- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока с презентацией: «Природные зоны»
Конспект урока с презентацией: «Природные зоны»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Моисеева Л.Г. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема урока: Природные зоны России.
УМК «Перспектива» 4 класс
. ЦЕЛИ: Знакомство с природными зонами России. Развитие умения работать с картой природных зон.
Задачи:
-
Образовательные.
-
Учить находить и показывать на карте природные зоны России;
-
Учить сравнивать и различать объекты по признакам;
-
Учить искать и обрабатывать информацию.
-
Развивающие.
-
Развивать познавательную активность учащихся;
-
Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
-
Развивать мелкую моторику;
-
Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
-
Воспитательные.
-
Воспитывать интерес к изучению родной страны;
-
Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
-
Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе, в паре.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ УРОКА:
- Организационный момент - 1 мин.
- Проверка домашнего задания - 5 мин.
- Введение в тему.
- Сообщение темы и цели урока - 2 мин.
- Изучение нового материала - 10 мин.
- Физкультурная минутка - 2 мин.
- Закрепление материала - 11 мин.
- Проверка знаний, умений - 5 мин.
- Подведение итогов, рефлексия - 2 мин.
- Домашнее задание - 2 мин.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационная часть
1 МИН. Приветствие, проверка присутствующих. - Здравствуйте ребята.
Подготовка к уроку. Приветствуют учителя .
2
Проверка домашнее
го задания.
- Давайте повторим то, что изучили на предыдущем уроке.
- Что изучали на прошлом уроке?
- Какие крупные реки знаете?
- Какие озёра запомнили?
- Какие океаны омывают берега России? - Моря какого океана самые холодные и покрыты льдом? - Какое самое большое озеро России? - Какое самое крупное озеро в Европе? - Какие озера вы еще запомнили? - Назовите крупнейшие реки России. - Кто желает рассказать о Ладожском и Онежском озёрах?
- Давайте проверим ваши знания.
-Отгадаем кроссворд ( у каждого на столе)
1. Самое большое озеро планеты.
2. И столица России, и название реки.
3. Река, вытекающая из Онежского озера.
4. Самое крупное озеро в Европе.
5. Это море тёплое, никогда не замерзает. Летом много людей отдыхают на его побережье.
6. Одна из крупнейших рек в России.
7. Одна из крупнейших рек в России.
8. Это море Атлантического океана. Оно глубоко вдаётся в сушу.
9. Второе по величине озеро в Европе.
10. Одна из крупнейших рек в России на востоке страны.
11. Самое глубокое озеро в мире.
12. Одна из крупнейших рек в Сибири.
13. На этой реке построен город Санкт-Петербург.
Проверка: фронтально.
Реки и озёра России
Обь, Лена, Амур, Волга, Енисей и др.
Каспийское озеро-море , Ладожское, Онежское, Байкал
1 ученик у доски рассказывает
Введение в тему урока. Итак, вы уже знаете, что нашу страну омывают несколько океанов, в нашей стране много озер и рек. - Как вы думаете, наша страна большая? Послушайте стихотворение о нашей стране. Учитель читает стихотворение:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
-Наша страна имеет большую протяжённость и с севера на юг, и с запада на восток.
- Благодаря такой огромной площади, в нашей стране очень разнообразная природа.
- Как вы думаете, какая тема у нас сегодня будет на уроке? ( слайд 1)
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России.
- Если да, то мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам России. ( слайд 2)
- Итак, устраивайтесь поудобнее наше путешествие начинается от берегов Северного Ледовитого океана.
Презентация с рассказом учителя
В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон.
-
Арктические пустыни (3-6 слайды) . 3 -Это самая северная природная зона России. 4 -Климат там очень суров. Острова покрыты снегом и льдом. Посмотрите. Как выглядят арктические нустыни зимой и летом.
5 - растительность в Арктике скудная: камнеломка, полярный мак, мхи и лишайники.
6 - из животных обитают тюлень, моржи, белые медведи.
-
Тундра (7-10 слайды) 7 - зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня.
8 -Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура достигает иногда - 52°С. В любой месяц в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования вечной мерзлоты.
9 -растительность тундры - это мхи и лишайники.
10 - здесь обитают писец, северный олень, полярная сова.
-
Зона лесов (11-14 слайды) 11 -занимает среди природных зон России наибольшую площадь.
12 -Температура летом от +15 до +20, а зимой доходит до - 20-45.
13 - В зоне лесов сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ. Здесь много лиственных и хвойных деревьев.
-
Степь (15-18 слайды) 15 -Климат степной зоны характеризуется теплым, засушливым летом и холодной зимой.
-
-температуры достаточно высоки 24°С, а зимой низки 22-24°С. Эта зона чаще других подвергается засухам в летнее время.
-
-здесь растут в основном травы. мак степной, ковыль.
-
- представители животного мира - тушканчик, змеи.
-
Пустыня (19-21 слайды) 19 -Зона пустынь и полупустынь занимают в России очень небольшую территорию. Лето более жаркое, со средней температурой июля от 22 до 25°С. Зима холодная, очень малоснежная, со средней температурой января от -12 до -16°С, с сильными ветрами.
