Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, Климанова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8»


Рассмотрено

на заседании кафедры

протокол № ________

«____»_____20___г.

Зав. кафедрой______

«Согласовано»

зам директора по УВР/УМР

_________________

«____»_____20_____ г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия № 8»

________________

«___»____20____ г.



Рабочая программа


по учебному предмету


литературное чтение


для 3 «Д» класса (начального общего образования)







Составитель: Стрельцова Н.В. Квалификационная категория: первая






Сроки реализации программы:

01.09. 2013 г. - 31.05. 2014 г.




г. Рубцовск, 2013

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ №1067 от 19.12.12), Уставом МБОУ «Гимназия № 8» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «Гимназия № 8» и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 22.05.2013). Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной и др. «Литературное чтение». УМК «Школа России» включает в себя:

  • учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской. 3 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013 год;
  • рабочую тетрадь к учебнику «Литературное чтение». Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 год.
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 3 - х классах: обучение в объёме - 136 часов, 4 часа в неделю (из обязательной части). Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей третьеклассников. Программа и УМК выстроен таким образом, чтобы помочь сориентировать учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.) и обеспечивает их поэтапную отработку.

Общая характеристика курса


Литературное чтение - один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему раз­витию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успеш­ность изучения курса литературного чтения обеспечивает резуль­тативность обучения по другим предметам начальной школы. Цели курса:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
  • развитие интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта средствами художественной литературы;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной.
Задачи курса:
  • формировать читательский кругозор и опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; формировать эстетическое отношение к слову и умения понимать художественное произведение;
  • формировать нравственные чувства и представления о добре, дружбе, правде и ответственности.
Содержательные линии по предмету:
  • «Круг детского чтения» (знакомство с книгой как источником различного вида информации, формирование библиографических умений).
  • «Виды речевой и читательской деятельности» (совершенствование коммуникативных навыков (навык чтения), устноё речи (умение слушать и говорить), представления о текстах (работа с текстом художественного произведения) и литературоведческая пропедевтика).
  • «Опыт творческой деятельности» (раскрытие способов и приёмов деятельности по адекватному восприятию художественного произведения, чтобы научить учащегося проявлять собственные творческие способности).
Развитие навыка чтения предполагает на третьем году обучения - наращивание скорости и овладение рациональными приёмами чтения.

Класс

I полугодие

II полугодие

3 Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. На уроках литературного чтения продолжается развитие тех­ники чтения, совершенствование качества чтения, особенно ос­мысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок заду­мывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нрав­ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям и к Родине. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность). Формы и методы организации учебных занятий по предмету в 3 классе: чтение по ролям, читательская конференция, устное словесное рисование, драматизация, инсценировка, декламация, рассказ, мини-сочинение (творческая деятельность); беседа по вопросам самостоятельного чтения, пересказ, экскурсия, наблюдение за текстом произведения (литературоведческая пропедевтика). Курс литературного чтения побуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем. Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами. Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия № 8».



Содержание учебного курса

Учебно-методический план по литературному чтению в 3 классе

п\п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Вводный урок

1

2.

Самое великое чудо на свете

4

3.

Устное народное творчество

14

4.

Поэтическая тетрадь 1

11

5.

Великие русские писатели

24

6.

Поэтическая тетрадь 2

6

7.

Литературные сказки

8

8.

Были-небылицы

10

9.

Поэтическая тетрадь 1

6

10.

Люби живое

16

11.

Поэтическая тетрадь 2

8

12.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

13.

По страницам детских журналов

8

14.

Зарубежная литература

8


Итого

136


круг произведений для чтения В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и современная литература.
ВВОДНЫЙ УРОК (1 Ч.)

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 Ч.)

