М. В. Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Граф

Михаил Илларионович Воронцов, 1714-1767

Государственный деятель, дипломат.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса. В 1746 году граф Михаил Илларионович Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных работ. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Пётр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени.

В НАЧАЛЕ ПУТИ…

Гвидо Рени, 1575-1642

Итальянский живописец.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Он также хорошо знал, что мозаика была известна ещё Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью возродить это древнее искусство в нашей стране… Возможно, интерес к стеклу у учёного возник ещё во время его учёбы за границей.

Италия.

Рим Ватикан

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса. М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Итальянская мозаика.

Венеция, Собор Святого Марка.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Моление о чаше.

Киев, Собор Святой Софии.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса. М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Благовещение.




«Раскаяние

Апостола

Петра».

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.




Эрмитаж.

Германия, Фрайберг. М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса. М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

М.В.Ломоносов изучал горнорудное и металлургическое дело.



Плакат №1 «В начале пути». 19 ноября 2011 года мы отмечали 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Он был одновременно физиком, химиком, геологом, минерологом, астрономом, философом, историком, литератором, поэтом и художником. Но кроме всего этого он был ещё и первым учёным - стекловаром. Как возник у Михаила Васильевича Ломоносова интерес к цветному стеклу? На этот вопрос мы нашли два ответа. В 1746 году граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов, привёз из Рима несколько мозаичных работ. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Пётр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков, что напоминало масляную живопись. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Он также хорошо знал, что мозаика была известна ещё Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Возможно, интерес к стеклу у Михаила Васильевича Ломоносова возник ещё во время его учёбы за границей, в городе Фрайберг, где он изучал горнорудное и металлургическое дело. Во времена Михаила Васильевича Ломоносова искусство окраски стекла оставалось секретом немногих стеклоделов, который они хранили от других людей и передавали по наследству своим детям и внукам. Для них владение секретами цветного стекла было средством их личного обогащения. Им было безразлично, почему стекло ведёт себя так или иначе. Им нужно было только знать, как изо дня в день варить стекло, чтобы получать его всегда одинаково красиво окрашенным. А цветное стекло имело свои особенности, не зная которых стеклоделам было не легко бороться с неудачами. Нередко случалось так, что какое-нибудь стекло вдруг переставало удаваться, и тогда никто на всём заводе не знал, что надо делать, чтобы вновь его исправить. Ломоносова привлекала задача раскрыть секрет стекла и самостоятельно разработать рецепты получения цветного стекла. Но для этого была нужна химическая лаборатория.






Прошение М.В.Ломоносова об учреждении химической лаборатории.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Стол химика.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Экспонаты химической лаборатории М.В.Ломоносова.

Санкт-Петербург,

2-ая линия Васильевского острова

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

1748г., октябрь

М.В.Ломоносов в химической лаборатории.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Лабораторный журнал.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Образцы стёкол, сваренных М.В.Ломоносовым.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.




Плакат №2 «Химическая лаборатория». В октябре 1748 года в Санкт-Петербурге, на 2-й линии Васильевского острова, на участке «ботанического огорода» Академии наук была построена первая в России химическая лаборатория. Она была оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Михаила Васильевича Ломоносова. Учёный принялся за опыты. В маленькой и тесной лаборатории Ломоносову негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой минеральная пыль. Закопчённые низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья. Он беспокоился лишь о том, чтобы не пострадали полученные им стекольные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя». В течение трёх лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шёл Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Результаты своих опытов Ломоносов тщательно записывал в лабораторных журналах. Часть из них сохранилась и дошла до нас. Именно из них мы узнаём о том, что: - Ломоносов провёл более 4 тысяч опытов; - собственноручно сварил более двух тысяч опытных стёкол; - изготовил смальту - непрозрачное стекло - из шести компонентов; - установил влияние температуры плавки на свойства готового стекла; - изучил прозрачность получаемых стёкол, их цвет в проходящем и отражённом свете; - открыл способ получения смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зелёное травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зелёное, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета чёрной Печени» и т.д. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям не только отечественных (в то время в России на заводах производили только синее и зелёное стекло), но и итальянских. - испытал новые красители; - самостоятельно разработал всю методику получения «золотого рубинового стекла», проделав не менее 70 опытных плавок и превзойдя многих западноевропейских современников; - разработал методы отливки и шлифовки смальты, рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе; - создал собственную «стеклотеку». Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре 1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стёкол». Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны».


