От субъектного опыта к субъектной позиции младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От субъектного опыта к субъектной позиции младшего школьника: работа педагога на уроках, во внеурочное и внешкольное время На протяжении всех лет работы нашей отдельной начальной школы коллектив искал верные ориентиры в образовательном процессе. Благодаря развивающему обучению, опытно-исследовательской работе по теме «Антропологическая ориентация образовательного процесса и образовательной среды начальной школы» педагоги смогли реализовать инновационный проект «Системные преобразования урока». Результатом совместной деятельности учителей, детей и их родителей стала готовность всех субъектов к введению ФГОС НОО. На сегодняшний день педагоги школы хорошо понимают, каким должен быть современный урок, при помощи каких образовательных технологий можно формировать универсальные учебные действия обучающихся. На данный момент разрабатывается мониторинг результатов на уровне ученика, класса и школы. Изначально идея развития ребёнка в образовательном процессе являлась важнейшим ценностным ориентиром коллектива, предметом поиска педагогических средств, которые позволяют поддерживать ребёнка в сложном процессе построения собственной биографии [Начальная школа: опыт инновационного развития/Под ред.Л.А. Чистяковой.-Иркутск, 2003.-74с] С 2000 года преподаю краеведение в нашей школе. Поначалу краеведение наряду с другими являлось предметом по выбору учащихся вариативной части учебного плана. Уроки краеведения выстраивались в соответствии со стратегией развития школы: «Создание образовательной среды на методологических принципах образования: гуманизации, гуманитаризации и личностно-ориентированного подхода». В результате, дети использовали в той или иной образовательной ситуации имеющийся жизненный и учебный опыт. Не случайным на уроках стало обращение к детскому фольклору. Игры, считалки, загадки, жеребьёвки и другие жанры стали предметом исследования младших школьников, способствовали приобретению детьми опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения. Обращение к таким темам, как: «Во что играют девочки? Во что играют мальчики?», «Игры наших бабушек», «Пальчиковые игры» и т.д. позволили младшим школьникам актуализировать субъектный опыт, ощутить его значимость и востребованность. В результате обучающиеся становились призерами и победителями районной краеведческой конференции школьников «Живи, Земля Чунская!», областных Виноградовских чтений 2006 и 2009 года, областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо» в 2006, 2009 году. В 2011 году мой ученик стал лауреатом заочного этапа VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» с работой «Игры с растениями, игрушки из растений». Материалы выступлений учащихся опубликованы в районных и областных СМИ. Большинство работ по детскому фольклору было представлено на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Издательского дома «Первое сентября» г. Москва project.1september.ru/person.php?id=105-580-865 А. И. Савенков в книге «Психологические основы исследовательского подхода к обучению» утверждает, что в настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Если для середины ХХ века креативность - роскошь, позволительная немногим избранным (деятелям искусства и учёным), то для ХХI века это - необходимое условие выживания и достойного существования каждого. По мнению этого автора, каждый ребёнок становится совершенно особенным, если школа создаёт условия обучения, в которых он может проявить свою природную исследовательскую активность. Автор считает, что суметь услышать, понять, почувствовать интересы ребёнка - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. Технология учебного исследования, основанная на субъектном опыте детей в игровой деятельности, предоставляет большие возможности для формирования системы действий, работающих на развитие личности ребёнка. Под субъектным опытом мы понимаем единство целенаправленно передаваемого ребёнку опыта в обучении и опыта, накапливаемого им в широкой жизненной практике без специальных педагогических воздействий. В философском плане опыт определяется как процесс и результат взаимодействия человека с миром. При проведении уроков с опорой на субъектный опыт младших школьников содержание учебного материала становилось личностно значимым для учеников, возможность выступить публично способствовала самореализации, осознанию себя в окружающем мире. С 2007 года в нашей школе проводится общешкольная исследовательская конференция школьников «Весёлый ветер», где и мои воспитанники с успехом представляют результаты