Методическая разработка календарно-тематическое планирование по окр. миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Типы уроков и их сокращения

УФНЗ - урок формирования новых знаний

УОиКЗ - Урок обобщения и контроля знаний

УОУиН - Урок обучения умениям и навыкам

УП иО - Урок повторения и обобщения

КУ - Комбинированный урок

УП - Урок-практикум

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Решаемые на уроке проблемы

Формируемые

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения

Понятия

УУД

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 ЧЕТВЕРТЬ (18ч) Раздел I. Твои первые уроки (14 часов)

1.

День знаний

Учебник-с.3-7

1

УФНЗ

Анализ готовности детей к учебной деятельности, уровня их развития.

Школа, учитель, одноклассники; адрес, фамилия, имя; День знаний.

Постановка учебной за-дачи; умение извлекать информацию из рисунка, фотографии

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки.

2.09.

2.

Путешествие по школе

Учебник-с.8-9, раб.тетр.-с.3,зад.№1,2

1

УОУиН

Какие помещения есть в школе и как они функционируют.

Общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабине-ты, туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал.

Умение наблюдать окружающее

Собирают ин-формацию, рассматривают рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради

Экскурсия по школе, работа в тетради

5.09

3.

Школьные принадлежности

Учебник-с.10-13; раб.тетр.-с.4-5,зад.№3-5

1

УОУиН

Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место.

Урок, перемена, школьные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место ученика.

Умение отгадывать за-гадки -называть отличи-тельные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нем.

Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают за-гадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, какими должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

работа в тетради

9.09

4.

Правила поведения в школе

Учебник-с.14-17

1

УФНЗ

Как нужно вести себя на уроке и в школе. Какого школьника называют примерным учеником. Что такое расписание уроков.

Ученик, учебный предмет, рабочее место ученика в классе и дома; расписание уроков; правила поведения на уроке, на перемене, в классе и в коридорах школы.

Формирование оценочной деятельности.

Моделируют различные фор-мы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображенных на рисунках, и делаю вывод, какими должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточка-ми.

12.09.

5.

Условные знаки

Учебник - с.18-21; раб.тетр.- с.6-7, зад.№6-9

1

УФНЗ

Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими.

Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради.

Условный знак как способ замещения реаль-ных предметов и действий с ними.

Умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями.

Учаться заменять условными знаками пред-меты, действия с ними, природные явления; анализируют изображены условные знаки (раскрывают за-кодированную в них информацию);выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.

работа в тетради

16.09.

6,7.

Безопасный путь

Учебник-с.22-27

раб.тетр.-с.8-9, зад.№10-13

2

УФНЗ

Какой путь является безопасным. Какие правила нужно выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге.

Пешеход, свето-фор, дорожные знаки, безопасный переход улицы; правила поведения на дороге, во дворе, на улице.

Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них

Осваивать правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками.

Ролевая игра «Я - пример-ный пешеход»

работа в тетради

19.09



23.09

8.

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)

1

УОУиН

Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школы. Составление алго-ритма безопасного пути в школу и домой.

Умение целее-направленно наблюдать явления окружающего мира.

Моделирование поведения на улице; закрепление умения «читать» условные знаки.

Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.

Экскурсия

26.09

9.

Урок общения

Учебник-с.28-31

1

УОУиН

Какого человека называют культур-ным. Что нужно де-лать чтобы стать культурным ребёнком?

Культурный че-ловек, нормы поведения в семье, с работни-ками школы, с незнакомыми людьми.

Умение оце-нивать своё поведение и поведение окружающих людей с позиции культурного человека.

Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих в них персонажей).

Ролевая игра «Я- культурный человек».

30.09

10.

Классный коллектив

Учебник-с.32-35

1

УОУиН

Что такое классный коллектив. Каковы правила общения с одноклассниками. Чего не нужно делать, чтобы было много друзей.

Член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники-дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка.

Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения.

Учатся высказывать свои суждения и предложения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий.

3.10

11.

Уроки вежливости

Учебник-с.36-41; раб.тетр.-с.10, зад.№14

1

УОУиН

Кого называют воспитанным чело-веком. Какие слова называют волшебными. Почему нужно просить прощения за свои поступки. На что могут обижаться взрослые.

Вежливость, воспитанность, культура общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; правила поведения в общественных местах.

Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транс-порте, на улице; оценивать поведение (своё и окружающих) с позиции культурного человека.

Учатся использовать вежливые слова при об-ращении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему.

работа в тетради

7.10.

12,13.

Уроки здоровья

Учебник-с.42-51, раб.тетр.-с.11-12, зад.№15-19

2

УОУиН

Что нужно делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Как стать сильным, ловким, выносливым, стройным. Что значит «здоровое питание».

Как нужно одеваться, чтобы не болеть.

Части тела человека, условия из развития и сохранения здоровья; здоровое питание; одежда, соответствующая погоде и роду занятий; правила уходя за одеждой и обувью.

Умение ста-вить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и соответственное отношение к своему здоровью.

Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела чело-века; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как нужно ухаживать за одеждой и обувью, выполняют задания в рабочей тетради.

работа в тетради

10.10

14.10

14.

Режим дня школьника.

Учебник-с.52-54; раб.тетр.-с.13, зад.№20,21

1

УФНЗ

Что нужно делать, чтобы всё успевать и не уставать.

Для чего нужен сон. Как нужно себя вести перед сном, чтобы он был хорошим.

Режим дня, распределение дел по времени; дни не-дели, их последовательность.

Высказывать предположения, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками

Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном.

Ролевая игра «Время знаю - всюду успеваю». работа в тетради

17.10

Раздел II. Окружающий мир и его изучение (8 часов)

15.

Признаки предметов

Учебник-с.56-57; раб.тетр.-с.14, зад.№1,2

1

УОУиН

Чем могут отличать-ся предметы. Какое описание предмета можно считать более полным.

Отличительные признаки предметов: форма, цвет, размер; свойства предметов: лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др.

Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре.

Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рас-сказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличи-тельные признаки; определяют, какой предмет спрятан (загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки.

работа в тетради

21.10

16.

Сходства и разли-чия предметов. Объединение пред-метов в группы.

Учебник-с.58-61; раб.тетр.-с.15, зад.№3-5

1

КУ

Что значит «сравнивать предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. По каким признакам объединяют предметы в группы.

Сходства и различия предметов; существенный (главный, основ-ной) признак; объединение (распре-деление) разных предметов в одну группу.

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы.

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак.

работа в тетради

24.10

17.

Органы чувств - верные помощ-ники в познании мира.

Учебник-с.62-64; раб.тетр.с.16, зад.№6,7

1

УФНЗ

Какие источники информации можно использовать, поз-навая окружающее. С помощью чего человек собирает информацию об окружающих пред-метах. Что значит уметь видеть, слышать, осязать.

Органы чувств: органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Умение до-бывать ин-формацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.

Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определяют форму,размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками.

работа в тетради

28.10

18.

Что нас окружает. Природные и руко-творные объекты.

Учебник-с.65-67

1

УФНЗ

Что нас окружает. На какие две группы можно распределить предметы окружа-ющего мира. Какими люди стараются делать свои изделия.

Окружающий мир (всё, что нас окружает), две его части (природные и рукотворные предметы).

Развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать пред-меты окружающего мира.

Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной про-гулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека.

31.10

2 ЧЕТВЕРТЬ (14ч)

19.

Способы изучения окружающего мира.

Учебник-с.68-69

1

УФНЗ

Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод познания является основным для первоклассника.

Источники ин-формации: учебники, энциклопедии, научно популярная литера-тура; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа.

Умение извлекать ин-формацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем мире и находить ответы на них; умение работать в паре.

Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные за-дачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт.

11.11

20.

Живая и неживая природа. Свойства живых существ.

Учебник-с.70-72; раб.тетр.-с.17-18, зад.№8-10

1

УОУиН

Что относится к живой и неживой природе. Чем живые существа отличают-ся от неживых предметов. Какие наблюдения подска-зывают нам, что растения - живые существа.

Свойство живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размно-жение, умирание).

Умение раз-личать пред-меты живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре.

Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят пред-меты на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека).

работа в тетради

14.11

21.

Обобщающий урок

(Как изучают окружающий мир)

Учебник-с.55-72; раб.тетр.-с.19,зад.№11

1

УПиО

Обобщается изученный материал.

Проверяется усвоение веденных предметных понятий: источник ин-формации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое.

