Рабочая программа по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Рабочая программа

по русскому языку


для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

VII вида / 2 - 4 «б» класс


(ФИО ученика)

















2011 г.

По учебному индивидуальному плану МКОУ «Эссойльская СОШ» на учебные занятия по русскому языку, с (ФИО ученика) (23. 04. 1903) предусмотрено:

класс

Неделя (количество часов -1)

Год (количество часов)

2 класс

Русский язык (1 час)

С 8 ноября -26 часов

3 класс

Русский язык (1 час)

34 часа

4 класс

Русский язык (1 час)

34 часа


(ФИО ученика) обучается в общеобразовательной школе, а также инивидуально (заключение РПМПК протокол № 85 от 8.02.2010 г.). Девочка спокойная, миролюбивая, неконфликтная, послушная. На уроках старается, но хорошо выполнить задания ей удаётся только с помощью учителя или соседа по парте. На контрольных и самостоятельных работах (имя ученика) испытывает большие трудности, обычно имеет оценку «неудовлетворительно». Больше любит русский язык, чем математику. Ей нравятся уроки, где можно проявить свои творческие способности: ИЗО, технологию, музыку. Довольно хорошо она выполняет различные поделки, где в основе лежит работа по шаблону. Дома никакой помощи со стороны родителей не наблюдается, поэтому у девочки часто нет домашних заданий. Она очень болезненно переживает свои неудачи и ошибки Память механическая, слабая. Мышление замедленное, наглядно - образное. Внимание девочки непроизвольное. Низкий уровень запоминания и восприятия. Объем внимания не соответствует возрастным нормам, для усвоения небольшого объема материала требуется очень много времени. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого - либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с учителем. Словарный запас беден. Прочитанный текст пересказывает по наводящим вопросам. Таблицу умножения знает плохо. Задачи решает с трудом. Сравнивает по второстепенным признакам. Программный материал не усваивает. Познавательные способности не развиты. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Предлагаемые задания может выполнить только при активном взаимодействии с учителем. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает трудности. Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.













Пояснительная записка Рабочая программа индивидуального обучения по для учащихся начальных классов, обучающихся по программе 7 вида создана на основе документов: - Федеральный компонент государственного образова­тельного стандарта, утвержденный - Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, № 1089; - Программы «Русский язык»- авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, Русский язык: 1 класс. М.: Просвещение, 2009. Разработана на основе УМК «Школа России» Настоящая программа для учащихся с ОВЗ, сохраняя обязательный минимум содержания, предусматривает коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке (они выделены в предлагаемом тексте содержания программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Такой подход позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания математического образования.
Общая характеристика курса
Ведущая идея настоящего курса - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Познавательная цель предполагает:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
  • формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих - звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
  • развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
  • формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.


Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Зеленина Л.М. , Хохлова Т.Е. , Русский язык, учебник, 2-4 класс. М.: Просвещение, Потураева Л.Н. Проверь себя, Тесты, под редакцией Н.А. Сениной, 1 класс, Ростов: Легион, 2010. С учётом стандартов второго поколения, «Дидактический материал по русскому языку» Обучение предмету учащихся с ОВЗ ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательном классе (УМК Школа России» Данные учебники представляют единую завершенную линию; их структура и содержание соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Ценностные ориентиры
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков





Программно-методическое обеспечение

Программа

Учебник

Основные методические пособия для учителя

Примерные программы по учебным предметам.

Начальная школа. В 2ч.Ч.1. - 5-е изд.,- М.: Просвещение, 2009. - 400с. - (Стандарты второго поколения).


Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык» в 2 частях, 2класс: Учебник. - М.: Просвещение,20 10 г Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал для 2 кл., 2011 Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Проверочные работы для 2 кл., 2010

Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2010.


Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» в 2 частях, 3 класс Москва «Просвещение» 2011г. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал для 3 кл., 2012 Е.А. Литвинова Тестовые материалы для оценки качества обучения «Русский язык» 3 класс, «Интеллект-Центр», Москва, 2011

О.Н.Крылова Русский язык Итоговая аттестация, 3 класс, «Экзамен» 2010

Методическое пособие по учебнику Л.М. Зеленина Е.Г.Хохлова, Волгоград,2010г. Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2011.


