Занятие по экологии для 1 класса «Путешествие по лесу»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»









Путешествие по лесу

Внеклассное мероприятие в 1 классе

в рамках проведения

Международного дня леса

разработан и проведён

учителем начальных классов

первой квалификационной категории

Михеевой И. Ю.

март, 2014 г.

Тема. Путешествие по лесу Цели: расширить знания детей о лесе; познакомить с произведениями искусства местных художников на тему занятия; вызвать интерес к лесу; воспитывать бережное отношение к растениям и животным; дать представление о Красной книге; совершенствовать речь, развивать мышление, эстетический вкус. Оборудование: сказочный персонаж Лешик, предметные картинки с изображением лиственного, хвойного и смешанного лесов и их растительности; предметные картинки с изображением животных леса: зверей, птиц, насекомых; аудиозапись с голосами птиц, с мелодией «Колыбельная леса»; Красная книга России, Красная книга Татарстана; рисунки детей на тему «Мы любим лес в любое время года»; экологические условные знаки в защиту природы; произведения: рассказ В.Бианки «Жалейкин и птенчик», стихотворение С. Никулин «Русский лес», стихотворение Н. Рыжовой «Правила разведчиков природы»,словарная карточка: фитонциды. Ход занятия: I. Сообщение темы. - Отгадайте загадку: Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) Сегодня, 21 марта - Международный день леса. Это праздник был основан в 1971 году и призван привлечь внимание к огромному значению всех видов лесов. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Наш друг Лешик, который живёт в лесу, приглашает нас совершить путешествие в лесное царство. II. Актуализация знаний учащихся

  1. Введение. Учитель читает стихотворение С. Никулина «Русский лес» на фоне музыки.

Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне Лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться - и видно всё до дна. Течёт вода-водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А если и устану - присяду на пенёк. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где-то бродит Леший с зелёной бородой. Жизнь кажется иною, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит. Учитель: - Лешик повёл нас в лес. Как хорошо, как вольно здесь дышится! Весело шумят зелёные деревья, выглядывают из - под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпаны по травяному ковру ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы. И Гномик говорит, что самые главные жители леса - это деревья, их много, они высокие. Давайте посмотрим, какие удивительные деревья растут в лесах. Об этом узнаем, разгадав кроссворд «Деревья леса», который приготовил Лешик. 2. Разгадывание кроссворда. По горизонтали:
  1. Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной косынке, в белом сарафане. (Берёза)
  1. Стоит над кручей богатырь могучий:
Плечи пораздвинул, руки пораскинул. (Дуб)
  1. У меня длинней иголки, чем у самой рослой ёлки.
Ты меня в лесу найдёшь - я колючая, как ёж. (Сосна) По вертикали:
  1. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
  1. Ягоды - не сладость, зато глазу - радость,
И садам - украшение, и дроздам - угощение. (Рябина)
  1. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  2. Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист - ладошкой, с длинной ножкой. (Клён) Учитель: Молодцы! 3.Встреча с прекрасным. Обращается внимание на выставку картин известных и местных художников, на рисунки, выполненные учащимися на тему: «Мы любим лес в любое время года». 4. Какие бывают леса? - По каким признакам можно различить деревья? (Ответы детей) - Леса бывают разные. Если в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называют лиственным. В нём растут дубы, липы, осины, можно встретить рябинку. А вот лес, в котором не видно деревьев с листочками, только сосны упираются своими вершинами в самое небо. Или вот совсем тёмный, мрачный лес, в котором лишь ели хозяева. И сосновый, и еловый леса называют хвойными. - Как вы думаете, почему у этих лесов такое название? (Ответы детей) - Правильно, вместо листочков у елей и сосен иголочки-хвоинки, потому и называют эти леса хвойными. А бывают леса смешанные, когда встречаются все деревья, и хвойные, и лиственные. В берёзовых рощах растут одни берёзы - это светлые леса, в сосновом бору - одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - орешник, малина, калина. - А что ещё растёт в лесу? (Ответы детей) - Правильно! Травы, ягоды, грибы. Послушайте стихотворение «Какие бывают леса?» Кусты и деревья, листочки на ветках. Лиственный лес это, помните, детки. Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень , осинки. Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва, и хвоинки. Рядом и ели растут, и осинки. Смешанным лес тот зовётся, друзья, Тут все деревья от А и до Я! 5. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше, выше! 6. Лес - наш зелёный друг. - Как вы думаете, почему лес называют зелёным другом? (Ответы детей) - Да, лес действительно наш зелёный друг. Лес называют «Зелёной фабрикой». В лесу происходит важный газообмен: вредный для дыхания человека и животных углекислый газ поглощается листьями, а необходимый для жизни кислород выделяется. Кроме того, деревья выделяют особые летучие вещества, фитонциды, которые убивают болезнетворных микробов и бактерий. Вокруг городов леса играют роль мощных фильтров, которые улавливают ядовитые газы и пыль. Лес - наиболее здоровое место отдыха для людей. Стихотворение о лесе читает подготовленный ученик. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же знаешь, мы свои! 7. Поговорим о животных леса. - Ребята, а лес - это дом для кого? (Ответы детей) - Чтобы беречь лес, нужно о нём много знать. Знать обитателей, для которых лес родной дом. Отгадайте загадки Лешика: 1. В лесу, у пня - суета, беготня. Народ рабочий Весь день хлопочет, Себе город строит. (Муравьи) - Муравьи - трудолюбивый лесной народ. Они уничтожают до 2 тысяч насекомых. Не позволяйте разорять муравейник! Нельзя ворошить, нарушать его форму: будет затекать вода, муравьи, их потомство погибнут! Показ условного экологического знака: «Помните! Разоряя муравейник, вы разоряете дом друзей!» С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол, и в дупло убежал. (Белка) - Как только созревают шишки, то сюда спешат белки, которые заготавливают себе корм. На земле шишки тоже не залёживаются. Мыши, землеройки и другие зверьки лакомятся ими. 3. Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна! (Медведь) - Что вы знаете о медведе? (Ответы детей) 4. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (Кукушка) - А что вы знаете о кукушке? (Ответы детей) 5. Всё время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел) - Как называют дятла? (Ответы детей) 8. И не только о животных! Учитель: Это не все обитатели леса. Есть её и насекомые, растения, мелкие животные. Показ картинки с изображением гриба мухомора. - Скажите, а так ли нужны нам такие грибы? -Верно, нам мухомор не нужен. Тогда для кого он и для чего нужен в лесу? (Ответы детей). Показ экологического условного знака: «Сбивать мухоморы ногой нельзя!» Включается аудиозапись «Голоса птиц в лесу» . - Поговорим о птицах. - Птицы - наши друзья! Птицы - не только санитары леса, но и своим пением они создают нам настроение. И мы, как юные экологи, помощники природы, знаем, как трудно им перезимовать зимой, и как нужны домики для птиц весной, когда они возвращаются к нам из дальних стран! - Как мы помогаем птицам? (Строим скворечники, делаем кормушки и насыпаем корм). Чтение рассказа В.Бианки «Жалейкин и птенчик». - Ребята, почему у Жалейкина погиб птенчик? (Ответы детей) - Конечно от голода. Зачем Жалейкину понадобилось забирать птенца из родного лесного дома? И таких жалостливых Жалейкиных немало. Показ экологического условного знака: «Птенцов трогать и брать в руки нельзя!» - Природных обитателей надо жалеть, но жалеть умеючи, чтобы не принести им беды: подкармливать, оказывать помощь раненым и покалеченным. 9. Об охране леса и поведении в нём. - Как вы уже сказали, лес - это дом животных. В песне у Юрия Чичкова «Лесной марш» есть такие строки: «Мы каждую берёзку сбережём в лесах любимой Родины». Для чего мы должны сберечь леса? Помните! «Срубить дерево - пять минут, а вырастить - сто лет!» - Чем мы, школьники, можем помочь лесам? (Собирать макулатуру, сажать деревья, убирать территорию леса, не оставлять после себя мусор) - Ребята, а знаете ли вы, как надо себя вести в лесу? Давайте проверим. 1. Почему в лесу нельзя громко кричать? (Шум пугает лесных обитателей) 2. Можно ли в лесу разжигать костры? (Нельзя) Почему? - После пожара в лесу потребуется несколько лет, чтобы на обожженной земле появились травка, цветы. Костры надо разводить, если так уж необходимо, подальше от деревьев, лучше на открытых местах. Уходя, надо обязательно залить водой и засыпать песком или землёй. - Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Правила разведчиков природы». Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать! Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу - всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось. Их покой побереги. Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки. И тогда любой зверёк - будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба - скажет: «Ты - мой друг! Спасибо!» Показ экологических условных знаков по строкам стихотворения.
  1. Итог занятия.
Учитель: Мы сегодня услышали много прекрасных слов о природе, о лесе. Наш Лешик довольный пойдёт в свой лес. Вы так много знаете! Надеюсь, что после этого занятия вы ещё больше будете любить и охранять природу. Научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. Посадите хотя бы одно деревце, постарайтесь оберегать уже посаженные леса, станьте надёжными друзьями! Не забывайте слова Михаила Пришвина: «Охранять природу - значит охранять Родину…»









© 2010-2022