Тема урока: М.М.Пришвина « Изобретатель». Цели урока: - знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
- развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
отработка навыки беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм; - прививать любовь и интерес к чтению;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
- развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию и т. д.
ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Проверка д/з. - Чем отличаются сказки А. Толстого от других литературных сказок, например Е. Шварца ? (В сказках Шварца использованы традиционные сюжеты, элементы народных сказок. В произведениях Е. Шварца основная мысль: будьте внимательны к близким, живите дружно, необходимость ценить семейное счастье. Сказки Толстого похожи на рассказ о детях.Нет волшебства, волшебных героев, сказочных элементов. Нет характерных для сказок зачина и концовки, зато есть диалог героев, на котором построено повествование, т.е сказки необычны по форме и содержанию.В них автор глядит на мир глазами ребёнка, знает его душу, интересы, помогает читателю вернуться в его детство) - Чем необычны герои сказок А.Толстого.( обычные дети, коты, предметы) - Назовите писателей, в книгах которых звери и птицы чаще всего главные герои. (« Слон» Куприн, « Неслышимка» В. Бианки, « Жалобы зайки» К. Ушинский, К. Паустовский « Кот -ворюга»,» Жильцы старого дома» (герои кот Степан, такса Фунтик,Петух Горлач,Чёрная курица), Мамин- Сибиряк « Емеля- охотник» (Слайд 1) 3. Работа с текстом до чтения. ( Слайд 2) Сегодня мы познакомимся с рассказом ещё одного писателя, которого С.Я. Маршаку удалось превратить в детского. ( Слайд 3) Ученица: ( Слайд 4) - Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера. Учитель: - Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале "Родник" в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка "Матрёшка в картошке". Затем увидели свет другие произведения Пришвина "Ярик", "Ёж", "Лисичкин хлеб". б) Обдумывание заголовка, иллюстраций. Предположение о содержании рассказа. Учитель: ( Слайд 5) - Сейчас откройте учебник на странице 94, рассказ называется "Изобретатель", попытаемся определить, о чём он. Сложно? - Кто такой изобретатель?( ответы детей)( Слайд 6) -В толковом словаре Ожегова написано: ИЗОБРЕТАТЕЛЬ_тот, кто создал, изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное Посмотрите внимательно, какими иллюстрациями сопровождается это произведение и, учитывая то, что чаще всего Михаил Михайлович писал о природе и животных, теперь попробуйте догадаться о содержании текста. (Ответы детей. ) Учитель: - Почему, по-вашему, название текста записано в кавычках? Почему автор назвал рассказ именно так? (Потому, что это прозвище. ) 4. Работа с текстом во время чтения. а) Чтение рассказа М. Пришвина хорошо читающими учениками. Чтение 1 части текста (Дикие утята) - Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание) -Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…) -Попробуйте предположить, что может произойти дальше. Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой) - Оправдались ваши предположения? - Кто помог высиживать утиные яйца? - Что значит «пустая голова»? - Почему автор назвал Мусю «пустая голова»? - Кто такая Пиковая Дама? - Что может произойти дальше? Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама) - Предположение подтвердилось? - Почему Пиковая Дама была сердита? - Подумайте, как могут развернуться события дальше? Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?) - Оправдался ли ваш прогноз? - Что значит «воин ростом с огурец»? - Кого он так называет? -Почему автор назвал так утёнка? - Какой вопрос задает сам себе и нам автор? - Как вы думаете, что же будет дальше? - Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать. Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой) - Подтвердились ваши предположения? Дети задают вопросы к отрывку. - Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? - Как утёнок мог вылезти из корзины? - Предположите, чем закончится эта история. Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель) - Оправдались ваши прогнозы? - Можно ли назвать утёнка изобретателем? - Прочитайте последнее предложение. -Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.) -Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем) - Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?» 5.Самостоятельная работа учащихся с текстом. Повторное чтение текста и составление плана. (Игра "Расположи элементы плана в правильной последовательности") - Восстановите последовательность событий. ПЛАН: Эксперимент с ленточкой. Дикие утята. Как Пиковая Дама стала утиной мамой. Изобретатель. Как он выбрался из корзинки? Почему рассердилась Пиковая дама? |