- Преподавателю
- Начальные классы
- Брошюра Дидактические игры на уроках русского языка
Брошюра Дидактические игры на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суслова Г.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дидактические игры на уроках русского языка
2 - 3 класс
Составила учитель Гагаринской средней школы: Суслова Галина Викторовна
Представленный материал подобран по четырём темам: фонетика, морфемика, морфология, лексика. Данные задания можно использовать как дополнительный материал к уроку. Они позволяют учащимся сравнивать, анализировать, выявлять закономерности. А также развивают память, внимание, логическое мышление, творческое воображение, познавательную активность.
Фонетика
Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Задания:
-
Раскрасьте синим цветом согласные буквы, а красным - гласные.
Ы
Ъ
Ю
А
Ж
Г
Э
З
Ф
К
Е
Й
Ч
У
О
-
Допиши гласную букву, чтобы слог произносился твёрдо.
ля - л... ню - н… пи - п…
тё - т… ме - м… дя - д…
-
Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Ворона, Елена, Иртыш, Иванов, Автобус, Казахстан, Клевер, Город, Щенок, Астана, Яблоня, Дружок.
-
Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Соль, речка, лейка, мел, читатель, клетка, семья, чайник, жить, щавель, циркач, кисель, минута.
-
Запишите буквы, обозначающие один гласный звук.
-
Обведите в кружок звонкие согласные, которые имеют пару по глухости.
Ж Х Й Л Д Ч Б
З Р Г В Н У М
-
Подчеркните слово с удвоенной согласной.
ва…а су…ота гри…
ра…каз ка…а ру…кий
жу…ит кла…. пере…каз
-
Допишите буквы, обозначающие заданные согласные звуки. Оставшиеся лепестки закрасьте.
Всегда
мягкие
Всегда
твёрдые
-
Используя первые буквы слов в скобках отгадайте клички животных. Запиши их.
Конь _______________ (бабочка, утюг, яблоко, насос).
Корова ________________ (ночь, очки, чайник, кит, абрикос).
Коза ________________ (зима, орёл, йод, кукла, аист).
Кот ______________ (петух, удод, шалаш, оса, коньки).
-
Подчеркните в словах гласные буквы, которые обозначают только один гласный звук.
Ася, ёлка, ночью, индюк, руки, яма, пчёлы, яблоко, ёжик, петух, заяц, яблоко, эхо, дым, клюква, юнга.
-
Исправьте ошибки. Запишите правильно.
Шил-пыл у папужки зеренький гослик.
____________________________________________________________________
-
Вставьте пропущенные буквы.
б … лка … епка
б … лка … епка
б … лка … епка
-
Отгадайте метаграммы.
С [б] мучительной бываю, С [п] я в доме, с [в] я в поле,
С [м] одежду пожираю, С [м] я в море, с [г] - в футболе,
С [р] актёру я нужна, С [к] вбивают, с [т] взрывают,
С [с] для повара важна. С [д] долину называют.
-
Прочитайте стихотворение. Сколько звуков [ш] вы услышали? Запишите ответ.
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
Из деревушки Пешки
До деревушки Ложки,
А в деревушке Ложки
У них устали ножки,
Обратно в Пешки мышки
Поехали на кошке.
-
Превратите реку в море.
Река р…ка … ука му…а …уза л…за …оза
по…а …ора гор…море.
Морфемика (словообразование)
Морфемика (словообразование) - это раздел науки о языке, в котором изучают состав слова и способы образования новых слов.
Задания:
-
Прочитайте стихотворение. Подчеркните однокоренные слова.
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен -
Чайник в доме неспроста.
-
Вычеркните лишнее слово в каждой строке.
Лес, лесник, лестница.
Поле, полевой, полочка.
Вода, водитель, водяной.
Рис, рисунок, рисовая (каша).
Сорняк, сорняк, соринка.
Голубь, голыш, голубятня.
-
Подберите и напишите однокоренные слова с корнем:
- вар-
Фрукты и ягоды, сваренные в сиропе: ______________________.
Мастер приготовления пищи: ____________________.
Большая ложка для разлива жидкой пищи: ____________________.
-вод-
Сказочное существо, живущее в воде: _________________.
Люди, работающие под водой: ____________________.
Растения, растущие в воде: _________________.
-
Вставь подходящие по смыслу приставки.
