Рабочая программа по Литературному чтению 3 класс по ФГОС (УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»


на заседании Педагогического

совета (протокол № 1)


«25» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 1022

____________Куляшова Ю.Н.

«25» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя начальных классов


Ировой Нелли Алексеевны




по учебному курсу


«Литературное чтение»


3 класс













МОСКВА


2014 -2015 учебный год.

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011, авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В, входящей в УМК «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011).

Цель данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений: овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Программа рассчитана на 136 часов в год. Учебным планом определена продолжительность учебного года в 3 классе в 34 недели (4 часа в неделю - 136 часов).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.
Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах;
  • работа в группах.
Виды учебной деятельности:
  • восприятие на слух художественных произведений;
  • характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
  • чтение текстов вслух;
  • чтение про себя;
  • сравнение произведений разных жанров;
  • пересказ текста художественного произведения;
  • работа с иллюстрациями;
  • выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
  • участие в диалоге;
  • инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие в драматизации;
  • конструирование устных и письменных сочинений с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.

Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение»
Литературное чтение - один из основных предметов в об­учении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты предмета Литературное чтение» в 3 классе 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.


описание Места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология». Предмет «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов, во 2 - 4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе ).

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1 ч

Самое великое чудо на свете

4 ч

4 ч

Устное народное творчество

14 ч

14 ч

Поэтическая тетрадь 1

11 ч

11 ч

Великие русские писатели

24 ч

24 ч

Поэтическая тетрадь 2

6 ч

6 ч

Литературные сказки

8 ч

8 ч

Были - небылицы

10 ч

10 ч

Поэтическая тетрадь 1

6 ч

6 ч

Люби живое

16 ч

16 ч

Поэтическая тетрадь 2

8 ч

8 ч

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12 ч

12 ч

По страницам детских журналов

8 ч

8 ч

Зарубежная литература

8 ч

8 ч


Итого 136 ч

Итого 136 ч

Тестов -3

Проверочных работ - 4 часа

Контрольных работ- 5 часов

Проверка техники чтения-4

Диагностических работ -3 часа



тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Количество часов в году - 136

Количество часов в неделю - 4


п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебн

вре

ме

ни

Характеристика основной

деятельности учащихся




136 ч



Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)


1.1 Знакомство с учебником.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначе­ний при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника


Самое великое чудо на свете (4 ч)


2.1
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим ка­талогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники ин­формации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3.2 4.3 Первопечатник Иван Фёдоров.

2 5.4 Оценка достижений. Обобщающий урок. Тест №1

1
Устное народное творчество (14ч)

14ч
6.1 Русские народные песни.

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особен­ности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, са­мостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшеб­ные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; нахо­дить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристи­ке героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно­го искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 7.2 Лирические народные песни. Шуточ­ные народные песни.

1 8.3 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1 9.4 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

1 10.5
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

1 11.6
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.

1 12.7
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части.

1 13.8
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки.Проверка техники чтения

1 14.9
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов.

1 15.10 Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1 16.11 Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1 17.12 Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1 18.13 Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1 19.14 Обобщающий урок.Проверочная работа №1

1
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

11ч
20.1
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смолен­ского.

1


Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения 21.2 Русские поэты XIX-XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».

1 22.3 Ф.И.Тютчев «Листья».

1 23.4 А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»

1 24.5 А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

1 25.6 И.С.Никитин «Полно, степь моя...»

1 26.7 И.С.Никитин «Встреча зимы».

1 27.8 И.З.Суриков «Детство».

1 28.9 И.З.Суриков «Зима».

1 29.10 Контрольная работа №1.Обобщающий урок.

1 30.11 Первый снег.Урок-утренник




Великие русские писатели (24 ч)

24 ч
31.1 А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». «За весной, красой природы».

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл


32.2
А.С.Пушкин. Лириче­ские стихотворения. Настроения стихотворения. «Уж небо осенью дышало»

1 33.3 А.С.Пушкин. Лириче­ские стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1 34.4 А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Проверка техники чтения

1 35.5 А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

1 36.6
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. Сравнение народной и литературной сказок.

1 37.7

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».

События сказочного текста. Особенности волшебной сказки.

1 38.8 39.9

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки

2 40.10 И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1


41.11 Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки».

1 42.12 Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна»

1 43.13 Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица»

1 44.14 М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1 45.15
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.

