- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Увлекательный русский язык 2 класс
Программа кружка Увлекательный русский язык 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вацура В.Е. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа кружка «Увлекательный русский язык» 2 класс
Вацура В. Е.
Пояснительная записка Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Изучение лингвистических интересов обучающихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Это свидетельствует о любознательности, о той необходимой предпосылке, которая позволяет воспитывать интерес и любовь к русскому языку. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны» поможет курс «Увлекательный русский язык». Цели данного курса:
- Формировать у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека;
- Развивать и совершенствовать грамотное письмо через обобщение и систематизацию орфографических правил;
- Дать начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, развивать способность ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- Развитие коммуникативных умений, диалогической и монологической устной и письменной речи;
- Развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
- Расширение и углубление программного материала;
- Обогащение словарного запаса учащихся;
- Развитие связной устной и письменной речи;
- Развитие самостоятельной познавательной деятельности;
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова;
- Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Содержание курса ориентировано на связь с программным материалом по русскому языку, учитывается преемственность между начальным и основным общим образованием. Данная программа позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слов в контексте ребята могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса к изучению мира слов должно побуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. С целью развития языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание уделено заданиям на сопоставление внешне сходных, но различных по сути языковых явлений, а также на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению (синонимов). Большое внимание уделяется воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:
- Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной познавательности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- Регулятивных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий,);
- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
- Коммуникативных (организовывать сотрудничество).
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
-
Об основных терминах, связанных с лексикой.
знать:
-
Откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения.
-
Некоторые термины и понятия.
-
Некоторые пословицы, поговорки, загадки.
уметь:
-
Правильно употреблять изученные слова в речи.
-
Подбирать синонимы и антонимы.
Личностные результаты:
-
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Формы подведения итогов:
тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады и т. д.
Литература:
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
- Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
- Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом. Учебно-методический комплект. ФГОС.- 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2013 г.
-
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся (1-4 классов) М.: ВАКО, 2005.
- Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
- Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. С-Пб.: Детство ПРЕСС, 2007.
- Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
- Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2014
- Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение, 1981
- Шукейло В. А. Справочник школьника по русскому языку. 1-4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014
Календарно-тематическое планирование
№
Содержание
(разделы, темы)
План. дата
Факт. дата 1. Введение. Речь в жизни человека.
2. Удивительные невидимки звуки
3. Игры с буквами и словами
4. Превращение слов
5. Грамматическая эстафета
6. Секреты красноречия
7. Игра «Умники и умницы»
8. В гостях у слова
9. Пословицы и поговорки
10. Поединок грамотеев
11. Тайны слов
12. Играем в прятки с буквами
13. Блиц-тест «Занимательный русский язык»
14. Сказочные фразеологизмы
15. Грамматическая арифметика
16. Письмо Деду Морозу
17. Выбор друзей в стране слов
18. В стране Сочинителей
19. В гостях у тетушки Фонетики
20. Дидактические игры
21. Путешествие в страну вежливых слов
22. Король Текст и королева Грамматика
23. Кто командует «Корнями»?
24. Русская пословица - во всех делах помощница
25.
Лексические упражнения на сообразительность
26. Корзина знаний
27. Сказки о частях речи
28. Истории о происхождении слов
29. В музее старых слов
30. Слова - пришельцы
31. В королевстве ошибок
32. К несметным сокровищам страны слов
33. Турнир знатоков
34 КВН «Путешествие в страну слов»
7