Урок по окружающему миру для 3 класса Луг и его обитатели

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тема урока

Луг и его обитатели

Цель урока

Организовать деятельность обучающихся по формированию знаний о луге как о природном сообществе;

Создать условия для развития у школьников умения работать, соблюдая временной режим;

Содействовать осознанию учащихся ценности изучаемого предмета.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные Научатся характеризовать природные сообщества на примере луга. Познавательные: продолжат учиться выделять и формулировать познавательную цель, структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: продолжат учиться постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё предстоит узнать; составлять план и последовательность действий; контролировать в форме сличения результата с заданным образцом; воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Коммуникативные: Продолжат развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации;
научатся осознавать ответственность человека за общее благополучие; продолжат учиться проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Mimio приставка, ПК на партах, проектор

Ресурсы

Презентация к уроку (собственный ресурс),

Крылова О. Н. Что растёт на лугу (интерактивная игра)

Крылова О. Н. Кто живёт на лугу? (интерактивная игра)

Мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил»



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Организационный момент

Основная задача: подготовка учащихся к работе

Деятельность учителя

Приветствует детей, настраивает на продуктивную работу Деятельность учащихся

Проверяют свою готовность к уроку, обмениваются улыбками

Мотивация к учебной деятельности

Основная задача: включение в учебную деятельность

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Посмотрите на экран, послушайте звуки…

Слайд 1

-Что это за место?

- Какие чувства вы испытали, вспоминая о луге?

-Какова тема урока? Правильно сформулировать тему урока поможет тема прошлого урока.

Смотрят на экран, слушают звуки луга.

-Это луг. Мы были на лугу в прошлом году весной.

(Ответы детей)

-Луг и его обитатели

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Основные задачи:

актуализация имеющихся знаний,

формирование умения задавать вопросы;

развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

1. Найдите в 1-й части учебника на с. 29 план села Мирного. -Найдите условный знак обозначения луга и обратите внимание на то, что речку Татьянку, словно ковром, окружили луга. Покажите друг другу на плане луга. -На низких берегах реки Татьянки раскинулись заливные луга. А вдали от речки располагаются суходольные луга, которые не заливают весенние воды. Они получают влагу от выпадающих осадков.


2. -Ребята, перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)». Вспомните всё, что вам уже известно о луге, запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите во вторую колонку.

3. - Продолжим нашу работу. Перед вами названия растений и животных луга. (Слайд) Посмотрите внимательно и попытайтесь определить, всё ли здесь верно? Нет ли лишних растений или животных?

- Почему мы не пришли к общему мнению?

- Так что нам предстоит узнать на уроке?

( фиксируем на доске)

-На прошлом уроке мы узнали о лесе как о природном сообществе, а как вы думаете, связаны ли между собой организмы луга?

- Как вы думаете, есть ли ярусы на лугу, так же как и в лесу?



Дети рассматривают план местности села, показывают друг другу луга.






Дети самостоятельно работают с таблицей.
Знаю Хочу узнать Узнал



Учащиеся дают разные ответы.

- Мы не знаем точно.

- Растения луга и животные луга.

-Скорее всего, да.

-Наверное, нет. Там же не растут деревья… Но надо выяснить.

Целеполагание - постановка практической частной познавательной задачи. Основные задачи. формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;


-Какую задачу поставим на урок? Что нужно выяснить? Проявляют познавательную инициативу
- Узнать о луге как о природном сообществе.

Планирование Основные задачи: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

-Как это выясним? Вспомните, как работали при изучении темы «Лес как природное сообщество? Какие вопросы рассматривали?


- Выясним, какие растения растут на лугу, какие животные живут, как связаны между собой организмы в этом сообществе, научимся составлять цепи питания. Узнаем, существуют ли ярусы на лугу.

"Открытие" нового знания Основные задачи:

развитие умений смыслового чтения;

развитие способности к обобщению;

овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; Организует работу в группах

  1. Предлагаю поработать в группах. Первая группа «Биологи», вторая «Зоологи». Для работы вам понадобятся карты с заданиями, учебники часть 2.

Карта для Биологов Биологи
  1. Учебник 2 стр. 50-51
  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и кратко заполните таблицу-подсказку
Что такое луг?

Почему на лугу не растут деревья?
Существуют ли ярусы среди трав луга?
Назовите растения луга



Карта Зоологов Зоологи
  1. Учебник 2 стр. 52-53
  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и кратко заполните таблицу-подсказку
Почему крупные животные не живут на лугу?

Какие насекомые живут на лугу?
Птицы луга

Земноводные луга
Кто живёт в луговой почве?




