Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Семеновская школа-интернат»



Принято

на заседании ШМО

учителей начальных классов и

естественно-гуманитарного

цикла

протокол № от

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________

« » августа

Утверждено

приказом директора

школы-интерната

г.Семенова

от « » августа . №













Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3 класса

на 2015-2016 учебный год



















Составил:учитель 1-4 классов

Огневая Лариса Юрьевна













г.Семенов

2015


Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: учебного плана МКОУ «Семеновская школа-интернат» на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора от 01.06.2015 года № 101-ОД), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013 г. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 3 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 15 детей, из которых мальчиков - 10, девочек - 5 (из них Никольский Д., Скворцов И. находятся на домашнем обучении). Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса изобразительного искусства и не требует корректировки содержания программы. Основная масса обучающихся класса - это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности. Школьники относятся к учёбе положительно, но, не всегда осознают важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняют задания. Но есть учащиеся, которых необходимо контролировать при выполнении учебных заданий (Чистяков Ар., Моталова Т., Берников Н., Абакумова В.). Абакумова В., Галиева К., Берников Н., Степанов В. отличаются медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, затрудняются выполнять задания по образцу. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность изучать изобразительное искусство на более высоком уровне. Они с большим интересом принимают участие в школьной неделе изобразительного искусства, конкурсах, выполняют посильные творческие задания. В целом обучающиеся 3 класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. В классе отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Мальчики и девочки дружат между собой, школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.

Роль и место изобразительного искусства в образовательном процессе. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Программа предназначена для обучающихся 3 класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений, местных условий. Структура программы по изобразительному искусству. Рабочая программа по изобразительному искусству включает: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся; способы и формы оценки образовательных результатов. Программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1 - 2 классах и рассчитана на 35 часов учебного времени, 1 час в неделю.

Соответствие Государственному образовательному стандарту Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Цель: создать условия для исправления недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воздействуя на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствовать формированию личности умственно отсталого ребёнка. Задачи:

  • осуществление коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • развитие умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • развитие у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • формирование умений ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • корегирование недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • обучение обучающихся знаниям элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развитие у обучающихся речи, художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач в 3 классе предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 3 классе перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 3 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Специфика программы В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция - развитие памяти;

  • коррекция - развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Коррекция мелкой моторики. Обучающиеся, отстающие от одноклассников в умении изображать заданный материал, должны участвовать в подготовительной и основной части урока вместе со всеми обучающимися, беседуя с учителем, анализируя объект изображения, повторяя последовательность изображения за учителем или хорошо успевающим обучающимся. Во время работы этих обучающихся над рисунком с ними проводится индивидуальная работа и оказывается посильная помощь с использованием специальных методических приёмов.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

Декоративное раскрашивание Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора, форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры Упражнять обучающихся в изображении предметов круглой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Планируемые результаты освоения курса Обучающиеся должны уметь: - правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; - самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; - правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; - делить лист на глаз на две и четыре равные части; - анализировать с помощью учителя строение предмета; - изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; - рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); - в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине; - различать и называть цвета и их оттенки; - узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Виды и методы организации учебного процесса Виды организации учебного процесса по изобразительному искусству являются: урок, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа. Методы обучения: словесные, практические. Методы стимулирования: словесные, сюрпризные моменты. Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневые. Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются: «Рисование с натуры»

  • анализ объектов изображения (определение формы, цвета, величины, составных частей),
  • изображение объёмных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении,
  • определение величины рисунка по отношению к листу бумаги,
  • передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и света его частей,
  • применение осевых линий при построении рисунка,
  • подбор соответствующего цвета для изображения предметов.
«Декоративное раскрашивание»
  • последовательное выполнение построения орнаментов в прямоугольнике и квадрате с использованием осевых линий,
  • расположение узоров симметрично с заполнением середины, углов, краёв,
  • размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях в центре и по краям,
  • использование акварельных и гуашевых красок,
  • заливка, соблюдение контура, отдельных элементов орнамента,
  • подбор гармонически сочетающихся цветов.
«Рисование на темы»
  • передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного,
  • расположение изображения на листе бумаги,
  • объединение изображений общим замыслом.
«Беседы об изобразительном искусстве»
  • рассказ о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства,
  • ответы на вопросы, связанные с простейшим анализом содержания произведения,
  • высказывание своего мнения о картинах (что в них больше всего понравилось).
При изучении тем курса используются:
  • наглядные пособия (натуры),
  • образцы изображений,
  • планы изображения,
  • репродукции известных художников,
  • дидактический материал,
  • художественная литература,
  • коррекционные игры и упражнения.








Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование темы

Количество

часов

1

Рисование с натуры.

14

2

Декоративное раскрашивание.

12

3

Рисование на тему.

7


Беседы по картинам проводятся на девяти уроках.


Итого:

33









Календарно-тематическое планирование


Тематика по четвертям

Планируе-мая

дата

Фактичес-кая

дата

I четверть

1 Рисование с натуры листьев березы и ивы. Беседа по картинам на тему «Лето» (А.Куинджи «Березовая роща»; И.Шишкин «Рожь», «Ручей в лесу».

1.09

2

Рисование в полосе узора из веточек с листочками.

8.09

3 Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

15.09

4 Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и фрукты».

22.09

5 Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

29.09

6 Рисование с натуры морских сигнальных флажков.