Лекарства, что в Стекле хранят и составляют;

В Стекле одном оне безвредны пребывают…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

«ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА…»

Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса…

1752г.

Но солнечны лучи он (человек) сквозь Стекло впускает

И лютость холода чрез то же отвращает…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Зимою за Стеклом цветы хранятся живы…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.

Оно способствием искусныя руки

Подать нам зрение умеет чрез очки!

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,

Что Бог в невидимых животных сотворил!

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

…уже в Стекле нам Барометры

Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,

Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,

Иль, облака прогнав, их солнце осушит…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Во зрительных трубах стекло являет нам,

Колико дал Творец пространство небесам…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Так в бисере Стекло, подобясь жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу…

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.




Плакат №3 «Письмо о пользе Стекла».


Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стёкол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла. В январе 1753 года учёный писал, что созданием фабрики «кончаются все мои великие химические труды, в которых я три года упражнялся и которые бесплодно потерять мне будет несносное мучение…» Однако не все влиятельные люди, от которых зависело воплощение в жизнь заветного желания Ломоносова, разделяли его стремление. Значение стекла в жизни человека было тогда мало известно даже представителям «высшего общества». Поэтому Ломоносов решил рассказать в понятной для всех форме о свойствах и разнообразных применениях стекла и убедить окружавшее его общество в необходимости развития стеклоделия в России и постройки задуманной им фабрики. Для этого он написал длинное письмо в стихах на имя графа Шувалова, имевшего большое влияние при царском дворе и оказывавшего поддержку Ломоносову. В этом письме Ломоносов прекрасно отразил и сущность стекла и все известные в то время виды его применения. «Письмо о пользе Стекла» Ломоносов издал за свой счёт в типографии Академии наук в большом числе экземпляров и разослал широкому кругу людей. Прочитав это письмо, многие из тех, кто считал постройку фабрики цветного стекла причудой Ломоносова, изменили своё мнение об этом. «Письмо о пользе Стекла» - единственное в своём роде произведение, своеобразная «реклама», составившая почти 3 тысячи слов.













Памятник

на месте деревни.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Окрестности.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

УСТЬ-РУДИЦА:

ФАБРИКА ЦВЕТНОГО СТЕКЛА

Парк в усадьбе

«Усть-Рудица».

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Памятник - стела.


М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Усть - Рудица -

упразднённая деревня Ломоносовского района Ленинградской области.

«Желаю я к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретённых мною разноцветных стёкол…»

М.В.Ломоносов

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Бисерное панно с видом фабрики.

Дарственная грамота императрицы

Елизаветы Петровны М.В.Ломоносову на землю при деревне Усть-Рудица.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Изображение печати Усть-Рудицкой фабрики цветного стекла.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Изделия Усть-Рудицкой фабрики.

Портрет М.В.Ломоносова.

1757г.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

В окно видна Усть-Рудицкая фабрика «делания цветных стёкол».

Изделия Усть-Рудицкой фабрики.

Мозаичная смальта

(непрозрачное стекло)


М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.


Бисер.


М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.


Посуда.


М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.



Письменные приборы.


М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.


