Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»Урок русской грамоты «Гласные после шипящих»

КГУ СО Школа-лицей №7

Демонстрационный урок русской грамоты в 1 «В» классе.

«Правописание гласных после шипящих»

Учитель начальных классов

Чижкова София Мухитбековна


Урок русской грамоты 1 «В» класс

Учитель: Чижкова София Мухитбековна

Тема: Правописание сочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

Тип урока: Закрепление

Цель: Создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

Задачи:

1. Способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

2. Развивать умение выражать свои мысли; развивать устную и письменную речь, память, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух.

3. Воспитывать доброжелательное отношение, сотрудничество с учителем и одноклассниками, культуру общения, взаимопомощь, трудолюбие, старание.

4. Формировать представление о здоровьесберегающем поведении.

Наглядность и оборудование:

Карточки с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, письмо от Незнайки в конверте, изображение елочки с карточками игрушками букв ш, щ, ж, ч, а, я, у, ю, ы, и; модели звуков для звуковой схемы, модели звука, слова, предложения; карточки (см. приложение 2), видеопроектор, компьютер.


1.Организационный момент.


Играть сейчас нам некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И мы их удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Все проверить не забудь:

Отправляемся мы в путь!
Садитесь. Закройте глазки. Повторяйте за мной. Я снова на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет, память моя крепнет. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться! Откройте глазки. Итак, скажите, что мы будем делать на уроке? (Ответы детей : учиться, закреплять, воспитывать, узнавать, развивать, отдыхать Учитель: «Сегодня утром к нам в класс пришло письмо от Незнайки. Он прислал Вам новогоднюю ёлочку.( Приложение 1) Но мы знаем, что новогодние праздники закончились, письмо слишком опоздало, но не беда. У нас сейчас урок обучения грамоте. Давайте поиграем буквами с елки.

2. Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

  • Какие буквы вы видите на елочке Незнайки? (Буквы Ч, Щ, Ж, Ш, А, Я, Ы, И, У, Ю).
  • - Можем ли мы поделить эти буквы на две группы? ( гласные - согласные)
  • -А можно ли эти буквы разделить на три группы?
Ж, ш, и ч, щ, а, у, ю,я, ы

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf
  • - Что вы знаете о звуках Ч и Щ? (согласные, непарные глухие, всегда мягкие, шипящие)
  • Что вы знаете о звуках Ж и Ш? (согласные, парные по звонкости и глухости, всегда твердые, шипящие)
  • Какая же тема сегодняшнего нашего урока? (Правописание гласных после шипящих)
  • Что мы будем делать на уроке? ( закреплять умение писать гласные после шипящих, воспитывать умение работать в паре и в группе, умение слушать товарища, развивать любознательность.)


3.Речевая гимнастика.


Жи-жи-жи - ползают ужи.

Ши-ши-ши - какие малыши

Чу-чу-чу - мячиком стучу

Ча-ча-ча - дали стрекоча

Ща-ща-ща - поймали мы леща

Щу-щу-щу - рыбку отпущу

Жи-Жи-Жи - Живут в лесу ежи.

Ши-ши-ши -Что же шепчут камыши?

Чу-чу-чу- Раз болит - иди к врачу.

Ча-ча-ча - Буду плакать у врача.

Ща-ща-ща -нет свеклы для борща.

Щу-щу-щу - Я морковку поищу

4. Работа по теме урока.

Звуковой анализ слова.

Давайте вспомним, как отличить буквы от звуков?

Буквы мы ……

Звуки……

А зачем мы вспомнили это отличие? Что мы сейчас будем делать?

Дети: составлять звуковую схему.

А чтобы узнать слово для работы

Отгадайте загадку

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот)

  • - постройте звуковую схему этого слова (работают в парах, один у доски)

  • - дайте характеристику каждому звуку, обозначьте его буквой,






Ж И В О Т


  • - какую ещё работу можете выполнить с этим словом? (разделить на слоги, поставить ударение) ЖИ - ВОТ

  • - что заметили в этом слове? (орфограмму ЖИ)

Ассоциативные цепочки

Учитель : А сейчас я буду вам называть слова, а вы назовите мне слова с сочетаниями жи - ши, которые относятся к этому слову.

- я называю вам слово ОГОРОД - (Дети: овощи, грядки, лейка, мыши)

ЛЕС - животные, шишки, ужи, ежи

ЗИМА - лыжи,

СНЕГ - снежинка

БОЛОТО- камыши

ШКОЛА - карандаши, малыши

ДОРОГА - шина, машина

КУХНЯ - ножи, чайник, чашка,

Работа с предложением

Давайте вспомним что это такое? ( Дети называют модели: звук, слово, предложение)

- слова в предложении рассыпались, помогите собрать его.

жил Маши кот У рыжий. У Маши жил рыжий кот.

Постройте схему этого предложения.

Детям раздаются карточки модели слов. Они путем проб и ошибок строят предложение. Проверяют построенное предложение с помощью записи на доске. На листиках строят схему предложения.

Обратить внимание на то, что предложение пишется с большой буквы, второе слово имя, оно тоже пишется с большой буквы.