1 46.16 М.Ю.Лермонтов. «Утес» Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

1 47.17 М.Ю.Лермонтов «Осень»

1 48.18 Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из вос­поминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1 49.19 50.20 Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула»

2 51.21 Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок»

1 52.22 Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка»

1 53.23 Рассказы Л.Н.Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Срав­нение рассказов (тема, главная мысль, события, герои)

1 54.24 Обобщающий урок. Контрольная работа №2 по теме «Великие русские писатели»

1
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)


55.1 Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе.

1 Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения 56.2

1 57.3 Н.А.Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».

1 58.4 К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1 59.5 И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»

1 60.6 Обобщающий урок. Контрольная работа №3

1
Литературные сказки (8 ч)


61.1 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проверка техники чтения.

1 Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литератур­ных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, ис­пользуя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике 62.2
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок.

1 63.3 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

1 64.4
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки.

1 65.5 В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

1 66.6
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1 67.7 В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1 68.8 Обобщающий урок. Диагностическая работа

1
Были-небылицы (10 ч)

10 ч
69.1 М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём срав­нения - основной приём описания подводного царства.

1 Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям


70.2 М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение про­должения сказки.

1 71.3
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

1 72.4 К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.

1 73.5 К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

1 74.6
А.И. Куприн «Слон». Основные события произ­ведения.

1 75.7 А.И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана.

1 76.8 77.9 А.И. Куприн «Слон». Пересказ.

1 78.10 Обобщающий урок. Проверочная работа №2

1
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

6 ч
79.1 Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства ху­дожественной выразительности.

1 Прогнозировать содержание радела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; само­стоятельно оценивать свои достижения 80.2

1 81.3 82.4 А. А. Блок. Картины зимних забав.

1 83.5 С. А. Есенин «Черёмуха».

1 84.6 Обобщающий урок. Тест №2

1



Люби живое (16ч)

16ч
85.1 М.М.Пришвин «Моя Родина».

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения


86.2
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.

1 87.3 И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек - главный герой произведения. Рассказ о герое.

1


88.4 В. И. Белов. «Малька провинилась».

1 89.5 В. И. Белов. «Ещё про Мальку».

1 90.6 В.В.Бианки «Мышонок Пик».

1 91.7 В.В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения.

1 92.8 В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

1 93.9 Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения.

1 94.10 95.11 96.12 Б.С.Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ.

1 97.13 98.14 В.П.Астафьев «Капалуха».

2 99.15 В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1 100.16 Обобщающий урок. Контрольная работа №4 по теме «Люби живое»

1



Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

8 ч
101.1 С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над роси­стой поляной...»

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать и творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения 102.2

1 103.3 А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения

1 104.4 А.Л. Барто «В театре».

1 105.5 С.В. Михалков «Если».

1 106.6 Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».

1 107.7 Проект: «Праздник поэзии».

1 108.8 Обобщающий урок. Тест №3

1
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12ч)

12ч
109.1 Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»..

1 Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением па уроке с использованием ус­ловных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять глав­ную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 110.2 111.3 А.П.Платонов «Цветок на земле».

2 112.4 113.5 А.П.Платонов «Ещё мама».

2 114.6 М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа.

1 115.7 М.М.Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения.

1 116.8 М.М.Зощенко «Великие путе­шественники».

1 117.9
Н.Н.Носов «Федина задача».

1 118.10 119.11 Н.Н.Носов «Телефон».

1 Обобщающий урок .Проверочная работа №3

1


120.12
По страницам детских журналов (8 ч)

8 ч
121.1 «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содер­жанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе раз­говорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


122.2 Ю.Ермолаев «Проговорился».

1 123.3 Ю.Ермолаев «Воспитатели».

1 124.4 125.5 Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются ле­генды». Создание собственного сборника до­брых советов.

2 126.6 Р. Сеф «Весёлые стихи».

1 127.7 Создание сборника добрых советов

1 128.8 Обобщающий урок. Проверочная работа №4

1
Зарубежная литература (8ч)


129.1 Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отра­жение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.

1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о пред­ставлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 130.2

1 131.3
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1 132.4
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Проверка техники чтения

1 133.5 Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Под­готовка сообщения о великом сказочнике.

1 134.6 Обобщающий урока. Контрольная работа №5.

1 135.7 Проверка техники чтения

1 136.8 Итоговая диагностическая работа

1


© 2010-2022