Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 3 класс

дата ……………….

Тема «Образ дедушки Тараса»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению)

Цели:

  • образовательные: совершенствование навыка чтения (с учётом требований, предъявляемых к чтению: его осознанность, правильность, выразительность, беглость), основных видов речевой деятельности, умения работать с текстом;

  • развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выявление авторской позиции в эпическом тексте, активизация и развитие творческого воображения, образного мышления, развитие интеллектуального и эмоционального потенциала младшего школьника;

  • воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, воспитание бережного и заботливого отношения к природе, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,

предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, индивидуальные карточки, словарь Ожегова, карточки характеристики героев , портрет Д. Н. Мамина - Сибиряка

Ход урока

  1. Организационный момент.

Стимулирование учащихся на активную учебную деятельность

Итак, друзья, внимание -

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Нас ждёт интереснейший чтения урок!

Назовите имя, отчество и фамилию писателя, с произведением которого мы вчера познакомились СЛАЙД

2. Актуализация знаний.

- Что интересного вы узнали о Д. Н. Мамине - Сибиряке?

1. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин - Сибиряк.

2. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. У Маминых была большая, хорошая семья. Отец писателя был человеком умным, честным, добрым. Он бесплатно учил в школе заводских детей, помогал людям, попавшим в беду. В доме было много детей, друзей, книг. По вечерам в семье любили читать вслух.

УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ …………….. СЛАЙД

3. Мамин - Сибиряк написал много прекрасных рассказов. Он их писал всю свою взрослую жизнь, и все они об Урале, его природе, детях и взрослых. Чтобы всё написать, надо было много исходить дорог по Уралу, близко знать его людей. Дмитрий Наркисович любил ходить на охоту, хотя и не любил убивать животных. Он с удовольствием рыбачил, ночевал в лесу. Его любили старые охотники и рыбаки, многое ему рассказывали. Всё это нашло отражение в произведениях писателя.

4. Особая страница творчества Д. Н. Мамина - Сибиряка - это рассказы для детей. За рассказы «Приёмыш», "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.

" Это счастье писать для детей",- говорил он.

-----

С этой особой страницей творчества Мамина - Сибиряка, а именно с рассказом «Приёмыш» мы и продолжим работать сегодня на уроке.


  1. Проверка домашнего задания: Дети к уроку выполняли разноуровневые задания:

Думаю, что все подготовились к выборочному чтению

-- 1 группа ребят проиллюстрировали понравившиеся эпизоды -- прикрепите иллюстрации к доске.

--. 2 группа детей придумывали продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос "Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?"

4. Объявление темы урока.

-А кто же является главным героем рассказа? СЛАЙД

- Сегодня наша с вами задача - раскрыть поконкретнее образ дедушки Тараса - главного героя рассказа и доказать, что он действительно настоящий хозяин Светлого озера. ДЛЯ ЭТОГО НАМ ПОТРЕБУЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЬ ТЕКСТ (УМЕЕМ)

Дедушка Тарас - настоящий хозяин Светлого озера СЛАЙД

5 Выборочное чтение:

1.Как лебедь оказался у старого рыбака? А как бы вы поступили на месте Тараса?

2. Кто же такой дедушка Тарас?

3. Что и как рассказывал Тарас о Приёмыше?

4. Какие слова Тараса доказываю, что он хозяин Светлого озера?

5. В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта?

Доброта СЛАЙД

Давайте обобщим:

- Каким человеком, прежде всего, мы представляем Тараса? Почему?

- Как чувствовал себя старый рыбак, пока они жили втроём: Тарас, Приёмыш и Соболько?

Доказали ли мы, что Тарас действительно очень добрый человек?

ФИЗМИНУТКА

- И так, какие черты характера ещё можно отметить, создавая образ дедушки рыбака?

- Что рассказал Тарас автору при их второй встрече поздней осенью?(3 часть)

6 Чтение монолога вполголоса «Нет, сам ушёл…» стр. …

Работа в группах: (чтение вполголоса) прочитать и коротко рассказать:

1 группа- Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей?

2 группа- Что заметил Тарас, наблюдая за Приёмышем?

3 группа - Подчеркнуть глаголы, относящиеся к Приёмышу.

- Какой он человек этот рыбак, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедей? Наблюдательность СЛАЙД

- Что ещё, увиденное Тарасом, заставляло его переживать за Приёмыша? ….

- Что даёт человеку наблюдательность?

Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.

Ум и глубокие знания СЛАЙД

- О чём старик имел глубокие знания? ………………

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Напечатать сначала глазами слово «Приёмыш», потом головой)

- Какое решение помогли принять Тарасу его наблюдательность, знания о природе и, конечно же, доброта?

-А что вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?

-А как бы поступили вы на месте Тараса?

Друзья и расстались.

- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)

Учитель:

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам - людям.

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)

- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)

7 Чтение «цепочкой» последнего монолога Тараса СЛАЙД

«А пришлось выпустить…». На доске - иллюстрация.

- С каким чувством говорит Тарас о потере Приёмыша?

Всё это вы поняли, перечитывая монологи Тараса.

- А подтверждает ли автор, что Тарас добрый, наблюдательный и умный старик? Как он относится к Тарасу?

Ученики приводят примеры, читая авторские слова о Тарасе.

«Старик говорил о лебеде…»

«Я очень любил старика…»

Старик ужасно был доволен…»

Выполните в РТ задание № 7 на стр.19

- Чему нужно учиться у такого героя как дедушка Тарас?

- Каким получился главный герой рассказа - дедушка Тарас?

(Дедушка Тарас - настоящий хозяин Светлого озера. Он добрый, наблюдательный и умный старик. Надо беречь и охранять природу, как дедушка Тарас.)

КАРТОЧКИ….

8 Сопоставление образов героев в разных видах искусства.

- Образ доброго человека привлекает внимание читателей. Какие ещё произведения мы можем назвать о добром заботливом отношении человека к природе, к животным?

9 Итог урока. Рефлексия.

Скажите ещё раз после размышлений - как бы вы поступили на месте дедушки Тараса?

-У каждого из вас свой лебедь. Если вы поступили бы как дедушка Тарас, то напишите (на обратной стороне рисунка) пожелание лебедю перед дальней дорогой и прикрепите лебедя под словами М. Пришвина:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».

А если вы поступили бы, как советовал один охотник, то прикрепите лебедя к избушке Тараса.

Ученики пишут пожелания и прикрепляют лебедей.

-

Надеюсь, ребята, что и вы будете настоящими хозяевами природы, а значит, будете любить и охранять свою родину.

10. Домашнее задание (по выбору).

- Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

- Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

-Подготовить сообщение о лебеде







Самоанализзззззззззззззззззззз

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием

педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология.



1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде

1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»

2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».

3 Подготовить сообщение о лебеде





«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».

М. Пришвин

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок



Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урокУрок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урокУрок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урокУрок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок

© 2010-2022