- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие познавательной активности на уроках математики в начальных классах
Развитие познавательной активности на уроках математики в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Феоктистова Я.Ю. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие познавательной активности на уроках математики в начальных классах.
учителя начальных классов
МОКУ СОШ п. Зенгино
Феоктистовой Яны Юрьевны
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования является одной из самых актуальных, поскольку активность - это необходимое условие формирования умственных качеств личности.
Под познавательной активностью подразумевается качество деятельности, характеризуемое высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам; она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и соответствующей организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.
К показателям познавательной активности можно отнести стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и др.
Степень включённости в учебный процесс и проявления познавательной активности учащегося - это динамический, изменяющийся показатель от нулевого до самого высокого.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению и расширению этих знаний.
В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».
Поэтому создание игровой атмосферы на уроках снимает усталость, позволяет удержать внимание, развивает познавательный интерес и способствует формированию познавательной активности.
С этой целью использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.
Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями использую иллюстрации к сказкам: «Терем-Теремок», «Репка», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» и другие.
« Репка»
«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка»,- сообщает учитель.- Посмотрим сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, второй и т. д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.
Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: «Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за...» (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом».
Дети убеждаются в том, что до начала игры они чего-то не умели, а к концу этому научились.
При изучении первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала, провожу игры: «Угадай», «Открой форточку», «Арифметический лабиринт», «Найди пару», «Войди в ворота», «Лесенка», «Эстафета», «Карусели».
«Молчанка»
Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети, молча, - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверять ответы товарищей
Для определения темы урока я использую следующее:
17
12
15
19
11
18
14
20
м
е
и
т
д
е
ц
р
Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете тему урока.
Решите примеры.
10-2 10-10
4+3 6+3
5-4 2+1
3+2 8+2
8
9
1
10
0
7
3
5
5
На обобщающих уроках использую путешествие в сказку. На протяжении всего года обучения мы с ребятами побывали в сказках «Колобок», «Теремок», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и других.
Например, при закреплении таблицы сложения с переходом через десяток ребята помогали Ивану-царевичу найти Василису Прекрасную, которую похитил Кощей Бессмертный. Ивану-царевичу встречались разные препятствия, ребята помогали их преодолеть, выполняя задания.
В играх - путешествиях ненавязчиво обогащается запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества, И главное - огромный эффект; ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляю! и доводят до автоматизированного навыка математические знания.
При привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характере в рифмованной форме, например:
-
На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
-
На дереве было 8 листьев.
Ветер дунул, лист сорвал,
И еще один упал,
А потом упало 5.
Кто их может сосчитать?
-
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Три еще дала Алла.
Сколько всего стало?
На уроках математики и во внеклассных мероприятиях использую загадки. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес.
1. У него четыре лапки,
Лапки - цап - царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза для мышей. (Кот)
3. Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает, (двойка)
3. Говорит она беззвучно.
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь в десять раз умней, (книга)
К нам на урок приходят игровые персонажи (Незнайка, Буратино, Красная Шапочка, Мальвина и другие), которые служат не только для более глубокого понимания математических понятий. Они апперируют к эмоциям и воображению детей.
В результате резко обогащается поисковая активность класса и обеспечивается более плавное вхождение ребенка в учебную деятельность через игровую.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир, повысить познавательную активность и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.