Конспект урока «От русских традиций к здоровому питанию»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Урок

«От русских традиций к здоровому питанию»

(разработка занятия по курсу «Разговор о правильном питании»

тема : «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»)

2 класс












Михальченко Анастасия Петровна -

учитель начальных классов


















«Здоровье близко - ищи его в миске»

Народная мудрость


Цель: формирование представления учащихся о традиционных блюдах русской кухни, которые могли входить в меню завтрака. Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями приготовления блюд в русской печи, с традиционной посудой и утварью.
  • дать сведения о приготовлении горячих питательных блюд способом запекания;
  • развитие познавательного интереса обучающихся к истории, традициям и обычаям русского народа;
  • формировать умения работать в коллективе, выполнять групповые и индивидуальное задание для достижения общего результата;
В качестве методов проверки реализации данных задач и достижения поставленной цели используется:
  • устный опрос;
  • текущее наблюдение;
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, предметы традиционной русской посуды и утвари, плакат с изображением самовара. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тексты песен, рисунок самовара, шаблоны чайных чашек, кружочки трех цветов. На занятии используются следующие методы обучения:
  • словесный (рассказ,);
  • наглядный (демонстрация слайдов, демонстрация навыков, использование средств декоративно-прикладного искусства - показ изделий народных промыслов);
  • метод игры (загадывание загадок).
Структура занятия:
  1. Вводная часть.
  2. Историческая справка.
  3. Игровой элемент занятия.
  4. Заключительная часть, рефлексия.

Ход занятия

  1. Вводная часть.Педагог приветствует обучающихся, знакомит с темой занятия, и коротко описывает ход занятия.

Попало наше тесто
В горячее место.
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало. (Печка) « Догадлив крестьянин- на печи избу поставил»- говорится в русской народной пословице. И на самом деле, печь- основа русской избы, её душа. Сегодня я приглашаю вас в гости к русской печке. Вы узнаете об особенностях приготовления блюд в русской печи, узнаете об их пользе. Вспомните устное народное творчество ( загадки, сказки, пословицы), поиграете .

  1. Историческая справка.
Историческую справку целесообразно начать с информации о том, что вкусную и питательную пищу с незапамятных времен человек готовил при помощи огня и поэтому всегда пытался «приучить» его. У каждого народа свой очаг, отражающий уклад жизни, традиции, особенности приготовления пищи. Однако ни один из них не идет ни в какое сравнение с духовой, или, как ее чаще называют, русской печью - неповторимым славянским шедевром. По подсчётам учёных, возраст русской печи определяется примерно четырьмя тысячелетиями. В X-XI вв. на Руси преобладали глинобитные, сводчатые печи. Труб такие печи не имели и топились по «черному», а изба тогда называлась «курной». В XIV-XVII вв. многие горожане жили в «белых» избах с трубой, а деревенские жители преимущественно - в «курных». Уклад жизни предъявлял к русской печи самые разнообразные требования. В ней пекли хлеб, готовили еду, варили квас, сушили продукты, одежду, грели воду, спали на ней. «Секрет» неповторимого вкуса блюд, приготовленных в русской печи, объяснятся тем, что при равномерном распределении температуры по всему объему и тем, что пища не имела прямого контакта с огнем, а нагревалась исключительно тем «духом», который в ней образовывался. Посуда, использовавшаяся для приготовления пищи в печи, постепенно приняла форму в наибольшей степени отвечавшую особенностям очага. Керамические горшки и металлические чугуны выпуклы и округлы именно потому, что нагрев осуществляется именно с боков, да и ухватом поддевать горшок такой формы гораздо легче. Наиболее подходят для русской печи такие способы кулинарной обработки, как варка, тушение, запекание. При этом продукты прогреваются равномерно и «томятся» в собственном соку или с добавлением воды достаточно долго. Очень важно, что полезные вещества, в том числе и витамины, почти не разрушаются, а грубые волокна пищи размягчаются, что способствует их лучшему усвоению. Отсюда следует, что блюда приготовленные в печи очень полезны для человека и его организма.

Вопросы для закрепления

  • Какими были первые славянские печи?
  • Какая использовалась посуда и каков «секрет» приготовления в ней?
  • Почему пищу, приготовленную в русской печи, можно считать более «здоровой», чем - приготовленную современными способами?
Педагог: А сейчас, ребятки, отгадайте русские народные загадки! Их подобрала для вас школьный библиотекарь. Загадывание русских народных загадок на тему «Домашнее хозяйство (утварь и посуда)».

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Ответ: Кастрюлей

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Ответ: ложка

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень -
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.

Ответ: нож

Меня в печку поставят

Похлебку сварят.

Глиняные бока,

Да шея узка!

