План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа»

им. М.Т.Калашникова.


номинация: «Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках естественно-научного и художественно-эстетического циклов»





План-конспект урока курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Светская этика»


Программа и УМК: «Школа 21 век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Автор: учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Маршалкина Татьяна Дмитриевна

Электронный адрес: [email protected]

с. Курья

2014 Тема урока: Дружба Класс: 4

Цель урока:

- создание условий для осмысления учащимися своего отношения (чувствования) к таким ценностным категориям, как ДРУЖБА, ДРУГ.

Задачи урока:

- выявить и представить все стратегии работы в группе, показать разные проявления лидерства;

- обратить внимание учащихся и запустить работу по чувствованию слова;

- создать атмосферу сотрудничества через эмоциональную открытость и общение.

- воспитывать умение слушать других.
















1. Организационный момент: целеполагание, мотивационный настрой на урок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-О каком понятие мы будем говорить сегодня, попробуйте определить сами. В толковом словаре об этом говорят так:

…-близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-Правильно, это - ДРУЖБА.

-Докажите свою точку зрения. Как вы понимаете:

  • БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ

  • ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ

  • ПРИВЯЗАННОСТЬ

  • ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

- А как вы выбираете себе друзей? - Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать сегодня ответ? Ведь о дружбе мы знаем очень много. На что, на ваш взгляд, нужно обратить внимание? Дружба - хрупкий сосуд. Очень важно… Сегодня мы постараемся вывести ЗАКОНЫ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ. Кто в нашей стране принимает законы? Может один человек принять закон для всего общества? Правильно! Для принятия наших законов я предлагаю вам разделиться на группы. Но вы должны помнить, что у вас всегда есть выбор: работать в группе или самостоятельно.

Определяют тему урока, цель урока самостоятельно.

Делятся на группы,

(разрезаю две иллюстрации по количеству учеников, переворачиваю, дети выбирают часть картинки, составляют целую из частей - группа; придумывают название - с чем ассоциируется у них это изображение)

определяют лидеров. 2. Изучение нового учебного материала.

  • Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба - это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание.
  • Познакомьтесь с рассказом «Почему рельсы всегда рядом?». (см. раздаточный материал) Попробуйте определить, почему рассказ со столь странным названием мы разбираем сегодня, при чём здесь ДРУЖБА? Попытайтесь сформулировать первый закон настоящих друзей (выведенные законы демонстрируются на доску)
  • Познакомьтесь со стихотворением Дюрера «О плохих и хороших друзьях». Как вы его понимаете? Найдите в нём ключевые, на ваш взгляд, фразы, определяющие плохих и хороших друзей, подчеркните их в тексте. Выведите законы настоящих друзей.
На протяжении всего урока идёт работа с текстом. Ведётся обсуждение в группах. Возможные варианты ответов: дружба учит бескорыстной заботе о благе другого; сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит со мной мои радости, заботы, поможет решить проблемы.


3. Закрепление учебного материала

  • Жизнь подбрасывает нам различные ситуации. Попробуйте в них разобраться. Как бы вы поступили на месте героев?

СИТУАЦИЯ 1. Два ученика готовились к внеклассному чтению. Андрей взял книгу в библиотеке, а Сергей - нет. Перед уроком Сергей просит книгу у друга. Андрей ему отказывает, т.к. книга нужна самому.
К какому закону подойдёт эта ситуация?

  • О чём предостерегает вас автор в стихотворении, предложенном во второй ситуации?

СИТУАЦИЯ 2.

Когда со мной случалось горе,

подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело -

друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

что помогли когда-то мне.

