УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ по внеурочной деятельности: ШАХМАТЫ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 имени А. Ф. Лебедева г. Томска

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по внеурочной деятельности: ШАХМАТЫ

Урок 12

Тема: ФЕРЗЬ (урок - путешествие)

(первый год обучения)

Разработала: учитель начальных классов Костенко Г. В.

УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ по внеурочной деятельности: ШАХМАТЫ

Образовательные ресурсы: ( И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» Пособие для учителя для 1 года обучения - Обнинск, Издательство «Духовное возрождение») «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно - белые чудес и тайн полны». Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы» И. Г. Сухин Тетради: «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно - белые чудес и тайн полны». И. Г. Сухин

Оборудование:

демонстрационная шахматная доска

настольные наборы шахмат,

интерактивная доска,

рисунки детей с изображением шахматных фигур,

шахматные фигуры, сделанные руками ребят.

Тема: «Ферзь».Ферзь против ладьи, слона.

Цель: формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные шахматные комбинации, закрепление определения ходов шахматной фигуры «Ферзь». Ход Ферзя, взятие.



Задачи: предметная: расширять кругозор, пополнять знания о шахматах, обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи; метаредметная: развивать умственные способности, внимание, память, познавательную мотивацию, логическое мышление, умение концентрироваться;

коммуникативная: формировать твердость характера и желание добиваться успехов, стремление к реализации своих идей;

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично -поисковый; фронтальная, в парах, групповая.

УУД (умение учиться)

Регулятивные: создаёт угрозу для неприятельской фигуры, оценивает результат своего труда;

Познавательные: понимает значение и роль ферзя на шахматной доске, сравнивает значимость шахматных фигур; Личностные: умеет становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения для достижения своего замысла, бороться до конца, неунывать при неудачах.

  • Коммуникативные: умеет активно включаться в игровое действие, а не пассивно созерцать со стороны, обмениваться мнениями, рассуждать о своих замыслах, обсуждает индивидуальные результаты.



  1. Орг. момент

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе.

  • Приветствие.

ВОТ ОПЯТЬ ЗВЕНИТ ЗВОНОК

НАЧИНАЕТСЯ УРОК!

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя. -

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король -

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!(Шахматы). - Ребята! Сегодня мы совершим путешествие в шахматную страну. Но прежде, чем совершить путешествие, давайте, ребята, выберем слова, которые нам будут помогать в течение всего занятия. Какие качества личности нам нужны для того, чтобы играть в шахматы? Почему? (любознательность, трудолюбие, умение добиваться цели, доброжелательность уважение к сопернику, смекалка)

3. Повторение пройденного материала (читают подготовленные ученики, в конце показываю слайд)

Ребята загадают вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ - поощрительный приз в конце урока.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто же это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Я смотрю на первый ряд,

По краям они стоят…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

Загадай

- А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в словах:

Коньки, заслонка, спешка, оладьи?

- Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры:

бадья, печка, корь, пушка.


  1. Ферзь. Введение в тему урока.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели, умение делать умозаключение и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Ферзь.
УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ по внеурочной деятельности: ШАХМАТЫ

Ферзь Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Есть несколько предположений, что именно оно значит. Возможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр). В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской. Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии - Dame, В Италии - Donna, в Англии - Queen, в Болгарии - Царица, В Македонии - Кралица. Любопытно, что только в Польше появилось собственное название для ферзя - гетман (hetman). Ферзь - самая сильная шахматная фигура. Как сказал кардинал Ришелье, играя в шахматы с Д'Артаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» - не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь».

  1. Практическая деятельность (регулятивные УУД, личностные УУД)
Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. НЕ может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже.

УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ по внеурочной деятельности: ШАХМАТЫ Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигур черных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного ферзя. Если белый ферзь решит ударить кого-либо из них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого. И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства.

УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ по внеурочной деятельности: ШАХМАТЫ Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.

Дидактические задания. Игра «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» , «Взятие»(работа в парах)

Уебник стр.53-55.(показ на демонстрационной доске)

  1. Итог урока. Рефлексия.

(Личностные УУД, Коммуникативные)

Самым интересным было…

Самым трудным было…

Я узнал, что…

Я научился…

Мне ещё надо учиться…

Какие качества личности помогли мне добиться успеха на уроке…

Самыми активными участниками на уроке были…

Какое настроение было у вас на уроке?(смайлик )

Уборка рабочего места


© 2010-2022