Конспект урока с презентацией: «Природные зоны»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Природные зоны России.

УМК «Перспектива» 4 класс

. ЦЕЛИ: Знакомство с природными зонами России. Развитие умения работать с картой природных зон.

Задачи:

  • Образовательные.

  • Учить находить и показывать на карте природные зоны России;

  • Учить сравнивать и различать объекты по признакам;

  • Учить искать и обрабатывать информацию.

  • Развивающие.

  • Развивать познавательную активность учащихся;

  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать мелкую моторику;

  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.

  • Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;

  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;

  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе, в паре.

ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации природных зон: Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыня. Конверты с кроссвордом, и для работы в парах. Географическая карта природных зон. Атлас . Компьютерная презентация. Карточки с надписями природных зон.
  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ УРОКА:
  2. Организационный момент - 1 мин.
  3. Проверка домашнего задания - 5 мин.
  4. Введение в тему.
  5. Сообщение темы и цели урока - 2 мин.
  6. Изучение нового материала - 10 мин.
  7. Физкультурная минутка - 2 мин.
  8. Закрепление материала - 11 мин.
  9. Проверка знаний, умений - 5 мин.
  10. Подведение итогов, рефлексия - 2 мин.
  11. Домашнее задание - 2 мин.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационная часть

1 МИН. Приветствие, проверка присутствующих. - Здравствуйте ребята.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя .

2

Проверка домашнее

го задания.

- Давайте повторим то, что изучили на предыдущем уроке.

- Что изучали на прошлом уроке?

- Какие крупные реки знаете?

- Какие озёра запомнили?
- Какие океаны омывают берега России? - Моря какого океана самые холодные и покрыты льдом? - Какое самое большое озеро России? - Какое самое крупное озеро в Европе? - Какие озера вы еще запомнили? - Назовите крупнейшие реки России. - Кто желает рассказать о Ладожском и Онежском озёрах?

- Давайте проверим ваши знания.

-Отгадаем кроссворд ( у каждого на столе)

Конспект урока с презентацией: «Природные зоны»

1. Самое большое озеро планеты.

2. И столица России, и название реки.

3. Река, вытекающая из Онежского озера.

4. Самое крупное озеро в Европе.

5. Это море тёплое, никогда не замерзает. Летом много людей отдыхают на его побережье.

6. Одна из крупнейших рек в России.

7. Одна из крупнейших рек в России.

8. Это море Атлантического океана. Оно глубоко вдаётся в сушу.

9. Второе по величине озеро в Европе.

10. Одна из крупнейших рек в России на востоке страны.

11. Самое глубокое озеро в мире.

12. Одна из крупнейших рек в Сибири.

13. На этой реке построен город Санкт-Петербург.

Конспект урока с презентацией: «Природные зоны»

Проверка: фронтально.

Реки и озёра России

Обь, Лена, Амур, Волга, Енисей и др.

Каспийское озеро-море , Ладожское, Онежское, Байкал

1 ученик у доски рассказывает

Введение в тему урока. Итак, вы уже знаете, что нашу страну омывают несколько океанов, в нашей стране много озер и рек. - Как вы думаете, наша страна большая? Послушайте стихотворение о нашей стране. Учитель читает стихотворение:

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)

-Наша страна имеет большую протяжённость и с севера на юг, и с запада на восток.

- Благодаря такой огромной площади, в нашей стране очень разнообразная природа.

- Как вы думаете, какая тема у нас сегодня будет на уроке? ( слайд 1)

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России.

- Если да, то мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России. ( слайд 2)

- Итак, устраивайтесь поудобнее наше путешествие начинается от берегов Северного Ледовитого океана.

Презентация с рассказом учителя

В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон.

  • Арктические пустыни (3-6 слайды) . 3 -Это самая северная природная зона России. 4 -Климат там очень суров. Острова покрыты снегом и льдом. Посмотрите. Как выглядят арктические нустыни зимой и летом.

5 - растительность в Арктике скудная: камнеломка, полярный мак, мхи и лишайники.

6 - из животных обитают тюлень, моржи, белые медведи.

  • Тундра (7-10 слайды) 7 - зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня.

8 -Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура достигает иногда - 52°С. В любой месяц в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования вечной мерзлоты.

9 -растительность тундры - это мхи и лишайники.

10 - здесь обитают писец, северный олень, полярная сова.

  • Зона лесов (11-14 слайды) 11 -занимает среди природных зон России наибольшую площадь.

12 -Температура летом от +15 до +20, а зимой доходит до - 20-45.

13 - В зоне лесов сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ. Здесь много лиственных и хвойных деревьев.

  • Степь (15-18 слайды) 15 -Климат степной зоны характеризуется теплым, засушливым летом и холодной зимой.

  1. -температуры достаточно высоки 24°С, а зимой низки 22-24°С. Эта зона чаще других подвергается засухам в летнее время.

  2. -здесь растут в основном травы. мак степной, ковыль.

  3. - представители животного мира - тушканчик, змеи.

  • Пустыня (19-21 слайды) 19 -Зона пустынь и полупустынь занимают в России очень небольшую территорию. Лето более жаркое, со средней температурой июля от 22 до 25°С. Зима холодная, очень малоснежная, со средней температурой января от -12 до -16°С, с сильными ветрами.

