Урок русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема « Предлоги и приставки»

Цели: закрепить и обобщить знания детей о предлогах и приставках, развивать умение их различать, правильно употреблять в речи; развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость, прививать любовь к языку.

Оборудование: доска, компьютер, карточки с кроссвордами, карточки разных цветов с дифференцированными заданиями, словарные слова, кружки для самооценки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Введение в тему (разгадывание кроссворда)

- А вот над чем будем трудиться, скажете вы сами. Я предлагаю разгадать кроссворд. По вертикали у вас должно получиться слово.

(1 вариант - слово «предлог», 2 вариант - слово «приставка»)

- Какие слова у вас получились? У кого так?

(На доске учитель открывает слова «приставка и предлог»)

  • Прочитайте тему урока.

(Предлоги и приставки)

Взаимопроверка.

- Прежде, чем приступить к теме урока, мне бы хотелось выяснить, правильно ли вы написали слова-отгадки.

- Что это за слова?(Словарные)

- Я предлагаю вам обменяться листиками и проверить, правильно ли вы написали слова.

(С обратной стороны доски прикреплены карточки со словарными словами. Дети сверяют и ставят друг другу отметки, согласно критериям, записанным на доске. Далее выясняются слова, в которых были допущены ошибки, хором проговариваются.)

3.Чистописание.

- Кто нам напомнит тему урока?

- Скажите, что общего у приставок и предлогов?

(Далее дети называют известные им приставки и предлоги и записывают в тетради.)

на в во над за по под с со о от об про

- Молодцы! Вспомнили, что в русском языке встречаются приставки и предлоги, которые пишутся и произносятся одинаково.

4. Работа над темой урока.

( Работа в парах)

- Сходство приставок и предлогов мы выяснили, а в чём их различие, вы ответите после

того, как поработаете в парах. Я предлагаю вам заполнить таблицу о приставках и предлогах.

Приставка-это часть…

Предлог- это часть…

Приставка служит для…

Предлог служит для…

Приставка пишется со словами…

Предлог пишется со словами…

- Так в чём же различие приставок и предлогов?

Работа над предложением.

(На экране компьютера появляется слайд)

(До)веди дело (до) конца.

Лодка (от)плыла (от)берега.

Цветы (под)резали (под)корень.


  • Прочитайте 1 предложение и раскройте скобки. Объясните.

( 1 и 2 предложения разбираются коллективно ,записываются в тетради, а 3 -дети выполняют самостоятельно)

  • Проверьте так ли выполнили задание. Докажите.

(На экране слайд)

Цветы подрезали под корень.


  • Посмотрите на те слова, где части, стоящие в скобках, являются приставкой.

  • Чем похожи эти слова? (Глаголы)

  • Вы уже слышали сказку о предлогах, как они поссорились со словами и стоят от них отдельно. И только одна часть речи в русском языке не отпустила предлог от себя и крепко «держит» его за руку. Это глагол. А раз глагол не «отпустил» эту часть от себя, то чем она будет являться? (Приставкой)

Работа с учебником.

(Чтение правила на странице 131)


  • Итак, какая часть речи не употребляется с предлогом?

5. Физминутка.

Учитель называет слова. Если слово с приставкой, дети поднимают руки вверх, а если с предлогом- в сторону.

Долить, до школы, подводный, под стулом, забежать, за лесом, вышел.

6. Работа с фразеологизмами.

(На экране компьютера слайд)

с огнём согнём


  • Прочитайте слова хором.

  • Как произносятся эти слова? Как пишутся? Почему?

  • Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы с этими словами.

(Днём с огнём, согнём в бараний рог)

- Когда так говорят?

(Запись под диктовку)

  • Прочитайте фразеологизм, где с - предлог. Почему?

  • А где со- -приставка? Почему?

7. Разгадывание шарады.


  • А сейчас я вам предлагаю разгадать шараду.

Первый слог мой - предлог,

Второй достоин порицанья,

А вместе всё -

Животного названье. (ОЛЕНЬ)

(На экране появляется слайд с изображением оленя)

-Кто знает, как называют оленя- самца?(Рогач)

8. Работа с текстом.


  • И сейчас мы запишем текст об оленях.

(У каждого ученика карточка синего или красного цветов. Дети, у кого синие карточки, списывают текст, раскрывая скобки. Дети, у кого красные карточки, должны раскрыть скобки и восстановить последовательность, т.е. выстроить предложения в таком порядке, чтобы получился текст.)

Олени.

(За) рогачом (вы)шла стройная олениха.

1.(Из)кустов осторожно (вы)шел олень (с)ветвистыми рогами.

Никита (про)тянул животному руку, где лежала соль.

Вскоре всё семейство(с)лизывало соль (с)ладоней мальчика.

Тут (вы)бежал и оленёнок.

Олени.

(Из)кустов осторожно (вы)шел олень (с)ветвистыми рогами. Никита (про)тянул животному руку, где лежала соль. (За)рогачом (вы)шла стройная олениха. Тут (вы)бежал оленёнок. Вскоре всё семейство (с)лизывало соль (с)ладоней мальчика.

Проверка.

(Сначала читают текст те ученики, кто работал на красных карточках.)

- Назовите слова с предлогами.

- Прочитайте слова с приставками. Докажите.

  • Какой частью речи являются? А каким членом предложения может быть чаще всего глагол?

  • Подчеркните в 1 предложении главные члены (1 вариант), во 2 предложении (2 вариант).

  • Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. (Олень, соль)

9. Шутка.

(На доске записано стихотворение-шутка)

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,

Зависело б(от) мыла,

Веснушки б я (от)мыла.

  • Прочитайте. Подумайте, в каком случае «от» приставка, а в каком предлог.

Проверка.

  • Поднимите синий кружок, если считаете, что «от» приставка, и белый кружок, если считаете, что «от»- предлог.

  • Как думаете в первом случае? Во втором?

Вывод.

  • С какой частью речи не употребляются предлоги?

  • А как узнать, где приставка, а где предлог?

10. Итог урока.

  • В чём отличие предлогов от приставок?

Самооценка.


  • Вы, ребята, очень хорошо работали. И я вам предлагаю следующее. Если вы считаете, что сегодня на уроке всё поняли, легко справлялись с заданиями и сможете выполнить такие упражнения в дальнейшем, прикрепите синий кружок напротив таблицы «Я СМОГУ ВЫПОЛНИТЬ ТАКИЕ ЗАДАНИЯ». Если что-то не до конца усвоили, сомневаетесь, не уверены, что сможете справиться с такими заданиями,- прикрепите синий кружок напротив таблицы «МНЕ НУЖНА ПОМОЩЬ». Ну а если вы совершенно ничего не поняли, вам было скучно и неинтересно, наклейте кружок напротив таблицы «Я НЕ СМОГУ ВЫПОЛНИТЬ ТАКИЕ ЗАДАНИЯ».

(Таблицы с надписями вывешиваются на доску. Сначала выходят девочки, а потом мальчики).

-Спасибо за урок.

© 2010-2022