном; развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать умение ценить время и рационально его использовать; способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Работа над темой.

1. На доске картинки. Назовите слова, какое из них лишнее?

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте (Лишнее черепаха. Оно состоит из трех слогов.)

Выделите первый звук в слове черепаха.

29



2. Дайте характеристику этого звука.

- Согласный, глухой, всегда мягкий.

- Давайте произнесём ещё раз звук [ч'] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов. - Можно ли его спеть? - Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? - Давайте произнесём звук [ч'] в слиянии с гласными а, о, у - Что вы заметили? - Как произносится новый звук? Сделайте вывод.

Вывод: (Звук [ч'] обозначает мягкий звук.)

- А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук? ( Звук [ч'] глухой.) - Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)

3. Определите позицию звука [ч'] в словах: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать.

4. Послушайте рассказ "На даче". и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ч'].

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку "Курочка Ряба".

- Где жили летом дети? - Как их звали? - Что они делали утром? - Куда они бежали? - Чем Вова ловил рыбу? - Что делала Надя? - Что читал Вова вечером сестре Наде?

5. Слоговое лото.

- Придумайте слова со слогами ча и чу.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

30


Тема. Нн Нн. Как нина ходила за малиной.

Цель: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.
Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н'] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.

Работа над темой.

1. - Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья - ученики этой школы.
- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-
ка - попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.

2. Выделение звуков [н], [н'].
- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких - вы сейчас отгадаете.
Загадка. - Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?................... ( Носорог )
- Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?
Загадка. - Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень )
- Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный
или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?

2. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н'].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает - отгадайте .
Загадка. - Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ).
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н'], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова - «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н']? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).

31

б) - Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н']. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).
- Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.

Тема. Мм мм. Мы и мама.

Цель: познакомить детей со звуками [м], [м'], буквой М; развитие речи, мышления, фонематического слуха;


Работа над темой.

1. На доске две группы предметов.

Береза, рябина, дом.

Кот, жук, медведь.

Назовите предметы, изображенные в 1 группе.

Назовите "лишнее" слово. Почему? (дом - 1 слог, 3 звука, на согл.оканчивается)

Назовите предметы, изображенные во 2 группе.

Назовите "лишнее" слово. Почему? (медведь - 2 слога, звуков больше)

Произнесём хором слово "дом".

Назовите последний звук. ([м])

Произнесём хором слово "медведь".

С какого звука оно начинается? ([м'])

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (звуки [м], [м'] и буква их обозначающая)

2. Работа с новым звуком.

Произнесем хором звук [м].

Как располагаются органы речи (губы, зубы, язык) при его произнесении? (губы сжимаются, не растягиваясь в стороны; зубы не касаются друг друга; язык лежит свободно)

Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит? (встречает)

Какую? (губы сжимаются)

Раз воздух встречает преграду, значит звук [м] согласный или гласный?

При произнесении мы слышим шум или голос и шум?

Значит, этот звук звонкий или глухой?

Твёрдый или мягкий?

32



Кто даст полную характеристику звуку [м]? (согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите первый звук в слове "медведь".

Произнесем хором звук [м'].

Кто даст полную характеристику звуку [м']? (согласный, звонкий, мягкий)

Кто знает как называется буква, которая обозначает звуки [м], [м'] ? (буква эм)

3. чтение слогов.

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

Придумайте слова, в которых встречается слияние МА, МО, …. (мама, маска, мак, масло, молоко, мороз, мыло, мышь, муха, мир, метро, метр, мех…)

Читаем слоги наоборот. (УМ, АМ, …)

4. Игра "Доскажи словечко". Слова-отгадки печатаем в тетради для печатания.

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел)

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

5. Чтение слогов и слов на доске написаны слоги

МА Мы Ми мо му

Ам ым им ом ум

МА-ма ми-мо му-му

Чтение идет по заданиям:

  • Все слоги хором

  • Слоги с мягким звуком

  • Слоги с твердым звуком

  • Чтение слов

  • Чтение по строчкам

  • Чтение по столбикам

33

6. Игра «Кто больше»

- Придумайте и назовите слова в которых есть звук [м], [м′].

7. С Какой буквой мы сегодня познакомились? Буква М приготовила вам кроссворд.