своей работы. Последние шесть лет на базе нашей школы ежегодно проводится районная конференция «Юниор», и это ещё один шанс для младших школьников продемонстрировать личные достижения. Важны не только и не столько полученные обучающимися результаты, сколько сам процесс поиска, приобретенный опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Обучение, нацеленное на развитие ума, воли и чувств, наблюдательности и мышления ребенка, пробуждает глубинные задатки детей, их творческие способности, побуждает с детства принимать решения, отстаивать свою точку зрения. Основным показателем успешности считаем не только результативное участие ребёнка в конкурсах, конференциях и других мероприятиях, но и внутреннюю активность обучающегося: желание узнать, понять, пообщаться, разобраться, поделиться находкой, достичь поставленной цели. В книге Шамовой Т.И и Давыденко Т.М. «Современные технологии обучения в практике учителей» говорится: «Главное в том, чтобы обеспечить актуализацию личностного смысла ребенка в образовательном процессе, обеспечить воспроизведение субъектного опыта обучающегося и его включение в содержание образовательного процесса. И тогда в рамках любой технологии ребенок будет реализовывать свои субъектные функции». Ресурсы для личностного развития ребёнка содержат и коммуникативные технологии. Один из часто используемых приёмов - задание рассказать о себе, семье, написать сочинение или нарисовать рисунок по этой теме. Как правило, дети с большим удовольствием выполняют такую работу. В 2003 году моя ученица стала победителем областного конкурса «Моя малая родина» с сочинением «Моя семья в зеркале истории». Тема сочинения определила тему исследовательской работы обучающейся. В следующем году девочка выступила с докладом на районной краеведческой конференции «Живи, земля Чунская». Эффектом этого результата стало осознанное отношение девочки к семейным традициям и ценностям, чувство сопричастности к истории своей семьи и малой родины, понимание уникальности судьбы родных людей. Такой метод работы как встреча, беседа на уроке с родными и близкими обучающихся способствовал усилению интереса детей к собственному внутреннему миру, создавал возможности для самосовершенствования. Более 10 лет поддерживаю отношения с Рукосуевой Любовью Васильевной, коренной жительницей Чунского района. Добрая, любящая своих внуков, умеющая интересно рассказывать женщина была частым гостем на уроках краеведения. Благодаря материалу, записанному от Любови Васильевны, с докладами в период с 2003 по 2007 год выступали четыре её внука, все они учились в нашей начальной школе. Вместе со своей внучкой Екатериной Любовь Васильевна присутствовала и на районной краеведческой конференции «Живи, земля, Чунская», и на областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо - 2007», где работа «Я гощу на Пасху!» была награждена грамотой. Гордость внуков за свою бабушку, любовь к ней, ощущение её моральной поддержки способствовали тому, что все они выросли порядочными людьми, уважающими традиции своей семьи и малой родины. В 2010 году благодаря другой бабушке, Большовой Валентине Николаевне, работа моей воспитанницы «Нет обуви теплее (изготовление унтов в Чунском районе)» была отмечена дипломом областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо», опубликована во всероссийском журнале «Юный краевед». юный-краевед.рф›archiv/2011/KRAEVED-blok-04-11.pdf Возраст младших школьников - возраст «впитывания» образцов. На положительном примере близких и родных людей дети понимают, как следует себя вести, как заслужить уважение других, чему стоит следовать и подражать, тем более, если речь идёт о такой особой теме, как теме Великой Отечественной войны… Всегда в классе есть ученик, родные которого были участниками войны 1941-1945 года, поэтому уроки и внеклассные мероприятия проводились не только с приглашением родственников - участников событий военных лет, но и с обязательным заслушиванием сообщения самого ученика о родном человеке. Зачастую, переходя в среднюю школу, обучающиеся возвращаются к этой теме, углубляя её, по-новому осознавая свою сопричастность к этому периоду истории нашей страны. По мнению М.