Л.М. Зеленина Т.Е.Хохлова «Русский язык» в 2 частях, 4 класс, Москва «Просвещение» 2012г.

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал для 4 класса., 2012 О.Н.Крылова Русский язык Итоговая аттестация, 4 класс, «Экзамен» 2010

Методическое пособие по учебнику Л.М. Зеленина Е.Г.Хохлова, Волгоград,2011г

Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2012.








Содержание курса

2 класс Фонетика и графика) Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Основные гласные звуки [а], [о] ,[у] [ы] ,[и] ,[э]; гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Обозначение буквами е, ё, ю, я. Двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого знака. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звук [й] и буква й. Различие звуков [й] и [и]и букв, их обозначающих.

Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове без (терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Парные и непарные согласные по твёрдости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким знаком) и буквами е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак (ь).
Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.д.
Лексика. Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний. Уточнение сравнение и различение лексического значения изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и глагол). Толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их употребления. Особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и.т .д.).

Морфология и морфемика Части речи \ Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам. Имя собственное. Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? Что сделать? Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какие? какое? Изменение имён прилагательных по числам.
Предлог. Значение предлога в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Состав слова \ Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Слова близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова. Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове. Парные согласные и их обозначение на письме. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова(изменение числа, подбор однокоренных слов).Понятие об орфограмме.
Синтаксис и пунктуация Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов. Виды предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Оформление предложения в устной и письменной речи. Пауза. Интонация. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Текст. Типы текстов (повествование, описание).

Повторение пройденного за год.
Чистописание Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания:1) и. ш, И,Ш, п, р, т, е;2)л,м,Л,М,Я,я,А;3) у, ц, щ,ч,У,Ц,Щ,Ч;4)Сс,Ее,Оо,а,д,б;

3 класс Повторение. Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Сильная и слабая позиции гласного и согласного звука в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Понятие об орфограмме. Мягкие и твёрдые согласные; обозначение мягких согласных на письме. Слово как единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Однокоренные слова. Слова как части речи. Имя существительное; лексическое значение; вопросы кто? что? начальная форма; употребление в предложении. Имя прилагательное; лексическое значение; вопросы какой? какая? какие? какое?; изменение по числам; словосочетание прилагательных с существительными; употребление в предложении. Глагол; лексическое значение; вопросы что делать? что сделать?; употребление в предложении.

Предложение. Словосочетание. Текст. Типы текстов (повествование, описание). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные.

Интонация (восклицательная и невосклицательная).

Лексика. Слова близкие по значению и противоположные. Многозначность слова. Объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов. Употребление в речи устойчивых словосочетаний. Особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок. Смысловое значение и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками, суффиксами). Морфология и морфемика Состав слова. Значение части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок). Правописание суффиксов -ик, -ек. Правописание гласных и согласных в приставках по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-, с-. Приставка и предлог. Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Сложные слова. Соединительные гласные о и е.

Части речи Имя существительное Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы, действие или признак. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных. Существительные с твёрдой и мягкой основами и их склонение. Употребление существительных в речи. Роль в предложении.
Имя прилагательное Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какие? какое? Связь прилагательных с существительными. Изменение имён прилагательных по числам, родам. Род прилагательных. Понятие о склонении прилагательных. Родовые окончания прилагательных. Употребление прилагательных в речи.
Глагол Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? Что сделать? Изменение глаголов по числам. Глаголы обозначающие действие предмета, его состояние, изменение признака предмета. Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание не с глаголами. Личные местоимения. Общее понятия о личных местоимениях. Синтаксис и пунктуация Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа (без терминологии). Второстепенные члены предложения (без деления на виды).Распространённые и нераспространённые предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.

Повторение пройденного за год Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма. Связное, ритмичное письмо слов, ,предложений и небольших текстов. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой по одной линии.

4 класс

Лексика
Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.
Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы (злость - злоба; ходьба-хождение; старик-старче; близко-близехонько; тигриный-тигровый; вымазать-измазать; выкупать-искупать; напугать - испугать).
Слова однокоренные, противоположные по значению (домик-домище; открыть-закрыть; уснуть-проснуться).
Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).
Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.)
Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.)