М М М М М М М

На доске иллюстрации: мак, море, музей Москва, муравей, мандарин, мороженое)

* Солнце жжет мою макушку Хочет сделать погремушку. (мак). * Кругом вода, а с питьем беда. (море) * Учреждение, которое собирает, показывает и хранит что-либо (музей). * Лучший город всех времен, мир и счастье строит он, светлый, вечно молодой, называется … (Москвой). * Чей домишко из иголок, на земле у старых елок? (муравей). * С этим солнечным фруктом приходит Новый год. (мандарин). * Молочное, сладкое всем детям приятное. (мороженое).

Тема. Бб бб. Кот и рыбка.

Цель: Познакомить учащихся с новыми звуками[б, б′], буквой Б. Помочь детям преодолеть логопедические трудности в произношении отдельных звуков и слов. Сделать речь ребёнка интонационно богатой и выразительной.
Работа над темой.

  1. Произнесите чистоговорку и выделите первый звук в повторяющемся слове. Повторяйте за учителем.
Бубнит барабан Что побит барабан, А труба трубит: «Хорошо, что побит!» 2. Дайте характеристику звуку [б]. 3. Игра «Найди букву Б.» Зачеркните в каждой строчке изученные буквы. сколько раз встретилась буква Б?
  • И К Т А У Н Ы Б
  • Б З Л И А Б П Н
  • А А Ы Г З Б Л И
  • У Б Б Н М Н И Ы
  • Э Л О П Б О З К
  • З Л Н У Э И А О
  • Б Л Н Т М Б И О 34
  • В П И А Ы М Б П

4. Игра «Наоборот»

Маленький - …(большой)

Чёрный …(белый)

Медленный … (быстрый)

Порядок … (беспорядок)

Сказка … (быль)

5. Игра «Полсловечка за вами»

а) БАЛ - (-да, -ка, -кон);

б) ☼ + КА : добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:

- стеклянный сосуд;

- помещение, где парятся по русскому обычаю;

- её пекут из белой муки и подают к чаю;

- пушной зверёк в дупле;

- она задерживает мяч в воротах;

- её увидишь на любом дереве;

- домик для птички в твоей квартире.

По первым буквам картинок составьте слово. (Буратино). Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте
Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Тема. Ы ы. Будем, будем умываться!

Цель: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые - мягкие согласные.
Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.

Работа над темой.

1. Скороговорка
Мыла Мила мишку мылом,
Мишку мылом не домыла.

2.Слово-звуковой анализ слов: «Мила», «мыла».
- Чем отличаются схемы?
- Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?
- Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м']?
- Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м]?
Произнесите его.
- Что можно сказать о звуке [ы]? (Поётся, тянется, произносится голосом без преград.)
3. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, рыбы, сыры, рысь?
35
4. Знакомство с буквой ы.
1. А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
2.Мы услыхали от совы.
Что нету слов на букву ы.
3.-Кто же вымоет тарелки?
- Вы, конечно, вы, вы, вы.
-Почему же мы, мы, мы?
- Может лучше ты, ты, ты?
- Отдохните вы и ты:
Все тарелки вы-мы-ты.
Я и ты, мы и вы
Все мы знаем букву ы!

1.Один - много. Образовать множественное число.
Лев - (львы)

Шарф - (шарфы)
Зонт - (зонты)
Стол - (столы)
Пол - (полы)
Сыр - (сыры) Работа с картинками На доске картинки: Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте(Дети называют слова)

- Чем-то они опечалены, им одиноко. Сколько предметов обозначает каждое слово? - Каждое слово обозначает 1 предмет. Слова стоят в единственном числе. - Как бы избавить слова от одиночества? Вам приходилось скучать в одиночестве? Как спасались от одиночества? (Дети высказывают своё мнение об одиночестве) - Когда ты один - скучно, когда нас много - скучать некогда. - Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. - Сколько предметов обозначает каждое слово? - Такие слова стоят во множественном числе. - Какое число имеют слова? (Единственное и множественное) - Какая буква помогла изменить слова? (ы)

36 Тема. Ъ. Как мы ехали. Цель: формировать навыки произношения и написания слов с твёрдым знаком; развивать навыки монологической речи; составить высказывание по пословице; развивать мышление, воспитывать нравственные качества на основе фольклорных произведений.
Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение.

Колесо и спичка,

Позади косичка.

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придётся вам.

Хотите - не хотите,

Стоит он в алфавите!

(А. Потапова) 2. Прочитайте текст. После расскажите, что нового вы узнали из него.

Ничего не значит, но другим помогает.

Незнайка писал диктант. «Сел» кашу; дал «обявление»; веду «сёмку»; старательно выводил он «обезд» там.

