Проект внеурочного занятия в контексте ФГОС «Я – гражданин России» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия №3»















Проект внеурочного занятия в контексте ФГОС

«Я - гражданин России»

(3 класс)









Составила:

Борисова М.А.

воспитатель группы продленного дня

1 квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3»

Чистопольского муниципального района





2013г.





Тема: «Я - гражданин России»

(3 класс)

Цель:

  • познакомить учащихся с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина;

  • помочь ученикам осознать свою личную принадлежность конкретному государству, почувствовать себя гражданами России;

  • прививать интерес к науке, истории, к прошлому своего народа, Родины;

  • развивать умение аргументировать, высказывать свою точку зрения.

План занятия:

  1. Актуализация знаний.

  2. Постановка проблемы: «Почему с 1991 года изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?»

  3. Цель занятия.

  4. Игра «Путешествие по реке времени».

5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  1. Изменение в государстве (СССР, РФ)

  2. Государственные символы современной России.

6. Выражение решения проблемы. Итог.

7. Рефлексия.

8. Самооценка.

9. Заключение.

Список литературы.





Ход занятия



Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

-Думаю, что теперь можно начать работу.



  1. Актуализация знаний

-Прочитайте название книги, которая у меня в руках? (Мое Отечество)

-Что означает слово Отечество? (Родина, где испокон веков жили наши деды и отцы)

-Интересно ли вам изучать историю нашего Отечества и почему? (Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего, история учит нас уважать опыт и мудрость старших, Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом, убеждениями, человек, не изучающий историю своей Родины, не может любить и понимать ее.)



2. Постановка проблемы.

- Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Посмотрите на обложку Свидетельства о рождении.

-Гражданину какого государства оно выдано?

На доске появляется запись: «Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР»

  • Посмотрите на обложку паспорта.

  • Гражданину какого государства он выдан?

  • На доске появляется запись: «Паспорт выдан гражданину Российской Федерации»



  • Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт - гражданину другого)

  • Какой возникает вопрос?

«Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?»

-Какую поставим цель?

3. Цель нашего занятия: найти причины, почему же изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали.

Кроме этого будем работать над развитием умения доказывать свою точку зрения, опираясь на исторические факты, знания, аргументировать свои ответы.

В конце урока каждый из вас себя оценит. Критерии оценивания вам уже известны, мы их разработали вместе.

-Сформулируйте тему сегодняшнего занятия!

-Правильно, тема сегодняшнего занятия «Я - гражданин России!»


4. Игра «Путешествие по реке времени»

  • Перед вами река времени . Вы уже догадались, сейчас мы совершим небольшое путешествие по реке времени.

  • Необходимо восстановить порядок. Расположите карточки с рисунками, которые символизируют о событиях, которые произошли в истории нашей страны, но которых не достает на реке времени. Есть дата, но нет события.

  • (Дети располагают события и даты на реке времени)

  • В этом месте «река времени» делает крутой поворот. Какие у вас будут гипотезы (предположения) по проблеме занятия? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современной России». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация. Возможно, будут и другие предположения)

Вот сегодня мы и попытаемся разобраться в этом.

5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  1. ИПроект внеурочного занятия в контексте ФГОС «Я – гражданин России» (3 класс)зменение в государстве (СССР - РФ)

Посмотрите на карту №1 и скажите:

-СССР - это одно государство или много? (Одно).

- Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик)

- Какая республика была самой большой? (Российская Федеративная Социалистическая Республика)

Итак, до 90-х годов ваши родители являлись гражданами какого государства?

( ответы детей)

-Итак, до 90-х годов ХХ века наши родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.

  • Посмотрите на карту №2

  • Что изменилось? Найдите в тексте после карты, как расшифровывается СНГ.

  • А какое государство называется независимым? (Независимое государство самостоятельно решает свою судьбу. Для этого у него есть самостоятельное правительство, свои деньги, своя армия, милиция, законы.)

  • Что произошло с бывшими республиками?

(Бывшие республики СССР стали отдельными государствами, в том числе и РСФСР)

Не все бывшие республики вошли в состав СНГ (только 12 из 15)

  • Жителями какого государства мы теперь являемся? (жителями России)

  • А раз Россия стала государством, то назовите признаки государства.

  • Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.

  • О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают) Как вы думаете, с какой целью государства объединились в содружество? (Ученики высказывают предположения)

-Так почему река времени в этом месте делает крутой поворот?


Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

  1. Государственные символы современной России. (беседа)

- У каждого независимого государства должны быть свои отличительные символы. Давайте поразмышляем, какие это символы?

-Я предлагаю вам небольшую текстовую информацию, изучив ее, вы должны среди трех предложенных гербов найти герб Современной России. И доказать, используя ключевые слова, фразы текста.

  • Итак, какое из предложенных изображений соответствует современному гербу России?

  • Как вы его узнали?

  • Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь дракона.

  • Ребята, все детали, которые изображены на государственных символах, они о чем-то символизируют. Просто так здесь ничего не изображают.

  • Что это символизирует?

  • Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации

  • в лапах скипетр и держава - олицетворяют государственную власть и единое

  • на груди изображен всадник, поражающий копьем дракона - это один из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества.

  • Все три герба принадлежали России в разное время.

  • За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся.

  • Сегодняшний герб России - это новый герб, который олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

  • Где вы видели герб РФ?

  • Для чего государству нужен герб? (Его используют для печатей, подтверждающих подлинность важных документов, паспортах, на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, денежных знаках. Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации).

  • Посмотрите еще раз на паспорт…

Иллюстрации с изображением флага России, Канады, Белоруссии. Исключите лишний (Третий лишний)

  • Где вы видели государственный флаг РФ? (Линейка 1сентября)

  • Какие цвета на нашем флаге?

  • Почему именно такие цвета? Подумайте.

  • Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются три трактовки цветов

  • 1) белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

  • 2) красный цвет - державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости;

  • 22 августа - день Государственного флага РФ

  • Где вы слышали исполнение гимна РФ? Когда исполняют государственный гимн?

  • Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна России (В случае победы наших спортсменов на международных олимпиадах)

  • Гимн - это торжественная песнь о красоте и величии Родины (в переводе с греческого). (При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов).

  • А так как, это торжественная песнь, то и исполняют гимн в торжественных случаях.

- А теперь я предлагаю исполнить Государственный Гимн России. (учащиеся поют Государственный Гимн России).

Какие чувства вы испытали, слушая гимн?

В каких словах прославляется Родина?

  • Неправда ли торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

  • Почему мы встаем при исполнении гимна? (Уважение, гордость…) Попробуйте объяснить свое мнение.

  • Государственная символика является частью истории и культуры страны.

  • Все ли мы теперь знаем о символах нашего государства?

  1. Выражение решения проблемы

  • Давайте вернёмся к основному вопросу нашего занятия. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)

  • Сформулируйте ответ на этот вопрос.

Вывод: гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновлёнными законами, символами, порядками.

Все ли бывшие граждане СССР являются гражданами РФ? А у кого бабушка на Украине, в Белоруссии? ( Так они теперь граждане другого государства) У всех свои символы.

7.Рефлексия

Герб, флаг, гимн, СНГ, РФ, гражданин…

  • Назовите ключевые слова нашего занятия.

Заполним кластер.

  • А сейчас я предлагаю по итогу занятия написать синквейн. С технологией написания синквейна вы уже знакомы.

  • Почему использовал слово герб? …

  • Памятка. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.
    Порядок написания синквейна:
    Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание
    синквейна.
    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
    Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
    Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает
    своё отношение.
    Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое
    человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

  • Давайте подведем итог нашего занятия:

  • Урок:

-привлек меня тем…

-взволновал…

-заставил задуматься…

-для меня было откровением то, что…

  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом занятии, в дальнейшей

  • жизни? Где?

  • Может быть, что-то вас сегодня взволновало. О чем бы вы еще хотели узнать?

  • Домашнее задание

  • Используя ключевые слова сегодняшнего урока составить кроссворд ( по желанию)



  1. Оценивание. Оцените себя, используя памятку.

  • Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую.

  • А кто из вас может про себя сказать, что он является гражданином России и почему? Выскажите свою личностную позицию и объясните почему.


  1. Заключение.
Весы. Уравновесьте чаши весов, для этого наполните чаши весов информацией из личного опыта.
  • От кого, на ваш взгляд, зависит будущее России?

  • А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.



Список литературы:


  1. А. А. Вахрушев и др. Методические рекомендации для учителяч: 3 класс - М.: издательство «Баласс» - 2008.
  2. Учебник по окружающему миру «Мое Отечество». 3класс. Часть2.А. А. Вахрушев и др. - М.:Баласс, 2008.










© 2010-2022