Виды речевой и читательской деятельности

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 Ч.) Литературоведческая пропедевтика Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. Докучные сказки. Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 Ч.) Литературоведческая пропедевтика, виды речевой и читательской деятельности Ф. И. Тютчев («Весенняя гроза», «Листья»); А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»); И. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»); И. Суриков («Детство»).
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 Ч.) Литературоведческая пропедевтика, виды речевой и читательской деятельности Н. Некрасов («Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Бальмонт («Золотое слово»); И. Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»).
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 Ч.) Виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика А. Пушкин («Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»); И. Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М. Лермонтов («Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень»); Л. Толстой («Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 Ч.) Творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика Д. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки», «Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»); В. Гаршин («Лягушка-путешественница»); В. Одоевский («Мороз Иванович»).
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ЧАСОВ) Творческая деятельность М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский («Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (6 Ч.) Литературоведческая пропедевтика, виды речевой и читательской деятельности Чёрный («Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»); А. Блок. («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»); С. Есенин («Черёмуха»).
ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 Ч.) Творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев («Капалуха»).
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (8 Ч.) Виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика С. Маршак («Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»); А. Барто («Разлука», «В театре»); С. Михалков («Если»); Е. Благинина («Кукушка», «Котенок»).
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (12 Ч.) Творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика Б. Шергин («Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»); В. Драгунский («Друг детства»).
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 Ч.) Творческая деятельность и литературоведческая пропедевтика Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 Ч.) Виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ (17 Ч.) Устное народное творчество. Русские народные сказки. Стихи поэтов-классиков XIX - начала XX века для детей. Басни И. А. Крылова. Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Е. Чарушина. Литературные стихи сказки. Поэзия С. Я. Маршака. Книги-самоделки из материалов периодической печати. Рассказы о природе. О чём рассказывают журналы. Рассказы-загадки про зверей и птиц. Мифы, легенды, предания. Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.


Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами изучения литературного чтения в 3 классе являются: осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства; полно­ценное восприятие художественной литературы; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами изучения литературного чтения в 3 классе являются: освоение приёмов поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром, формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами изучения литературного чтения в 3 классе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­сания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстни­ками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Третьеклассник научится

Третьеклассник получит

возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); - осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их - воспринимать художественную литературу как вид искусства; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - осознанно выбирать виды специфику(художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; - вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; - работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; - читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; - читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); - коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; - ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию. чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; - доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; - писать отзыв о прочитанной книге.


Творческая деятельность - читать по ролям литературное произведение; - использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя); - создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; - создавать иллюстрации по содержанию произведения;

- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; - создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Календарно-тематический поурочный план



№ урока/№ урока в теме



Раздел/ Тема урока



Элементы содержания урока


Ко-ли-чес-тво ча-сов



СРОКИ



Планируемые результаты



Инфор-маци-онные ресурсы

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

ВВОДНЫЙ УРОК (1 ЧАС)

1/1


Введение. Знакомство с учебником (вариативное чтение) Условные обозначения, главы, содержание, словарь в учебнике.

1

сентябрь

Формирование внутренней по­зиции школьника на основе поло­жительного от­ношения к шко­ле, навыка сотрудничества в разных ситуа­циях, умение, не создавая кон­фликтов, нахо­дить выходы из спорных си­туаций. Регулятивные УУД: формулировка и удержание учебой задачи, применение установленных пра­вил. Познавательные УУД: осуществ­ление поиска и выделения ин­формации. Коммуникативные УУД: оформ­ление своих мыслей в устной форме, понимание речи других. Работа с ху­дожественными текста­ми доступными для вос­приятия, понимание прочитанного, понимание про­читанного, улавливание ритмичности художественного произ­ведения, ориентировка в учебных пособиях.


САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 ЧАСА)

2/1

Знакомство с названием раздела. Книга - самое великое чудо на свете. Прогнозирование содержания раздела. Виды книг. Правила обращения с книгами.

1


Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества. Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации, умение пользоваться разными видами чтения.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи,
высказывание и обоснование своей точки зрения. Фор­мирование представлений о Родине и её людях, культуре, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении, использование элементарных литературоведчес-ких понятий.





3/2


Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения История создания книги и её роли в жизни человека. Понятие «рукописная книга».

1

4/3


Первопечатник Иван Фёдоров (чтение в лицах) Истории возникновения первой печатной книги; сообщения учащихся о первопечатнике; способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение.

1


5/4


Урок - путешествие в прошлое. Оценка достижений (кроссворд)

1


сентябрь

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 ЧАСОВ)

6/1 Знакомство с названием раздела. Малые жанры устного народного творчества Прогнозирование содержания раздела. Понятия «устное», «творчество» и«народное». Жанры УНТ: пословицы, поговорки, загадки, песни.