- Ой-ой-ой! - испугались неправильно написанные слова. - В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

- А что с вами случилось? - удивился Незнайка.

- Ничего-то ты не знаешь! - горевали буквы е, ё, ю, я. - В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок. Ты же нашего помощника потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем звук [э], [о], [у], [а], и читают «сел», «обявление», «сёмку», «обезд» вместо съел, объявление, съёмку, объезд.

3. - А кто мне может сказать, какой звук обозначает эта буква? - Эта буква не обозначает звука. Почему? -Кто придумает слово, начинающееся с этой буквы? -Правильно. Такого слова нет. Какой вывод можно из этого сделать? Заглавной буквы не бывает.

4. Прочитайте слова. Место, где въезжают. (Въезд) Место, по которому можно объехать? (объезд)

37


Когда отправляемся в путь, то говорим? (отъезд) Вход в здание? (подъезд)
Тема. Фф фф. Лесной фонарик. Цель: познакомить со звуками [ф], [ф,] и согласной строчной буквой ф, формировать основные компоненты учебной деятельности

Работа над темой.

1. Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо. Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

2. Меняю местами. - Назовите, что стояло сначала. - Что объединяет эти слова?

3. Встаньте, изобразите букву Ф. - На что похожа буква Ф? 4. Задание по группам. У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы. 1 группа - конструктор букв. Сконструируйте букву Ф. 2 группа - выщипывание буквы Ф на листочках разных цветов: синего и зелёного. Почему разного цвета? 5. Работа на карточках по группам:1 группа -Найди и подчеркни буквы Ф,фАвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 группа -Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.

фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд









38
Тема. Тт Тт. Тома.

Цель: познакомить со звуками [т], [т'] и буквами Т, т. Учить произносить новые звуки в речи и слышать их в словах, уметь объяснять местонахождение новых звуков в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками. Развивать фонетический слух, память, мышление, речь. Совершенствовать навык сознательного чтения слогов, слов.

1

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. (Рисунок кота.)

- Составьте звуковую схему этого слова.

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

2. Узнайте, о ком идёт речь?

Э

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотето - самая крупная дикая кошка. Длина тела около 3 метров, масса до 250 кг. Рыжая окраска тела с тёмными полосами хорошо маскирует его в непроходимых чащах лесов. Это - красивый, грациозный и ловкий зверь, который умеет хорошо плавать и терпеливо подстерегать добычу. Он нападает из засады на диких кабанов, оленей и косуль, а также охотится на медведей. (Рисунок тигра.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)





- Сколько в слове слогов?

- Назовите последний звук в слове КОТ. Охарактеризуйте звук.

- Назовите первый звук в слове ТИГР. Охарактеризуйте звук.

- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать эти звуки?

3. Чтение. Тома.

Тут Тома. У Томы Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте .

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте Тома Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте . 4. Игра «Добавь до слова». (Танк, торт, туфли, тыква, тишина)

39 Тема. Щщ Щщ. Щенок.

Цель: познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ. учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой; развитие фонематического слуха, мышления, внимания; Работа над темой.

1. Отгадайте загадку. Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

- Знаком ли вам этот сказочный герой?

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

- Из какой он сказки?
- Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

- Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

- С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

- Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».



1. Выделение нового звука

На доске картинка щуки/

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

- Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.
- Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

- Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий квадраты).
- Составим схему в тетради и на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. (лещ).

40

2. Дифференциация звуков [ш] - [щ]

- Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
- Что вы делаете, когда клюет рыба?
- Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

- Посчитайте, сколько слов вы выудили.
- А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова).
- Какой еще шипящий звук встретился в словах?
- Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.

Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.

3. Составим слоги и прочитаем их ША ШИ ШЕ ШЁ ШО ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО

- Какие буквы гласных звуков вы не использовали? Объясните, почему?
- Прочитайте правила на написание сочетаний ЧА-ЩА, ШИ-ЖИ, ЧУ-ЩУ. 4. Чтение стихотворения С. Маршака «Щенок». Есть ли у тебя такой друг? Расскажи о нем. Игра «Буква заблудилась» К доске выйдут 8 человек (все они получают карточку с буквой). - Жили-были буквы… + а, о, и …(дети называют свою букву) - Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали прятаться в домики. - Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?
Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамотеМетодическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте

Методическое пособие Использование дидактических упражнений на уроках обучения грамоте н с к

а о ы и у
- Какая буква заблудилась? Почему? Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они? + Гласные, потому что обозначают гласные звуки.

- Какие буквы живут в синем домике? Почему?


41

© 2010-2022