Доклаlд Использование эвристических технологий в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Актуальность использования эвристических технологий в начальной школе.

Аленова А И уч.нач. классов сшг №17 г.Актобе Путь человека похож на путь цветка, питающегося живитель­ными соками родной земли и распускающегося навстречу свето­носным солнечным лучам. Его движение не надо направлять и организовывать. Не требуется указывать цветку размеры его стеб­ля или количество лепестков на нем. В естественных условиях он сам будет расти таким, каким ему предначертано. Нам остает­ся лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наибо­лее полно реализуется дар ученика в изучаемой образовательной области. Чтобы достигать задач естественного творческого развития де­тей, нужна особая школа. Учитель в такой школе подобен садов­нику, чутко реагирующему на изменения каждого растения в сво­ем саду. У него нет цели вырастить одинаковые деревья по задан­ному образцу. Он прислушивается к каждому дереву и цветку, пытается предугадать и обеспечить сообразное их природе разви­тие. Дидактическая эвристика как педагогическая система родилась из не­обходимости разработки теории и технологии практической реализации идей свободного природосообразного образования, ориентированного на самореализацию детей и учителей. В чем же главные особенности данной системы? Прежде всего в ориентации учителей на собственное познание учениками первооснов бытия. Эвристическое обучение ­это обучение через открытия, через собственное проникновение уче­ника в глубины природы или культуры. Такое обучение достаточно целостно, в нем происходит интеграция как объектов, так и способов познания. Размышляя о времени как об исторической категории, фи­зическом понятии или религиозном символе, ученик постигает еди­ный первосмысле времени, его синтетическую сущность. Не только естественно- научные, но и гуманитарные, эмоционально-образные, и даже метафизические способы познания применяют ученики при исследовании одного и того же объекта. Разно научные способы обучения, применяемые к одному объекту, расширяют границы по­знаваемого, формируют пространственный стиль мышления и чув­ствования. Получение учениками личных познавательных результатов пред­варяет их знакомство с известным в науке. Лишь после собствен­ных гипотез, сочинений, рисунков учащиеся знакомятся с культур­но-историческими аналогами. Такой подход ставит ученика в одну шеренгу с великими умами, позволяет приходить к вечным исти­нам своим путем. Эвристическое обучение личностно, поскольку предполагает не столько изучение, сколько проживание учеником явлений приро­ды и культуры в собственном творчестве. Вглядываясь, вчувствова­ясь и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю картину современного худож­ника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни. В познании он оказывает­ся сродни великим ученым, художникам, которым удалось глубже других проникнуть внутрь культурно-исторического процесса и внести в него свой вклад. Иногда можно услышать, что эвристический тип обучения хорош для дополнительного, а не для основного образования, что творче­ством дети могут заниматься в свободное от уроков время, а на учеб­ных занятиях надо прежде всего «проходить программу». В других случаях говорят: с творчеством учеников в живописи, музыке, ли­тературе все понятно, но как можно творить в математике? Сфера применения дидактической эвристики - вся школа, все учебные предметы . Нет никаких ограничений в конструировании детьми собственной продукции в любой образовательной области. Любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организу­емого педагогом.



В условиях стремительно меняющегося мира проблема развития творческой активности личности приобретает особую значимость. Развитие сущностных человеческих сил, а именно - критического мышления, самостоятельности и самоорганизации, свободного творчества жизни - позволяет не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, социальных общностях и экономических системах, гарантирует успешность личности в осуществляемой деятельности, ее социальную мобильность. Кроме того, специфическим источником развития информационного общества является способность генерировать знания. Будучи прообразом эвристического образования, метод Сократа как извлечение скрытых в человеке знаний может рассматриваться не только в качестве метода, но и как методология всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности. Технология эвристического образования обладает огромным потенциалом для развития творческой активности личности, поскольку создает условия для самостоятельного поиска нестандартных способов решения задач, имеющих личностную значимость, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, выдвигать гипотезы, строить догадки, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата. Кроме того, данная технология способствует развитию социальной позиции личности через развитие умения вести согласованную работу, кооперацию и партнерство. Совершенно очевидно, что на современном этапе в общеобразовательной школе важен поиск и внедрение современных образовательных моделей, обеспечивающих в условиях позицию ученика как субъекта образовательного процесса, творческое развитие которого обеспечивается правом на свободный выбор видов и способов деятельности, построение собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным особенностям .Применение технологии эвристического образования позволяет целенаправленно развивать такие способности учащихся, как: • адаптация к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидение ее результатов; • планирование и прогнозирование интеллектуальной деятельности на основе эвристических и логических операций и стратегий;

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что технология эвристического образования является наиболее интересной и востребованной со стороны школьников младшего школьного возраста . На наш взгляд, это обусловлено большой вовлеченностью школьников в процесс познания окружающего мира, личностным и социальным совершенствованием, возможностью вести самостоятельные наблюдения, осуществлять совместно с учителем экспериментальную деятельность. Применяя те или иные методы, учитель должен предполагать, что ученик может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это "добытое" знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать. Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова "эвристика", что означает "нахожу".

Результаты личностного роста и развития эвристического мышления можно отслеживать при помощи "Портфолио" (портфель достижений), в котором будут накапливаться творческие проекты решённых задач, предложенных теорий и т.д. Можно предложить учащимся самим продолжить работу по составлению творческих задач по какой-либо теме.

© 2010-2022