Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К. Д. Воробьёва»


Урок литературного чтения по теме:

«А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке

и рыбке»

2 класс

Программа «Школа России»


Подготовила и провела:

Алехина

Марина Алексеевна,

учитель начальных классов

2009 год

-1- Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели: - познакомить с некоторыми страницами биографии великого

поэта; - пробудить интерес к творчеству поэта; - познакомить со сказкой А.С.Пушкина; - развивать умение интонацией передавать настроение; - развивать навыки выразительного чтения; - учить анализировать поступки героев; - расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; рисунки детей на тему «Моя любимая сказка», выставка книг.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Ребята, что мы читали на предыдущих уроках?

- Какие именно сказки мы читали? (народные)

- Назовите, пожалуйста, прочитанные сказки. (Лисичка-сестричка и волк», «Новая шапка», «Заяц-хвастун», «Два мужика», «Волк, собака, кошка и мышь».

2. Чтение по ролям.

- Кто написал эту сказку? (народ)

3. Итог по домашней работе.

III. Работа над новой темой.

1. Сегодня мы познакомимся с творчеством А.С. Пушкина, прочитаем его сказку. Постараемся понять, чем отличается народная сказка от литературной.

2. Рассказ учителя о сказочнике А.С. Пушкине. (Показ портрета А.С. Пушкина)
- Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александ-ра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнце
-2- русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В длинные зимние вечера Арина Родионовна рассказывала ему сказки. Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! - говорил он. - Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
3. Знакомство со сказкой.
- Сегодня мы с вами познакомимся с одной такой сказкой Пушкина. Название этой сказки узнаете разгадав эту головоломку. Вставьте между согласными буквами гласные и прочитайте.
СК.ЗК. . Р.БАК. . Р.БК.
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
4. Показательное чтение учителем (дети следят по учебнику).
5. Вопросы по прочитанному.
- Какие чувства у вас остались после чтения? - Хороший ли конец сказки? Почему? (Ведь в сказке добро всегда побеждает).
Физкультминутка.

-3-


- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Дружно выстроились враз. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде: То согнутся, разогнутся То зароются в песке.
6. Словарная работа.
Невод - большая рыболовная сеть. Тина - водоросли, плавающие в стоячей воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно. Корысть - выгода, материальная польза. Тесовые (ворота) - тонкие доски из древесины хвойных пород. Чупрун -спускающаяся на лоб прядь волос. Сварливая - ворчливая, склонная к ссорам.
7. Чтение по частям (Показ слайдов). 1) Работа по 1 части. - С каким великим чудом встретился старик? - Как он поступил? (Отпустил). 2) Работа по 2 части. - Кому он рассказал про великое чудо? - Чего захотела старуха? 3) Работа по 3 части. - Чего захотела старуха? (избу). - Кем захотела стать старуха? (столбовою дворянкой). 4) Работа по 4 части. - Как изменилось синее море? - Почему оно неспокойное? -Что увидел старик, воротившись домой? Найдите и прочитайте это место. 5) Работа по 5 части. - Как изменилось море? (Почернело). - Почему оно почернело? - Кем хочет стать столбовая дворянка? (Царицей). - Почитайте, как изменилась старуха? - Как понимать смысл этого места? «Поделом тебе, старая невежа! Впредь тебе , невежа, наука:

-4-


Не садися не в свои сани!» 6). Работа по 6 части. - Как изменилось синее море? - Почему на море буря? - Почему это не нравится золотой рыбке?
8. Вывод.
- А вам понравились желания старушки? Почему? (Она слишком многого захотела. Она перестала любить людей. Она только себе хотела. Она жадная.
- Если бы вы поймали золотую рыбку, то что бы вы спросили у рыбки?
- Ребята, кому сказка понравилась? - Чем она вам понравилась? - Кто из героев вам понравился? - А кто не понравился? Чем она вам не понравилась? - Что вас поразило в старушке? - Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро… (Побеждает зло). - Кто и как был наказан в этой сказке? «Глядь: опять перед ним землянка, На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто».
- Ребята, вам хочется изменить конец сказки? - Чему вас научила эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, любить близких, не завидовать другим).
9. Анализ сказочных примет. - Докажите, что прочитанное произведение - сказка. (Повторы).
Ребята, какие виды сказок вы знаете? (Народные и литературные).

Народные

Литературные Автор - коллективный (народ) Автор - конкретное лицо Есть исполнители сказок - сказители Исполнителя как такового нет. Существует в устной форме. Создается в письменной форме. Текст вариативен - каждая существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения). Текст каноничен (не допускается произвольное внесение измене-ний).
- У сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» есть автор? - Кто автор сказки?
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитал сегодня сказки Пушкина впервые, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с рами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.
IV. Домашнее задание.

  1. Нарисовать золотую рыбку.
  2. Научиться читать выразительно.

V. Итог урока.
© 2010-2022