Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 304

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рекомендована к использованию

ГБОУ СОШ № 304

Центрального района

Санкт-Петербурга Протокол от _________ № _____
«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №304 Центрального района

Санкт-Петербурга ________________В.Д. Чекина «____» ___________ 201 г. Приказ от _________ № ____



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

ДЛЯ 1 КЛАССА

Образовательная система «Школа России»

Срок реализации программы: 2014 - 2015 учебный год.









Составитель программы: Л.В. Щедрина ,

учитель I категории

Санкт- Петербург 2014 год

Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Окружающий мир» составлено на основе программы «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом. Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение окружающего мира отведено 66 часов, 2 часа в неделю.

Распределение часов в течение учебного года

Период обучения

Количество часов

Из них проверочных работ

1 четверть

18 часов

-

2 четверть

14 часов

-

3 четверть

18 часов

-

4 четверть

16 часов

1

Итого за год:

66 часов

1

Используемый УМК: Программа Министерство образования РФ. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2006. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

Дидактические средства для учащихся Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 1 класс - М.: Просвещение, 2008.

Методическая литература 1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. - М.: ВАКО, 2007.

Материалы для проведения проверочных работ 1. Плешаков А.А. Тетрадь «Проверь себя». 1 класс - М.: Вита-Пресс, 2008. 2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. - standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443

Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» (66 часов), 1 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов на тему

Примерные сроки проведения урока

Цели урока

Планируемый результат

1 четверть (18 часов)

1.

Задавайте вопросы!

Вводный урок.

1

Учить детей задавать вопросы об окружающем мире; познакомить с новым предметом, учебником, тетрадью.

Уметь задавать вопросы об окружающем мире.

Раздел 1. «Что и кто?» (22 часа)

2.

Наша школа (экскурсия).

1

Познакомить детей с различными школьными помещениями, а также работниками школы; учить правилам поведения в школе.

Знать расположение необходимых помещений, основные правила поведения в школе.

Уметь ориентироваться в школьном здании.

3.

Дорога от дома до школы

(экскурсия).

Поговорим об истории

1

Познакомить детей с территорией школы и ближайшими окрестностями, с наиболее удобной и безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути.

Знать наиболее безопасную дорогу до школы, основные правила безопасности в пути.

Уметь ориентироваться на школьной территории и в окрестностях школы.

4.

Что и кто? Что у нас над головой?

1

Уточнить знания детей о дневном и ночном небе, сообщить элементарные сведения о Солнце и облаках, развивать представления о форме и размерах предметов, начать освоение деятельности моделирования.

Знать, что Солнце - огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды.

5.

Что и кто? Что у нас над головой?

1

Показать детям красоту ночного неба, познакомить с созвездием Большой Медведицы, начать обучение распознаванию природных объектов.

Уметь распознавать ковш Большой Медведицы.

6.

Что у нас под ногами?

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1

Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; продолжить обучение распознаванию природных объектов, познакомить детей с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком), учить пользоваться увеличительным прибором - лупой.

Уметь сортировать камни по форме, размеру, цвету; различать изученные на уроке виды камней: гранит, кремень, известняк.

7.

Что растет на подоконнике?

1

Познакомить детей с наиболее распространенными комнатными растениями, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов.

Уметь различать изученные на уроке комнатные растения.

8.

Что растет на клумбе?

1

Познакомить детей с распространенными декоративными растениями клумбы, цветника, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию растений.

Уметь различать изученные растения клумбы, цветника.

9.

Что это за листья?

1

Продолжить обучение распознаванию природных объектов, учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев.

Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев.

10.

Что такое хвоинки?

1

Познакомить детей с хвойными деревьями, учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам.

Знать, что хвоинки - это листья хвойных деревьев, уметь различать сосну и ель.

11.

Что общего у разных растений?

1

Познакомить детей с частями растений, развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.

Знать общие части, уметь находить и показывать эти части.

12.

Экскурсия в осенний парк.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1

Расширить представления детей о признаках осени; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Уметь находить и называть признаки осени, узнавать листья нескольких пород деревьев.

13.

Кто такие насекомые?