1


Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда Регулятивные УУД: использование письменных речевых средств для ситуации и

Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры,

ЭОР: Аудиопри-ложение к
































7/2

Русские народные песни Произведения устного народного творчества (песни: заклички, колядки).

1


на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, чувствам других людей.
решения различных коммуникативных задач по плану, сверяя свои действия с целью, корректирование своих действий; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ними. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах; переработка и преобразование информации из одной формы в другую (н-р: схема, таблица, график). Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения, адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов; самостоятельный выбор интересующей литера­туры, дополнительных источников информации, составляя краткую аннотацию к ним.

учебнику: РНП «Жаворон-ки, жаворонки…»

др..

8/3 Докучные сказки. Сочинение докучных сказок (выразительное чтение) Сочинение докучных сказок с опорой на особенности построения.

1


9/4 Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка Изделия декоративно-прикладного искусства из дерева, бересты, глины. Ремесленники и народные умельцы. Музеи народного творчества.

1

сентябрь

10/5 Русская народная сказка «Сетрица Алёнушка и братец Иванушка» Сказка. Словесное составление портретов героев сказки причин их поступков.

1


ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


pedsovet. su -

1. Интерак-тивная игра "Русский фольклор".

2. Презента-ция. Проектная задача «Как стать сказоч-ником?»

11/6

Русская народная сказка «Сетрица Алёнушка и братец Иванушка» (чтение по ролям) Выразительное чтение по образцам.

1

12/7 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» Внеклассное чтение Русские народные сказки Диалог при обсуждении прочитанного.

1

13/8 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» (пересказ) Работа по содержанию сказки.

1

сентябрь

14/9 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» Составление портретов героев на основе личных впечатлений, подтверждение их словами текста

1

15/10 Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Личное отношение к прочитанному. Работа над сюжетными линиями.

1

16/11 Русская народная сказка «Сивка-бурка» Выразительное чтение по образцам.

1

17/12 КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

1


октябрь

18/13 Художники-иллюстраторы В. Васнецова и И. Билибин Биография художников-иллюстраторов В. Васнецова и И. Билибина.

1

19/14 Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (Проверочная работа по разделу). Работа по сочинению сказок на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1








7/7

1




1


1



1


1


1













































ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 ЧАСОВ)

20/1 Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания раздела. Понятие «поэзия». Соотнесение загадок и отгадок.

1


Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности, формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе, представлений о нравственных нормах общения.
Регулятивные УУД:
самостоятельная формулировка темы и цели урока;
составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;
работа по плану, корректировка своей деятельности;
в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной, извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной и не сплошной текст- схема). Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и понимание речи других. Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.




ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Стихи Ф.И. Тютчева

и А.А. Фета.















ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Стихи И.С. Никитина





ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику: Стихи И.З.

Сурикова.


21/2 Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) Биография автора. Правила чтения стихотворений. Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение).

1

октябрь

22/3 Ф. Тютчев «Весенняя гроза» (выразительное чтение наизусть) Биография автора. Приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты); обучение сравнительному анализу стихотворений.

1

23/4 Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» (выразительное чтение) Работа над понятием «рифма», нахождение рифмы в стихах; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение); работа над передачей настроения стихотворений.

1

24/5 А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (выразительное чтение наизусть). Внеклассное чтение Стихи русских поэтов об осени Биография автора. Работа над содержанием стихотворения; составление текстов-описаний сменяющихся картин природы на основе поэтического произведения; работа над образными средствами языка (олицетворение); деление на части.

1

25/6 И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (выразительное чтение наизусть) Биография автора. Анализ стихотворения. Выделение смысловых частей в стихотворении; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации.

1

октябрь

26/7 И. Никитин «Встреча зимы» (выборочное и выразительное чтение) Чтение стихотворений с выражением авторского настроения.

1

27/8 И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины Сочинение стихотворения с использованием различных средств выразительности (приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу

1












7/7

1




1


1



1


1


1






































































природы в лирическом стихотворении (выразительное чтение) голоса, выбрать тон и темп чтения)).






28/9 И. Суриков «Детство» (выразительное чтение наизусть). Внеклассное чтение Знай и люби родную природу Творчество и жизнь автора. Сравнительный анализ стихотворений.

1

29/10 Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») (викторина)

1

октябрь

30/11 Оценка достижений (тест № 1)


1

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 ЧАСА)

31/1 Знакомство с названием раздела (викторина) Прогнозирование содержания раздела.