20-здесь можно встретить лишь саксаул и верблюжью колючку

21- верблюд , варан - обитатели пустыни

- Итак, вот мы и пролетели через всю нашу страну с севера на юг.

- Что вам запомнилось, что интересного вы увидели?

- Посмотрите на карту природных зон .

Ответы детей.

Дети внимательно слушают.


Ответы детей











Смотрят в учебнике стр.72-73 и на доске

( или слайд 22)

3

Сообщение нового материала - Почему происходит смена природных зон, как вы думаете? Давайте об этом почитаем в учебнике. Чтение учебника на стр. 74 со слов: «Почему же происходит… и до слов: …картины природы». (читает хорошо читающий ученик) (чтение 2-го абзаца стр.74 - про себя) (слайд № 23) и иллюстрация стр.74 Вопросы после чтения: - Так почему же происходит смена природных зон? Давайте рассмотрим схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами ( Слайд 23)

- Какая часть земного шара получает больше света, а, следовательно, и тепла ? - Верно, солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу - наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна, и меняется в направлении с севера на юг. Такая смена природных зон прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса - выскогорными лугами, а еще выше расположен пояс льдов и снегов. Идёт смена слайдов - степи - леса - выскогорные луга - вершины гор со снегом (слайды 25-28 - в процессе рассказа)

Читают текст




4

Физминутка

Проводит физминутку , что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

- Для глаз - слайд 24 (гимнастика для глаз)

- А теперь разомнёмся немного:

Раз - подняться.

Два - согнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помохать,

Шесть - на место тихо сесть.

Дети глазами следят за двигающимися объектами

6

Закрепление изученного материала -Итак, мы сегодня познакомились с природными зонами. -Вспомните, какие природные зоны существуют в России? ( учитель вывешивает карточки с названием природных зон - на листах бумаги написаны названия) - Кто может ответить на вопрос «Что называется природной зоной?» - Правильно, Природная зона - это территория, для которой характерна определенная природа. - А кто запомнил, что такое поясность?

- Кто объяснит это явление? Где оно прослеживается?

- А теперь посмотрим , как Вы запомнили все основные природные зоны по порядку.

(в конвертах на партах лежат карточки с названием природных зон)

Задание:

- распределить карточки в порядке смены их с севера на юг .

Проверка: ученик выходит и расставляет карточки по порядку ( на доске карточки выложены не по порядку изначально)

- А теперь давайте подставим к каждой карточке картинку с изображением природной зоны.( учитель показывает картинку , а дети прикрепляют на доске к названию зоны)

- Молодцы.

Фронтальная работа с классом.

Дети отвечают и называют природные зоны

Территория с оределённой природой

В горах, изменяется природа с высотой

Работают в парах, задание выполняют самостоятельно.

Дети в парах проверяют свою работу

Дети по одному выходят к доске и выполняют задание

Практическая работа с картой природных зон

- Рассмотрите карту. ( карта большая на доске а у детей в учебнике на стр.72)

Откройте карту на стр.72.

- Как различаются природные зоны на карте? Прочитайте названия возле прямоугольников внизу

- Между основными зонами есть промежуточные зоны.:

Между лесом и тундрой - лесотундра

Найдите ее на карте .

Каким цветом она изображена на карте?

Между лесами и степями - лесостепь.

Найдите ее на карте.

Каким цветом она обозначена на карте?

Между степями и пустынями - полупустыни.

Найдите ее на карте.

Каким цветом она обозначена на карте?

Разным цветом

дети выходят и показывают на карте природную зону

5

Подведение итогов урока - Давайте подведём итоги. - Где проходило наше сегодняшнее путешествие? - Перечислите основные природные зоны России? - А почему происходит смена природных зон?
- Какое явление прослеживается в горах?
- А сейчас я бы хотела, чтобы вы разгадали кроссворд по нашей теме. Учитель загадывает, а тот кто даёт правильный ответ, выходит к доске и записывает отгадку. . Вопросы:

  1. - Как называется самая холодная зона (арктика)

  2. Как называется природная зона, где богатая растительность и которая занимает большую часть территории России (лес)

  3. Как называется зона, где так жарко, что почти ничего не растет (пустыня)

  4. Как называется зона, в которой растут почти одни травы и находится она между лесом и пустыней (степь)

  5. Как называется зона, где растут Одни сплошные ёлки, да сосенки (тайга)

  6. Как называется зона, в которой обитают полярная сова, полярный волк, песец и северный олень (тундра)


На территории России

Перечисляют по цепочке

Неравномерное нагревание Солнцем поверхности Земли

Высокая поясность

Кроссворд на доске

Дети вписывают отгадки в кроссворд

6

Рефлексия

- Давайте оценим свою работу на уроке.

- Продолжи предложения:

Я сегодня узнал…..

Мне было интересно….

Мне было трудно….

Моё настроение после урока……

7

Домашнее задание

В контурной карте обозначить цветными карандашами природные зоны и условные обозначения, используя атлас. ( у детей есть карта и атлас)

Выучить названия природных зон.

Чтение учебника, стр.71 -75

( слайд 29)



© 2010-2022