Морфемика (состав слова)
Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.
Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов, глагольные суффиксы как признак спряжения глаголов. Формообразующий суффикс - л- в глаголах прошедшего времени.
Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме ( вода - сущ., ж.р., 1 скл.; сено - сущ., ср.р, 2 склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильная - ж.р., тв. основа; большой - м.р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (белеет - 3-е л., ед.ч., наст. время и др.).
Роль приставок в образовании глаголов (ходить - уходить - переходить - заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила - отговорила; прибежать - убежать; приходить - уходить и др.).


Морфология
Имя существительное Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, 3 склонения.
Склонение имен существительных 1,2 и 3 склонения.
Правописание безударных личных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на - мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительные как член предложения.
Употребление мен существительных в речи.

Имя прилагательное Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.
Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи.


Личные местоимения. Местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.
Личные местоимения я. Ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как член предложения.
Употребление личных местоимений в речи. Глагол Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределённой формы - стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся--ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Наречие Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Употребление в речи. Наречие как член предложения.

Синтаксис и пунктуация Предложение. Главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.
Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением. Повторение пройденного в начальных классах

Учебно-тематическое планирование

2 класс


№ Тема Тип урока Оснащение Контроль УУД Дата

С 8 ноября - 26 часов

1

Диктант за 1 четверть. Урок контроля Тетради для конт. работ Диктант Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Находить опасные места в словах. Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. Ставить к словам вопросы кто? или что? Классифицировать слова по вопросу. Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?; Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов. Ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..) Находить в предложении предлоги. Писать предлоги раздельно. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Образовывать слова с помощью суффиксов. Выделять приставку в доступных словах. Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. 8.11

2

Правописание безударных гласных

Урок-тренинг

Дидактический материал


15.11

3

Правописание парных и непарных согласных в конце слова

Обобщение и систематизация изученного

Таблица- схема

карточка

22.11

4

Диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

Урок контроля

Тетради для конт. работ

диктант

29.11

5

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци

Открытие нового знания

Таблица по теме

тест

6.12

6

Правописание сочетаний чк, чн, щн

Развитие умений и навыков

Таблица по теме

сл.диктант

13.12

7

Диктант «Роща»

Урок контроля

Тетради для конт. работ

диктант

20.12

8

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Урок развития умений

карточки


27.12

9

Имена существительные, собственные и нарицательные.

Урок развития умений

Таблица по теме

Словарный диктант

18.01

10

Обобщение о написании слов с заглавной буквы.

Урок развития умений

Таблица по теме


23.01

11

Диктант по теме «Имя существительное»

Урок развития умений

Тетради для конт. работ

Диктант

27.01

12

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Открытие нового знания

Презентация

Словарный диктант

21.02

13

Упражнение в написании предлогов

Урок развития умений

карточки


25.02

14

Окончание и основа

Открытие нового знания

схема- опора


1.03

15

Понятие о родственных словах

Урок развития умений


тест

6.03

16

Однокоренные слова

Открытие нового знания

карточка


11.03

17

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Урок развития умений


Словарный диктант

19.03

18

Безударные гласные в корне слова

Открытие нового знания



21.03

19

Безударные гласные в корне слова

Урок развития умений

Презентация


3.04

20

Правописание парных согласных в корне слова

Закрепление

карточка

тест

10.04

21

Правописание парных согласных в конце слова

Повторение и обобщение изученного

Презентация


17.04

22

Главные члены предложения.

Урок развития умений

карточка

тест

24.04

23

Диктант по теме «Связь слов в предложении»

Урок контроля

схема


2.05

24

Правописание безударных гласных.

Урок развития умений


Словарный диктант

14.05

25

Правописание звонких и глухих согласных.

Урок повторения, обобщения

карточка


18.05

26

Закрепление знаний о связи слов в предложении.

