- Преподавателю
- Начальные классы
- Метапредметные результаты: разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС
Метапредметные результаты: разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кизей И.В. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Метапредметные результаты: разработка инструментария
и процедур оценки качества начального общего
образования в соответствии с ФГОС.
Кизей Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ ЦО «Альянс» п. Харик Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте появился новый термин - метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) метапредметными результатами освоения образовательной программы начального общего образования выступает овладение обучающимися следующими основными группами учебных действий: овладение регулятивными действиями: действиями целеполагания, планирования, контроля, коррекции, а также умением выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам; овладение коммуникативными действиями: способами и средствами речевой деятельности, адекватными коммуникативной задаче, а также умениями, обеспечивающими возможность успешного и продуктивного взаимодействия: формулировать собственное мнение и позицию (в том числе - средствами ИКТ) и допускать возможность существования иных точек зрения, договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, ориентироваться на позицию партнера, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера; овладение познавательными действиями: использованием знако-символических средств, логическими операциями, навыками работы с информацией (в том числе - средствами ИКТ), навыками осознанного чтения.
Наша школа входит в деятельность проекта «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования», кластер «Метапредметные результаты», в рамках реализации проекта ИРО «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования»
Тема нашего проекта «Метапредметные результаты»: разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В ходе работы по данной теме с целью выявления у обучающихся 2,3-х классов одного из основных метапредметных результатов обучения - сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач была разработана письменная итоговая работа «Метапредметные результаты» (смысловое чтение, работа с информацией). Варианты работы включали информационные тексты, содержание которых базируются на естественнонаучных фактах. В работе использовались тексты естественно-научной тематики («Белка»-3 класс, «Яша»-2 класс). Обучающимся предлагалось прочитать текст и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе в заданиях необходимо было выбрать из текста ответы на поставленные вопросы, находить вывод на основе фактов изложенных в тексте, использовать информацию из текста при решении учебно-практической задачи, находить сходства и различия между разными объектами. В работе оценивалась сформированность трех групп умений. 2 класс 1 группа умений - общее понимание текста и ориентация в тексте - включала следующие умения: определение типа информационного источника; выделение информации явно задуманной в тексте; 2 группа умений - глубокое и детальное понимание текста - определять по содержанию текста значение непонятных слов; выбирать утверждения, раскрывающие основное содержание текста; 3 группа умений -использование информации из текста для различных целей- использование информации из текста при решении учебно-практической задачи; использование информации из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами; 3 класс 1 группа умений - общее понимание текста и ориентация в тексте- выделение информации явно задуманной в тексте; выявлять особенности рисунка, соответствующие содержанию текста; нахождение фактов, изложенных в тексте; определение основной мысли; 2 группа умений - глубокое и детальное понимание текста- выявление особенностей рисунка, соответствующих содержанию текста; выбор утверждений раскрывающих основное содержание текста; 3 группа умений - использование информации из текста для различных целей- использование информации из текста для обоснования предложенной ситуации; использование информации из текста при решении учебно-практической задачи; использование информации из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами; Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом. На основе первичных баллов за выполнение заданий определялся балл ученика как процент от максимального балла за выполнение работы. Для оценки сформированности метапредметных действий по смысловому чтению и работе с информацией использовались показатели общей успешности выполнения всей работы, успешности выполнения заданий, оценивающих сформированность отдельных групп умений, а также достижение базового и повышенного уровней сформированности метапредметных действий по смысловому чтению и работе с информацией. В среднем успешность выполнения работы составила 84%, что означает, что в среднем обучающиеся успешно выполнили более половины заданий работы. Недостаточный - менее 30% заданий (задание выполнено, если получен хотя бы 1 балл) Пониженный - 30% - 49% выполнения заданий всей работы Базовый - выполнено 50% и более заданий и выбрано менее 75% максимального балла Повышенный - набрано 75% и более от максимального балла Базовый уровень овладения стратегиями смыслового чтения и работы с информацией продемонстрировали 33% учащихся (20 ч.). Они успешно выполнили более половины заданий. Повышенный уровень подготовки показали 32 ученика, они набрали 75% от максимального балла и более. Таких учащихся по всей выборке оказалось 54%. Пониженный уровень подготовки показали 7 человек из 59 обучающихся, что составило 11, 8% .
На диаграмме также видно, что, несмотря на удовлетворительные в среднем результаты, часть обучающихся (7ч, 11,8%) выполнила менее 50 % заданий, т.е. не достигла базового уровня сформированности данных метапредметных результатов, при условии использования минимального критерия достижения. Анализ результатов выполнения отдельных заданий показал, как и следовало ожидать, что лучше всего учащиеся справились с заданиями первой и второй группы умений на общее понимание текста и ориентацию в тексте и глубокое и детальное понимание содержания. Средний процент выполнения этих заданий по классам составил 83%. Средний процент выполнения заданий, оценивающих использование информации из текста для различных целей, составил 75% . На диаграмме показаны результаты выполнения заданий по группам умений:
Полученные данные говорят о том, что у обучающихся 2 класса лучше сформированы умения определения типа информационного источника; выделения информации явно заданной в тексте; использование информации из текста при решении учебно-практической задачи. В 3 классе лучше сформированы умения использования информации из текста для обоснования предложенной ситуации; выделения информации явно заданной в тексте; выявления особенности рисунка, соответствующего содержанию текста. Ниже результаты продемонстрированы при выполнении заданий, в которых обучающиеся 2 класса должны были: - использовать информацию из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами (64%); - выбрать утверждение, раскрывающее основное содержание текста (80%); В 3 классе - найти вывод на основе фактов изложенных в тексте (75%); - использовать информацию из текста при решении учебно-практической задачи (70%); - использовать информацию из текста для нахождения сходства и различия между разными объектами (62%); - выбрать утверждение раскрывающее основное содержание текста ( 79%); - определить основную мысль текста (66%) Важной особенностью предложенной работы является включение заданий третьей группы, напрямую не связанных с текстом, но для выполнения, которых требуется информация, полученная из прочитанного текста. Именно эти задания оценивают сформированность умений связывать полученную информацию из текста с предложенными проблемами и использовать ее для их решения. Результаты выполнения этих заданий в значительной степени зависят от характера представленных проблем и имеют значительный разброс от 51% до 100% Анализ результатов выполнения работы позволил сделать следующие выводы:
-
Предложенные варианты работы по характеру распределения результатов обучающихся соответствуют требуемому уровню трудности измерительных материалов для оценки обучающихся по уровню подготовки.
-
Результаты выполнения работы показали, что подобные материалы позволяют дифференцировать подготовку обучающихся в данной области метапредметных результатов, оценить достижение требований стандарта на разных уровнях и дают возможность учителям на основе полученных результатов организовать индивидуальную работу с обучающимися
Литература:
-
Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - С.159-182.
-
Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
-
Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения /
-
Кузнецов А.А. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.// - 2008. - № 2
-
Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование.
- Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. // Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. 14 с.
- eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm
- ug.ru/?action=topic&toid=2820
- sibuch.ru/article.php?no=451
-
standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8