• Преподавателю
  • Начальные классы
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель начальных классов

Сальникова Т.Н.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у учащихся вполне здоровый аппетит. Многообразие и уровень творческой деятельности возрастают по мере того, как растут самостоятельность, инициативность и чувство ответственности в ходе вовлечения всех членов коллектива в учебный процесс. Коммуникативная деятельность нуждается в постоянном стимулировании, поэтому учителю необходимо заботиться о создании оптимального психологического фона, максимальной подготовленности учителя, которая должна вызывать у ребят желание работать, творить. Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Среди рядовых школьников редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову. Таким образом, становится очевидным, что нужно формировать у школьников коммуникативные умения, необходимые для самостоятельной и практической деятельности, для будущей успешной реализации в современном обществе. Основной задачей современного филологического образования в начальной школе является формирование и развитие языковой личности. Овладение коммуникативной компетентностью - условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Проблемное деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций по данной теме позволило выявить следующие противоречия:

  • между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;
  • между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
  • между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в группах, в парах.


Для максимально результативного развития и воспитания личностных и творческих качеств учащихся необходимо опираться на идеи педагогики сотрудничества (Ш.Амонашвили, С.Н.Лысенкова), а именно:
  • требовательные и уважительные отношения к ученику;
  • исключение принуждения в обучении и воспитании за счет дифференциации учебного материала;
  • конкретная целенаправленность обучения;
  • изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных форм и методов;
  • комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;
  • обучение детей самоанализу и самооценке своей деятельности.
Для реализации задач в плане развития коммуникативной компетентности у учащихся при организации проблемного обучения необходимо педагогическое управление этой деятельностью. Одним из ведущих методов формирования коммуникативной компетентности является метод личностно ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет:
  • объект деятельности
  • форму деятельности
  • форму представления полученной информации
Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих ученика к определенным действиям» На уроках русского языка в условиях обычной классно-урочной системы успешно использую следующие формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности обучающегося:
  • работа с ассоциативными рядами;

  • создание коллективного сочинения;

  • элементы исследовательской деятельности;

  • создание устных высказываний различного характера;

  • игровые технологии;

  • развитие образного мышления, создание условий для творчества.

  • обучение в группах и парах сменного состава

Методика работы ориентирована на формирование коммуникативной компетентности, к которым относятся следующие умения младших школьников:
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Задача учителя - работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода. Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача её - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей.



© 2010-2022