- Преподавателю
- Начальные классы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сальникова Т.Н. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель начальных классов
Сальникова Т.Н.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у учащихся вполне здоровый аппетит. Многообразие и уровень творческой деятельности возрастают по мере того, как растут самостоятельность, инициативность и чувство ответственности в ходе вовлечения всех членов коллектива в учебный процесс. Коммуникативная деятельность нуждается в постоянном стимулировании, поэтому учителю необходимо заботиться о создании оптимального психологического фона, максимальной подготовленности учителя, которая должна вызывать у ребят желание работать, творить. Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Среди рядовых школьников редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову. Таким образом, становится очевидным, что нужно формировать у школьников коммуникативные умения, необходимые для самостоятельной и практической деятельности, для будущей успешной реализации в современном обществе. Основной задачей современного филологического образования в начальной школе является формирование и развитие языковой личности. Овладение коммуникативной компетентностью - условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Проблемное деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций по данной теме позволило выявить следующие противоречия:
- между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников;
- между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
- между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в группах, в парах.
Для максимально результативного развития и воспитания личностных и творческих качеств учащихся необходимо опираться на идеи педагогики сотрудничества (Ш.Амонашвили, С.Н.Лысенкова), а именно:
- требовательные и уважительные отношения к ученику;
- исключение принуждения в обучении и воспитании за счет дифференциации учебного материала;
- конкретная целенаправленность обучения;
- изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных форм и методов;
- комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;
- обучение детей самоанализу и самооценке своей деятельности.
- объект деятельности
- форму деятельности
- форму представления полученной информации
-
работа с ассоциативными рядами;
-
создание коллективного сочинения;
-
элементы исследовательской деятельности;
-
создание устных высказываний различного характера;
-
игровые технологии;
-
развитие образного мышления, создание условий для творчества.
-
обучение в группах и парах сменного состава
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.