1


Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельности.
Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); переработка и преобразование информации из одной формы в другую (таблицы, схемы); осуществление анализа и синтеза. Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения. Самостоятельный выбор интересующей литера­туру, использование справочных источников для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов,

использование элементарных литературо­ведческих понятий.



ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Стихи и сказка А.С. Пушкина.



pedsovet.su-

Учебный фильм «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»».



32/2 А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина Жизнь и творчество поэта; работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка.

1

33/3 А. Пушкин. Лирические стихотворения Внеклассное чтение Конкурс стихотворений «Зимушка - зима» Расширение знаний о творчестве автора. Работа над интонацией; соотнесение с произведениями живописи.

1

ноябрь

34/4 А. Пушкин «Зимнее утро» (выразительное чтение наизусть). Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка.

1

35/5 А. Пушкин «Зимний вечер» Словесное рисование с опорой на текст.

1

36/6 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Работа по выявлению осмысленности читаемого текста.

1

37/7 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Расширение и активизация словарного запаса; работа над описанием героев сказки.

1

ноябрь

38/8 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (составление картинного плана). Разные виды чтения.

1

39/9 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Составление плана сказки на основании выделенных частей.

1















7/7

1




1


1



1


1


1





































































40/10 Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом (пересказ) Творчество художника-иллюстратора. Сравнительный анализ произведений словесного и изобразительного искусства.

1






ЭОР:

Аудиопри-ложение к уч.:

Басни И. Крылова.

pedsovet.su

1. Урок по теме: «Басни Крылова «Мар-тышка и очки»»

2.Учебный фильм «И.Кры-лов. Ворона и Лисица»

41/11 Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове Жизнь и творчество автора; беседа о возникновении жанра басни; мораль басни.

1

ноябрь

42/12 И. Крылова «Мартышка и Очки» Биография автора. Анализ басни; отношение читающего к главным героям с обоснованием.

1

43/13 И. Крылова «Зеркало и Обезьяна» (выразительное чтение в лицах) Анализ басни; отношение читающего к главным героям с обоснованием, мораль басни.

1

44/14 И. Крылов «Ворона и Лисица» (выразительное чтение наизусть + инсценирование) Анализ басни; отношение читающего к главным героям с обоснованием; изменение интонации в зависимости от отношения к герою, мораль басни.

1

45/15 М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи Жизнь и творчество поэта. Чтение стихотворений с соблюдением орфоэпических норм.

1

декабрь


collection.

edu.ru/

catalog/

pupil -

Энцикло-педия «Кругос-вет»:

Михаил Юрьевч

Лермонтов

ЭОР:

Аудиопри-ложение к уч.: Стихи М.Ю. Лермонтова

46/16 М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» Анализ стихотворений с точки зрения поэтического языка (средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты).

1

47/17 М. Лермонтов «Утёс», «Осень» Внеклассное чтение Стихи русских поэтов Анализ стихотворений с точки зрения поэтического языка.

1

48/18 Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения Жизнь и творчество писателя; анализ произведения.

1

49/19 Л. Толстой «Акула» (выборочное чтение) Герои, главная мысль произведения виды плана и их сравнение, особенности пересказа.

1

декабрь

































7/7

1




1


1



1


1


1













































50/20 Л. Толстой «Прыжок» (пересказ). Внеклассное чтение Л. Н. Толстой детям Анализ текста; герои, главная мысль произведения; составление вариантов плана.

1


ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Рассказы Л.Н. Толстого.


proshkolu.ru

Презента-ция «Л.Н.

Толстой».




51/21 Л. Толстого «Лев и собачка» (пересказ) Работа над сюжетным и эмоциональным содержанием произведения; работа над изменением окончания рассказа.

1

52/22 Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение текстов (сочинение рассказа). Внеклассное чтение «По страницам детских энциклопедий» Анализ текстов; виды текстов и их особенности; словесное рисование картин природы.

1

53/23 Оценка достижений (тест № 2)

1

декабрь

54/24 Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») (викторина + конкурс чтецов)

1

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 ЧАСОВ)

55/1 Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания раздела. Понятие «ритм». Чтение стихов о разных временах года и их сравнительная характеристика.