Повторение

карточка

тест

25.05




Учебно-тематическое планирование

3 класс


Тема

Тип урока

Оснащение

Контроль

УУД

Дата

34 часа в год 1 Различение понятий «предложение» и «словосочетание». Открытие нового знания карточка Индивидуальный Актуализация основных орфографических понятий, развитие умений находить знакомые орфограммы по опознавательным признакам и писать слова с изученными орфограммами. - развитие умений находить орфограммы по опознавательным признакам, писать слова с изученными орфограммами и графически их обозначать. - обогащение словарного запаса на основе знакомства с новыми словами - развитие умений анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму. - развитие умений видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных, различать в словах с двумя безударными -развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными. - Наблюдение над особенностями окончаний имён прилагательных, развитие умений выделять окончания прилагательных и определять их родо-числовую принадлежность. - Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного. - Развитие интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа. Формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь. - Развитие умений определять форму глагола, ставить глагол в неопределённую форму, писать слова с орфограммой-буквой ь в неопределённой форме глагола на -чь. - Развитие умений определять форму глагола, образовывать разные формы времени, устанавливать зависимость количества форм времени от вопроса (вида глагола). - Развитие умений производить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком. - Овладение навыками культуры устной речи - правильного употребления паронимов надеть и одеть. -Знать признаки изученных частей речи, изменять глаголы по числам Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
3.09 2 Начальная форма имени существительного Открытие нового знания Дидактический материал
10.09 3 Различение понятий «звук» и «буква». Обобщение и систематизация изученного Таблица- схема карточка 17.09 4 Контрольное списывание
Урок контроля Тетради для конт. работ диктант 24.09 5 Сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу Развитие умений и навыков Таблица по теме тест 1.10 6 Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи Развитие умений и навыков Таблица по теме сл.диктант 8.10 7 Составление предложений по схемам Урок изучения и первич. закрепл. новых знаний Схемы предложений Словарный диктант 15.10 8 Логическое ударение в предложении Урок развития умений карточки Индивидуальный 22.10 9 Окончание - изменяемая часть слова Урок развития умений
Словарный диктант 29.10 10 Основа слова.
Урок первичного закрепления новых знаний карточка индивидуальный 12.11 11 Разбор слова по составу Урок развития умений Презентация индивидуальный 19.11 12 Чередование согласных и беглые гласные в корне слова
Урок обобщения и систематиз. знаний Презентация индивидуальный 26.11 13 Образование однокоренных слов с помощью суффиксов Урок развития умений карточки индивидуальный 3.12 14 Приставка - значимая часть слова.
Урок развития умений
тест 10.12 15 Правописание приставок и предлогов
Урок введения новых знаний карточка
17.12 16 Правописание частицы не с глаголами. Урок первичного закрепления новых знаний
Словарный диктант 24.12 17 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Урок изучения и первичного закрепления новых знаний карточка индивидуальный 16.01 18 Правописание непроизносимых согласных Урок обобщения и систематизации знаний Презентация индивидуальный 23.01 19 Написание слов с удвоенными согласными
Урок комплексного применения ЗУН карточка индивидуальный 29.01 20 Сочинение «Если бы я был учителем»
Урок развития речи Тетрадь по развитию речи индивидуальный 4.02 21 Понятие об имени существительном Урок обобщения и системат. знаний карточка индивидуальный 12.02 22 Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» Урок развития речи Тетрадь по развитию речи индивидуальный 15.02 23 Род и число имён существительных
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Схема- опора Словарный диктант 19.02 24 Обучающее изложение
Урок развития речи Тетрадь по развитию речи
25.02 25 Изменение по вопросам одушевлённых и неодушевлённых имён существительных Урок первичного закрепления новых знаний Схема- опора тест 4.03 26
Склонение имён существительных Урок первичного закрепления новых знаний Презентация
11.03 27 Списывание
Урок контроля
Тетрадь для контрольных работ Списывание 18.03 28 Родовые окончания имён прилагательных Урок изучения и первич. закрепл. новых знаний Схема- опора
3.04 29 Изменение прилагательных по вопросам.
Урок изучения и первич. закрепл. новых знаний Презентация
10.04 30 Проверочная работа
Урок комплексного применения ЗУН Тетрадь для контрольных работ Проверочная работа 17.04 31 Личные окончания глаголов Урок коррекции знаний и умений

24.04 32 Изменение глаголов по временам
Урок первичного закрепления новых знаний Схема- опора

индивидуальный 8.05 33 Изменение местоимений по лицам.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация

индивидуальный 15.05 34 Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа Урок закрепления новых знаний Схема- опора

индивидуальный 22.05




Учебно-тематическое планирование

4 класс


Тема

Тип урока

Оснащение

Контроль

УУД

Дата


1

Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Открытие нового знания

карточки

текущий Знать понятия «главные и второстепенные члены предложения», «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «союзы», «однородные сказуемые» - знать признаки однородных членов предложения: -различать главные и второстепенные члены предложения - находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, - определять способ выражения главных членов - подлежащего и сказуемого - отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов применять изученные правила по орфографии и пунктуации понятия -различать понятия часть речи и член предложения; - представлять предложения с второстепенными членами в виде схем, составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложений. - расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами , - соблюдать изученные нормы орфографии анализировать предложение, - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. - Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов. - Развитие умений различать понятия часть речи и член предложения; представлять предложения с второстепенными членами в виде схем, составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложений Знать: алгоритм работы., - знаки простого и сложного предложений. -правила постановки знаков в сложном предложении - отличать простое предложение от сложного, используя алгоритм. - простое предложение с однородными членами от сложного предложения, - оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. - оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила - понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. - типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске - ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.

3.09

2 Однородные члены предложения. Сказуемое..

Открытие нового знания


текущий

10.09

3

Знаки препинания при однородных дополнениях.

Открытие нового знания

Таблица- схема

тест

18.09

4 Знаки препинания при однородных членах предложения.

Открытие нового знания составление схем предложений

текущий

23.09

5 Понятие о прямой речи.

Открытие нового знания

Схема - опора

индивидуальный

4.10

6 Знаки препинания в предложении, содержащем обращение Урок развития умений и навыков.


Сл.диктант

10.10

7 Одущевлённые и неодушевлённые имена существительные


Урок развития умений и навыков.

карточки

Пр.раб.


17.10

8

Сопоставление именительного и винительного падежей имени существительного

Урок развития умений

карточки

индивидуальный

24.10

9

Второе склонение имён существительных...

Урок развития умений

схема - опора

диктант

31.10

10

Третье склонение имён существительных.

Урок развития умений

карточки

индивидуальный

11.11

11 Правописание окончаний имён существительных1, 2, 3-го склонения в Р, Д, и П. пажежах.

Открытие нового знания

схема - опора


18.11

12

Правописание окончаний имён существительных единственного числа в форме творительного падежа.

Урок развития умений и навыков.

карточки

индивидуальный

25.11

13

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Предупредительный диктант.

Урок развития умений

карточки

индивидуальный

27.11

14

Общее понятие о прилагательном

Урок развития умений


тест

12.12

15 Склонение имён прилагательных единственного числа мужского рода.

Открытие нового знания

схема - опора

индивидуальный

16.12

16 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода, стоящих в единственном числе

Урок развития умений

карточки

индивидуальный

23.12

17

Проверочная работа по теме: «Местоимение»

Урок контроля

тест

Проверочная работа

4.02

18 Контрольный диктант по теме: «Местоимение», «Имя прилагательное».

Урок контроля

Тетрадь для контрольных работ

диктант

6.02

19 Изложение по самостоятельно составленному плану.

Урок развития речи

Тетрадь по развитию речи

Изложение

11.02

20

Изменение глаголов по временам.

Урок повторения, углубл. и обобщения изученного.

Презентация

индивидуальный

13.02

21 Образование глаголов прошедшего времени..

Урок развития умений

карточки

индивидуальный

14.02

22 Проверочная работа

Урок контроля

тест

Проверочная работа

17.02

23 Образование глаголов прошедшего времени.

Урок развития умений

схема - опора

индивидуальный

24.02

24

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Урок развития умений


индивидуальный

3.03

25

Правописание личных окончаний глаголов. Урок развития умений

Урок развития умений

карточки

индивидуальный

11.03

26

Морфологический разбор глагола.

Урок практического применения знаний и умений.

Схема морфологического разбора


18.03

27 Контрольный диктант по теме: «Правописание личных окончаний глаголов»

Урок контроля

Тетрадь для контрольных работ

диктант

18.04

28

Правописаний наречий.