Проверяется усвоение УУД: умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями.

Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать от-крытые ранее знания и умения, применять их на практике; работают с раз-резными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать пред-меты окружающего мира (реальные предметы или изображенные на фото и рисунках).

работа в тетради

18.11

22.

Экскурсия

(на пришкольный участок, в ближай-ший сквер)

1

УОУиН

Наблюдение изменений, которые про-изошли в природе со времени начала учёбы. Наблюдение растений. Сбор при-родного материала для уроков.

Признаки поздней осени в природе; разнообразие растений, среда их обитания.

Умение ста-вить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления.

Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения при-школьного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения.

Экскурсия

21.11

Раздел III. Разнообразие и красота растений (15 часов)

23.

Многообразие рас-тений. Условия их жизни.

Учебник-с.73-75; раб.тетр.-с.20, зад.№1

1

УФНЗ

Где можно наблюдать растения. Что им нужно для жизни. Чем растения различаются, в чём их сходство.

Растение, среда обитания, взаимосвязь живой и неживой природы; условия жизни растения (вода, воздух, свет, почва, тепло).

Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы.

Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками.

работа в тетради

25.11

24.

Строение растений (на примере цвет-кового травянистого растения)

учебник-с.76-77; раб.тетр.-с.21, зад.№2,3

1

УФНЗ

Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли.

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре.

Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрез-ным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений).

работа в тетради

28.11

25.

Какими бывают растения. Дерево, его строение.

Учебник-с.78-79; раб.тетр.-с.22-23 зад.№4,5,6

1

УФНЗ

По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению. Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный.

Дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки; части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья).

Умение наблюдать и делать выводы; извлекать ин-формацию из рисунка схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моде-лью.

Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить, и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рису-нок - схему дерева и определяют его части, моделируют дерево.

работа в тетради

2.12

26.

Кустарники и травы, их отличие от деревьев.

Учебник-с.80-82; раб.тетр.-с.24-25, зад.№7-10

1

УФНЗ

Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения.

Кустарник, его основной признак, отличие от дерева; травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника.

Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах.

Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по раз-резным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания.

работа в тетради

5.12

27.

Лиственные дере-вья, разнообразие их листьев.

Учебник-с.83-85; раб.тетр.-с.26, зад.№11-13, с.30зад.№19

1

УФНЗ

Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чём сходство их листьев, в чём различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года.

Лиственное дерево, строение листа (листовая пластин-ка, черешок), простой и сложный лист; листопад.

Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком схемой.

Наблюдать и сравнивать листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихание и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада.

работа в тетради

9.12

28.

Хвойные деревья, их разнообразие.

Учебник-с.86-88; раб.тетр.-с.27-28, зад.№14-17

1

УФНЗ

Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Где созревают семена. Чем отличаются хвой-ные деревья.

Хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница - листопадное дерево.

Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы.

Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы.

работа в тетради

12.12

29.

Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды.

Учебник-с.89-92; раб.тетр.-с.32-33, зад.№21-23

1

УФНЗ

Какое значение имеют ягодные растения для природы человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны.

Ягода, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды.

Умение работать с разны-ми источниками информации; умение составлять загадки ( указывать отличительные признаки загадываемых растений).

Извлекают ин-формацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадки; обсуждают эко-логические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками.

работа в тетради

16.12

30.

Обобщающий урок (Разнообразие растений)

Учебник-с.73-92; раб.тетр.-с.29,зад№18,

с.31,зад №20,

с.34-35,зад.№24-26

1

УПиО

Закрепить знания о растениях, полученные при изучении этого раздела: чем отличаются деревья, кустарники. Травянистые растения. Проверить степень усвоения УУД.

Закрепляем следующие знания: растение - живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев.

Проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки; умение пользоваться условными знаками.

Отвечают на вопросы учителя, работают с раз-резными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.

Задания в раб.тетр.

19.12

31.

Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности)

Учебник-с.93-95, второй форзац

1

УОУиН

Зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. Почему некоторые растения исчезли или стали редкими на Земле. Для чего была создана Красная книга растений.

Умение находить особенности строения разных растений мира; Красная книга-книга тревоги.

Умение выбирать научную информацию из художественного текс-та и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия).

Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текс-том, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и эко-логические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяя-ют работу по изготовлению модели ( в виде аппликации) выбранного растения и подготовке со-общения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.

Экскурсия

23.12

32.

Контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире в первом полугодии)

Раб.тетр.-с.36-40, зад.№1-10

1

УОиКЗ

Проверить усвоение предметных знаний, умений и УУД.

Основные знания и умения: умение различать три группы предметов окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений.

Умение находить отличи-тельные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников.

Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы.

Задания в рабочей тетради.

26.12

3 ЧЕТВЕРТЬ (18ч)

33.

Культурные растения

учебник (часть 2) -с.3-5

раб.тетр.(часть 2)-с.3, зад.№1-3

1

УФНЗ

Какое значение для человека имеют дикорастущие растения. Какие растения называются культурными и где их выращивают. Какие растения называются сорняками.

Дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; садовод, овощевод, полевод.

Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре.

Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с раз-резными карточками.

работа в тетради

13.01

34.

Растения сада и огорода

Учебник-с.5-7;

раб.тетр.с.4-5, зад.№4-7

1

УП

Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы. Как выращивают рассаду.

Овощные, садовые культуры, овощи, фрукты; способы выращивания растений; рассада, теплица.

Умение класс-инфицировать, выделять отличительные признаки предметов.

Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работа-ют с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду).

Практич.. работа «Лепка фруктов и овощей из пластилина». работа в тетради

16.01

35.

Растения поля. Зерновые культуры.

Учебник-с.8-11; раб.тетр-с.6,зад.№8-10

1

УФНЗ

Какие культуры выращивают в поле. Чем отличаются зерновые культуры. Как нужно относиться к хлебу. Из каких растений делают продукты питания, ткани.

Зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайнёр, пекарь, мельница, колос, зерно, мука.

Умение составлять рас-сказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение.

Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений».

Выставка,работа в тетради

20.01

36.

Декоративные растения. Комнатные растения.

Учебник-с.12-14; раб.тетр.-с.7, зад.№11-12

1

УП

Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Что нужно знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним.

Декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ним.

Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре.

Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдать за комнатными растениями, сравнивать их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Практич. работа «Уход за комнатными растениями», работа в тетради

23.01

37.

Обобщающий урок (Что мы узнали о растениях)

Раб.тетр.-с.8-9, зад.№1-4

1

УПиО

Обобщаются знания, полученные ученика-ми о растениях. Проверяется усвоение предметных умений и УУД.

Проверяется усвоение понятий («живая и неживая при-рода»; «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; «хвойные и лиственные деревья», «культурные, комнатные растения», «части растений».

Умение работать с разны-ми источника-ми информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания.

Обобщают знания, открытые ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют про-белы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративн.) растении.

тест

27.01

Раздел IV. Разнообразие грибов (3 часа)

38.

Грибы, их многообразие.

Учебник-с.15-18; раб.тетр.-с.11,зад.№3

1

УФНЗ

Можно ли считать грибы живыми существами. Какое строение имеют шляпочные грибы. Чем они различаются. Чем грибы отличаются от растений.

Гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; размножение грибов.

Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста.

Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы - по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы данные в учебнике.

работа в тетради

30.01

39.

Съедобные и ядовитые грибы.

Учебник-с.19-21; раб. Тетр.-с.10-11, зад№1,2,5.

1

УФНЗ

Все ли шляпочные грибы съедобны. Как различать несъедобные и съедобные грибы по их строению. Как правильно собирать грибы.

Съедобный, условлено съедобный, ложный, ядовитый гриб; правила сбора грибов.

Умение сравнивать, класс-инфицировать предметы, на-ходить отличительные признаки; умение работать с разрезными карточками.

Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в раб.тетради.

работа в тетради

3.02

40.

Удивительные грибы (другие виды грибов)

Учебник-с.22-23, раб.тетр.-с.11, зад.№4

1

УП

Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них. Что такое плесень. Почему хлеб плесневеет. Что используют для приготовления хлебобулочных изделий.

Грибы-разрушите-ли, микроскопические грибы (не видимые невооруженным глазом), дрожжевые и плесневые грибы.

Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре.

Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскоп. грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им хар-ку.

Творческая работа(лепка, рисование или моделирование грибов)

работа в тетради

6.02

Раздел V. Разнообразие и красота животных. (18 часов)

41.

