Программа кружка Увлекательный русский язык 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «Увлекательный русский язык» 2 класс

Вацура В. Е.

Пояснительная записка Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Изучение лингвистических интересов обучающихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Это свидетельствует о любознательности, о той необходимой предпосылке, которая позволяет воспитывать интерес и любовь к русскому языку. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны» поможет курс «Увлекательный русский язык». Цели данного курса:

  1. Формировать у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека;
  2. Развивать и совершенствовать грамотное письмо через обобщение и систематизацию орфографических правил;
  3. Дать начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, развивать способность ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Задачи курса:
  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • Развитие коммуникативных умений, диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • Развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
  • Расширение и углубление программного материала;
  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Развитие связной устной и письменной речи;
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова;
  • Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

Содержание курса ориентировано на связь с программным материалом по русскому языку, учитывается преемственность между начальным и основным общим образованием. Данная программа позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слов в контексте ребята могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса к изучению мира слов должно побуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. С целью развития языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание уделено заданиям на сопоставление внешне сходных, но различных по сути языковых явлений, а также на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению (синонимов). Большое внимание уделяется воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:
  • Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной познавательности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • Регулятивных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий,);
  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
  • Коммуникативных (организовывать сотрудничество).
Материал представлен в занимательной, увлекательной форме. Дети активно включаются в работу, тем самым обогащая свой язык, а это значит, ребенок будет вдумчивым, увлекающимся учеником в настоящем, и интересным и внимательным собеседником в будущем. На изучение курса «Увлекательный русский язык» отводится 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах (урок- игра, урок- исследование, урок- театрализация, урок-диспут и др.).

К концу года обучающиеся должны иметь представления:

  • Об основных терминах, связанных с лексикой.

знать:

  • Откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения.

  • Некоторые термины и понятия.

  • Некоторые пословицы, поговорки, загадки.

уметь:

  • Правильно употреблять изученные слова в речи.

  • Подбирать синонимы и антонимы.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Формы подведения итогов:

тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады и т. д.

Литература:

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
  5. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом. Учебно-методический комплект. ФГОС.- 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  6. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
  7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2013 г.
  8. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.

  9. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  10. Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
  11. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
  12. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2014
  13. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981
  14. Шукейло В. А. Справочник школьника по русскому языку. 1-4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014
































Календарно-тематическое планирование

Содержание

(разделы, темы)

План. дата

Факт. дата 1. Введение. Речь в жизни человека.

2. Удивительные невидимки звуки

3. Игры с буквами и словами

4. Превращение слов

5. Грамматическая эстафета

6. Секреты красноречия

7. Игра «Умники и умницы»

8. В гостях у слова

9. Пословицы и поговорки

10. Поединок грамотеев

11. Тайны слов

12. Играем в прятки с буквами

13. Блиц-тест «Занимательный русский язык»

14. Сказочные фразеологизмы

15. Грамматическая арифметика

16. Письмо Деду Морозу

17. Выбор друзей в стране слов

18. В стране Сочинителей

19. В гостях у тетушки Фонетики

20. Дидактические игры

21. Путешествие в страну вежливых слов

22. Король Текст и королева Грамматика

23. Кто командует «Корнями»?

24. Русская пословица - во всех делах помощница

25.

Лексические упражнения на сообразительность

26. Корзина знаний

27. Сказки о частях речи

28. Истории о происхождении слов

29. В музее старых слов

30. Слова - пришельцы

31. В королевстве ошибок

32. К несметным сокровищам страны слов

33. Турнир знатоков

34 КВН «Путешествие в страну слов»







7


© 2010-2022