- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (Школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эльбуздукаева Р.Ш. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 304
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к использованию
ГБОУ СОШ № 304
Центрального района
Санкт-Петербурга Протокол от _________ № _____
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №304 Центрального района
Санкт-Петербурга ________________В.Д. Чекина «____» ___________ 201 г. Приказ от _________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"
ДЛЯ 1 КЛАССА
Образовательная система «Школа России»
Срок реализации программы: 2014 - 2015 учебный год.
Составитель программы: Л.В. Щедрина ,
учитель I категории
Санкт- Петербург 2014 год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Окружающий мир» составлено на основе программы «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом. Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение окружающего мира отведено 66 часов, 2 часа в неделю.
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения
Количество часов
Из них проверочных работ
1 четверть
18 часов
-
2 четверть
14 часов
-
3 четверть
18 часов
-
4 четверть
16 часов
1
Итого за год:
66 часов
1
Используемый УМК: Программа Министерство образования РФ. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2006. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
Дидактические средства для учащихся Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 1 класс - М.: Просвещение, 2008.
Методическая литература 1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. - М.: ВАКО, 2007.
Материалы для проведения проверочных работ 1. Плешаков А.А. Тетрадь «Проверь себя». 1 класс - М.: Вита-Пресс, 2008. 2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. - standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» (66 часов), 1 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов на тему
Примерные сроки проведения урока
Цели урока
Планируемый результат
1 четверть (18 часов)
1.
Задавайте вопросы!
Вводный урок.
1
Учить детей задавать вопросы об окружающем мире; познакомить с новым предметом, учебником, тетрадью.
Уметь задавать вопросы об окружающем мире.
Раздел 1. «Что и кто?» (22 часа)
2.
Наша школа (экскурсия).
1
Познакомить детей с различными школьными помещениями, а также работниками школы; учить правилам поведения в школе.
Знать расположение необходимых помещений, основные правила поведения в школе.
Уметь ориентироваться в школьном здании.
3.
Дорога от дома до школы
(экскурсия).
Поговорим об истории
1
Познакомить детей с территорией школы и ближайшими окрестностями, с наиболее удобной и безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути.
Знать наиболее безопасную дорогу до школы, основные правила безопасности в пути.
Уметь ориентироваться на школьной территории и в окрестностях школы.
4.
Что и кто? Что у нас над головой?
1
Уточнить знания детей о дневном и ночном небе, сообщить элементарные сведения о Солнце и облаках, развивать представления о форме и размерах предметов, начать освоение деятельности моделирования.
Знать, что Солнце - огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды.
5.
Что и кто? Что у нас над головой?
1
Показать детям красоту ночного неба, познакомить с созвездием Большой Медведицы, начать обучение распознаванию природных объектов.
Уметь распознавать ковш Большой Медведицы.
6.
Что у нас под ногами?
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней
1
Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; продолжить обучение распознаванию природных объектов, познакомить детей с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком), учить пользоваться увеличительным прибором - лупой.
Уметь сортировать камни по форме, размеру, цвету; различать изученные на уроке виды камней: гранит, кремень, известняк.
7.
Что растет на подоконнике?
1
Познакомить детей с наиболее распространенными комнатными растениями, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов.
Уметь различать изученные на уроке комнатные растения.
8.
Что растет на клумбе?
1
Познакомить детей с распространенными декоративными растениями клумбы, цветника, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию растений.
Уметь различать изученные растения клумбы, цветника.
9.
Что это за листья?
1
Продолжить обучение распознаванию природных объектов, учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев.
Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев.
10.
Что такое хвоинки?
1
Познакомить детей с хвойными деревьями, учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.
Знать, что хвоинки - это листья хвойных деревьев, уметь различать сосну и ель.
11.
Что общего у разных растений?
1
Познакомить детей с частями растений, развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.
Знать общие части, уметь находить и показывать эти части.
12.
Экскурсия в осенний парк.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней
1
Расширить представления детей о признаках осени; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Уметь находить и называть признаки осени, узнавать листья нескольких пород деревьев.
13.
Кто такие насекомые?
1
Познакомить детей с насекомыми, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе
Знать, что насекомые - это животные, у которых шест ног, уметь приводить примеры насекомых.