Р. Битяновой (из материалов вебинара Московского Центра Качества Образования «Личностное развитие учащихся как образовательный результат»), на основе системы национальных российских ценностей формируется субъектная позиция учащихся. Под субъектной позицией понимается устойчивая система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются ценности. Формирование субъектной позиции младших школьников происходило благодаря не только внеурочной, но и внешкольной деятельности. Экскурсия или экспедиция в населенный пункт нашего района способствовала передаче культурных образцов. Открытие краеведческого музея в Чунском районе расширило кругозор обучающихся. Совместные мероприятия с районным музеем, который находится поблизости от нашей школы, позволили детям более осознанно воспринимать информацию о родном крае, ощущать себя жителями района, брать пример с лучших его представителей. На занятиях творческого объединения «Юный краевед», которые нередко проходили на базе музея, стали частыми встречи с известными людьми нашего района, особенно местными поэтами. От родственных связей дети смогли сделать шаг к общественным, ощутить сопричастность к жизни другого человека, его судьбе, задуматься о своей. Летом 2010 года вместе с директором музея С.К. Плющенковым мы побывали в исчезающей деревне Чунского района - Мироново. Родственники одного из учеников показали нам, как искать старинные монеты. При помощи металлоискателя дети нашли монету и несколько предметов быта конца XIX- начала XX века. Восторгу детей не было предела… В книге Е.В. Коротаевой «Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия» подчеркивается, что положительные эмоции в деятельности способствуют повышению уровня активности и творчества субъекта. Переживания детей, событие, которое они так ярко ощутили, стали их личным опытом, который не поддается педагогическому программированию. Не всегда на уроках можно создать такую ситуацию, когда происходит своего рода открытие, осмысление ценностей. Думается, что прикосновение к истории родного края, страны позволили детям подойти к осознанию российской идентичности. С 2012-2013 учебного года веду предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Думается, что этот учебный курс даёт учителю возможность не только актуализировать субъектный опыт обучающихся, но и создавать условия для формирования субъектной позиции младших школьников. На уроках ОРКСЭ (модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики») используется задания, позволяющие одновременно формировать все УУД, в том числе и личностные. Формулирование темы урока, его цель, способы достижения цели, оценивание полученных результатов обучающиеся осуществляют без особых затруднений, поскольку в школе на протяжении ряда лет реализуется технология безотметочного оценивания. На уроках по Основам православной культуры, как ни на каких других, имеются условия для развития личности обучающихся, поскольку само содержание этого модуля готовит школьников к становлению их индивидуальности. Думается, что работа с иконой - один из возможных методов формирования ценностных ориентаций младших школьников, поскольку каждый православный образ - ценностный образец. chuna-rono.ucoz.ru/news/rmo_uchitelej_orkseh_rabota_s_ikonoj_na_urokakh_orkseh/2013-05-15-153 Появилась дополнительная перспектива исследовательской, краеведческой работы в школе (одно из требований программы этого учебного курса - подготовка обучающимися исследовательских работ, проектов по темам изучаемого модуля). Новые, интересные темы, в частности по основам православной культуры, оживили и разнообразили внеурочную работу. Второй год подряд проводится школьный тур Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры, Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие». В 2012-2013 учебном году на школьной исследовательской конференции было представлено 9 докладов обучающихся на православную тематику, работа «Вертоград» (растения на православных иконах) была признана одной из лучших на районной исследовательской конференции «Юниор». Таким образом, урочная, внеурочная и внешкольная деятельность при условии обращения к технологиям и методам формирования ценностных ориентаций создает условия для актуализации и обогащения субъектного опыта младших школьников, для развития их субъектной позиции.

Литература:

  1. Байкальское кольцо: Материалы областной научно-практической конференции учащихся 27-30 ноября 2007г.- Иркутск, 2007. с.132-136.
  2. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия.- М.: «Сентябрь», 2000г.
  3. Начальная школа: опыт инновационного развития/Под ред. Л.А. Чистяковой.-Иркутск, 2003.-74с.
  4. Материалы областной научно-практической конференции учащихся 27-30 ноября 2007г.-Иркутск, 2007-136с.
  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М.: «Ось-89», 2006.-480 с.
  6. Чистякова Л.А. Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения: Учебно-методическое пособие. -Иркутск: ИИПКРО, 2010.-82с.
  7. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.- 384с.








© 2010-2022