Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным МОИН РФ 06.10.2009г), в соответствии с «Планируемыми результатами начального общего образования» (Москва «Просвещение»2011г) и авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Москва «Просвещение»2014г). Рабочая программа ориентирована на использование УМК образовательной программы «Школа России» и предполагает использование учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс (Москва «Просвещение» 2014)

Цели:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Общая характеристика предмета Значение учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической и культурологической грамотности; умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в природе. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ в УП МБОУ Ирбинской СОШ №6 на изучение предмета в 1 классе отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения предмета:
Достижение личностных результатов, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Достижение метапредметных результатов, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основное содержание тем:




Раздел

кол-во часов 1

Авторская программа

Рабочая программа Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой



1



1

2 Что и кто?



20



20

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе?

Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?

Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? 3 Как, откуда и куда?



12



12 Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 4 Где и когда?



11



11 Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 5 Почему и зачем?





22





22


Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Итого

66

66

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Характеристика деятельности учащихся

1



Задавайте вопросы.


1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы;

- вступать в учебный диалог;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- оценивать результаты своей работы на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

- отвечать на итоговые вопросы и

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

- работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

- работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

- находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

- практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

- наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

- приводить примеры комнатных растений;

- рассказывать об особенностях любимого растения;

- наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

- узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

- сравнивать и группировать листья по различным признакам;

- практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

- различать лиственные и хвойные деревья;

- практическая работа в группе:

- сравнивать ель и сосну;

- описывать дерево по плану;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

- работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;

- сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

- работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

- описывать рыбу по плану;

- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- практическая работа: исследовать строение пера птицы;

- работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

- описывать птицу по плану;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

- работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать назначение бытовых предметов;

- находить на рисунке предметы определённых групп;

- работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

- приводить примеры предметов разных групп;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять составные части компьютера;

характеризовать назначение частей компьютера;

- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

- работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

- моделировать устройство компьютера;

- соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых предметов;

- работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

- моделировать устройство светофора;

- оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

- сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

- работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

- моделировать форму Земли;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

- оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

- оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

- составлять экспозицию выставки;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

- обсуждать необходимость экономии воды;

- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

- практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

- запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

- практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

- работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

- различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

- сравнивать реку и море;

- различать пресную и морскую воду;

- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

оценивать свои достижения на уроке

2

Что такое Родина?


1

.

3

Что мы знаем о народах России?


1

4

Что мы знаем о Москве?


1

5

Проект «Моя малая родина»

Экскурсия: «Наш поселок»

1

6

Что у нас над головой?


1

7

Что у нас под ногами?


Практическая работа. Определение образцов камней.

Экскурсия: «Дорога от школы до дома»

1

8

Что общего у разных растений?


Практическая работа. Определение частей растений.

Целевая прогулка: «Разнообразие растений»

1

9

Что растет на подоконнике?


Подвижная игра: «Комнатные растения»

1

10

Что растет на клумбе?


Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

Целевая прогулка: «Во саду ли в огороде».

1

11

Что это за листья?

Экскурсия.

«Деревья твоего двора»

1

12

Что такое хвоинки?


Практическая работа.

Работа с гербарием.

1

13

Кто такие насекомые?


1

14

Кто такие рыбы?


1

15

Кто такие птицы?


Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.

1

16

Кто такие звери?


Практическая работа. Изучение строения шерсти животных.

1

17

Что нас окружает дома?

1

18

Что умеет компьютер?


1

19

Что вокруг нас может быть опасным?


1

20

На что похожа наша планета?


1

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»


1

22

Как живет семья.


Проект «Моя семья»

1

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

1

24

Откуда в наш дом приходит электричество?


Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

1

25

Как путешествует письмо.


1

26

Куда текут реки?


Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

1

27

Откуда берутся снег и лед?


Практическая работа. Изучение свойств снега и льда.

1

28

Как живут растения?


Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями.

1

29

Как живут животные?


Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.

1

30

Как зимой помочь птицам?


Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

1

31

Откуда берется и куда девается мусор?


Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.

1

32

Откуда в снежках грязь.


Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»


1

34

Когда учиться интересно?



1

35

Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

Когда придет суббота?

1

37

Когда наступит лето?

1

38

Где живут белые медведи?


Практическая работа.

Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

1

39

Где живут слоны?

Практическая работа.

Определение на глобусе экватора.

1

40

Где зимуют птицы?


1

41

Когда появилась одежда?


1

42

Когда изобрели велосипед?


1

43

Когда ты станешь взрослым?



1

44

Проверим себя и оценим свои достижения Презентация проекта «Мой класс и моя школа»


1

45

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?


1

46

Почему Луна бывает разной?


1

47

Почему идет дождь и дует ветер?


1

48

Почему звенит звонок?


Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

1

49

Почему радуга разноцветная?


1

50

Почему мы любим кошек и собак?


1

51

Проект «Наши домашние питомцы»

1

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?


1

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54

Зачем мы спим ночью?


1

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?


1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа.

Как правильно чистить зубы.

1

57

Зачем нам телефон и телевизор?


1

58

Зачем нужны автомобили?


1

59

Зачем нужны поезда?


1

60

Зачем строят корабли?

1

61

Зачем строят самолеты?


1

62

Промежуточная аттестация

1

63

Почему в транспорте нужно соблюдать правила безопасности?


1

64

Зачем люди осваивают космос?


1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?


1

66

Проверим себя и оценим свои Презентация проекта «Мои домашние питомцы»



  1. Тематический контроль.


Дата

Тема раздела

Виды работы





Что и кто?

Проект «Моя малая родина»
Практическая работа. Определение образцов камней.
Практическая работа. Определение частей растений.
Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

Экскурсия №1

Практическая работа. Работа с гербарием
Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.
Практическая работа. Изучение строения шерсти животных





Как, откуда и куда?
Проект «Моя семья»
Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.
Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.
Практическая работа. Приготовление «морской» воды
Практическая работа. Изучение свойств снега и льда
Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями
Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.
Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета
Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.
Практическая работа. исследование снежков и снеговой воды.

Где и когда?
Проект «Мой класс и моя школа»

Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

Практическая работа. Определение на глобусе экватора

Почему и зачем?
Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.
Проект «Наши домашние питомцы

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.


  1. Учебно - методические средства обучения.


п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Концепция программы для начальных классов «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2011

Москва «Просвещение»

3

Ю.А. Глаголева, Л.С. Илюшин

Поурочные разработки. Технологические карты.

2012

Москва «Просвещение»

4


Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова

2011

Москва «Просвещение»



© 2010-2022