Вот …тянулась …прятала ключ
Лениво улитка, и …правилась спать
Вот затворила в самую круглую
Улитка калитку, в мире кровать.
-
Прочитайте стихотворение. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы существительные женского рода. Допишите недостающие слова.
Он слон - она слониха,
Он лось - она лосиха,
Он кот - она ___________________.
Он морж - она моржиха,
Он заяц - она зайчиха,
Он бык - она __________________.
Он тигр - она тигрица,
Он осёл - она ослица,
Он козел - она __________________.
Он лев - она львица,
Он волк - она волчица,
Он конь - она ___________________.
-
С помощью суффиксов -тель, - ник- образуйте от выделенных слов новые слова.
Дома строит _____________________________.
Под водой работает ________________________.
Книги пишет ______________________________.
Учится в школе _____________________________.
Машину водит ______________________________.
Книги читает ________________________________.
Детей учит __________________________________.
-
С помощью суффиксов образуй названия профессий.
Програм…, аптек…, пев…, мор…, лес…, танц…, трактор…, лёт…, учи…, груз… .
-
Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Соль, солонка, солнце, солёный.
Шипеть, шиповник, шипы.
Осина, подосиновик, оса, осиновый.
-
Допишите приставки так, чтобы значение слов стало противоположным по смыслу.
…ходить, …цвести, …лить, …бежать, …бить, …отгадать, …ехать.
-
Вставьте пропущенные буквы.
Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.
Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.
Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.
Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру… .
-
Запишите предложение одним сложным словом с соединительной гласной.
Человек, который любит трудиться - _______________________________.
Лекарство, помогающее успокоить боль - ___________________________.
Ферма, на которой выращивают птицу - _____________________________.
Лесные насаждения, защищающие поля - ____________________________.
Человек, который любит принимать гостей - _________________________.
-
От данных слов образуйте при помощи суффиксов или приставок новые слова с удвоенной согласной.
длина - ____________________________________
окно - _____________________________________
путешествие - ______________________________
защита - ___________________________________
звук - _____________________________________
Морфология
Морфология - это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения.
-
Найдите лишние слова в строчках.
Поле, снег, ведро, утро.
Тетрадь, ручка, пенал, книга.
Облака, дома, цветы, парта.
Дятел, ручей, гусь, мышь.
-
Раскрасьте овалы с именами существительными.
веселье прыгать место мороз
сестра весёлый здоровье
бежать прыжок работа
-
Соедини стрелочкой.
дерево день
солнце Одушевлён. сущ. комар
врач соль
конь класс
ветка Неодушевлён. сущ. девочка
птица телевизор
-
Раскрасьте облака с прилагательными.
бумажный учиться тишина
сладкая стекло светлые
блеск летнее доброе
-
К данным прилагательным запишите подходящее по смыслу существительные.
Рыжая, хитрая, ловкая __________________________.
Родной, понятный, сложный _____________________.
Полезная, умная, весёлая ________________________.
Верный, преданный, грозный ____________________.
Солнечная, ненастная, погожая ___________________.
-
Соедини стрелочкой верный ответ.
мокрая шерсть
громкий Существительное сахар
листья добрая
кислый ночь
искра Прилагательное красивое
польза зелёные
-
Выпиши глаголы.
Учить, ученик, учёный, учитель, учёба.
Отцветает, цветок, цветные, цветик, цветастый, цвести, цвет.
Красивый, красота, красоваться, красавица.
-
Вставьте пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на тему «Лето».
Настало ____________ утро. Светит ___________ солнце. По высокому _______________ плывут _______________. ____________ свежий и __________ ветерок. Наступает пора _______________ каникул.
-
Запишите, одним словом.
Путаться под ногами - _______________________________.
Пропустить мимо ушей - _____________________________.
Водить за нос - _____________________________________.
Прикусить язык - ___________________________________.
Тянуть кота за хвост - _______________________________.
Витать в облаках - __________________________________.
Валиться с ног - ____________________________________.
-
Расставь над словами цифры в порядке усиления значения слов.
Шёпот, шум, крик, грохот, треск, гул, звук.
Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.
Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.
Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехаться.
-
Отметьте приставку и предлог.
Лодка (от)плыла (от)берега.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
Солнце (за)шло (за)тучу.
Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дороге, (до)катился (до)леса.
-
Соедини стрелочками выражения с подходящими по смыслу словами.
