Урок русского языка Местоимения. Личные местоимения (ОС Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

ОС «Школа 2100»

УМК: 1)Бунеева Е.В., Яковлева М.А Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2011.- 208 с.

2)Р. Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику «Русский язык», 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - 64 с., ил- М.: Баласс, 2013.

3)Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. 3 кл. ч. 2. - М.: Баласс, 2013. - 208 с.

4) Наборы таблиц к основным разделам грамматического материала русского языка в 3 классе/Тихомирова К.Т. и др./--М: ВАРСОН, 2011, набор «Местоимения», табл.№1 - Местоимение как часть речи, табл. №2 - Личные местоимения

Источники: school2100.ru/pedagogam/ 3 класс, урок русского языка № 88

youtube.com/ физминутка «Солнышко лучистое»

Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения

Тип урока: урок «открытия знаний»

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий

Содержательная цель: расширение понятийной базы «части речи» за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

  • создать условия для развития умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных, определять их лицо и число;

  • создать условия для развития умения работать с информацией, обобщать и классифицировать по признакам, оформлять свои мысли в устной речи, работать в паре, в группе;

  • создать условия для формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности, для развития рефлексивной деятельности обучающихся

Методы:

-деятельностный,

- словесный,

- наглядный,

- проблемно-поисковый,

- метод самоконтроля,

- практический метод.

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа

Технологии: проблемная, игровая, личностно-ориентированная, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, ИКТ

Примечание: особенность этого урока в том, что этап «ОНЗ» продолжается и далее, так как рассматривается большой объём теоретического материала. Считаю, что данный урок возможно провести без электронной презентации.

Сокращения: АЗ - актуализация знаний, ОНЗ - открытие новых знаний, ПЗ - первичное закрепление, СР - самостоятельная работа, Р - регулятивные УУД, Л - личностные, К - коммуникативные, П - познавательные УУД.

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые

УУД

1.Самоопределение

к деятельности

(1 мин)

- С чего мы начинаем урок? Наш девиз? (на доске)

- Что запишем в тетради?

-Наш девиз: Знаешь - говори, не знаешь - слушай!

Комментированная запись даты и «Классная работа»

-осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию (Р)

-формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности (Л)

2. АЗ.

Фиксация

затруднений

в деятельности

(5 мин)

- Выберите себе задание по чистописанию

(тетрадь, стр. 48 )

-Найдите имена существительные, определите их род, число. Проверьте друг друга

(в течение всего урока учитель осуществляет контроль за работой учеников, оказывает дозированную помощь слабоуспевающим)

- Послушайте стихотворение Е.Кай:

Утром - так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет - ОН придёт:

Тоненький, смущённый, -

ОН на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок пришёл - плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

(Месяц, солнце и луна!)

- Какие слова я называла вместо отгадок? Можете ли вы определить их род, число?

- Для чего они нужны в речи?

Выбирают для себя задание, выполняют его



Отгадывают загадку



- Слова «ОН, ОНА, ОНО».

??? (возможны предположения детей)

-выявлять сущность, особенности объектов;

перерабатывать

полученную информацию: сравнивать и группировать объекты(П)

3. Постановка

учебной задачи

(3 мин)

Учебник, с.61, упр. 289

-Какое предлагают задание? Работайте в парах.

Задания по «шагам»:

- Кто это рассказывает? Можно ли определить? Почему?

- О ком или о чём мечтает герой? А что предположили вы?

- Какие слова нужно заменить в тексте, что стало всё понятным? Подчеркните их карандашом

- Какая проблема перед нами, что сегодня должны узнать? Проверьте себя на с.196 учебника

Учитель записывает «Для чего нужны в речи слова «Я, ты, мы, она…»?

- Составьте примерный план урока



- Что сейчас делали? Какое умение формировали?

Самостоятельно прочитывают задание.

- Нужно прочитать текст и определить, кто это рассказывает.

-Герой может мечтать о живой собачке, о велосипеде, о планшете…

- Слова: я, о нём, его, мне, у меня, он

- Как называются эти слова, какие слова они заменяют в текстах, для чего служат?

Составляют план урока вместе с учителем:

1.Наблюдения над словами

2. Свои выводы

3.Работа с правилом по учебнику

4. Выполнение упражнений самостоятельно, в парах, в группах

5. Подведение итогов, оценивание работы

- Поставили цель, планировали свою деятельность

-ориентироваться

на развороте учебника;

ориентироваться в своей

системе знаний:

самостоятельно

предполагать, какая

информация нужна

для решения

учебной задачи;

добывать новые знания:

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,

схема, иллюстрация и др.);

делать выводы на основе обобщения умозаключений (П) - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р)

4. «ОНЗ»

(построение проекта

выхода из

затруднений)

(6 мин)

1.Наблюдения над словами

Учебник, с.61-62, упр.290 (в парах)

- Какие слова вам помогали? Как называются эти слова?

2. Сделай выводы

- Для чего же нужны эти слова?

3.Работа с правилом (с.62)

-Как называются такие слова? Как вы думаете, почему у них такое название?

- На какие вопросы отвечают местоимения?

Ученики читают предложения, подставляют карандашом местоимения

- Ворона, сынок, Афанасий… Это имена существительные.