1

Познакомить детей с насекомыми, показать их многообразие и красоту, совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе

Знать, что насекомые - это животные, у которых шест ног, уметь приводить примеры насекомых.

14.

Кто такие рыбы?

1

Познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, продолжить освоение деятельности моделирования, учить описанию природных объектов

Знать, что рыбы - водные животные, тело которых покрыто чешуей; уметь приводить примеры речных и морских рыб.

15.

Кто такие птицы?

1

Познакомить детей с птицами, показать их многообразие и красоту, учить выделять существенные признаки природных объектов, продолжить развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов

Знать, что птицы - животные, тело которых покрыто перьями; уметь приводить примеры птиц.

16.

Кто такие звери?

1

Учить определять принадлежность животного к группе зверей, познакомить детей с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Знать, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью.

Уметь приводить примеры животных этой группы.

17.

Что такое зоопарк?

1

Познакомить детей с назначением зоопарка, условиями содержания животных в нем.

Учить детей устанавливать связь между образом жизни животного и особенностями его содержания, обсудить правила поведения в зоопарке.

Знать о назначении зоопарка, правила поведения в нем.

Уметь объяснять, что такое зоопарк.

18.

Что окружает нас дома?

Нерегулируемые перекрестки

1

Систематизировать представления детей о предметах домашнего обихода, учить группировать предметы по их назначению.

Усвоить обобщающие понятия: мебель, бытовая техника, одежда, посуда. Уметь приводить примеры предметов каждой группы

2 четверть (14 часов)

19.

Что умеет компьютер?

Нерегулируемые перекрестки

1

Познакомить детей с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером, обсудить значение компьютера в нашей жизни.

Знать об устройстве компьютера, его назначении; правила работы с компьютером.

Уметь соблюдать правила работы с компьютером.

20, 21.

Что вокруг нас может быть опасным?

Регулируемые перекрестки. Светофор

2

Учить детей видеть потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении с ними, закрепить знание основных правил перехода улиц.

Знать значение сигналов светофора, правила перехода улиц и дорог. Уметь видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними. Уметь распознавать «ловушки» на дорогах.

22.

Что мы знаем о нашей стране и своем городе?

Регулируемые перекрестки. Светофор

1

Систематизировать и расширить представления детей о родной стране и своем селе, познакомить с государственной символикой России.

Знать слова гимна РФ, название нашего государства, столицы РФ, своего города. Усвоить, что Россия - самая большая страна мира, которую населяют многие народы. Иметь представление о разнообразии природы России, городах РФ. Уметь узнавать на рисунках и фотографиях столицу России, родной город.

23.

На что похожа наша планета?

1

Познакомить детей с формой и движением земли, с глобусом как моделью Земли, уметь доказывать выдвигаемые предположения, продолжить обучение моделированию.

Знать, что Земля имеет форму шара, что Глобус - модель Земли.

Уметь приводить доказательства шарообразности нашей планеты.

Раздел 2. «Как, откуда и куда?» (12 часов)

24.

Куда текут реки?

1


Уточнить и расширить представления детей о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде, учить работать с простейшим лабораторным оборудованием.

Знать о необходимости бережного отношения к водоемам; о движении воды из реки в море; что в реке вода пресная, а в море - соленая.

Различать виды водоемов.

25.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1


Познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту, с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

Знать о природных источниках воды, используемой в быту; о назначении очистных сооружений.

26.

Откуда в наш дом приходит электричество?

1


Раскрыть роль электричества в быту, сформировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами

Знать правила безопасного обращения с электроприборами; о роли электричестве; о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом.

Уметь выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы; соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами

27.

Откуда берутся снег и лед?

1


Познакомить детей со свойствами снега и льда, продолжить развивать умение практического исследования природных объектов.

Знать свойства снега и льда.

28.

Как живут растения?

1


Формировать представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для жизни растений, учить детей ухаживать за комнатными растениями.

Иметь представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях для жизни растений. Уметь выполнять простейшие операции по уходу за комнатными растениями

29.

Как живут животные?

1


Систематизировать и расширить представления детей о жизни животных, учить находить признаки живого у животного, называть условия, необходимые для жизни.

Усвоить, что животные питаются, размножаются, заботятся о потомстве, передвигаются, строят жилища.