6.10

7 Рисование с натуры доски для резания овощей.

13.10

8 Рисование шахматного узора в квадрате.

20.10

9 Тематический рисунок к загадке К.И.Чуковского «Чудесные цветы».

27.10


II четверть



10 Декоративное рисование орнамента в квадрате.

10.11


11 Рисование с натуры игрушечного домика.

17.11


12 Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа. Беседа по картинам на тему «Осень» (И.Левитан «Золотая осень»; В. Поленов «Золотая осень»).

24.11


13 Рисование с натуры будильника.

1.12


14 Рисование с натуры двухцветного мяча.

8.12


15

Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели.

Беседа по картинам на тему «Зима» (И.Шишкин «Зима»; К.Юон «Русская зима»).

15.12


16

Рисунок на тему «Новогодняя ёлка».

22.12



III четверть



17 Декоративное рисование узора для рукавички.

12.01


18 Рисование узора по образцу.

19.01


19 Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу».

26.01


20

Рисование с натуры молотка.

2.02


21 Рисование с натуры детской лопатки. Беседа по картине К.Юона «Конец зимы. Полдень».

9.02


22 Рисование с натуры теннисной ракетки.

16.02


23 Декоративное рисование орнамента в квадрате.

1.03


24 Рисование на тему «День защитника Отечества».

15.03


25 Декоративное рисование плаката «8 Марта».

22.03



IV четверть



26 Рисование узора из растительных форм в полосе.

5.04


27 Рисование с натуры весенней веточки.

12.04


28 Рисование на тему «Деревья весной». Беседа по картинам о весне. И.Левитан «Март»; А.Саврасов «Грачи прилетели».

19.04


29 Сюжетно-тематическая композиция «Корабль дружбы».

26.04


30 Рисование с таблицы орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

3.05


31 Составление узора для крышки коробки, изготовленной на уроке ручного труда.

17.05


32 Рисование с натуры куста земляники с цветами. Беседа по картине Т.Яблонской «Весна».

24.05


33 Рисование с натуры весенних цветов.

31.05





Способы и формы оценки образовательных результатов.


Проверка работ, выполненных обучающимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему. Работы обучающиеся выполняют в альбомах для рисования, используя цветные карандаши, акварель или гуашь. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией обучающихся и степени принятия её учащимися. На уроках - беседах об изобразительном искусстве оценка обучающихся зависит от активности участия в беседе, от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).


«Декоративное раскрашивание» Оценка «5» ставится ученику, если он: - выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии, - располагает узор симметрично, - заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора, - при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания, - работу выполнял чисто, аккуратно, - выполненная работа соответствует образцу. Оценка «4» ставится ученику, если он: - допустил 1 - 2 ошибки при выполнении работы, - соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы, - работа близка к образцу. Оценка «3» ставится ученику, если он: - при выполнении работы выполнил половину требований её изображения, - грубо не нарушил правила изобразительного искусства, - в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор). Оценка «2» ставится ученику, если он: - грубо нарушил правила изобразительного искусства, - в выполненной работе трудно узнать заданный орнамент (узор). Оценка «1» ставится ученику, если он: - грубо нарушил правила изобразительного искусства, - работу не закончил.

«Рисование с натуры» Оценка «5» ставится ученику, если он: - правильно определил величину рисунка по отношению к листу бумаги, - правильно передал в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей, - раскрасил изображённый предмет, соблюдая края и ровно заливая середину, - при изображении пользовался осевыми линиями и использовал правила изобразительного искусства, - работу выполнял чисто, аккуратно, - выполненный рисунок соответствует натуре. Оценка «4» ставится ученику, если он: - допустил 1 - 2 ошибки при выполнении работы, - соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы, - работа близка к образцу. Оценка «3» ставится ученику, если он: - при выполнении работы выполнил половину требований её изображения, - грубо не нарушил правила изобразительного искусства, - в выполненной работе узнаётся изображаемый предмет. Оценка «2» ставится ученику, если он: - грубо нарушал правила изобразительного искусства, - в выполненной работе трудно узнать изображаемый предмет. Оценка «1» ставится ученику, если он: - грубо нарушал правила изобразительного искусства, - работу не выполнил.

«Рисование на темы» Оценка «5» ставится ученику, если он: - сумел передать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного (услышанного), - правильно расположил изображение на листе бумаги, - соблюдал пропорции предметов, - соблюдал размеры предметов в зависимости от расположения «дальше - ближе», - раскрашивал, соблюдая правила раскрашивания, - работу выполнял чисто, аккуратно, - в работе чётко выражена заданная тема. Оценка «4» ставится ученику, если он: - работу выполнил в соответствии с вышеуказанными требованиями, но допустил при этом 1 - 2 ошибки, - в работе просматривается заданная тема. Оценка «3» ставится ученику, если он: - нарушил половину вышеуказанных требований к выполняемой работе и правил изобразительного искусства, - в работе узнаётся заданная тема. Оценка «2» ставится ученику, если он: - нарушил более половины требований к выполняемой работе, - в рисунке с трудом просматривается заданная тема. Оценка «1» ставится ученику, если он: - нарушил требования к выполняемой работе, - в рисунке не просматривается заданная тема.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой.-М.: «Просвещение», 2013 г.


Учебник: В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: «Дрофа», 2014


















© 2010-2022