1


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать их. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: умение пользоваться разными видами чтения; извлечение информации, представленной в разных формах; построение рассуждения.
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; Установление причинно-следственных связей и опре­деление главной мысли произведения и деление текста на части, озаглавливание их, составление простого плана нахождение средств выразительнос-ти, пересказывание произведения, нахождение характерных особенностей научно-

pedsovet.su -

1. Презен-тация «Биогра-фия Н.А.Нек-расова».

2.Учебный фильм. Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

56/2 Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» (выразительное чтение наизусть) Жизнь и творчество автора. Чтение и анализ стихотворений; образные средства языка.


1


57/3 Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (выразительное чтение наизусть отрывка). Внеклассное чтение Читаю стихотворение и слышу сказку Работа по содержанию произведения; деление на части; выявление отношения автора к герою при помощи слов и выражений; обучение пересказу текста с предварительным переводом в прозаический.

1


декабрь
















7/7

1




1


1



1


1


1













































58/4 К. Бальмонт «Золотое слово» (выразительное чтение) Жизнь и творчество писателя. Чтение и анализ произведений; особенности поэтического языка.

1



адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. познавательных, учебных и художественных текстов.

proshkolu.ru

Презента-ция Н.А.Нек-расов Славная осень (в анимации)




59/5 И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений (выразительное чтение наизусть) Передача настроения при помощи поэтической речи; проверка навыка чтения. Самостоятельный анализ поэтического произведения.

1

60/6 Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений (викторина + тест № 3)

1

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 ЧАСОВ)

61/1 Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания раздела. Понятие «литературные (авторские) сказки». Составление вопросов по тексту профессора Самоварова. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.

1

январь Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов умения срав­нивать героев литературных произведений со своими собственными поступками; формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД: работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем вырабатывание критериев оценки. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах; переработка и преобразование информации из одной формы в другую . Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи,
высказывание и обоснование своей точки зрения. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художествен-ного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта; понимание литературы как явления национальной и мировой культуры.



proshkolu.ru

Презента-ция «Дед Мазай и зайцы Н.Некра-сов».


ЭОР:

Аудиопри-ложение к уч.: Сказки

Д.Н. Мамина -Сибиряка.

collection.

edu.ru/

catalog/

pupil -

Энцикло-педия «Кругос-вет»:

62/2 Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» Биография автора; чтение и анализ произведения.

1

63/3 Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Комплексная работа с текстом. Чтение и анализ событий и поступков героев; чтение эпизодов в лицах.

1

64/4 В. Гаршин «Лягушка-путешественница» (выразительное чтение) Жизнь и творчество писателя. Характеристика героев сказки. Разные виды чтения.

1


65/5 В. Гаршин «Лягушка-путешественница» (тест № 4). Внеклассное чтение О братьях наших меньших (Рассказы о животных Б. Житкова, Е. Чарушина) Составление плана сказки на основании выделенных частей.

1

январь

66/6 В. Одоевский «Мороз Иванович» Биография автора. Тема и жанр произведения; анализ сюжета.

1




























7/7

1




1


1



1


1


1












































67/7 В. Одоевский «Мороз Иванович» (выборочное чтение) Разные виды работы с текстом; характеристика героев и их

1


Дмитрий Наркисо-вич Мамин-Сибиряк.


68/8 Оценка достижений. Контрольная работа № 1. КВН

1

БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ЧАСОВ)

69/1 Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания раздела. Понятия «быль» и «небылица». Сравнение основных терминов раздела.

1

январь Формирование чувства гордости за свою Родину, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонациональ-ного российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем вырабатывание критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ними. Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, приятие иной точки зрения, умение договариваться и приходить к общему решению.
Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении вслух и про себя приёмами, анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературовед-ческих понятий.





70/2 М. Горький «Случай с Евсейкой» (выразительное чтение) Жизнь и творчество писателя. Понятия «быль» и «небылица»; биография автора; чтение и анализ произведения.

1

71/3 М. Горький «Случай с Евсейкой» (сочинение продолжения сказки) Творческая работа по преобразованию речевого материала. Составление словесного портрета Евсейки.

1

72/4 К. Паустовский «Растрёпанный воробей» (выборочное чтение) Жизнь и творчестве автора. Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного.

1

73/5


К. Паустовский «Растрёпанный воробей» (тест № 5) Определение темы, главных героев и второстепенных героев.

