Урок по познанию мира «Насекомые и рыбы» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по «Познанию мира» в 3 классе «В», средней школы № 6 города Актау

Учитель начальных классов: Дорошкевич И.А.

Тема урока «Насекомые и рыбы». Цели: 1. Дать понятие о насекомых и рыбах, среде их обитания, приспособление к среде обитания. 2. Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных, с рыбами как классом водных позвоночных животных, 3.Развивать речь, память, внимание. Воспитывать познавательную активность, любовь к животным. Тип урока: изучение нового материала. Методы: Частично-поисковые, перцептивные (объяснительно-иллюстративные). Формы организации работы на уроке: фронтальная, в группе, «снежный ком» Оборудование: 1) интерактивная доска; 2) презентация «Насекомые и рыбы»; 3) статьи: «чешуекрылые», «круши́нница», «урания мадагаскарская», «жесткокры́лые», «муравьи́», «паукообра́зные» (у каждой группы свое задание); 4) статья «рыбы» (одинаковое у всех), 5) ролики «Бабочки», «Танцующий жук», «аквариумные рыбки», 6) загадки от 4А класса.

Этап урока

Содержание урока

Формы работы, средства обучения.

Ι. Организационный момент.


ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. 1) - Какие живые существа вы знаете? (Это животные и растения) -Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.) - Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология) 2) -Назовите группы - классы животных. (насекомые, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, млекопитающие) Например. -Какие ещё классы вы знаете? (моллюски, пауки, …) -Как по-другому называют земноводных, пресмыкающихся? (амфибии, рептилии) -Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных? -Кто относится к позвоночным животным? -Чем могут питаться животные? Какие группы по цепочке питания вы знаете? Приведите примеры каждой группы.

Диалоговая беседа


ΙΙΙ. Введение темы урока, постановка учебной задачи.

Объяснение нового материала. 1)- Тема нашего урока - «Насекомые и рыбы». - Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся рассказать о двух группах: насекомых и рыбах, выделить отличительные особенности этих групп. - Итак, главная задача нашего урока - познакомить с группами животных насекомых и рыбах и определить отличительные особенности этих групп. -Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.
2) Работа в группах. -Каждая группа получает свое задание. Надо ознакомиться со статьей, цветными ручками подчеркнуть ответы на вопросы к статье, потом надо рассказать остальным.

  • Чешуекры́лые, или ба́бочки, мотыльки́, мо́ли - наиболее характерная особенность представителей которого - наличие густого покрова хитиновых чешуек на передних и задних крыльях. Для большинства видов характерен специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком, образованным удлинёнными лопастями нижней челюсти. Форма и размах крыльев весьма разнообразны: от 2 мм до 28 см.

В настоящее время являются одним из наиболее богатых видами отрядов насекомых - в отряде насчитывается более 157 000 видов. Представители отряда распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

Раздел энтомологии, изучающий чешуекрылых, называется лепидоптерологией.

Как у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Снаружи оно защищено твёрдым хитиновым покровом, образующим наружный скелет.

-Как называется животное?

-К какой группе относится? Почему?

Кто относится к отряду бабочек?

-Размер? Форма и размах крыльев?

- Окраска?

-Где живет?

-Каких бабочек вы знаете?


  • Круши́нница, или лимо́нница, или лимонница обыкновенная - дневная бабочка из семейства белянок.

Длина переднего крыла 26-31 мм. На юге ареала до 33 мм. Размах крыльев до 52-60 мм. Окраска самцов ярко-жёлтая, самок - зеленовато-белая; посредине каждого крыла имеется красно-оранжевая точка. Каждое крыло имеет по острому углу. Брюшко и грудь тёмные, чёрно-серые, густо опушены длинными белыми волосками.

Встречается в редкослойных лесах, в том числе и хвойных, на лесных просеках, заливных лугах, в парках и садах. Встречается редко. В горах поднимается на высоту до 2000 метров над уровнем моря.

-Как называется животное?

-К какой группе относится? Почему?

-Размер? Размах крыльев?

- Окраска?

-Где живет?

-Каких бабочек вы знаете?


  • Урания мадагаскарская считается одной из самых красивых бабочек в мире. Окраска бабочки очень яркая, обладает удивительным сходством с бабочками-парусниками, которое, в частности, проявляется в яркой окраске крыльев и в наличии на внешнем крае задних крыльев длинных выростов - «шпор» - которые могут сильно изнашиваться в течение жизни

Размах крыльев бабочки 70-90 мм, изредка - до 110 мм. Самки крупнее самцов.

Основной фон крыльев окрашен в чёрный цвет и покрыт чешуйками, которые создают на его поверхности радужный рисунок из красных, жёлтых, голубых и зелёных тонов. По краю крыла чешуйки образуют белую бахрому, более широкую на нижней паре крыльев. Окраска может существенно отличаться у различных особей.

-Как называется животное?

-К какой группе относится? Почему?

- Размах крыльев?

- Окраска?

-Каких бабочек вы знаете?


  • Жесткокры́лые, или жуки́ - отряд насекомых, представители которого характеризуются видоизменением передних крыльев в твёрдые, либо кожистые надкрылья, с сохранением перепончатых задних (нижних) крыльев, служащих для полёта и в спокойном состоянии сложенных под надкрыльями. Для представителей отряда характерны грызущий или жующий ротовой аппарат, развитая передняя часть груди. Форма и размеры тела весьма разнообразны: от 0,3-1,0 мм до 167 мм.

Жуки являются крупнейшей группой среди насекомых и живых существ в целом - в отряде насчитывается более 360 000 видов что составляет 40 % от всех известных видов насекомых.

-Как называется животное?

-К какой группе относится? Почему?

-Размер?

- Каких жуков вы знаете?