(А.Дементьев) К какому закону подойдёт эта ситуация? Возможные варианты ответов: не всякий умеет быть другом; до дружбы надо дорасти; не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль; другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

Народная мудрость гласит: друзья познают-

ся в беде, но пользовать-

ся плодами чужого труда тоже плохо. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. 4. Рефлексия - Подведение итогов урока. Я предлагаю вам определить ключевое, на ваш взгляд, слово нашего урока; составьте «портрет» этого слова

  • Перед вами обрывки пословиц. Попробуйте восстановить их. БЕЗ БЕДЫ… ДРУЖБА КРЕПКА НЕ ЛЕСТЬЮ, … ПЛОХОЙ ДРУГ ПОДОБЕН ТЕНИ: … МАЛЕНЬКАЯ ДРУЖБА … ТОЛЬКО В СВЕТЛЫЕ ДНИ ЕГО И ВИДИШЬ. ЛУЧШЕ БОЛЬШОЙ ССОРЫ. А ПРАВДОЙ И ЧЕСТЬЮ. ДРУГА НЕ УЗНАЕШЬ.
  • Правильно. А как вы понимаете смысл этих пословиц? К чему призывает народная мудрость?
  • Что произвело на вас наибольшее впечатление на сегодняшнем уроке?
  • Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
  • Как вы оцениваете работу своей группы?
• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? Как вы помогали сохранить хорошее рабочее настроение? • Чем вы руководствовались в процессе принятия решения? • Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы. • Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • Какие чувства вы испытали, когда родилась идея?
- Задание на дом. Все группы работали сегодня прекрасно! Спасибо всем за урок. Я услышала все ваши выводы, высказала своё мнение. Но, мне кажется, что каждый вынес ЛИЧНО для себя ОДНУ основную мысль. Хорошенько подумайте и попробуйте сформулировать дома самый важный, на ваш взгляд, закон для настоящего друга. - на протяжении всего урока учатся слушать собеседника и излагать своё мнение; - участвуют в диспутах; - учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций; - знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в произведениях литературы.

Составляют «портрет» слова:

-подбирают синонимы, антонимы;

- работа с ассоциациями; - вспоминают пословицы, поговорки.


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


ПОЧЕМУ РЕЛЬСЫ ВСЕГДА РЯДОМ? Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай…


________________________________________________________________


О ПЛОХИХ И ХОРОШИХ ДРУЗЬЯХ.

Тот, кто в беде бросает друга, когда ему живётся туго,

Кто сердце не готов отдать тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно у друга первого его -

Достоин только одного: неумолимого презренья.

Добрый друг не тот, кто перед нами спину гнёт,

К уловкам прибегая лисьим!

Но кто в поступках независим,

Удачу иль беду твою воспримет так же, как свою,

Кто за тебя горою встанет, не подведёт и не обманет.

(А. Дюрер)


_______________________________________________________________



СИТУАЦИЯ 1. Два ученика готовились к внеклассному чтению. Андрей взял книгу в библиотеке, а Сергей - нет. Перед уроком Сергей просит книгу у друга. Андрей ему отказывает, т.к. книга нужна самому.

____________________________________________________________

СИТУАЦИЯ 2.

Когда со мной случалось горе, подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело - друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея, что помогли когда-то мне. (А.Дементьев)


ПОРТРЕТ СЛОВА

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА



СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

СИНОНИМЫ





СЛОВО

АНТОНИМЫ


АССОЦИАЦИИ




ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

ПОРТРЕТ СЛОВА

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА



План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

СИНОНИМЫ




СЛОВО

АНТОНИМЫ


АССОЦИАЦИИ




ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

ПОРТРЕТ СЛОВА

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА



СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

СИНОНИМЫ





СЛОВО

АНТОНИМЫ


АССОЦИАЦИИ




ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

ПОРТРЕТ СЛОВА

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА



План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

СИНОНИМЫ




СЛОВО

АНТОНИМЫ


АССОЦИАЦИИ




ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

БЕЗ БЕДЫ ДРУГА НЕ УЗНАЕШЬ.

ДРУЖБА КРЕПКА НЕ ЛЕСТЬЮ, А ПРАВДОЙ И ЧЕСТЬЮ.
ПЛОХОЙ ДРУГ ПОДОБЕН ТЕНИ: ТОЛЬКО В СВЕТЛЫЕ ДНИ ЕГО И ВИДИШЬ.

МАЛЕНЬКАЯ ДРУЖБА ЛУЧШЕ БОЛЬШОЙ ССОРЫ.

План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

План-конспект урока на тему «Основы религиозных культур и светской этики»

6

© 2010-2022