Статья. Работа с одаренными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Работа с одаренными детьми.


А.А.Саиткулова, учитель начальных классов,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Новый Уренгой





В данной работе говорится о том, в чем заключается главное в феномене детской одаренности. Указаны основные принципы построения системы выявления одаренных детей. Рассмотрены различные подходы к созданию творческой среды для развития одаренности, а так же даны краткие рекомендации для учителей и родителей как способствовать творческой продуктивности детей.


Признаки одаренности в годы школьного детства выступают в повышенной восприимчивости к учению, более быстром темпе продвижения и более выраженных творческих проявлениях при прочих равных условиях. Теперь уже широко признано, что внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта - одна из самых важных задач общеобразовательной школы. Возникающие в связи с проблемой одаренности вопросы о значении наследственности и среды, о соотношении созревания и развития, о роли потребности в саморазвитии издавна являются темой теоретических дискуссий и специальных изысканий. В годы возрастного созревания замечательные возможности развития заметны у всех детей. Каждый полноценный ребенок, совершенно беспомощный при рождении, ничего не умеющий и не понимающий, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, обретает ориентировку в окружающем, у него развиваются речь и сложнейшие свойства ума - он становится «человеком разумным». Всем нормальным детям свойственны умственная активность, тяга к умственным усилиям - в этом органически нуждается их созревающий мозг. В детские годы формирование, обогащение психики идут в таком темпе, с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. В этом отношении все дети одаренные. В настоящее время не существует четких определений одаренности. Вместе с тем постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени. Умственные возможности детей, как и другие стороны, их личности, находятся в процессе становления и очевидным образом зависят от возрастных изменений. При этом нередко возрастное развитие рассматривается почти исключительно как процесс обогащения, роста умственных сил. Но такое понимание является, по меньшей мере, недостаточным. Очень важно не упускать из виду, что каждый из периодов детства отличают свои особые умственные достоинства и что переход от одного к другому связан не только с приобретениями, но и с потерями. Так что с годами не только возрастают умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых. Некоторые дети развиваются гораздо быстрее других и уже в школьные годы проявляют необыкновенные умственные способности. Однако ранние признаки одаренности могут оказаться только чем-то временным, переходящим. Поэтому прогноз умственных достоинств всегда остается проблематичным, даже в отношении учеников с чрезвычайно высоким уровнем интеллекта на данном возрастном этапе. Что же касается тех, кто не обнаруживает необычных успехов, то не исключено, что их особые способности еще могут заявить о себе на последующих возрастных этапах. Одаренным может оказаться и тот, от кого этого совсем не ожидали. Иногда какое-нибудь «чуть-чуть» в чертах развивающейся личности может содействовать или, наоборот, мешать раскрытию умственных возможностей. Так, может быть, не надо принимать всерьез проблему детской одаренности, раз признаки ее такие неокончательные, а будущий расцвет интеллекта возможен и там, где он начинается позднее? Такой вывод был бы совершенно не оправдан. Ведь дети с ранними проявлениями особых умственных качеств могли бы своевременнее получать более углубленное образование, быстрее становиться, например, исследователями или организаторами, раньше включаться в творческую жизнь. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить у таких детей необычные ростки их способностей. Но следует знать, что выражения «одаренные дети», «выдающиеся дети» (применительно к умственной сфере школьников) - весьма условные, их следует применять с осторожностью: такие характеристики имеют значение только чего-то предварительного. Нужно знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность. Это не означает, однако, что можно не уделять особое внимание детям, выделяющимся в умственном отношении, превосходящим сверстников. То, что каждому ребенку присущи свои умственные достоинства, не отменяет того факта, что возможности развития у детей разные! Родителей и педагогов не могут оставлять равнодушными необычно быстрая обучаемость и творческие проявления, наблюдаемые у некоторых учеников. Именно в отношении таких детей наиболее остро встает вопрос: не являются ли их особенности предвестниками будущих достижений? Соотношение между двумя планами детского развития - на время возникающими возрастными особенностями, с одной стороны, и постепенным раскрытием индивидуальных черт, которые укоренятся в ходе возрастных изменений, с другой, - составляет главное в феномене детской одаренности. [3] Школьники, которых называют одаренными, представляют большой психологический интерес. В связи с теоретическим и практическим расширение понятия «одаренный ребенок» и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей - достаточно продолжительный процесс. Связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой - либо одноразовой процедуры тестирования. Работникам системы образования было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, но, к счастью, для общества и для его отдельных членов, в реальной жизни этого нет. Само понятие одаренности весьма расплывчато. Поэтому при определении системы поиска и выявления способных детей от каждой конкретной социальной общности требуется особенно тщательный учет соотношения потребностей и ресурсов. Основные принципы построения системы выявления одаренных детей.