Плакат №4 «Усть-Рудица: фабрика цветного стекла». «Желаю я, - писал Ломоносов, обращаясь к императрице Елизавете Петровне, - к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретённых мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок (крупный бисер) и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи. А я могу на своей фабрике, когда она учредится, делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо вышеписанные товары станут здесь заморских дешевле и по размножении заводов будут за меньшую цену нежели как ныне, для того, что принадлежащие к сему главные материалы (лес, песок, поташ) здесь дешевле и в таком довольстве, что оных знатное количество отпускают в другие государства». Прошение о строительстве фабрики цветного стекла подал Ломоносов и в сенат. На этот раз сенат поддержал предложение Ломоносова и дал ему разрешение на постройку фабрики. Теперь было необходимо получить подходящий участок из государственных земель, имеющий всё необходимое для постройки и работы стекольной фабрики, то есть в первую очередь лес для топлива, песок как основную составную часть стекла, и воду как источник механической силы. Такой участок Ломоносов также подыскал сам; это была деревня Усть-Рудица и несколько соседних с ней деревень, находящихся в 65-80 км от Петербурга, недалеко от города Ораниенбаума (теперь город Ломоносов). Этот участок и был отдан под фабрику, и Ломоносов с увлечением принялся за её постройку. Цехи фабрики, станки, инструменты и различные приспособления - всё делалось по разработанным проектам Михаила Васильевича Ломоносова. Только благодаря упорному труду и постоянным хлопотам Ломоносова фабрика начала работать. Сырьё, красители, продукция фабрики, рецепты и методы производства - всё было новым, нигде раньше не применявшимся. Печи, горшки для варки, машины и станки постоянно совершенствовались для обработки различных изделий. На реке Рудица была построена водяная мельница. Она размалывала крупные куски мрамора и других материалов для стекольных смесей. Она же приводила в движение шлифовальные станки. По тем временам это было большим техническим прогрессом: на многих стекольных фабриках, принадлежавших помещикам и купцам, станки приводились в движение руками крепостных. Строилась фабрика около двух лет. За это время Ломоносов подготовил хороших мастеров, послав их учиться на другие стекольные заводы. Фабрика начала работать и выпускать продукцию весной 1754 года. Мировой известностью пользовались изделия ломоносовской фабрики. Здесь в первую очередь стали вырабатывать бусы, бисер, стеклярус и мозаичные смальты. Через год появились гранёные камни, подвески, брошки, запонки. А ещё через год уже выделывали туалетные и письменные приборы, столовые и чайные сервизы из разноцветного стекла. Затем стали выпускать разные дутые фигуры и шары для украшения садов. С каждым годом увеличивался список изделий, изготовленных на фабрике - на ней делались даже имитации драгоценных камней. В 1757 году по заказу графа Шувалова французским художником Фессаром был написал портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Но учёному не понравился пейзаж на заднем плане, видимый через окно. Ломоносов пригласил мастера Вортмана и попросил его исправить «погрешности». Теперь в окно была видна Усть-Рудицкая фабрика «делания цветных стёкол». Так Михаил Васильевич показал, что фабрика цветного стекла играла большую роль в его жизни.







Мозаика -

изображение посредством набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамической плитки и др. материалов.


КАРТИНЫ ИЗ СТЕКЛА


Мозаика -

произведение, посвящённое музам.

В мозаичной мастерской Михаила Васильевича Ломоносова было изготовлено 40 мозаичных картин.

До нашего времени сохранилось только 23 (по другим источникам - 21).

Нерукотворный Спас

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Исторический музей, Москва

Александр Невский

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

1757-1758гг,

Музей Ломоносова

М.В.Ломоносов демонстрирует ЕкатеринеII собственную мозаику.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Пётр I

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

1754г., Государственный Эрмитаж

Екатерина II

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

1763г.,

Государственный Русский Музей

Картина «Полтавская баталия».

1762г.-1765г., 1300000 штук смальты

Украшение стен Петропавловского собора.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Картина «Полтавская баталия».

Санкт-Петербург, Академия наук

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.