Подведение промежуточного итога

Что встретилось во всех этих заданиях? (орфограмма ЖИ - ШИ)

Вывод : Звуки Ж и Ш - обозначают согласные звуки. Эти звуки - всегда твердые!

Правило: ЖИ- ШИ - пиши с буквой И!

5.Физкультминутка. Мы старались, мы учились, и немножко утомились. Сделать мы теперь должны упражненья для спины. Мы сначала всем в ответ головой покрутим: НЕТ! Энергично, как всегда, головой покрутим: ДА! Поработаем руками: мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх: Кто летит быстрее всех? Чтобы ноги не болели: раз - присели; два - присели. Приседаем глубоко, поднимаемся легко. Раз, два, три, чеканим шаг. Подает учитель знак. Это значит, что пора нам за парты сесть УРА!

6. Закрепление изученного материала.


  • Давайте вспомним какие буквы к нам сегодня ещё пришли в гости?

Ч,Щ, А, У

  • Что мы о них можем рассказать?

Вывод : Звуки Ч и Щ - обозначают согласные звуки.

- всегда мягкие , всегда глухие!

Правило: ча -ща - пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у!

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf

Дифферинцированная работа на закрепления правил.

Учитель :

Ребята в конверте лежало письмо от Незнайки вот послушайте, что он написал. Дорогие ребята! Я хочю рассказать о своих летних каникулах. Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной лесу цветут шыповник и ландышы. Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные - это рыжыки. Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку. Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю. Незнайка

Учитель: Да, как я вижу, Незнайка совсем не знает правила, которое мы сегодня проходили. Я предлагаю помочь Незнайке его выучить. Разделимся на группы.

1 уровень низкий Первая группа детей подчеркивают слоги, на которые нужно обращать внимания при написании гласных после шипящих.

чашка задача щука ножи

угощает роща чугун ерши

чулки ищу живот шило

ча-ща

чу-щу

жи-ши

Выполненная работа

чашка задача щука ножи

угощает роща чугун ерши

чулки ищу живот шило

ча-ща

чу-щу

жи-ши


Или работает с ресурсом files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf

2 уровень средний Вторая группа вставляет в слова пропущенные буквы.

ж...лет

ж...вопись

ш...повник

туч...

тащу

ж...вотное

карандаш…

пищ...

ж...раф

ж...знь

ч...дак

маш...ны

щ...вель

камыш...

свеч...

ч...деса

дач...

рощ...

саранч...

ч...до

ж...вот

ш...ны

ч...щ...

ж...р

ч...лки

щ...ка

ищ...

ч...сто

ч...гун

ворч...н

ч…шка

ч...лан

3 уровень высокий - Третья группа детей исправляет ошибки в письме Незнайки. Дорогие ребята! Я хочю рассказать о своих летних каникулах. Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной в лесу цветут шыповник и ландышы. Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные грибы - это рыжыки. Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку. Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю.

Незнайка

Проверка выполненных работ Ребята обмениваются работами и проверяют выполнение заданий.

Рефлексия

Подведение итогов


- Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Над какой темой мы сегодня работали? Как пишутся сочетания ча-ща? Как пишутся сочетания чу-щу? Как пишутся сочетания жи-ши? Как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке? Вы читали, вы писали, Думали и рассуждали. Учились грамотно писать. Друзей и старших уважать. За работу ВСЕХ хвалю А………………………… ( имена самых активных детей) За активное участие благодарю. На елочку вы можете поместить шары. Если понравилось на уроке повесьте красные шары, если не понравилось, то синие шары.

Приложение 1

Приложение 2

Карточки для детей 1 уровня

чашка задача щука ножи

угощает чугун

чулки ищу живот

роща ерши шило

ча-ща

чу-щу

жи-ши

чашка задача щука ножи

угощает чугун

чулки ищу живот

роща ерши шило

ча-ща

чу-щу

жи-ши

чашка задача щука ножи

угощает чугун

чулки ищу живот

роща ерши шило

ча-ща

чу-щу

жи-ши

Карточки для детей 2 уровня

ж...лет

ж...вопись

ш...повник

тащу

ж...вотное

карандаш…

ж...раф

ж...знь

ч...дак

щ...вель

камыш...

свеч...

дач...

рощ...

саранч...

ж...вот

ш...ны

ч...щ...

ч...лки

щ...ка

ищ...

ч...гун

ворч...н

ч…шка

туч...

пищ...

маш...ны

ч...деса

ж...р

ч...до

ч...сто

ч...лан

ч…чело

Карточка для детей 3 уровня .


Письмо Незнайки.

Дорогие ребята! Я хочю рассказать Вам о своих каникулах. Летом я со своей собакой Пыжыком был на даче. Наша дачя у леса. Весной в лесу цветут шыповник и ландышы. Мне очень нравилось собирать грибы. Самые вкусные грибы - это рыжыки. Утром я ходил на речку. Над водой кружылись чяйки. Однажды я поймал щюку. Приглашаю всех Вас к себе летом на дачю.

Незнайка




© 2010-2022