2.- Послушаем, что вы выяснили, изучив материал учебника. По ходу рассказа учащихся демонстрируется слайд с кластером «Луг», который заполняется постепенно Урок по окружающему миру для 3 класса Луг и его обитатели Слайды с цветами, травами, обитателями луга. 3.-Возьмите таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» и заполните кратко третью колонку.
4.-Мы узнали о растениях и животных луга. Могут ли они существовать независимо друг от друга? Можно ли назвать луг природным сообществом?
5.-Используя знания, полученные на уроке и используя карточки, составьте цепи питания. Работайте в парах.





1.Каждая группа получает карты с вопросами, организует работу и готовит выступление, заполняя строки таблицы информацией из текста. (Для удобства в группе можно распределить вопросы, а затем после заполнения обсудить результат)
































2.Заслушивается отчёт групп. Задаются уточняющие вопросы.






3.Учащиеся самостоятельно заполняют 3 колонку. 4.-Нет, живые существа тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Луг-это природное сообщество. 5.Составляют цепи питания и размещают их на магнитной доске. (клевер-полёвка-лунь, тимофеевка-тля-божья коровка, травы-гусеницы-птицы) Первичная проверка понимания изученного. Основные задачи: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Проверим наши знания в виде графического диктанта:

(Запишите знак «+», если утверждение верное, знак «-», если неправильное).

Графический диктант.


1.На лугу растут только травянистые растения.
2. На лугу живет множество крупных животных.
3. Мелкие животные на лугу не живут.
4. Кобылка, перепел, сова, лебедь - только животные луга.
5.Ппчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи-насекомые луга.

6.Нельзя весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу
7. Можно поджигать. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.

8.Если не станет птиц, ящериц, жаб, с лугом ничего не произойдет, так как на

росте растений присутствие птиц, ящериц и жаб не отражается
9. Если не станет птиц, ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут

беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

10.Луг называют природным сообществом, потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

(На доске открыть ответы: -, -, -, -, +, +, -, -, +, +)

-Покажите с помощью смайлика как вы справились с заданиями?

























Учащиеся знаками + и - отмечают верные и неверные утверждения, затем выполняют взаимопроверку по образцу

Выполняют самооценку (Зелёный смайлик - всё верно, жёлтый - 1-2 ошибки, красный - три и более)

Физкультминутка Игра «Лес и луг». Учитель называет растение или животное данных сообществ, а дети изображают соответственно «Лес» (деревья- поднять руки вверх и размахивать ими) и «Луг» (присесть - трава на лугу) Этап закрепления новых знаний Основные задачи: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний по изученной теме, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
- Откроем тетради на печатной основе. Выберите для выполнения задание на с. 18 №20 - задание базового уровня, №21 - задание повышенного уровня -Кто выполнил №20? Какие растения 1-го яруса назвали? 2-го? 3-го? -Кто выполнил задание 21? Можно ли корову, лошадь и козу, пасущиеся на лугу, считать животными этого сообщества? Почему? Учащиеся выбирают и выполняют задания. Ответы уч-ся

Этап применения знаний Основные задачи: Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях -Предлагаю поработать в парах с тренажёрами и закрепить знания, полученные на уроке, а также в ходе работы вы сможете прочитать дополнительные сведения о животном или растении. Ребята из группы «Биологи» работают с игрой «Кто живёт на лугу», а из группы «Зоологи» с игрой «Что растёт на лугу». Время работы - 5 минут. Ребята по очереди запускают барабан, читают вопрос, отвеют на него, проверяют себя, читают по желанию дополнительные сведения.

Этап обобщения и систематизации знаний Основные задачи: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся Давайте посмотрим мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил», затем ответим на вопрос, о каком равновесии идёт речь? Смотрят мультфильм Отвечают на вопрос. (Дед нарушил природное сообщество, разрушил пищевую цепочку, нанёс вред лугу, пострадал сам) Этап информации о домашнем задании Основные задачи: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Предлагаю домашнее задание на выбор. 1 вариант: Уч. 2 с. 50-54 (уметь отвечать на вопросы параграфа), 2 вариант: составить викторину об обитателях луга (в стихах, в виде загадок, презентация, игра…) и провести в классе. За лучшую викторину будет выдан сертификат. Выбирают задание, записывают. Рефлексия (итог урока) Основные задачи: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

-Наш урок подходит к концу. Вспомним основную задачу, которую ставили в начале урока.

-Смогли мы ответить на этот вопрос?

-Что ещё мы узнали? Прочтите, что вы записали в 3-ю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать. Узнал»

-Как вы оцените нашу работу? А себя? Кто хочет рассказать о своей оценке?

-Большое всем спасибо за работу. Отвечают на вопросы учителя.

- Узнать о луге как о природном сообществе.
-Да. Мы узнали, что луг - это природное сообщество.
Зачитывают ответы.

Оценивают работу класса в целом. Себя с помощью карточки-подсказки.


© 2010-2022