1

февраль

74/6 К. Паустовский «Растрёпанный воробей» Внеклассное чтение Паустовский К. «Жильцы старого дома» Работа над развитием сюжета и его ролью в эмоциональном восприятии текста; выделение главной мысли.

1

75/7 А. Куприн «Слон» (пересказ) Биография автора; чтение рассказа, жанровые особенности произведения.

1

76/8 А. Куприн «Слон» (сочинение истории с обычными вещами). Разные виды работы с текстом; характеристика героев и их поступков;

1

77/9 А. Куприн «Слон» Внеклассное чтение Рассказы В. Осеевой Разные виды чтения; характеристика героев и их поступков; чтение фрагментов в лицах; обучение постановке вопросов.

1

февраль

78/10 Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений (тест № 6)

1





1


1


























7/7

1




1


1



1


1


1













































ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (6 ЧАСОВ)

79/1 Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..» Прогнозирование содержания раздела, произведения.
Краткие сведения об авторе; анализ стихотворений; отношение автора к своим персонажам.

1


Развитие этических чувств, доброжелательнос-ти и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; работа по
плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в тексте (иллюстрации, и таблицы, схемы); переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблиц), осуществление анализа и синтеза. Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения. Использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

ЭОР:

Аудиопри-ложение:

proshkolu.ru

А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны, Ворона»

collection.

edu.ru/

catalog/

pupil -

Энцикло-педия «Кругос-вет»:

Александр Алесандо-вич Блок.

pedsovet.su

Урок «С. Есенин. Стихи».


80/2 С. Чёрный «Воробей», «Слон» (выразительное чтение наизусть) Работа над интонированием стихотворений.

1

81/3 А. Блок «Ветхая избушка» (выразительное чтение наизусть) Определение жанровых особенностей произведений;

1

февраль

82/4 А. Блок «Сны», «Ворона». Сравнительный анализ произведений; словесное рисование.

1

83/5 С. Есенин «Черёмуха» (выразительное чтение) Расширение знаний о жизни и творчестве поэтессы. Анализ стихотворения.

1


84/6 Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений (тест № 7)

1

ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 ЧАСОВ)

85/1 Знакомство с названием раздела (сочинение текста о животном) Прогнозирование содержания раздела, произведения. Понятия «сочувствие» и «сопереживание». Правила при общении с природой по тексту Н. Сладкова.

1

февраль Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользование разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлечение Нахождение выразитель-ности, пересказывание произведения учебных и художествен-ных произведений, на практическом уровне овладение некоторыми видами письменной речи, написание отзыва на





.

86/2 М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в тексте. Сочинение на основе художественного текста. Внеклассное чтение Рассказы М. Пришвина
Краткие сведения об авторе. Чтение и анализ произведения; выявление жанровых особенностей; работа с заголовком; составление характеристики героя с опорой на текст. Разные виды чтения; деление на части; составление плана.

1







1

































7/7

1




1


1



1


1


1













































87/3 И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Краткие сведения об авторе. Чтение и анализ произведения.

1


о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими.
информации, представленной в разных формах. Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. прочитанное произведение, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст.






















collection.

edu.ru/

catalog/

pupil -

Энцикло-педия «Кругос-вет»:

Виталий Валенти-нович Бианки.

















88/4 И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (сочинение продолжения истории) Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1

89/5 В. Белов «Малька провинилась» (пересказ). Внеклассное чтение Сладков Н.И. Из «Лесной азбуки» Работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; развитие сюжета, знакомство с понятием «кульминация»; работа над главной мыслью и вариантами заголовка к рассказу.

1

март

90/6 В. Белов «Ещё раз про Мальку» (сочинение продолжения истории Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1

91/7 В. Бианки «Мышонок Пик» (выборочное чтение) Знакомство с биографией автора; чтение частей и работа над осмыслением их содержания.

1

92/8 В. Бианки «Мышонок Пик» (тест № 8) Составление плана; разные виды творческого пересказа.

1

93/9 Б. Житков «Про обезьянку»
Биография автора. Чтение рассказа с параллельным выявлением понимания прочитанного.

1

март

94/10 Б. Житков «Про обезьянку» Внеклассное чтение Рассказы о дрессировщиках Работа с иллюстрациями. Составление плана.