- Они заменяют имена существительные в текстах.

Читают самостоятельно правило и отвечают на вопросы

-делать выводы на основе обобщения умозаключений(П)

-добывать новые знания:

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,

схема, иллюстрация и др.) (П)

5. ПЗ

с проговариванием

во внешней речи

(5 мин)

+ (6 мин на дальнейшее «ОНЗ»)

1.Наблюдения над словами

Учебник, с.63, упр.291 (в парах)

-Что нужно сделать?

-Проведите взаимопроверку.

2. Работа с правилом (с.63)

-Расскажите по таблице№1 на доске о местоимении как о части речи

-Какие местоимения вы запомнили? Расскажите друг другу.

1.Наблюдения над словами

Учебник, с.64, упр.292 выполняется по вопросам в задании (устно)

-Какие местоимения указывают на участников диалога?

-Как человечки иллюстрируют говорящих?

2. Работа с правилом (с.64)

3. Расскажите о личных местоимениях по таблице №2 (на доске)

- Что сейчас делали? Какое умение формировали?

Самостоятельно прочитывают задание.

-Выписать парами существительные и местоимения, которые их заменяют.

(Гусь - он, берега - они, гусь, гусыня и гусёнок - мы..)

Самостоятельно прочитывают правило.

Рассказывают 3 ученика у доски

Читают диалог, работают по «шагам»

Самостоятельно прочитывают правило.

Рассказывают 3 ученика у доски

-Работали с информацией в учебнике, «читать» таблицы, учились взаимодействовать, строить устные ответы

-делать выводы на основе обобщения умозаключений (П)

- доносить свою позицию

до других: высказывать

свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (К)

-добывать новые знания:

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,

схема, иллюстрация и др.) (П)

Физминутка

(1 мин)

ИКТ «Солнышко лучистое» (видеоролик)

Выполняют физминутку для разных групп мышц, зрительная зарядка

-ответственно относиться к своему здоровью (Л)

6. СР с самопроверкой

(5 мин)

Учебник, с.65, №293

-Объясните задание

-Выполните самостоятельно.

-Выполните взаимопроверку

-Оцените свою работу (1 ученик)

Алгоритм самооценки - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? -Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания?(Н) -Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Учебник, с.65, упр.294 (самостоятельно)

-Выполните самопроверку по эталону (1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.). и т. д.)

-Оцените свою работу (1 ученик)…

- Что сейчас делали? Какое умение формировали?

-Записать имена существительные по родам:

он она оно

пенал тетрадь пальто

… ….. …

С помощью алгоритма выполняет самооценку своей работы



Находят лишнее слово в каждой строке, записывают местоимения, указывают род и число, пользуясь правилом в учебнике или таблицей №2 на доске

Выполняют самопроверку работы по эталону (обратная сторона доски)

С помощью алгоритма выполняет самооценку своей работы

-Работали с информацией, учились выполнять самопроверку.

- в диалоге с учителем

и другими учащимися

учиться вырабатывать

критерии оценки и

определять степень

успешности

выполнения своей

работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р)

- доносить свою позицию

до других: высказывать

свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (К) -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса (Р)

7. Включение

в систему

знаний и повторение

(5 мин)

-Выполните задание в группах

Карточка. Прочитай текст, определи границы предложений. Выпиши предложения с местоимениями. Определите их лицо и число.

Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым одеялом налетела вьюга она подняла в воздух лёгкие снежинки они закружились в хороводе

-Оцените свою работу (1 группа)…

- Что сейчас делали? Какое умение формировали?

Делятся на 4 группы, выполняют задание

Взаимопроверка между группами

С помощью алгоритма одна из групп выполняет самооценку своей работы

-Работали с информацией, учились взаимодействовать в группе, слушать и понимать других

- доносить свою позицию

до других: высказывать

свою точку зрения и

пытаться её обосновать,

приводя аргументы (К)

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении

проблемы (К)

8. Рефлексия

деятельности

(3 мин)

-Что нового вы сегодня узнали?

-Назовите ключевые слова урока, пользуясь таблицами №1 и №2 на доске

-Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

-Продолжите фразу: «На уроке я смог (узнал, понял…)……»

-Что получилось, в чём были затруднения?

-Кто доволен своей работой?

-На что нужно обратить внимание на следующем уроке?

-Предложите домашнее задание с правилом…

-Упражнения на выбор: с.70-71, №1 или №2

-Может, кого-то заинтересует творческое задание-игра?

Найдите местоимения в словах (на доске):

Вася, ямы, насос, Мария.

- Что сейчас делали? Какое умение формировали?

Отвечают на вопросы с помощью таблиц



-Выучить правило; придумать схему для правила (по аналогии с изученным именем существительным); «нарисовать» правило; придумать стих…

Ученики выбирают домашние задания, записывают их в дневник.

По желанию записывают творческое задание.

-Учились оценивать свою работу, выбирать задания по своим возможностям и желанию

-делать выводы на основе обобщения умозаключений (П)

- доносить свою позицию

до других: высказывать

свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (К)

- в диалоге с учителем

и другими учащимися

учиться вырабатывать

критерии оценки и

определять степень

успешности

выполнения своей

работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Р)

-формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности (Л)



© 2010-2022