Животные, их разнообразие.

Учебник-с.25-29, раб.тетр.-с.12, зад.№1

1

УФНЗ

Какие св-ва живых существ есть у всех животных. Чем животные отличаются от растений. И грибов. Где питаются, какие сооружают жилища. Что необходимо животным для жизни.

Животные, среда обитания, способы передвижения, за-щиты, питания; правила безопасного поведения с животными.

Умение характеризовать животных; умение находить основную и доп. информацию, работая с ил-люстрациями, худ. и учебным текстами.

Анализируют стих., рассм. иллюстрации к нему, приводят примеры животных; работают в паре -размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним.

работа в тетради

17.02

42.

Млекопитающие, их многообразие

Учебник-с.30-33; раб.тетр.-с.13, зад.№2-4

1

УФНЗ

По каким признакам выделяют группу млекопитающих. Какой признак является для группы млекопитающих главным. Чем могут различаться млекопитающие. К какой группе отнести кита и дельфина.

Млекопитающие (звери), их существенный признак, морское млекопитающее; правила безопасного и экологически грамотного поведения с животными.

Умения осуществлять поиск информации из иллюстр. и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему.

Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, кот. является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работа-ют с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам.

работа в тетради

20.02

43.

Птицы, их многообразие

Учебник-с.34-37; раб.тетр.-с.14-15, зад.№5-7

1

УФНЗ

Чем птицы отличаются от млекопитающих. Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья, ноги, клювы птиц разные. От чего зависит их форма и размеры. Чем питаются птицы.

Существенный при-знак птиц, оперение птиц: пуховые, покровные, маховые перья; зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие птицы, среда их обитания и способ обитания.

Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять сущ. признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умение моделировать.

Рассказывают о своих наблюдениях за птицами, выясняют чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классиф. птиц, работа-ют с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу по желанию.

Наблюдение за птицами, работа в тетради

24.02

44.

Размножение птиц

Учебник-с.38-39, раб.тетр.-с.16, зад.№8

1

УФНЗ

Как размножаются птицы. Чем различаются самка и самец у птиц. Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве.

Гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки, способы за-щиты гнезда; правила экологически грамотного поведения в природе.

Умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окр. мира.

Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классиф. птиц; моделируют по выбору гнездо птицы.

Лепка, работа в тетради

27.02

45.

Удивительные птицы

Учебник-с.40-43; раб.тетр.-с.16-17, зад.№9-10

1

УОУиН

Можно ли страуса и пингвина отнести к птицам. Чем они отличаются от других птиц. Как можно узнать птицу, не видя её. Каких птиц называют певчими. Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают в теплые края. Как помочь зимующим птицам пережить трудные для них времена.

Нелетающие птицы, певчие, перелётные и зимующие птицы; значение птиц для природы и человека.

Умение анализировать рису-нок и предполагать, какая в нём заложена информация; умение устанавливать взаимосвязь между объектами окр. мира; обобщать наблюдения, делать выводы.

Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в раб. тетр.); узнают птиц по описанию и голо-сам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в теплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой.

работа в тетради

3.03

46.

Насекомые, их многообразие.

Учебник - с.44-45, раб.тетр.-с.18-19, зад.№11-13

1

УФНЗ

Каких животных относят к насекомым, почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной, существенный. Какой строение тела имеют насекомые, чем они могут различаться. Как умеют защищаться эти животные.

Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья); среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых.

Умение нахо-дить сходства и различия, представлять образ пред-мета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окр. мира, обобщать найденную информацию и делать выводы.

Разгадывают загадки, выделяя отличи-тельные признаки насекомых; работа-ют с разрезными карточками, выполняют задания в раб.тетр.; моделируют насекомое по выбору.

работа в тетради

6.03

47.

Общественные насекомые.

Учебник-с.46-48, раб.тетр.-с.20, зад.№14

1

УОУиН

Почему пчёл и муравь-ев называют общественными насекомыми. Чем отличается их образ жизни от других насекомых. Какие правила жизни общественных насекомых нужно выполнять людям.

Общественные насекомые, образ их жизни; правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.

Умение определять основную и дополнительную ин-формацию из текста, выделять научную информацию из худож. тек-ста, анализировать рисунки.

Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивають дид. игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном отношении к ним.