Уметь перечислять условия, необходимые животным.

30.

Как ухаживать за кошкой и собакой?

1


Познакомить детей с правилами ухода за кошками и собаками, раскрыть связь между требованиями по уходу и условиями, необходимыми для жизни животных, воспитывать чувство ответственности по отношению к домашним животным.

Знать и соблюдать простейшие правила ухода за кошкой и собакой.

31.

Как помочь птицам зимой?

1


Познакомить детей с зимующими птицами, учить различать их, раскрыть важность заботы о птицах зимой, научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.

Уметь различать наиболее распространенных зимующих птиц, делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц.

32.

Как путешествует письмо?

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

1


Познакомить детей с работой почты, видами почтовых отправлений, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей.

Знать этапы «путешествия» письма, виды почтовых отправлений, о роли почтовой связи в жизни людей.

3 четверть (18 часов)

33.

Откуда берутся изюм, шоколад и мед?

1


Познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей, показать их природное происхождение.

Знать о природном происхождении изюма, шоколада, меда.

34.

Откуда берется и куда девается мусор?

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

1


Сформировать у учащихся представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, селе, природном окружении; развивать опыт анализа экологических проблем.

Знать об источниках бытового мусора и способах его утилизации; о необходимости соблюдения чистоты в доме, в городе, природе.

Уметь сортировать мусор из разного материала.

35.

Откуда в снежках грязь?

1


Познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; продолжать обучение практическому исследованию природных объектов.

Знать об источниках и путях распространения загрязняющих веществ; о способах защиты окружающей среды от загрязнений.

Уметь устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды.

Раздел 4. «Когда и где?» (10 часов)

36.

Когда придет суббота?

1


Формировать представления о времени и его составляющих - настоящем, прошлом и будущем; познакомить с днями недели, учить ориентироваться в их последовательности.

Знать, что такое настоящее, прошлое и будущее.

Уметь определять, какой день недели был вчера, и какой будет завтра.

37.

Когда наступит лето?

1


Формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года.

Усвоить, в какой последовательности сменяются времена года.

Уметь узнавать время года по характерным признакам.

38.

Где живут белые медведи?

1


Формировать представления о разнообразии природы Земли, познакомить детей с холодными районами планеты; научить приемам работы с глобусом.

Знать холодные районы планеты.

Уметь находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

39.

Где живут слоны?

1


Продолжить формирование представлений о разнообразии природы земли, познакомить детей с жаркими районами планеты; научить приемам работы с глобусом.

Знать жаркие районы планеты.

Уметь находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

40.

Где зимуют птицы?

1


Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелетных и зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к ним.

Знать перелетных и зимующих птиц своего края.

Уметь приводить примеры птиц каждой группы.

41.

Экскурсия в зимний парк.

1


Расширить знания детей о признаках зимы; развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Уметь различать наиболее распространенных зимующих птиц, подбирать корм для птиц.

42.

Когда жили динозавры?

1


Формировать представления о далеком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого - динозаврами, с методами изучения вымерших животных; учить находить связь между строением животного и его образом жизни.

Иметь представления: о далеком прошлом Земли; о мире динозавров, о методах изучения вымерших животных.

43.

Когда появилась одежда?

1


Познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной одежды; учить бережно относиться к своей одежде.

Иметь представления: об истории одежды, разнообразии современной одежды.

Уметь бережно относиться к своей одежде.

44.

Когда изобрели велосипед?

1


Уточнить знания детей об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием велосипедов; учить правилам безопасной езды на велосипеде.

Знать и соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

Уметь называть и показывать части велосипеда.

45.

Когда ты станешь взрослым?

Дорожные знаки

1


Закрепить представления о времени; обобщить знания о профессиях; научить устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Знать о связи между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Уметь приводить примеры профессий.

Раздел 4. «Почему и зачем?» (18 часов)

46, 47.

Почему солнце светит днем, а звезды - ночью, а на Луне не живут люди?

2


Формировать представления о звездах, Солнце, Луне как спутнике Земли.

Иметь представления о звездах, Солнце, Луне как спутнике Земли.

48.

Почему идет дождь и дует ветер?

1


Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных; объяснить причины их возникновения.