14.
Кто такие рыбы?
1
Познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, продолжить освоение деятельности моделирования, учить описанию природных объектов
Знать, что рыбы - водные животные, тело которых покрыто чешуей; уметь приводить примеры речных и морских рыб.
15.
Кто такие птицы?
1
Познакомить детей с птицами, показать их многообразие и красоту, учить выделять существенные признаки природных объектов, продолжить развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов
Знать, что птицы - животные, тело которых покрыто перьями; уметь приводить примеры птиц.
16.
Кто такие звери?
1
Учить определять принадлежность животного к группе зверей, познакомить детей с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
Знать, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью.
Уметь приводить примеры животных этой группы.
17.
Что такое зоопарк?
1
Познакомить детей с назначением зоопарка, условиями содержания животных в нем.
Учить детей устанавливать связь между образом жизни животного и особенностями его содержания, обсудить правила поведения в зоопарке.
Знать о назначении зоопарка, правила поведения в нем.
Уметь объяснять, что такое зоопарк.
18.
Что окружает нас дома?
Нерегулируемые перекрестки
1
Систематизировать представления детей о предметах домашнего обихода, учить группировать предметы по их назначению.
Усвоить обобщающие понятия: мебель, бытовая техника, одежда, посуда. Уметь приводить примеры предметов каждой группы
2 четверть (14 часов)
19.
Что умеет компьютер?
Нерегулируемые перекрестки
1
Познакомить детей с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером, обсудить значение компьютера в нашей жизни.
Знать об устройстве компьютера, его назначении; правила работы с компьютером.
Уметь соблюдать правила работы с компьютером.
20, 21.
Что вокруг нас может быть опасным?
Регулируемые перекрестки. Светофор
2
Учить детей видеть потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении с ними, закрепить знание основных правил перехода улиц.
Знать значение сигналов светофора, правила перехода улиц и дорог. Уметь видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. Уметь распознавать «ловушки» на дорогах.
22.
Что мы знаем о нашей стране и своем городе?
Регулируемые перекрестки. Светофор
1
Систематизировать и расширить представления детей о родной стране и своем селе, познакомить с государственной символикой России.
Знать слова гимна РФ, название нашего государства, столицы РФ, своего города. Усвоить, что Россия - самая большая страна мира, которую населяют многие народы. Иметь представление о разнообразии природы России, городах РФ. Уметь узнавать на рисунках и фотографиях столицу России, родной город.
23.
На что похожа наша планета?
1
Познакомить детей с формой и движением земли, с глобусом как моделью Земли, уметь доказывать выдвигаемые предположения, продолжить обучение моделированию.
Знать, что Земля имеет форму шара, что Глобус - модель Земли.
Уметь приводить доказательства шарообразности нашей планеты.
Раздел 2. «Как, откуда и куда?» (12 часов)
24.
Куда текут реки?
1
Уточнить и расширить представления детей о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде, учить работать с простейшим лабораторным оборудованием.
Знать о необходимости бережного отношения к водоемам; о движении воды из реки в море; что в реке вода пресная, а в море - соленая.
Различать виды водоемов.
25.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1
Познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту, с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Знать о природных источниках воды, используемой в быту; о назначении очистных сооружений.
26.
Откуда в наш дом приходит электричество?
1
Раскрыть роль электричества в быту, сформировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами
Знать правила безопасного обращения с электроприборами; о роли электричестве; о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом.
Уметь выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы; соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами
27.
Откуда берутся снег и лед?
1
Познакомить детей со свойствами снега и льда, продолжить развивать умение практического исследования природных объектов.
Знать свойства снега и льда.
28.
Как живут растения?
1
Формировать представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для жизни растений, учить детей ухаживать за комнатными растениями.
Иметь представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях для жизни растений. Уметь выполнять простейшие операции по уходу за комнатными растениями
29.
Как живут животные?
1
Систематизировать и расширить представления детей о жизни животных, учить находить признаки живого у животного, называть условия, необходимые для жизни.
Усвоить, что животные питаются, размножаются, заботятся о потомстве, передвигаются, строят жилища.