Ответ: горшок

Педагог: Молодцы! Все загадки отгадали верно! Вспомните ребята, какое блюдо из топора готовил в горшке солдат из русской народной сказки? (каша) Как же появилась каша на нашем столе? Кто из вас хоть раз в жизни каши не попробовал? Праматерью хлеба величают ее в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует, отругали нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб. Отсюда и русская пословица: «Каша - мать наша». На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей. У русичей существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Кстати, отсюда и пошла поговорка «С ним каши не сваришь» (если не получалось договориться с врагом). Без каши не обходились на Руси рождественские праздники, крестины, родины, похороны и многие другие события в жизни народа. А сейчас без каши не обходится завтрак в наших семьях и школах. Сейчас о пользе каши на завтрак расскажет вам заведующая школьной столовой. Всем вам знакома добрая Сорока - белобока, которая кашу варила и малых деток кормила. Сегодня сорока у нас в гостях! Пришла кашу в печке варить, да с вами игру проводить! Так уж и быть я ей в этом помогу! (В роли Сороки может выступить старшеклассница) Я буду называть продукты. Если продукты нужны для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не годятся для каши - «Нет». Игра

Сорока - белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко... (Да)

Куриное яйцо... (Нет)

Крупа манная... (Да)

Капуста кочанная... (Нет)

Соленый огурец... (Нет)

Мясной холодец... (Нет)

Сахар да соль... (Да)

Белую фасоль... (Нет)

Масло топленное... (Да)

Рыбка соленая... (Нет)

Лавровый лист... (Нет)

Китайский рис... (Да)

Чернослив и изюм... (Да)

Шоколадный лукум... (Нет)

Перец болгарский... (Нет)

Соус татарский... (Нет)

Клубничное варенье... (Да)

Бисквитное печенье... (Нет)

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой. А какие крупы вы знаете? [Ответы детей.) Сейчас еще одно задание. Распределите на группы из каких растений и круп получились каши? ( Дети работают о слайдом)

Растения

Пшеница

Просо

Овёс

Гречиха

зерно

манная крупа

пшено

овсяные хлопья

гречка

каша

манная

пшённая

овсяная

гречневая

Истоплю я жарко печь,

Испеку блиночков,

Угощу я всех друзей

Сдобными кружочками. "...Блин - символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", - писал о блинах русский писатель А. И. Куприн. Блины - тоже национальное русское кушанье! Их тоже пекли в печи. Круглый, подрумяненный, горячий блинок символизировал на Руси и яркое солнце. Заглянем в блинную историю, ведь русский человек должен знать, когда же появился самый первый блин!?Слово «блин» - искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин» или «млин» означает изделие из намеленного, т. е. мучное изделие. Утверждают, что блины - исконно русское кушанье. Скорее всего, так оно и есть. Но каждый день блины есть не следует они чрезмерно калорийны - хотя как блюдо иногда на завтрак приемлемо. А еще, Масленица без блинов - не Масленица! Про это вкусное блюдо даже песни слагали. Одну из них мы споем прямо сейчас!


Блины
(р.н.п.)
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотни пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос блины кладёт
И к столу сама несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои - готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои. Педагог: Заметили, в старинной народной песне, угощая блинами, желают гостю здоровья! На Руси был еще один продукт, который изначально использовали как лекарство, а потом его употребление переросло в одну замечательную традицию русского застолья и начало дня за завтраком! Приглашая в гости, мы любим угощать чаем. Русский чай - основа русского гостеприимства. Чай не пьёшь - откуда силу возьмёшь Выпей чайку - позабудешь тоску За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.

Пей чай, да не скучай! Родина чая - Китай, а в переводе это слово означает "молодой листочек". Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет. За что же любят этот напиток в России? Он очень полезен! В наш организм поступает растворимая часть чая. В ней содержатся все полезные вещества: эфирные масла, аминокислоты, витамины. Много столетий назад люди путем наблюдений и жизненного опыта обнаружили лечебные и питательные свойства чая. Чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, ликвидирует усталость. Непременным атрибутом русского чаепития был самовар. Его ставили в центре стола. Ну что же, пора накрывать стол. Как вы думаете с чем пили чай на Руси? Правильно! К чаю подавали обилие выпечки, разные сладости. Стол накрыт, готово угощение. Осталось заварить чай. Вы не раз наблюдали за тем как мама или бабушка заваривала чай, а может быть даже помогали. Давайте восстановим последовательность процесса заваривания чая. (Ученики выполняют задание)

  1. вскипятить воду

  2. ополоснуть чайник кипятком

  3. засыпать чай

  4. залить кипятком и закрыть крышкой

  5. настоять 3-5минут

Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.Чаепитие - это одна из тропинок к здоровому образу жизни.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чтобы подвести итог занятия, предлагаю вам вокруг самовара прикрепить шаблоны чайных чашечек на которых вы запишите впечатления о сегодняшнем занятии и оцените себя при помощи разноцветных горошин, украсив ими чашечки!

Если вы хотите узнать еще больше о блюдах русской кухни предлагаю вам выполнить следующие творческие задания: узнать рецепты каш, блинов и способов заваривания чая в вашей семье и оформить совместно с родителями брошюру; провести мини-исследование вместе со старшеклассниками на тему «Любимая каша нашего класса» .

Спасибо за работу!



Участие родителей в конкурсной работе:
Совместное участие в реализации программы через оказание помощи ребятам в выполнении творческих заданий учащихся позволит изменить отношение к организации питания в семье: включить в рацион питания полезные для здоровья продукты (каши, молочные продукты, овощи, фрукты и.т.п.). Составить с ребенком иллюстрированную брошюру с семейными рецептами каш. Привлекать ребенка к совместному приготовлению завтраков, хотя бы в выходные дни. Организовать приготовление блинов совместно со всеми членами семьи.


























Методы оценки эффективности работы:


  1. Наблюдение;

  2. Анкетирование;

  3. Сравнение;

  4. Практическая деятельность





























Дополнительные источники информации:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  1. Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.

  2. Интернет: издательство "Фарос Плюс", статьи о правильном питании детей

  3. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.



© 2010-2022