1

95/11 Б. Житков «Про обезьянку» (сочинение истории). Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1

96/12 В. Дуров «Наша Жучка» Творчество Дурова. Чтение рассказа с выявлением понимания прочитанного.

1

97/13 В. Астафьев «Капалуха» (пересказ) Биография автора. Чтение рассказа, деление на части, анализ.

1

март




































7/7

1




1


1



1


1


1













































98/14 В. Драгунский «Он живой и светится…». Внеклассное чтение Рассказы В. Ю. Драгунского Краткие сведения об авторах; наблюдение за развитием сюжета.

1






































99/15 Урок-конференция «Земля - наш дом родной»

1

100/16 Оценка достижений (тест № 9)

1

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (8 ЧАСОВ)

101/1 Знакомство с названием раздела (сказочная викторина) Прогнозирование содержания раздела. Сравнительный анализ русских народных и авторских сказок.

1

март Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание собственными поступками, осмысливание поступков героев, установка на безопасный, здоровый образ жизни, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонациональ-ного российского общества. Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации пользование разными видами чтения. Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Использование простейших видов анализа различных текстов: установление причинно-следственных связей, нахождение характерных особенностей научно-познавательных, учебных, художественных текстов, пользование справочными источниками и для понимания и получения дополнительной информации.



ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Стихи С. Маршака, А.А. Блока, С. Михал-кова и Е. Благининой











102/2 С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» (выразительное чтение наизусть) Краткие сведения об авторе. Анализ стихотворений.

1

103/3 А. Барто «Разлука» (вы- разительное чтение) Расширение знаний о жизни и творчестве поэтессы. Чтение и анализ произведения; выделение главной мысли.

1

104/4 А. Барто «В театре» (выразительное чтение наизусть) Составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков;

1

105/6 С. Михалков «Если», «Рисунок» (выразительное чтение наизусть). Внеклассное чтение Михалков С.В. Стихи о детях Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Работа с зарисовками; жесты и мимика в процессе отработки навыка выразительного чтения. Сравнительная характеристика стихотворений.

1

апрель

106/7 Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» (выразительное чтение) Расширение знаний о жизни и творчестве автора. Развитие фантазии в процессе работы над произведениями

1





1






1


1


1


























7/7

1




1


1



1


1


1













































107/8 «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1






108/9 Оценка достижений (тест № 10)

1

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ - НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (12 ЧАСОВ)

109/1 Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания раздела, произведения. Понятия «доброжелательность», «терпение» и «уважение». Чтение и анализ стихотворений о дружбе.

1

апрель Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Регулятивные УУД: работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки. Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
в диалоге с учителем выработка критериев оценки. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах; переработка и преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, высказывание и обоснование своей точки зрения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; на практическом уровне овладение некоторыми видами письменной речи (повествование - созда­ние текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев), написание отзыва на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.




























proshkolu.ru

Презента-ция

Н. Носов «Федина задача»



110/2 Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» (составление рассказа о бабушке) Краткие сведения об авторе. Чтение и обсуждение прочитанного. Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1

111/3 А. Платонов «Цветок на земле» (выборочное чтение). Творчество и биография автора. Словесное рисование; характеристика героев.

1

112/4 А. Платонов «Цветок на земле» Внеклассное чтение Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» Работа над пословицами и их ролью в тексте обсуждение и анализ прочитанного.

1

113/5 А. Платонов «Ещё мама» Разные виды работы с текстом. Чтение эпизодов в лицах. Обсуждение причин и последствий поступков героев.

1

апрель

114/6 А. Платонов «Ещё мама» (сочинение продолжении рассказа) Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1

115/7 М. Зощенко «Золотые слова» (выразительное чтение по ролям + тест № 11) Краткие сведения об авторе. Отработка чтения текста в лицах.

1

116/8 М. Зощенко «Великие путешественники» (краткий пересказ) Разбор ситуации, инсценирование произведения; роль юмора в произведении.

1

117/9 Н. Носов «Федина задача» (выразительное чтение) Краткие сведения об авторе. Выявление умений самостоятельно анализировать текст, рассуждать.

1


апрель




1


1

























7/7

1




1


1



1


1


1













































118/10 Н. Носов «Телефон» Обобщение на основе последовательности вопросов.