В рубашке родился а) умный, мудрый;
Мухи не обидит б) счастливый, удачливый;
Семь пядей во лбу в) добрый, сердечный;
Сухим из воды выйдет г) ловкий, изворотливый;
За смертью посылать д) бесхарактерный, безвольный;
Плясать по чужую дудку е) медлительный, нерасторопный;
-
Вставьте нужные предлоги.
летать ________ крышей
смеяться ________ клоуном
полезный ________ здоровья
рассказ ________ собаку
бежать ________ дороге
-
Допиши в пословицах глаголы.
Поспешишь - людей __________________.
Одной рукой и узла не __________________.
Не разгрызёшь ореха - не ______________ и ядра.
Тише едешь - дальше _________________.
-
Вместо пропусков вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании они употреблялись в прямом и переносном значении.
кольцо ______________
характер
иней ______________
медальон
нервы ________________
прутья
подарок _______________
человек
Лексика
Лексикологией называют раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав.
Задания:
-
Поставьте буквы в предложении на свои места.
Мама мол пыла,
Дочка маму рыла,
Бабушка восок нязала,
Отец тоску десал.
-
Составьте из слогов пословицу.
ША КНИ ДРУГ
РО Я ШИЙ
ХО ЛУЧ ГА
-
Какие животные могут это делать?
мычит ____________________
чирикает ____________________
жужжит _____________________
кукует _____________________
мурлычет _____________________
шипит _____________________
пищит _____________________
воет _____________________
квакает _____________________
фыркает _____________________
каркает _____________________
-
Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.
Кресло, стул, окно, шкаф.
Стул, кресло, стол, диван.
Ёлка, клён, сирень, сосна.
Сом, щука, дельфин, карась.
Дочь, друг, папа, дедушка.
Река, ручей, редис, озеро.
-
К каждому слову добавьте по одной букве слева, чтобы получилось новое слово.
…рот - _____________________
…вал - _____________________
…лён - _____________________
…ель - _____________________
…игры - ____________________
…лень - ____________________
-
Подберите антонимы.
рано - __________________
рассвет - __________________
осень - __________________
зима - __________________
далёкий - __________________
высокий - __________________
широкий - __________________
грязный - __________________
полезный - _________________
дорогой - __________________
трусливый - ________________
ленивый - _________________
молчаливый - _______________
-
Подберите слова - синонимы стрелочками.
азбука кидать
красочный скакать
чистый пламя
бросать алый
огонь аккуратный
красный алфавит
-
Раскрасьте словосочетания, которые употреблены в переносном смысле.
ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО СПЕЛОЕ ЯБЛОКО
ГОЛОВКА МАЛЫША ГОЛОВКА ЛУКА
ШВЕЙНЫЕ ИГОЛКИ ИГОЛКИ ЁЛКИ
-
Впиши в клетки слова, которые обозначают: дерево, танец, ювелирное изделие, одежду.
-
Л
Ь
Л
Ь
Л
Ь
Л
Ь
-
Подберите противоположные по смыслу словосочетания.
Ранняя весна - ________________________________
Добрый друг - ________________________________
Смелый мальчик - _____________________________
Высокий мужчина - ____________________________
Здоровая бабушка - ____________________________
-
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.
Нем как _____________________.
Труслив как _______________________.
Голоден как _______________________.
Неуклюж как ______________________.
Как мокрая _______________________.
Надулся как ______________ на крупу.
Изворотлив как ___________________.
-
Отгадайте слово по его определению.
Проливной, грибной, слепой - ________________________
Чайная, колючая, ароматная - ________________________
Спелое, наливное, красное - __________________________
Каллиграфический, небрежный, аккуратный - __________________
-
Подберите слова с корнем -кар-
Овощ - __________________
Рыба - ___________________
Цвет глаз - _______________
Вид борьбы - ______________
Сказочный герой - ____________
-
Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.
Горькая правда лучше ______________ лжи.
Больше думай, _____________ говори.
Большому уму и в _______________ голове не тесно.
Добро помни, а ____________ забывай.
Дождик вымочит, а солнышко _________________.
-
Вставьте названия животных.
_____________ на ухо наступил.
Купить _____________ в мешке.
Пустить _____________ в огород.
Писать, как _____________ лапой.
Куда Макар _____________ не гонял.
Содержание
Стр.
2 - 5 Фонетика
5 - 9 Морфемика
9 - 13 Морфология
14 -18 Лексика