работа в тетради

10.03

48

Жуки и бабочки.

Учебник-с.48-51, раб.тетр.-21-23, зад.№15-19

2

УОУиН

Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых. Чем полезны жуки и бабочки природе. Почему стали редкими некоторые насекомые.

Жук, его строение; бабочка, её строение; экологически грамотное поведение в природе, бережное отношение к насекомым.

Умение наблюдать, выделять отличи-тельные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы.

Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работа-ют с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в раб.тетр.

тест

13.03

17.03

49.

Рыбы, их многообразие.

Учебник-с.52,54, раб.тетр.-с.24, зад№21-22

1

УФНЗ

Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных. Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы.

Рыба, её основной признак; части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы.

Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками схемами; умение работать в паре.

Выделяют основ-ной признак рыб, находят части тела рыб о рисунку-схему, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в раб. тетр.

работа в тетради

20.03

50.

Аквариумные рыбы.

Учебник-с.53,55; раб.тетр.-с.24, зад.№20

1

УОУиН

Как называют устройство для содержания рыб в помещении. Для чего человек разводит аквариумных рыб. Какие условия создают аквариумным рыбкам, чем их кормят. Как ухаживают за аквариумом, какие предметы необходимы для этого.

Аквариум, аквариумные рабы, правила ухода за ними.

Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение.

Узнают рыб по описанию, выделяя-ют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоемах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие со-общения об аквариумных рыбках.

работа в тетради

31.04

51.

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие.

Учебник-с.56-58, раб.тетр.-с.25-26, зад.№23-25

1

УФНЗ

Почему жаб и лягушек объединили в одну группу. Почему их называют земноводными. Чем они отличаются от других животных. Как земноводные передвигаются, чем дышат. Чем различаются разные земноводные. Можно ли змей, черепах, ящериц, крокодилов объединить в одну группу, в чем их сходство. Почему эту группу животных называют «пресмыкающиеся». Где обитают разные пресмыкающиеся, чем они отличаются от земно-водных. Нужны ли природе земноводные и пресмыкающиеся. Чем они полезны человеку.

Земноводные, их основной признак; бесхвостые и хвостатые земноводные, среда их обитания, образ жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; пресмыкающиеся, строение тела, его покров; правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями.

Умение ста-вить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их.

Читают текст, рассматривают иллюстрации, на-ходят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют их основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека.

работа в тетради

3.04

52.

Древние пресмыкающиеся.

Учебник-с.59, раб.тетр.-с.27-28, тест, зад.№26-28

1

УФНЗ

Давно ли появились пресмыкающиеся на Земле. Какими были разные динозавры. Закрепляются знания о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Динозавры-древние пресмыкающиеся; проверяется усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся».

Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение готовить не-большие со-общения.

Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с раз-резными карточками; обобщают знания, открытые ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в раб.тетр.

работа в тетради

7.04

53.

Домашние живот-ные, их значение в жизни человека.

Учебник-с.60-63; раб.тетр.-с.29-30, зад.№29-31

1

УФНЗ

Как называются животные, кот. Специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Какую пользу приносят людям дом. животные.

Дикое и домашнее животное; уход за дом. животными; как люди используют разных дом. животных.

Умение наблюдать и готовить крат-кое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных.

Выделяют группы животных, кот. одомашнил чело-век; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе дом. животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких.

Наблюдение за повадками, образом жизни дом.

животных. работа в тетради

10.04

54.

Домашние питомцы.

Учебник-с.64-66, раб.тетр.-с.30, зад.№32-33

1

УПиО

Как ухаживают за кошками, собаками, живущими в домашних условиях.. что может случиться с домашними животными, если они окажутся в дикой природе.

Правила ухода за домашними питомцами; породы собак, их значение в жизни человека.

Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира.

Наблюдают за дом. питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, кот. приручили.

работа в тетради

14.04

55.

Обобщающий урок

(Что мы узнали о животных).

Учебник-с.67-68, раб.тетр.-с.31,зад.№34 с.34-35, зад.№1-8

Экскурсия

(заочно в зоопарк, палеонтологический музей). ИКТ.

Учебник-с.69-73

1

УОиКЗ

УОУиН

Проверяется усвоение знаний о животных и УУД.

Расширяется представление учащихся о животном мире Земли.