Урок развития умений

схема - опора

индивидуальный

31.04

29

Сложные предложения. Непроизносимые согласные

Урок развития умений


индивидуальный

7.04

30 Повторение изученного. Части речи.

Урок повтор, обобщения и систематиз. матер.

карточки

индивидуальный

14.04

31

Повторение. Гласные и согласные буквы и звуки. Перенос слов.

Закрепление, обобщение и систематиз изуч.

карточки


21.04

32

Мягкие и твёрдые согласные

Урок повтор, обобщения и систематиз. матер.


тест

28.04

33

Повторение. Синтаксис и пунктуация

Закрепление, обобщение и систематиз изуч.

карточки


7.05

34

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля.

Тетрадь для контрольных работ

диктант

20.05

Планируемые результаты изучения учебного курса:


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.








Список литературы: основная, дополнительная

Основная:

  1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык» в 2 частях, 2 класс: Учебник. - М.: Просвещение,20 10 г
  2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал для 2 кл., 2011
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Проверочные работы для 2 кл., 2010

  4. Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2009.

  5. Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» в 2 частях, 3 класс Москва «Просвещение» 2011г.

  6. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал для 3 кл., 2012
  1. О.Н.Крылова Русский язык Итоговая аттестация, 3 класс, «Экзамен» 2010

  2. Л.М. Зеленина Т.Е.Хохлова «Русский язык» в 2 частях, 4 класс, Москва «Просвещение» 2012г.

  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал для 4 класса.2012

18 О.Н.Крылова Русский язык Итоговая аттестация, 4 класс, «Экзамен» 2010

  1. Методическое пособие по учебнику Л.М. Зеленина Е.Г.Хохлова, Волгоград,2011г

20 Скопина Е.В., Жиренко О.Е. , Обухова Л.А., Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. - М.:ВАКО, 2012.

Дополнительная:

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

  2. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 239. (Серия «Учебно - методический комплект»)

  3. Дмитриева В.Г. Занимательная грамматика. - М.: 1997.

  4. Гилёва А.А., ИвановаЛ.К. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. - М.,2010

  5. И.Г.Сухин, И.ф. Яценко Азбучные игры, 1 класс, М., ВАКО, 2009.

  6. Ушаков Н.Р. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.,1996.

  7. Шибаев А.П. Язык родной дружи со мной. - Л.,1999.

  8. Юдин Г.Л. Букварёнок. - М.,1997

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

  10. Н.М. Бетенькова. 100 рифмовок для развития у детей навыков чтения и грамотного письма. - Петрозаводск. 1994

  11. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В.Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 99 с.

  12. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет: речевой материал, задания, упражнения / А.Ф.Рыбина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 87 с.

13. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс, М.: Издательство «Экзамен», 2011- По новому образовательному стандарту (второго поколения).



Цифровые образовательные ресурсы. Интернет - источники


vseznayka.edunet.uz/rebusi.htm

za-partoi.ru/years/1164/- журнал заботливых родителей «Здоровье школьника»

aphorism-list.com/tema.php?page=zna1&tktema=zna - крылатые фразы, афоризмы

viki.rdf.ru/cat/astronomiya/

school2100.ru/control/control_main.html

president.kremlin.ru/

pobediteli.ru/

openkremlin.ru/index.html?kremlin.ru

hymn.ru/video/

detkam.e-papa.ru/mp/

school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52&pg=16

matmir.ru/catalog/cat500/

miksike.net/documents/main/5klass/matematika/default.htm

gai.cap.ru/

aphorism-list.com/tema.php?page=zna1&tktema=zna - крылатые фразы, афоризмы

viki.rdf.ru/cat/astronomiya/

detkam.e-papa.ru/mp/ - загадки, сказки, поговорки, стихи и др.

school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52&pg=16 - российский образов. портал

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=70936&tmpl=com - сеть творч. учителей

stranamasterov.ru/news

festival.1september.ru/articles/584826/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Олимпиада для младших школьников: русский язык (условия проведения олимпиады, варианты заданий) (prioritet-school.ru/olimp.html).

ten2x5.narod.ru/biblio.htm. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) kid.ru/index3.php3

Русские пословицы: интерактивный тест

(kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)



© 2010-2022