  1. Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
  2. Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
  3. Разработка процедур оценки:
    • Определение функций, подлежащих оценке;
    • Определение подлежащих сбору сведений.
  4. Уточнение критериев отбора.
  5. Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессе установления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестирования значительно сдерживалось неопределенностью самого понятия творчества и его критериев. На практике наиболее широко используется характеристика творчества, основанная на исследованиях Гилфорда. Эта характеристика включает такие параметры, как беглость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса. Черты характера, способствующие творческой продуктивности. Можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие. Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать. «Творческость» предполагает особый склад ума, где важное значение имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. Особенно существенно, что творческие возможности, в частности, в умственной сфере зависят не только от умственных свойств, но и от определенных личностных черт. Истоки творческих сил восходят к детству, к той поре, когда творческие попытки еще во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Сама новизна для ребенка «умственной работы» требует от него своеобразной интуиции, умственной инициативы. Для учеников младшего школьного возраста характерны неожиданные ассоциации, необычные предположения; весьма важное место в их жизни продолжают занимать игры, включающие в себя моменты изобретательности, импровизации. Именно творческие усилия наиболее соответствуют их потребности в умственном напряжении, в умственном росте. Творческие возможности - это особая сторона интеллекта и всей личности растущего человека. По-видимому, подобно восприимчивости к учению, и расположенности к творчеству, в ее индивидуальном своеобразии, - отличительная черта детского возраста. Наблюдаемые проявления детей с явно выраженными, иногда очень ранними признаками одаренности указывают на то, что различие между интеллектом и творческостью относительное, их не надо чрезмерно противопоставлять - они имеют общие корни. Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений. И учителя и родители стремятся к формированию «разносторонней» личности. Но некоторые творчески одаренные дети склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что поведение их действительно эксцентрично. Многие творчески одаренные, талантливые взрослые, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Восприятие и ценности творчески одаренного ребенка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем, чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребенка, но могут помочь ему преодолеть их. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка. Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях - это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель - прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. В развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважение. Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности. При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных. [7] Главная задача учителя - развитие одаренности в каждом ребенке, предоставление возможностей для самореализации. Для одних детей это может быть специальная школа, для других - обучение в обычном учебном заведении и развитие своих способностей через систему кружков и дистанционные курсы. Все зависит от психологических особенностей ребенка. В нашей школе развитие одаренности происходит, прежде всего, через организованные занятия в «Предметной школе». Занятия проходят на параллелях третьих и четвертых классов. В этом учебном году я веду 3классы. Курс рассчитан на 34 часа в год (1раз в неделю). Группа набирается из инициативных детей, а так же по рекомендации классных руководителей. На занятиях выполняется разнообразная работа по направлениям: решаем олимпиадные задания по основным изучаемым предметам, готовим исследовательские работы. Ученики 1-й ступени образования - это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса, они с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах. Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить - вот задача творчески работающего учителя. Данный вид работы в нашей школе практикуется первый год, пока еще рано говорить о результатах, но исходя из того, что детям интересно, они с удовольствием посещают эти занятия, можно говорить о том, что мы даем возможность детям проявить себя [1]. Что еще важно для работы с одаренными: подтягивать средний уровень всех школьников. Необходима хорошая работа с мотивированными детьми в каждой школе, чтобы такие дети могли заниматься по углубленным программам. Надо поощрять и школы с изначально слабым контингентом учащихся. Если учителю удается дотянуть слабых детей хотя бы до нормального среднего уровня, то это великая его заслуга. [2]

Библиография.


  1. Белицкая Н.Г. «Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы». М.:Айрис-пресс, 2007.

  2. Бирюкова Е. «Первое сентября» газета №3 издательский дом «Первое сентября», 2012.

  3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность школьников». М.: Академия, 2000.

  4. Макеева Т.Г. «Тестируем детей» Ростов н/Д.: Феникс. 2006.

  5. Мелхорн Герлинда, Мелхорн Х-Г «Гениями не рождаются». М.: Просвещение, 1992.

  6. Мухина В.С. «Возрастная психология». М.:Академия, 2000.

  7. Слуцкий В.М. «Одаренные дети». М.: Прогресс, 1991.

  8. Соанс Кертту «Дети индиго. Новое поколение?» .Санкт-Петербур.: Деметра,2008.

  9. Спок Бенджамин. «Разговор с матерью» Киев.: Варта,1998.

© 2010-2022