20-здесь можно встретить лишь саксаул и верблюжью колючку
21- верблюд , варан - обитатели пустыни
- Итак, вот мы и пролетели через всю нашу страну с севера на юг.
- Что вам запомнилось, что интересного вы увидели?
- Посмотрите на карту природных зон .
Ответы детей.
Дети внимательно слушают.
Ответы детей
Смотрят в учебнике стр.72-73 и на доске
( или слайд 22)
3
Сообщение нового материала - Почему происходит смена природных зон, как вы думаете? Давайте об этом почитаем в учебнике. Чтение учебника на стр. 74 со слов: «Почему же происходит… и до слов: …картины природы». (читает хорошо читающий ученик) (чтение 2-го абзаца стр.74 - про себя) (слайд № 23) и иллюстрация стр.74 Вопросы после чтения: - Так почему же происходит смена природных зон? Давайте рассмотрим схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами ( Слайд 23)
- Какая часть земного шара получает больше света, а, следовательно, и тепла ? - Верно, солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу - наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна, и меняется в направлении с севера на юг. Такая смена природных зон прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса - выскогорными лугами, а еще выше расположен пояс льдов и снегов. Идёт смена слайдов - степи - леса - выскогорные луга - вершины гор со снегом (слайды 25-28 - в процессе рассказа)
Читают текст
4
Физминутка
Проводит физминутку , что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.
- Для глаз - слайд 24 (гимнастика для глаз)
- А теперь разомнёмся немного:
Раз - подняться.
Два - согнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помохать,
Шесть - на место тихо сесть.
Дети глазами следят за двигающимися объектами
6
Закрепление изученного материала -Итак, мы сегодня познакомились с природными зонами. -Вспомните, какие природные зоны существуют в России? ( учитель вывешивает карточки с названием природных зон - на листах бумаги написаны названия) - Кто может ответить на вопрос «Что называется природной зоной?» - Правильно, Природная зона - это территория, для которой характерна определенная природа. - А кто запомнил, что такое поясность?
- Кто объяснит это явление? Где оно прослеживается?
- А теперь посмотрим , как Вы запомнили все основные природные зоны по порядку.
(в конвертах на партах лежат карточки с названием природных зон)
Задание:
- распределить карточки в порядке смены их с севера на юг .
Проверка: ученик выходит и расставляет карточки по порядку ( на доске карточки выложены не по порядку изначально)
- А теперь давайте подставим к каждой карточке картинку с изображением природной зоны.( учитель показывает картинку , а дети прикрепляют на доске к названию зоны)
- Молодцы.
Фронтальная работа с классом.
Дети отвечают и называют природные зоны
Территория с оределённой природой
В горах, изменяется природа с высотой
Работают в парах, задание выполняют самостоятельно.
Дети в парах проверяют свою работу
Дети по одному выходят к доске и выполняют задание
Практическая работа с картой природных зон
- Рассмотрите карту. ( карта большая на доске а у детей в учебнике на стр.72)
Откройте карту на стр.72.
- Как различаются природные зоны на карте? Прочитайте названия возле прямоугольников внизу
- Между основными зонами есть промежуточные зоны.:
Между лесом и тундрой - лесотундра
Найдите ее на карте .
Каким цветом она изображена на карте?
Между лесами и степями - лесостепь.
Найдите ее на карте.
Каким цветом она обозначена на карте?
Между степями и пустынями - полупустыни.
Найдите ее на карте.
Каким цветом она обозначена на карте?
Разным цветом
дети выходят и показывают на карте природную зону
5
Подведение итогов урока - Давайте подведём итоги. - Где проходило наше сегодняшнее путешествие? - Перечислите основные природные зоны России? - А почему происходит смена природных зон?
- Какое явление прослеживается в горах?
- А сейчас я бы хотела, чтобы вы разгадали кроссворд по нашей теме. Учитель загадывает, а тот кто даёт правильный ответ, выходит к доске и записывает отгадку. . Вопросы:
-
- Как называется самая холодная зона (арктика)
-
Как называется природная зона, где богатая растительность и которая занимает большую часть территории России (лес)
-
Как называется зона, где так жарко, что почти ничего не растет (пустыня)
-
Как называется зона, в которой растут почти одни травы и находится она между лесом и пустыней (степь)
-
Как называется зона, где растут Одни сплошные ёлки, да сосенки (тайга)
-
Как называется зона, в которой обитают полярная сова, полярный волк, песец и северный олень (тундра)
На территории России
Перечисляют по цепочке
Неравномерное нагревание Солнцем поверхности Земли
Высокая поясность
Кроссворд на доске
Дети вписывают отгадки в кроссворд
6
Рефлексия
- Давайте оценим свою работу на уроке.
- Продолжи предложения:
Я сегодня узнал…..
Мне было интересно….
Мне было трудно….
Моё настроение после урока……
7
Домашнее задание
В контурной карте обозначить цветными карандашами природные зоны и условные обозначения, используя атлас. ( у детей есть карта и атлас)
Выучить названия природных зон.
Чтение учебника, стр.71 -75
( слайд 29)