1






























proshkolu.ru

Презента-ция Н.Носов «Телефон»







119/11 В. Драгунский «Друг детства» (самостоятельная работа) Творчество и биография писателя. Знакомство с понятием «прозаические произведения».

1

120/12 Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Оценка достижений (тест № 12)

1


ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 ЧАСОВ)

121/1 Знакомство с названием раздела (пересказ) Прогнозирование содержания раздела, произведения. Понятие «детский журнал». Рассказ о любимом журнале по предложенному плану.

1

май Развитие этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной отзыв, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользование разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий.









122/2 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (вы- разительное чтение) Краткие сведения об авторе. Обсуждение прочитанного; чтение в лицах;

1


123/3 Ю. Ермолаев «Проговорился» (выразительное чтение по ролям) Краткие сведения об авторе. Сравнительная характеристика произведений.

1

124/4 Е. Ермолаев «Воспитатели» Чтение и обсуждение юмористических произведений; жанровое своеобразие произведений.

1

125/5 Г. Остер «Вредные советы» (сочинение вредных советов) Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1


май

126/6 Г. Остер «Как получаются легенды» (выразительное чтение) Творчество и биография автора. Сравнение терминов «сказка» и «легенда».

1

127/7 Р. Сеф «Весёлые стихи» (сочинение весёлых стихов или пересказ) Краткие сведения об авторе. Сравнительная характеристика произведений. Творческая работа по преобразованию речевого материала.

1














1


1

























7/7

1




1


1



1


1


1













































128/8 Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений (тест № 13)

1






















ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ЧАСОВ)

129/1


Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции (Итоговая контрольная работа) Прогнозирование содержания раздела. Понятие «миф». Чтение и обсуждение мифа «Храбрый Персей».

1

май Начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); переработка и преобразование информации из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения. Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанное восприятие и оценивание содержания и специфики различных текстов, уча­стие в их обсуждениях, обоснование нравственной оценки поступков героев.


pedsovet.su

Интерак-тивное пособие "Мифы древней Греции".


ЭОР:

Аудиопри-ложение к учебнику:

Древнегре-ческий мир «Храбрый Персей».


collection.

edu.ru/

catalog/

pupil -

Энцикло-педия «Кругос-вет»:

Ганс-Христиан Андерсен.

130/2


Мифы Древней Греции (пересказ) Жанровые особенности; сравнение: сказка-легенда-миф; знакомство с родиной мифов.

1


131/3 Мифы Древней Греции Внеклассное чтение Мифы, легенды, предания Анализ произведений. Выразительное чтение по образцу.

1


132/4


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Творчество и биография писателя. Работа по содержанию прочитанного; характеристика героя на основе текста и иллюстрации.

1

133/5


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (тест № 14) Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения.

1

май

134/6 Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение.

1

135/7


Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Игра «Брейн-ринг».

1

136/8


Обобщающий урок

1







1


1

























7/7

1




1


1



1


1


1













































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Примечание

1.


Учебно-методическая литература для учителя

Основная:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. и др. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013 г.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
  5. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
  6. Рябущкина И.В., Стефаненко Н.А. Аудиоприложение к учебнику литературного чтения: 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная:
  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. - М.: ВАКО, 2013 г.
  2. Интернет ресурсы: proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; it-n.ru - Сеть творческих учителей; uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; uchportal.ru - Учительский портал; openclass.ru - «Открытый класс» - образовательные сообщества; metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; zavuch.info - ЗАВУЧ.инфо - Методическая библиотека; eor-np.ru - Электронные образовательные ресурсы; suhin.narod.ru/zag1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина; rsl.ru - Российская государственная библиотека.
  3. Универсальный словарь русского языка. - Спб.: ИГ «Весь», 2010 г.

Учебная литература для учащихся

Основная:

  1. Внеклассное чтение 3 - 4 класс.- Изд.: ВАКО, 2012 г.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013 г.
  3. Рябущкина И.В., Стефаненко Н.А. Аудиоприложение к учебнику литературного чтения: 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная:
  1. Интернет ресурсы: voron.boxmail.biz - Детские сказки… Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.; cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка»; kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения по литературному чтению, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.) обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.
Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования).

Технические средства обучения

2.

Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска

Принтер лазерный чёрно-белый

Оборудование класса

3.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Магнитная доска.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами



Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу


№ п\п

№ урока /тема по рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание


































© 2010-2022