Методическая разработка общешкольного мероприятия «День науки» («Наука окрыляет и жизни смысл дает»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка общешкольного мероприятия

«День науки»

(«Наука окрыляет и жизни смысл дает»)


Почему дети не хотят учиться в школе? Этот вопрос часто задают педагогам родители учеников. Ответ прост: во все времена учиться нравилось лишь тем ученикам, которые были сами заинтересованы в обучении. Формированию такого стремления может способствовать общешкольное мероприятие «День науки» с использованием активных форм организации деятельности обучающихся. Цель Дня науки: выявление и развитие у обучающихся школы интеллектуальных и творческих способностей, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности, внедрение эффективных форм внеклассной работы по учебным предметам. План проведения Дня науки целесообразно обсудить на заседании школьных предметных кафедр, утвердить у руководителя образовательной организации; его отличительной особенностью должно стать разнообразие содержания материала, предлагаемого обучающимся 1-11-х классов, использование нестандартных форм работы с ними. Подготовительная работа к проведению Дня науки: 1. Определить дату и время проведения мероприятия (8 февраля или конец апреля). 2. Подготовить торжественное открытие Дня науки для обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов (стихотворения, презентации, перечень памятных дат, связанных с научными достижениями России, мудрые мысли ученых, музыка). Ответственные - заместители директора по учебной работе. 3. Организовать лекторские группы обучающихся 5-11-х классов (одна группа - 4 человека от класса или параллели классов); подготовить доклады и презентации о выдающихся людях России, родного края, вопросы для обсуждения материала. Ответственные - классные руководители и их ученики. 4. Разработать сценарии уроков, презентации по одной из предложенных тем:

  • История изобретений.
  • Открытия XXI века.
  • Глобальные проблемы человечества.
Ответственные - учителя-предметники и/или ученики 9-11 классов. 5. Подготовить занимательный материал для работы научных лабораторий юных эрудитов «Хочу все знать!» (1-4 классы). Ответственные - руководители школьных предметных кафедр, ученики 5-11 классов. 6. Организовать творческие группы учеников 5-11 классов по выпуску тематических газет «Это интересно!»; представить работу на школьном стенде. Ответственные - руководители школьных предметных кафедр, классные руководители. 7. Организовать в учебных кабинетах выставки научно-познавательных книг «Наука без границ». Ответственные - учителя-предметники. 8. Подготовить грамоты для награждения класса или отдельных учеников за участие в Дне науки. Ответственные - классные руководители.

Содержание Дня науки

I. Открытие Дня науки (1 урок, 20 мин)
Ведущий (заместитель директора по учебной работе):

Уважаемые педагоги и ученики!

Сегодня в школе необычный день - День науки.

День науки - это праздник души!

Ученик навстречу к знаниям спешит!

Много пользы этот день принесет,

Ум и память у всех разовьет. Наука играет важную роль в истории человечества, нашего государства, каждого отдельного человека. Во все времена научная мысль являлась сердцем научно-технического прогресса. Ученые, исследователи, изобретатели, естествоиспытатели, их труды и открытия давали толчок новому витку развития человеческой цивилизации. Так было в античном мире, в средние века, в эпоху Просвещения, в XIX и XX веках… Особенно это становится актуальным в XXI веке. Что окружало бы нас сегодня, каким был бы мир, если бы не работа выдающихся умов! Ученый-гений Ломоносов М.В., химик Менделеев Д.И., авиастроитель Циолковский К.Э., медик Пирогов Н.И., физик Тесла Н., физиолог Павлов И.П., биологи Мичурин И.В., Мечников И.И., изобретатель Кулибин И.П., математики Лобачевский Н.И. и Ковалевская С.В... Кому-то эти имена еще не знакомы, кто-то их уже слышал от своих родителей или учителей… Это великие ученые нашей страны - мужчины и женщины, известные во всем мире; некоторые из них - наши земляки, чьими именами названы улицы города. Перечислять фамилии русских ученых можно очень долго, многих уже нет на этом свете, но память о них до сих пор жива. Каждый год открываются имена новых ученых - молодых и не очень, готовых к покорению мира науки, наполненного удивительными тайнами и загадками. В русском языке есть слово-вопрос: «Почему?». С него пробуждается интерес к науке, начинается любое открытие. Если человек захочет узнать о смене времен года, дня и ночи, возрасте дерева или рыбы, захочет понять такие природные явления, как листопад или снегопад, он обязательно задаст вопрос: «Почему?». Оказывается, быть почемучкой похвально, ибо всякая наука начинается и всякий ученый рождается с простого «почему?». Развитию науки в нашей стране, в городе Рязани уделяется огромное внимание. Прежде всего, благодаря постоянной поддержке президента РФ В.В.Путина. Лучшие достижения науки и техники отмечаются государственными премиями и наградами.