Уметь перечислять условия, необходимые животным.
30.
Как ухаживать за кошкой и собакой?
1
Познакомить детей с правилами ухода за кошками и собаками, раскрыть связь между требованиями по уходу и условиями, необходимыми для жизни животных, воспитывать чувство ответственности по отношению к домашним животным.
Знать и соблюдать простейшие правила ухода за кошкой и собакой.
31.
Как помочь птицам зимой?
1
Познакомить детей с зимующими птицами, учить различать их, раскрыть важность заботы о птицах зимой, научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.
Уметь различать наиболее распространенных зимующих птиц, делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц.
32.
Как путешествует письмо?
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае
1
Познакомить детей с работой почты, видами почтовых отправлений, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей.
Знать этапы «путешествия» письма, виды почтовых отправлений, о роли почтовой связи в жизни людей.
3 четверть (18 часов)
33.
Откуда берутся изюм, шоколад и мед?
1
Познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей, показать их природное происхождение.
Знать о природном происхождении изюма, шоколада, меда.
34.
Откуда берется и куда девается мусор?
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае
1
Сформировать у учащихся представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, селе, природном окружении; развивать опыт анализа экологических проблем.
Знать об источниках бытового мусора и способах его утилизации; о необходимости соблюдения чистоты в доме, в городе, природе.
Уметь сортировать мусор из разного материала.
35.
Откуда в снежках грязь?
1
Познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; продолжать обучение практическому исследованию природных объектов.
Знать об источниках и путях распространения загрязняющих веществ; о способах защиты окружающей среды от загрязнений.
Уметь устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды.
Раздел 4. «Когда и где?» (10 часов)
36.
Когда придет суббота?
1
Формировать представления о времени и его составляющих - настоящем, прошлом и будущем; познакомить с днями недели, учить ориентироваться в их последовательности.
Знать, что такое настоящее, прошлое и будущее.
Уметь определять, какой день недели был вчера, и какой будет завтра.
37.
Когда наступит лето?
1
Формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года.
Усвоить, в какой последовательности сменяются времена года.
Уметь узнавать время года по характерным признакам.
38.
Где живут белые медведи?
1
Формировать представления о разнообразии природы Земли, познакомить детей с холодными районами планеты; научить приемам работы с глобусом.
Знать холодные районы планеты.
Уметь находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
39.
Где живут слоны?
1
Продолжить формирование представлений о разнообразии природы земли, познакомить детей с жаркими районами планеты; научить приемам работы с глобусом.
Знать жаркие районы планеты.
Уметь находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
40.
Где зимуют птицы?
1
Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелетных и зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к ним.
Знать перелетных и зимующих птиц своего края.
Уметь приводить примеры птиц каждой группы.
41.
Экскурсия в зимний парк.
1
Расширить знания детей о признаках зимы; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Уметь различать наиболее распространенных зимующих птиц, подбирать корм для птиц.
42.
Когда жили динозавры?
1
Формировать представления о далеком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого - динозаврами, с методами изучения вымерших животных; учить находить связь между строением животного и его образом жизни.
Иметь представления: о далеком прошлом Земли; о мире динозавров, о методах изучения вымерших животных.
43.
Когда появилась одежда?
1
Познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной одежды; учить бережно относиться к своей одежде.
Иметь представления: об истории одежды, разнообразии современной одежды.
Уметь бережно относиться к своей одежде.
44.
Когда изобрели велосипед?
1
Уточнить знания детей об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием велосипедов; учить правилам безопасной езды на велосипеде.
Знать и соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.
Уметь называть и показывать части велосипеда.
45.
Когда ты станешь взрослым?
Дорожные знаки
1
Закрепить представления о времени; обобщить знания о профессиях; научить устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Знать о связи между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Уметь приводить примеры профессий.
Раздел 4. «Почему и зачем?» (18 часов)
46, 47.
Почему солнце светит днем, а звезды - ночью, а на Луне не живут люди?
2
Формировать представления о звездах, Солнце, Луне как спутнике Земли.
Иметь представления о звездах, Солнце, Луне как спутнике Земли.
48.
Почему идет дождь и дует ветер?