Проверяется знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать)

Зоопарк, зоологический музей, дельфинарий, правила поведения в них.

Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания.

Умение описывать, характеризовать объекты окр. мира, высказывать свои суждения, аргументировать их

Выполняют задания в учебнике и в раб.тетр., работа-ют с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы.

Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка; собирают информацию о животном, выбран

ном для сообщения.

Тест работа в тетради.

Экскурсия

17.04

57.

Красная книга растений и животных.

Учебник-с.74-77, форзацы учебников 1 и 2 части,

раб.тетр.-с.32-33, зад.№35-38

1

УФНЗ

Почему стали редкими растения и животные. Почему книгу, в кот. занесены сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, назвали Красной. Есть ли в этой книге страницы другого цвета, что они означают. Какие действия могут предпринять люди, чтобы сохранить многообразие живых существ на Земле. Как могут помочь школьники в этом важном деле.

Исчезающие и редкие виды живых существ; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк.

Умение анализировать ил-люстрации, на-ходить, необходимую ин-формацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия.

Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; знакомятся с редкими животными и растениями мира, рассматривают форзацы частей 1и2 учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия расти-тельного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым.

работа в тетради

21.04

Раздел VI. Творения людей вокруг тебя. (8 часов)

58.

Дерево в жизни человека

Учебник-с.80-81; раб.тетр.-с.38, зад.№1

1

УФНЗ

Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья.

Древесина, экономичное и вторичное использование бумаги, бережное от-ношение к деревьям и изделия из древесины.

Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами.

Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека ( и в собственной жизни);знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дере-во важнее-живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихния (в раб.тетр.), отмечая, что в нем говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора как к ним относятся уче-ки школы.

работа в тетради

24.04

59.

Народное творчество

(заочная экскурсия в музей прикладного искусства)

Учебник-с.82-83; раб.тетр.-с.39, зад.№2

1

УФНЗ

Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие мате-риалы они использовали для своих изделий и как их украшали.

Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров.

Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров.

Знакомятся с изделиями народных мастеров (заочно), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей.

Экскурсия,

работа в тетради

28.04

60.

Национальные традиции в изделиях разных народов (заочная экскурсия в краеведческий музей) учебник-с.84-85

1

УФНЗ

Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются.

Национальная традиция, национальная одежда, узоры.

Уважительное отношение к национальным традициям разных народов.

Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном краю); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка ( с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта.

Экскурсия

5.05

61.

Мир увлечений людей.

Учебник-с.86-87

1

УОУиН

Чем могут увлекаться люди. Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять.

Коллекция, экспонат, коллекционер.

Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её.

Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров-родителей (по возможности).

выставка

8.05

62.

Среда обитания - наш общий дом. Твой дом и двор.

Учебник-с.88-89

1

УФНЗ

Дом и двор, в котором живут люди. Каким можно сделать школьный двор.

Среда обитания, её значение для человека.

Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту.

Рассуждают о своём участии в сох-ранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; про-водят посадку клумбы в школь-ном дворе, саженцев кустарников и деревьев.

12.05

63.

Родное село (город, край), его памятные места. (Экскурсия по родному селу).

учебник-с.90-92

1

УОУиН

Какие достопримечательности можно посмотреть в родном краю. Какие памятные места, святые места есть в нем, как за ними ухаживают.

Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры.

Развитие эстетического восприятия окр.мира, формирование бережного отношения к историческим па-мятникам, уважительного отношения к святым местам.

Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию).

Экскурсия

15.05

64.

Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

Учебник-с.93-95; раб.тетр.-с.39,зад№3

1

УФНЗ

Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам.

Памятники куль-туры всемирного значения, необходимость их охраны.

Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданным наши-ми предками.

Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России.

работа в тетради

19.05

65.

Итоговый контрольный урок

(Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в первом классе)

Раб.тетр.-с.36,37,40

1

УОиКЗ

Проверяются предметные знания и мета предметные умения.

Проверяются основные знания о сезонных предметах, растениях, животных.

Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе.

Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своёй учёбы в классе.

Контрольная работа в тетради

22.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Фёдоровской СОШ от 26.08.2014 года № 1

Руководитель МС _____________/ Карачина Г.Н./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________/ Карачина Г.Н./

27.08.2014 года


© 2010-2022