Урок по познанию мира «Насекомые и рыбы» (3 класс)


  • Паукообра́зные - класс членистоногих. Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи́.

Наука о паукообразных называется арахнология.

Тело состоит из двух отделов: головогруди и в основном нерасчлененного брюшка, соединённых друг с другом тонким стебельком, к головогруди прикреплены четыре пары. Брюшко в основном имеет овальную форму, реже круглую, угловатую, иногда же имеет очень удлинённую, червовидную форму ;

-Как называется животное?

-К какой группе относится? Почему? Кто относится к паукообразным?

-Как называется наука пауках?

-Из каких отделов состоит тело пауков? Имеет форму?

- Каких паукообразных вы знаете?


  • Муравьи́ - семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых. Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи - бескрылые. У муравьёв некоторых подсемейств имеется развитое жало.

Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» - муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок - преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).

-Как называется животное?

-К какой группе относится? Почему? Какие группы существуют у муравьев?

-Что есть у некоторых муравьев?

-Как живут муравьи? В чем?

-Чем питаются?

-Каких муравьёв вы знаете?

3) Сообщения групп

-После этого каждая группа выходит и рассказывает материал. Попутно мы смотрим слайды с фотографиями о насекомых - Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах. После просмотра каждой группы задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?

  • Чешуекры́лые, или ба́бочки, мотыльки́, мо́ли

  • Круши́нница, или лимо́нница, или лимонница обыкновенная

  • Урания мадагаскарская

  • Ролик о бабочках

Кто ни будь, видел полет бабочек?

Просмотр роликов. Что вам понравилось? Каких насекомых вы узнали?

  • Жесткокры́лые, или жуки́

  • Ролик «Танцующий жук»

  • Жизненный цикл жесткокрылых

Урок по познанию мира «Насекомые и рыбы» (3 класс)


  • Паукообра́зные

  • Муравьи́

  • Постеры Загадки от 4А класса


4)-Какие виды насекомых вы знаете?

Урок по познанию мира «Насекомые и рыбы» (3 класс)


5) Насекомые (обобщение)

  • известно около 1,5 млн. видов насекомых

  • они обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на Земле; включают бабочек, жуков, мух, муравьёв, пчёл и других

  • Насекомые - это животные, у которых шесть ног

  • тело явно разделено на голову, грудь и брюшко;

  • бывают разного размера;

  • живут повсеместно;

  • обладают разнообразной окраской.

  • Этимология - наука, изучающая насекомых

-Как называется группа животных?

-Какой это класс? Что особенного?

-Чем покрыто тело?

-Размеры насекомых?

-Сколько их на Земле?

-Как называется наука о насекомых

6)Групповая работа.

У вас на партах статья о рабах. Надо прочитать, ответить на вопросы, выбрать самое интересное и рассказать всему классу.

Рыбы - надкласс водных позвоночных животных. Обширная группа челюстноротых, для которых характерно жаберное дыхание. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют важную роль в большинстве водных экосистем как составляющая пищевых цепей. Они имеют большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу.

Размеры современных рыб варьируют от 7,9 мм до 20 м (китовая акула).

В мире известно, по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб.

Изучению рыб посвящён раздел зоологии - ихтиология.

За редкими исключениями, внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей (у некоторых рыб чешуя отсутствует).

Плавники

Рыбы имеют конечности - парные и непарные плавники. Непарные- это спинные, хвостовой и подхвостовой. Важнейшим из них является хвостовой. Он служит главным моторным органом- с его помощью рыбы двигаются вперед. Снизу по бокам расположены парные плавники: передние-грудные , задние-брюшные. Грудные более подвижны, они участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны. Брюшные и непарные плавники удерживают тело рыбы в нормальном , вертикальном положении.

-К какому надклассу относятся?

-Чем они дышат?

-Какие у них есть конечности-плавники? Какую роль они выполняют?

-Где могу жить рыбы?

-Какого размера могут быть рыбы?

-Как называется наука о рыбах?


7) После этого каждая группа рассказывает интересный фрагмент о рыбах. Попутно мы смотрим слайды с фотографиями о насекомых - Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах. После выступления задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?

8) Мы сейчас посмотрим ролик об аквариумных рыбках

Что понравилось?

Слайд № 1

Работа в группах.
















Презентация работ

Работа по слайдам

Слайд № 2

Слайд №3

Слайд №3

Ролик о бабочках

Слайд №4

Ролик «Танцующий жук»

Слайд №5



Слайд №6

Слайд №7

Постеры Загадки от 4А класса


Слайд №8



Вывод слайды №9,10


Групповая работа




«Снежный ком»

Слайд № 11,12

Ролик «Аквариумные рыбки»

ΙV. Закрепление изученного материала.

-Какой была главная задача нашего урока? (главная задача нашего урока - познакомиться с группами животных насекомых и рыбах и определить отличительные особенности этих групп.).

- Какие группы насекомых вы знаете?

- Назовите их отличительные особенности насекомых, рыб. Что общего?

V. Рефлексия. Оценивание.

- Оценим работу групп.

- Оцените свою работу на уроке:

  • Было интересно, считаете, что усвоили новый материал - поднимаем бабочку

  • Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе …

  • Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - ….

Рефлексия (карточки-таблички) Выскажите своё мнение о своей работе.

Оценивание.

Рефлексия.

VΙ. Домашнее задание. Итог урока.

С138-139 пересказ, приготовить загадки про насекомых и рыб.



ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6 с дошкольным мини центром и

гимназическими классами»

Урок по «Познанию мира» в 3 классе «В»

на тему «Насекомые и рыбы».


Учитель начальных классов:

Дорошкевич И.А.


город Актау

Урок по «Познанию мира» в 3 классе «В», средней школы № 6 города Актау, учитель Дорошкевич И.А.


© 2010-2022