1
Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных; объяснить причины их возникновения.
Знать о значении дождя и ветра для жизни растений, животных, человека.
Уметь объяснять причины возникновения дождя и ветра.
49.
Почему звенит звонок?
1
Формировать представления о звуке, его возникновении и распространении; показать разнообразие звуков окружающего мира; объяснить необходимость бережного отношения к ушам.
Знать, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.
Уметь бережно относиться к ушам.
50.
Почему радуга разноцветная?
1
Формировать представления о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью.
Знать, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.
Уметь воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу - подсказку.
4 четверть (16 часов)
51.
Почему их так назвали?
1
Раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах.
Уметь узнавать несколько изученных природных объектов; объяснять названия некоторых растений, грибов, животных
52.
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
1
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту. Продолжить обучение распознаванию природных объектов; развивать опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Уметь узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; соблюдать правила поведения на природе.
53.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
1
Учить детей слушать звуки природы; развивать опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки».
Уметь объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; соблюдать правила поведения на природе.
54.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами; раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.
Уметь приводить примеры овощей и фруктов, соблюдать гигиенические правила о мытье овощей и фруктов перед едой.
55.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1
Помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур - чистки зубов и мытья рук; учить чистить зубы и мыть руки правильно.
Знать и соблюдать гигиенические процедуры.
56.
Зачем мы ночью спим?
1
Выяснить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с жизнью ночных животных и с трудом людей, занятых ночью.
Знать о значении сна в жизни человека. Иметь представление о жизни ночных животных. Уметь соблюдать правила подготовки ко сну.
57.
Зачем строят корабли?
Где можно и где нельзя играть
1
Познакомить учащихся с назначением и устройством кораблей, со спасательными средствами на корабле.
Знать о назначении и устройстве кораблей; спасательные средства на корабле. Различать по внешнему виду основные группы судов.
58.
Зачем нужны автомобили?
1
Познакомить учащихся с назначением и устройством автомобилей; сформировать представления о прошлом и будущем автомобильной техники.
Знать о назначении и устройстве автомобилей; о назначении ремня безопасности; о том, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля.
Иметь представление о прошлом и будущем автомобильной техники.
Различать по внешнему виду основные виды автомобилей.
Уметь объяснять назначение автомобилей.
59.
Почему поезда такие длинные?
1
Познакомить учащихся с назначением и устройством поездов и железных дорог, с правилами перехода железнодорожных переездов, правилами поведения в поездах; учить классифицировать объекты техники по их назначению
Знать и соблюдать правила перехода железнодорожных переездов, правила поведения в поездах.
Уметь различать основные виды поездов, объяснять их назначение.
60.
Зачем нужны самолеты?
1
Познакомить учащихся с назначением и устройством самолетов, учить находить связь между назначением техники и ее устройством. Познакомить с правилами поведения в салоне самолета.
Знать и соблюдать правила поведения в салоне самолета.
Уметь квалифицировать самолеты по их назначению, рассказывать о назначении самолетов
61.
Зачем летают в космос?
1
Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; продолжать обучение работе в группах.
Знать об искусственном спутнике Земли; о роли спутников Земли в жизни современного человека; о назначении полета космонавтов в космос; что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин.
Уметь различать естественный и искусственный спутники Земли.
62.
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей; объяснять смысл названия «Зеленый дом»; повторить и обобщить экологический материал курса; познакомить с профессией эколога.
Знать, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; когда отмечается День Земли.
Уметь бережно относиться к окружающей среде.
63.
Как мы находили ответы на свои вопросы?
1
Обобщить представления детей о способах познания окружающего мира, источниках информации о нем.
Уметь перечислять основные способы получения информации об окружающем мире.
Итоговое повторение (3 часа)
64.
Итоговое повторение.
Зачет по ПДД
1
14
Обобщить полученные знания по изученным разделам.
Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, работать в группе.
65.
Проверочная работа.
1
15
Выявить уровень усвоения программного материала.
Уметь самостоятельно работать с тестами.
66.
Итоговое повторение.
1
16
Обобщить полученные знания по изученным разделам, устранить выявленные проблемы в усвоении программного материала.
Уметь применять полученные знания на практике.