Знать о значении дождя и ветра для жизни растений, животных, человека.

Уметь объяснять причины возникновения дождя и ветра.

49.

Почему звенит звонок?

1


Формировать представления о звуке, его возникновении и распространении; показать разнообразие звуков окружающего мира; объяснить необходимость бережного отношения к ушам.

Знать, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.

Уметь бережно относиться к ушам.

50.

Почему радуга разноцветная?

1


Формировать представления о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью.

Знать, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.

Уметь воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу - подсказку.

4 четверть (16 часов)

51.

Почему их так назвали?

1


Раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах.

Уметь узнавать несколько изученных природных объектов; объяснять названия некоторых растений, грибов, животных

52.

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1


Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту. Продолжить обучение распознаванию природных объектов; развивать опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Уметь узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; соблюдать правила поведения на природе.

53.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1


Учить детей слушать звуки природы; развивать опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки».

Уметь объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; соблюдать правила поведения на природе.

54.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1


Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами; раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.

Уметь приводить примеры овощей и фруктов, соблюдать гигиенические правила о мытье овощей и фруктов перед едой.

55.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1


Помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур - чистки зубов и мытья рук; учить чистить зубы и мыть руки правильно.

Знать и соблюдать гигиенические процедуры.

56.

Зачем мы ночью спим?

1


Выяснить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с жизнью ночных животных и с трудом людей, занятых ночью.

Знать о значении сна в жизни человека. Иметь представление о жизни ночных животных. Уметь соблюдать правила подготовки ко сну.

57.

Зачем строят корабли?

Где можно и где нельзя играть

1


Познакомить учащихся с назначением и устройством кораблей, со спасательными средствами на корабле.

Знать о назначении и устройстве кораблей; спасательные средства на корабле. Различать по внешнему виду основные группы судов.

58.

Зачем нужны автомобили?

1


Познакомить учащихся с назначением и устройством автомобилей; сформировать представления о прошлом и будущем автомобильной техники.

Знать о назначении и устройстве автомобилей; о назначении ремня безопасности; о том, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля.

Иметь представление о прошлом и будущем автомобильной техники.

Различать по внешнему виду основные виды автомобилей.

Уметь объяснять назначение автомобилей.

59.

Почему поезда такие длинные?

1


Познакомить учащихся с назначением и устройством поездов и железных дорог, с правилами перехода железнодорожных переездов, правилами поведения в поездах; учить классифицировать объекты техники по их назначению

Знать и соблюдать правила перехода железнодорожных переездов, правила поведения в поездах.

Уметь различать основные виды поездов, объяснять их назначение.

60.

Зачем нужны самолеты?

1


Познакомить учащихся с назначением и устройством самолетов, учить находить связь между назначением техники и ее устройством. Познакомить с правилами поведения в салоне самолета.

Знать и соблюдать правила поведения в салоне самолета.

Уметь квалифицировать самолеты по их назначению, рассказывать о назначении самолетов

61.

Зачем летают в космос?

1


Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; продолжать обучение работе в группах.

Знать об искусственном спутнике Земли; о роли спутников Земли в жизни современного человека; о назначении полета космонавтов в космос; что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин.

Уметь различать естественный и искусственный спутники Земли.

62.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1


Сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей; объяснять смысл названия «Зеленый дом»; повторить и обобщить экологический материал курса; познакомить с профессией эколога.

Знать, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; когда отмечается День Земли.

Уметь бережно относиться к окружающей среде.

63.

Как мы находили ответы на свои вопросы?

1


Обобщить представления детей о способах познания окружающего мира, источниках информации о нем.

Уметь перечислять основные способы получения информации об окружающем мире.

Итоговое повторение (3 часа)

64.

Итоговое повторение.

Зачет по ПДД

1

14

Обобщить полученные знания по изученным разделам.

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, работать в группе.

65.

Проверочная работа.

1

15

Выявить уровень усвоения программного материала.

Уметь самостоятельно работать с тестами.

66.

Итоговое повторение.

1

16

Обобщить полученные знания по изученным разделам, устранить выявленные проблемы в усвоении программного материала.

Уметь применять полученные знания на практике.


© 2010-2022