Плакат №5 «Картины из стекла». На Усть-Рудицкой фабрике изготавливались и цветные смальты - кубики или пластинки цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ. В середине 1751 г. Михаил Васильевич Ломоносов просит академическую канцелярию пристроить к левой половине дома, в котором находилась химическая лаборатория, отдельный «покой» для занятий мозаикой. Так появилась мозаичная мастерская Михаила Васильевича Ломоносова. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу - мозаичный образ Пресвятой Богородицы по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его императрице Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер её 2 фута (почти 61см) на 19 дюймов (чуть более 48см) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу. Мозаика отличается суровой и выразительной простотой, красочна, имеет декоративное значение. В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Учёный мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа. Всего в мастерской Ломоносова было изготовлено около 40 мозаичных картин. До нашего времени сохранилось только 23 (по другим источникам - 21). Среди них можно отметить следующие: «Нерукотворный Спас» (Исторический музей, Москва), «Пётр I» (1754г., Государственный Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758 гг., Музей Ломоносова), «Екатерина II» (1763г., Государственный Русский Музей). В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов представляет Сенату проект: украшение стен Петропавловского собора двенадцатью мозаичными панно, украшение мозаикой колонн собора. Учёный предложил по северной и южной стенам собора разместить картины «Полтавская баталия», «Взятие Азова». В простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени: «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и др. Работа над проектом началась в 1762 г. с картины «Полтавская баталия». Это мозаичное полотно было закончено к январю 1765г. В работе принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30м2, были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 штук. В настоящее время это панно украшает парадную лестницу Академии наук в Санкт-Петербурге. За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764г. избрала Михаила Васильевича Ломоносова своим почётным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», - писал секретарь Академии Ф.Цанотти.



Россия

28 стекольных заводов

В НАШЕ ВРЕМЯ

Россия

заводы художественного стекла

Гусевский хрустальный завод

Дятьковский хрустальный завод М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Выставка.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Преображенская церковь в Дятькове.

Тула

«Стекольный заводчик»

Санкт-Петербург

Российская Академия Художеств

Тула

Мастерская «Арт-Акцент»

часы

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

игрушки

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Экспериментальная лаборатория художественных стекломатериалов.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

мозаика

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

сувениры

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Селищев Николай Владимирович

(1932г. рождения).

Тула

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

2008г., октябрь -

выставка стеклянной мозаики

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

9-а

Плакат №6 «В наше время».


Благодаря неуёмному труду Михаила Васильевича Ломоносова в России было возрождено мозаичное искусство, расширено производство цветного стекла. В 2011 году исполнилось 246 лет со дня смерти учёного. Как в наше время обстоят дела с изготовлением цветного стекла и стеклянных мозаик? В настоящее время в России работает 28 стекольных заводов. Среди них Гусь-Хрустальный «Опытный стекольный завод», «Московский областной стекольный завод», «Сергиево-Посадский стекольный завод» и др. Работают в России и заводы художественного стекла. Самые известные из них «Гусевский хрустальный завод», «Дятьковский хрустальный завод». При Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге работает лаборатория художественных стекломатериалов. В настоящее время есть в России и мастерские по производству стеклянной мозаики. Есть такие мастерские и в Туле. Называются они «Стекольный заводчик», «Арт-Акцент». В настоящее время из цветного стекла мастера изготавливают даже украшения для храмов, мебель. Живёт в Туле и художник, который занимается стеклянной мозаикой. Это Селищев Николай Владимирович. Он придумал многослойную технологию создания мозаичных картин. Композиция составляется на холсте, предварительно прокрашенном, причём используется и прозрачное стекло, и матовая смальта. Состав клея - изобретение художника, рецепт он разрабатывал годами и хранит его в тайне. На мозаичных картинах Николая Владимировича Селищева можно увидеть букеты цветов, человеческие фигурки, пейзажи Ясной Поляны… Как в жизни… В октябре 2008г. в Выставочном зале Тульского музея изобразительных искусств прошла выставка работ Николая Владимировича. За свою долгую жизнь Николай Владимирович работал художником-оформителем на НПО «Тулачермет», преподавал в Доме детского творчества Пролетарского района. Сейчас он на пенсии… Но продолжает работать: создавать картины из стекла.











Осипов Д.В. Усадьба Ломоносова Усть-Рудица- фабрика цветного стекла. - СПб: Изд. «Серебряный век», 2011.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

БИБЛИОГРАФИЯ:

СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ

Перевезенцев С. Ломоносов. - М.: Изд. «Белый город», 2005.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса. Свешников М. Тайны стекла. - Л., «Детгиз», 1955.

М.В.Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

ВИКИПЕДИЯ. СВОБОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ


lomonosov.name

historydata.ru

gudmosaic.ru

spbumag.nw.ru

sdelaemsami.ru

tula.rodgor.ru

syt.edu.severodvinsk.ru
























© 2010-2022