Хотелось бы сказать о некоторых памятных датах из истории отечественной науки:

  • 440 лет назад вышла в свет "Азбука" Ивана Фёдорова - печатная книга для обучения письму и чтению (1574 г.);
  • 300 лет со времени основания библиотеки Российской Академии наук (1714);
  • 150 лет назад вышла в свет учебная книга для детей К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864 г.);
  • 125 лет петербургскому издательству Брокгауза и Ефрона, выпустившему в свет Энциклопедический словарь - универсальную энциклопедию на русском языке;
  • 7 лет назад принят Закон «О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области».
Известна народная мудрость «Наука окрыляет и жизни смысл дает». Сегодня эти слова - тема школьного Дня науки.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ: стихотворения (1-4 классы), презентации (5-8, 9-11 классы)

Ознакомление с планом работы на день

II. Лекторий-презентация «Не славы ради…» (1 урок, 20-25 мин) Обучающиеся представляют подготовленные материалы о выдающихся людях России, родного края, задают вопросы слушателям: лекторские группы 5-8 классов посещают начальную школу, лекторские группы 9-11 классов - 5-8 и 9-11 классы. Примерный список выдающихся людей России: М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Д.И. Менделеев, И.В. Мичурин, Н.Н. Миклухо-Маклай, И. Кулибин, И.И. Срезневский, В.И. Даль, Д.И. Повалишин, С. Ковалевская и др. Для подготовки материала целесообразно использовать книгу В. Кондратюк «Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Для чтения в семье и школе».

III. Информационная служба «Наука в Рунете» (перемена) Обучающиеся 1-4 классов по желанию посещают компьютерные классы и заходят на сайт, посвященный открытиям человечества и достижениям науки, в сети Интернет: elementy.ru. IV. Нескучные уроки «Эврика!» (2-3 урок) Учителя начальных классов, учителя-предметники и/или ученики 9-11 классов в соответствии с расписанием проводят нестандартные уроки (экскурсии, игры, путешествия, исследования, открытия и пр.) по выбранным темам. Примерный список тем: «Удивительные открытия» (окружающий мир); «История развития космонавтики» (окружающий мир); «Самые масштабные открытия XXI века» (окружающий мир); «В.М. Головнин и П.П. Семенов-Тян-Шанский: путь к великим достижениям» (окружающий мир); «Флотоводческое искусство Ф.Ф. Ушакова» (литературное чтение, окружающий мир); «Открытие цифр» (математика); «Необыкновенное путешествие в десятичные дроби» (математика); «Функции вокруг нас» (алгебра); «Решение нестандартных геометрических задач» (геометрия); «Великие открытия XXI века» (английский язык); «Путешествие по Северному Ледовитому океану» с просмотром видеофильма (география); «История русской письменности» (русский язык); «История возникновения буквы «ё» (русский язык); «Химия со взрывами и без: веселая викторина» (химия); «История в лицах: знаменитые рязанцы» (история); «Идеи Адама Смита» (обществознание)

V. Информационная служба «Наука в Рунете» (перемены) Обучающиеся 5-8, 9-11 классов по желанию посещают компьютерные классы и заходят на сайт, посвященный открытиям человечества и достижениям науки, в сети Интернет: elementy.ru. VI. Научные лаборатории для юных эрудитов «Хочу все знать!» (4-5 урок) Обучающиеся начальных классов посещают кабинеты учителей-предметников. С детьми работают учителя-предметники и/или ученики 5-11 классов. 1. Творческая лаборатория «По страницам Красной книги Рязанской области» (1 классы, 40-45 мин). Проводится в компьютерном классе. Обучающиеся узнают о животных, занесенных в Красную книгу рязанского края, выполняют творческое задание «Раскрась редкое животное» (не более 10 мин), под руководством учителя создают «Красную книгу в иллюстрациях для детей». 2. Лаборатория юных биологов «Красота под микроскопом» (2 классы, 40-45 мин). Проводится в кабинете биологии с использованием научно-познавательного набора Steppuzzle «Юный биолог». 3. Лаборатория юных химиков «Чудо-опыты» (3 классы, 40-45 мин). Проводится в кабинете химии с использованием научно-познавательного набора Bondibon «Химия и другие науки» (150 опытов). 4. Лаборатория юных физиков «Покорение силы» (4 классы, 20 мин). Проводится в кабинете физики с использованием научно-познавательного набора Bondibon «Мастерская электричества». 5. Мастерская юных изобретателей «Копилка идей» (4 классы, 20-25 мин) Учитель начальных классов рассказывает детям об изобретателях и изобретениях, демонстрирует примеры открытий известных всему миру полезных вещей, законов. Практическую работу можно провести с использованием видеозаписи передачи «Пока все дома» («Оч. умелые ручки»). VII. Выставки научно-познавательных книг «Наука без границ», изучение материалов тематических газет «Это интересно!» (перемены)

VIII. Закрытие Дня науки «Во славу Отечества!» (6 урок, 20 мин)
Ведущий:

День науки подошел к концу. Подведем его итоги.

НАГРАЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРАМОТАМИ ЗА УЧАСТИЕ В ДНЕ НАУКИ

Ведущий: Думаю, каждому из вас сегодня понятны слова одного известного в мире физика Жолио-Кюри: «Я люблю науку и знаю, как много она может сделать для счастья людей...». В каждом человеке живет ученый. Важно его вовремя распознать. Истинный ученый беззаветно предан науке. Служение науке рождает истинные открытия. Будущее науки нашей страны в ваших руках. Вы должны стремиться к знаниям, к творчеству, чтобы сделать нашу страну сильной, духовно богатой и процветающей. Нет сомнений в том, что ваша совместная с учителями и родителями работа на пути познания и открытий непременно увенчается успехом. Желаю, чтобы в ваших сердцах всегда горел неугасимый огонь научного познания. Удачи вам, здоровья, новых достижений, открытий и творческих успехов!


Список литературы 1. В. Кондратюк «Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Для чтения в семье и школе». Рязань: Зерна-Книга, 2013 г. - 168 с. 2. Исаева Е.В., Сизых Н.А. О редких животных и растениях Рязанской области. - Рязань: Зеленые острова, 1998 г. - 36 с.





© 2010-2022